Научная статья на тему 'Модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования'

Модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COLLEGE TEACHER / ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / OPEN EDUCATION / METHODOLOGICAL COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / MEANS OF E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SCIENTIFIC AND METHODICAL SEMINAR / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПОО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Т.Г., Исаева Л.М.

В статье рассматривается авторская модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования. Дана краткая характеристика основным составляющим модели, где особое место занимает авторские научно-методических семинаров: «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателя колледжа» и «Методическая подготовка преподавателя в условиях открытого образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Т.Г., Исаева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF OPEN EDUCATION

The author’s model of formation of methodical competence of a teacher of an average professional educational organization in conditions of open education is considered in the article. A short characteristic of the main component of the model is given, where a special place is occupied scientific-methodical seminars prepared by the author: “Distance educational technologies and e-learning tools in the professional work of a college teacher” and “Methodological training of a teacher in an open education”.

Текст научной работы на тему «Модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования»

В России (позиция по ограничению свободы Интернета) принят ряд государственных законов, ограничивающих распространение информации в Интернете и в СМИ. Известно, что эта законодательная инициатива была критически оценена многими активными пользователями Интернета, прежде всего взрослыми сознательными людьми, которые воспринимают такие законы как ограничение свобод. Упомянутые законы и в самом деле слабо проработаны с точки зрения правоприменения. Ответственность за исполнение законов возлагается на структуры, обеспечивающие доступ в Интернет, которые не имеют достаточной мотивации проводить в жизнь принятые решения и вместо исполнительной власти решать технические и организационные

Библиографический список

вопросы. Им проще прекратить предоставление услуг для исполнения законодательных требований [3].

Тем самым информационная безопасность является важным аспектом в образовательном процессе. значимость которого с годами только возрастает [4]. Учащиеся уже на этапе раннего обучения должны знакомиться с тем, как избегать проблем с ки-бербезопасностью и решать их в случае столкновения. Учащиеся должны понимать, какую информацию позволительно доверять собственным гаджетам, а какую лучше оставить при себе, какие сайты посещать можно, а какие не стоит. Только при тщательном подходе к данной проблеме можно сформировать достаточно грамотное в отношении информационных технологий поколение.

1. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры. Вестник Адыгейского государственного университета. 2012; 4(108): 47 - 52.

2. Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России. Вестник МГИМО Университета. 2015; 4: (43): 119 - 129.

3. Литвинова А.В., Блинова А.С. Оценка информационной безопасности образовательной среды учащимися и родителями. European Social Science Journal. 2013; 12; Т. 1: 149 - 152.

4. Асадулаева С.А. Национальная безопасность и её влияние на личность. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 228 - 229.

References

1. Alieva M.F. Informacionnaya bezopasnost' kak 'element informacionnoj kul'tury. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4(108): 47 - 52.

2. Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO Universiteta. 2015; 4: (43): 119 - 129.

3. Litvinova A.V., Blinova A.S. Ocenka informacionnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy uchaschimisya i roditelyami. European Social Science Journal. 2013; 12; T. 1: 149 - 152.

4. Asadulaeva S.A. Nacional'naya bezopasnost' i ee vliyanie na lichnost'. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 228 - 229.

Статья поступила в редакцию 28.04.18

УДК 378.2

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Methodology of Teaching of Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru Isaeva L.M., teacher, Department of Mathematics and Informatics, Grozny State College (Grozny, Russia), E-mail: lz_256@mail.ru

THE MODEL OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF OPEN EDUCATION. The author's model of formation of methodical competence of a teacher of an average professional educational organization in conditions of open education is considered in the article. A short characteristic of the main component of the model is given, where a special place is occupied scientific-methodical seminars prepared by the author: "Distance educational technologies and e-learning tools in the professional work of a college teacher" and "Methodological training of a teacher in an open education".

Key words: college teacher, open education, methodological competence, model, means of e-learning, distance educational technologies, scientific and methodical seminar.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., проф. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: timur.60@mail.ru

Л.М. Исаева, преп. ГБПОУ «Чеченский государственный колледж», г. Грозный, Е-mail: lz_256@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается авторская модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования. Дана краткая характеристика основным составляющим модели, где особое место занимает авторские научно-методических семинаров: «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателя колледжа» и «Методическая подготовка преподавателя в условиях открытого образования».

Ключевые слова: преподаватель СПОО, открытого образования, методической компетентности, модель, средства электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, научно-методический семинар.

Современный этап модернизации профессионального образования представляет собой систему взаимосвязанных нововведений и изменений. Они направлены, в том числе, на укрепление авторитетности профессий, востребованных в регионах России, а также на повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников средних профессиональных образовательных организаций (СПОО) на региональных рынках труда [1].

Модернизация средней профессиональной образовательной организации в значительной степени изменили подходы к профессионально-педагогической деятельности преподавателя,

а также требования к качеству и результатам образовательного процесса.

Они должны быть ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов, требующих межпредметных связей.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что система образования на всех этапах должна быть ориентирована на формирование и развитие компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Требования к кадровым условиям в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагают высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практик, которые требуют формирование методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации.

По мнению А.В. Никитина и Л.И. Романковой, методическая компетентность преподавателя СПОО - это интегративный характер личности, отражающий системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [2].

Методическая компетентность преподавателя представляет собой системное формирование знаний, умений и навыков в сочетании педагогических методов и средства, необходимых для его профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, методическую компетентность преподавателя СПОО можно рассматривать, как одним из наиболее эффективных способов решения профессиональных задач в процессе реализации целей обучения, а также как непрерывный процесс ее формирования.

В условиях открытого образования формирования методической компетентности преподавателя СПОО требует совершенствовании, связанное с необходимостью использования средств электронного обучения (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) профессионально-педагогической деятельности.

Р.Э. Гшиянц отмечает, что открытое образование можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации, развитию его способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования информационного общества [3].

По мнению автора, открытое образование это система, в которой обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых образовательных систем. В этой связи важную роль играют средства открытого образования, одним из которых являются средства информационных и коммуникационных технологий.

В монографии И.В. Роберт [4] под средствами информационных и коммуникационных технологий подразумевает программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и системы транслирования информации и информационного обмена обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, хранению, обработке и передачи информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Средства ИКТ занимают важное место среди многочисленных инновационных направлений развития системы среднего профессионального образования, связанные с множеством информационных сервисов, которые преподаватель СПОО может внедрять и эффективно использовать в своей профессионально-педагогической деятельности.

Открытое образование оказывает существенное влияние на качество, развития профессиональной деятельности преподавателя СПОО, в том числе его методическую подготовку, где методическая компетентность занимает ведущую роль в использовании средств ИКТ, в частотно ЭО и ДОТ.

Вместе с тем недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с проблемой определения и обоснования условий формирования.

Под методической компетентностью преподавателя СПОО в условиях открытого образования, как результат психолого-педагогической, методической, предметной подготовки, профессионального опыта представляющая собой интегративную личностно-профессиональную характеристику с его ИКТ-компе-тентностью.

На основе теоретического анализа исследований, нами разработана модель формирования методической компетентности

преподавателя СПОО в условиях открытого образования, включающая: социальный заказ; целевой, методологический, процессуально-методический, критериально-диагностический блоки и результат.

В целевой блок включены цель (формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования) и задачи (определение эффективности педагогических условий и модели формирования методической компетентности преподавателя СпОо в условиях открытого образования).

В методологический блок включены подходы (системный; компетентностный; технологический; проблемно-деятельност-ный; андрогогический); принципы (формирование содержания информационного; материала; положительная обратная связь; рефлексии; системность; интеграция.); средства (интегративные средства обучения; средства электронного обучения); методы (активный метод обучения; метод проекта; метод сотрудничества; кейс технологии) и формы (смешанное обучение; дистанционное обучение; видео-конференц связь; дискуссия).

Следующим блоком авторской модели формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования является процессуально-методический, состоящий из:

- функционально-целевой составляющей (разработка и реализация методических мероприятий; развитие познавательной активности и самостоятельности преподавателя; взаимодействие с коллегами, с администрацией с целью совершения методической подготовки);

- организационно-содержательных форм (очная, заочная, дистанционная);

- научно-методических семинаров: «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателя колледжа» и «Методическая подготовка преподавателя в условиях открытого образования». По этим семинарам разработаны программы на основе модульной технологии.

- контрольно-критериальной (положительное отношение к методической работе; владение методами научно-методическим познанием; способность рефлексировать собственную методическую работу).

Для реализации процессуально-методического блоков модели формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования выделяем следующие составляющие: исходно-диагностический (определение уровня методической компетентности преподавателя с учетом проблем рассматриваемого процесса); теоретико-практический (мотива-ционно-целостная деятельность преподавателя; формализация коммуникативных, конструктивно-проектировочных знаний); внедренческий (создание комплекса педагогических условий).

На критериально-диагностическом блоке нами рассматривается мониторинг формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования, где выделены уровни (низкий, средний, высокий); критерии (личностный; исследовательский; деятельностный; практический); показатели (владения умениями осуществлять перенос действии в новой ситуации; изменения в традиционную методическую практику (методы, средства и формы обучения)); методы (анкетирование; опрос; наблюдение; экспертная оценка; тестирование); этапы (входной, диагностический, итоговый синтез); педагогическая коррекция (повторение, консультация, беседа, уточнение). Завершающим этапом авторской модели является результат повышение уровня формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования.

Таким образом, следует отметить, представленная модель формирования методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования является универсальной, так как её компоненты структуры рассматриваемого процесса позволяют создавать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, а, следовательно, индивидуальную образовательную траекторию требований конкретной профессионально-педагогической деятельности. Апробация данной модели прошла в образовательной деятельности преподавателей ГБПОУ «Чеченский государственный колледж» (г. Грозный); ГБПОУ «Гуманитарно-технический техникум» и ГБПОУ «Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий». Результаты показали о повышении уровня сформи-рованности методической компетентности преподавателя СПОО в условиях открытого образования.

Библиографический список

1. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года. Президент России. Available at: http://президент.рф/transcripts/8786

2. Никитин А. В., Романкова Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Москва, 1981.

3. Гшиянц Р.Э. Подготовка учителя технологии и предпринимательства в контексте открытого образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2007.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

References

1. Stenograficheskij otchet o sovmestnom zasedanii Gosudarstvennogo soveta i Komissii po modernizacii i tehnologicheskomu razvitiyu 'ekonomiki Rossii 31 avgusta 2010 goda. Prezident Rossii. Available at: http://prezident.rf/transcripts/8786

2. Nikitin A. V., Romankova L.I. Kvalifikacionnye harakteristikispecialistovs vysshim obrazovaniem. Moskva, 1981.

3. Gshiyanc R.'E. Podgotovka uchitelya tehnologii i predprinimatel'stva v kontekste otkrytogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2007.

4. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 20.04.18

УДК 811.111:378.634

Kalashnikova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs

of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: kalash-sv@mail.ru

LEARNING SPECIAL VOCABULARY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. In the article some specifics of training special vocabulary in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented by the means of training lexical items in all specific forms on one hand and in all typical and free word combinations which are valuable for the professional communication on the other hand. The author determines a term "special vocabulary", which includes general terms, special technical terms of procedure law and judicial terms. The reproductive layer of the vocabulary is necessary for active possession of oral speech and the receptive level is realized in reading professionally oriented texts. The work examines the difference of formation active and passive vocabulary taking into consideration polysemy and synonymy, and wordbuilding, which is presented by suffix and prefix types. The material given in the paper helps the teacher not only to organize the educational process, but also to contribute to the creation of trainers' professional skills and abilities.

Kew words: special vocabulary, lexical items, professional skills and abilities, educational process.

С.В. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,

E-mail: kalash-sv@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

В статье раскрываются особенности обучения специальной лексике в образовательных организациях МВД России, которые заключаются в отработке лексических единиц во всех характерных для него формах с одной стороны, с другой стороны - в типичных и свободных сочетаниях, которые являются ценными с точки зрения профессионального общения. Автор определяет понятие «специальная лексика», которое включает общеупотребительные термины, специальные термины процессуального права и юридические термины. Репродуктивный пласт лексики необходим для активного овладения устной речью, и рецептивный слой реализуется при чтении профессионально ориентированных текстов. Автор исследует различие в формировании активного и пассивного запаса слов, обращая внимание на явления многозначности и синонимии, а также на словопроизводство, которое представлено суффиксальными и префиксальными типами. Представленный в статье материал позволит преподавателю не только эффективно организовать образовательный процесс, но и способствовать формированию профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: специальная лексика, лексические единицы, профессиональные умения и навыки, образовательный процесс.

Процесс межличностной коммуникации связан с большинством областей профессиональной деятельности, в которых будущему специалисту предстоит самореализовываться, проявлять свою субъектность не только через предметную деятельность, но и через общение. В настоящее время востребован специалист с широким кругозором, способный мыслить творчески, выдавать неординарные идеи, владеющий речью, умеющий аргументировано убеждать. При изучении иностранного языка обучающимся приходится читать специальную литературу, извлекать ценную в практическом отношении информацию, выполнять устные и письменные задания, излагать собственные мысли на иностранном языке. Языковая компетенция приобретает важное значение в процессе совершенствования лингвистического кругозора обучающихся, она охватывает такие аспекты как количество лексических единиц, правильность использования вербальных средств в соответствии с функционально-стилистической направленностью.

Обучению специальной лексике уделяется первостепенное значение в процессе изучения иностранного языка в образовательных организациях МВД России. Специальная лексика включает общеупотребительные термины (наименования предметов, действий, явлений, которые используются в научно-популярной,

научной литературе, в деловых документах, в законодательстве и др.); специальные технические термины процессуального закона, специальные юридические термины, удельный вес которых в оригинальных юридических текстах составляет от 10% до 60%. Словарный запас обучающихся состоит из репродуктивного и рецептивного пластов лексики. Репродуктивный слой (активный запас) должен охватывать лексику, которая необходима для активного овладения устной речью, и рецептивный слой (пассивный запас) реализуется при чтении профессионально ориентированных текстов. При обучении лексике следует учитывать различие в формировании активного и пассивного запаса слов.

При первом предъявлении как активных, так и пассивных лексических единиц происходит соотнесение иностранного слова со словом русского языка. В силу многозначности слов подобные соотношения носят сложный характер, т. к. совпадают некоторые значения, другие расходятся. Расхождения в несовпадающих значениях создают трудности при усвоении лексики. Для преодоления интерферирующего влияния русского языка объем значения слова из активного словаря должен быть сведен к однозначности. Чтобы исключить появление у обучающихся ошибок при употреблении многозначного слова в речи, звуковая форма должна быть соотнесена со строго ограниченным значением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.