Научная статья на тему 'Проблемы информационной безопасности образовательной среды в современных условиях'

Проблемы информационной безопасности образовательной среды в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1301
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / УГРОЗЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO CYBERSECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / CYBERTERRORISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубалова О.А.

В статье рассматриваются проблемы информационной безопасности в образовательной среде. Описываются условия и предназначения использования информационных технологий. Автор приводит перечень проблем, возникающих при использовании информационных технологий в образовательном контексте. Также он даёт характеристику потенциальным угрозам кибербезопасности: несанкционированный доступ к данным, фильтрация нежелательной информации, кибертерроризм. Вместе с тем, автор предлагает возможные решение названных проблем, анализирует их преимущества и недостатки: проведение специалистами регулярного аудита систем, разработка единой платформы. Кроме этого, в статье рассматриваются позиции России и мира по ограничению свободы в интернет-пространстве, в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS

The article considers problems of information security in the educational environment. The conditions and uses of information technology are described. The author gives a list of problems that arise when using information technologies in the educational context. The work describes potential threats to cybersecurity: unauthorized access to data, filtering of unwanted information, cyberterrorism. At the same time, the author proposes possible solutions to these problems, analyzes their advantages and disadvantages: the regular audit of systems by specialists, the development of a single platform. In addition, the article examines the positions of Russia and the world on restricting freedom in the Internet space, in social networks.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационной безопасности образовательной среды в современных условиях»

развитие психических процессов личности ученика, составляющих цель образования.

Управление познавательным процессом осуществляется посредством выполнения таких требований, как: создание комфортных условий для всестороннего развития личности обучающегося с учетом его способностей и возможностей, возрастание степени личностного управления процессом учения, конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как равноправных субъектов образовательного процесса.

Несмотря на широкомасштабное использование в учебном процессе модульной технологии обучения и распро-

Библиографический список

страненность изучения ее специфических свойств, на сегодняшний день существуют следующие проблемы: отсутствие соответствующего психологического сопровождения данной технологии, что влечет ее неприятие учителями и неподготовленность к ней обучающихся; механическая разбивка «неделимого» учебного материала на дозы в соответствии с модулями и др. В связи с названными трудностями при внедрении МТО в образовательный процесс представляется возможным дальнейшее изучение ее свойств в целях эффективной организации обучения, направленного на саморазвитие обучающихся.

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Педагогика, 1995.

2. Педагогические технологии. Под общей редакцией В.С. Кукушкина. Москва: Феникс, 2006.

3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: ВГПУ, 1995.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. Под ред. В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2002.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1: Общие основы: учебник для вузов. Москва: Академия, 1999.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Москва: Институт практической психологии, 1995.

7. Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы: [б. и.], 2006.

8. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Москва: Педагогика, 1989.

9. Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей. Донецк: БАО, 2005.

10. Давлетбаева Р.Г. Формирование современной билингвальной личности в процессе обучения русскому языку в башкирских дошкольных и школьных учреждениях. Уфа: РИО БГПУ, 2008.

References

1. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1995.

2. Pedagogicheskie tehnologii. Pod obschej redakciej V.S. Kukushkina. Moskva: Feniks, 2006.

3. Monahov V.M. Tehnologicheskie osnovyproektirovaniya ikonstruirovaniya uchebnogo processa. Volgograd: VGPU, 1995.

4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zav. Pod red. V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2002.

5. Podlasyj I.P. Pedagogika. Novyj kurs. Kniga 1: Obschie osnovy: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.

6. Gal'perin P.Ya. Psihologiya kak ob'ektivnaya nauka. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1995.

7. Zhanpeisova M.M. Modul'naya tehnologiya obucheniya kak sredstvo razvitiya uchenika. Almaty: [b. i.], 2006.

8. Shatalov V.F. Uchif vseh, uchit' kazhdogo. Moskva: Pedagogika, 1989.

9. Mezhenko Yu.S. Bystroe i 'effektivnoe razvitie pamyati, vnimaniya i umstvennyh sposobnosteJ. Doneck: BAO, 2005.

10. Davletbaeva R.G. Formirovanie sovremennoJ bilingval'noJ lichnosti v processe obucheniya russkomu yazyku v bashkirskih doshkol'nyh i shkol'nyh uchrezhdeniyah. Ufa: RIO BGPU, 2008.

Статья поступила в редакцию 01.05.18

УДК 371

Zubalova О.А., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, Department of Criminal Law and Criminology, University of Krasnodar,

branch of Stavropol Interior Ministry of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: lusia_stavropol@mail.ru

PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS. The article considers problems of information security in the educational environment. The conditions and uses of information technology are described. The author gives a list of problems that arise when using information technologies in the educational context. The work describes potential threats to cybersecurity: unauthorized access to data, filtering of unwanted information, cyberterrorism. At the same time, the author proposes possible solutions to these problems, analyzes their advantages and disadvantages: the regular audit of systems by specialists, the development of a single platform. In addition, the article examines the positions of Russia and the world on restricting freedom in the Internet space, in social networks.

Key words: information security, educational environment, information technologies, threats to cybersecurity, social network, cyberterrorism.

О.А. Зубалова, канд. юр. наук, ст. преп. каф. уголовного права и криминологии, Ставропольский филиал

Краснодарского Университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: lusia_stavropol@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются проблемы информационной безопасности в образовательной среде. Описываются условия и предназначения использования информационных технологий. Автор приводит перечень проблем, возникающих при использовании информационных технологий в образовательном контексте. Также он даёт характеристику потенциальным угрозам кибербезопасности: несанкционированный доступ к данным, фильтрация нежелательной информации, кибертерроризм. Вместе с тем, автор предлагает возможные решение названных проблем, анализирует их преимущества и недостатки: проведение специалистами регулярного аудита систем, разработка единой платформы. Кроме этого, в статье рассматриваются позиции России и мира по ограничению свободы в интернет-пространстве, в социальных сетях.

Ключевые слова: информационная безопасность, образовательная среда, информационные технологии, угрозы кибербезопасности, социальная сеть, кибертерроризм.

Под информационной безопасностью какого-либо субъекта понимается его защищенность от внешнего доступа к данным и использования этих данных ему во вред. Субъектом может быть как организация, так и конкретный человек. Однако в рамках психологической науки речь идет о защите психо-

логического состояния личности от незаконного и травмирующего воздействия информационной среды. И, безусловно, особое значение здесь приобретает обеспечение информационной безопасности современной образовательной среды [1].

Проблема информационной безопасности является междисциплинарной, особенно когда она исследуется в рамках образовательной среды образовательной организации, где основными респондентами являются подростки и молодые люди. Нельзя отрицать, что данные социальные группы все еще остаются наиболее активными пользователями сети Интернет, хотя и следует признать, что в последние годы ситуация стремительно изменяется и процентное соотношение разных возрастных групп, использующих Интернет, постепенно выравнивается.

С точки зрения угроз психологической безопасности личности пользование сетью Интернет влечет за собой различные риски, среди которых:

- потенциальная интернет-аддикция - зависимость от компьютера и Интернета;

- нередко доходящая до тяжелых стрессов компьютерная тревожность;

- технократизация мышления, свойственная не только специалистам, работающим с техническими орудиями, но и обычным пользователям.

Эти аспекты в настоящее время наиболее часто обсуждаются в научной литературе.

Современные образовательные учреждения широко используют информационные технологии в своей деятельности для ведения журналов, контроля успеваемости, административной деятельности и т. п. К сожалению, используемые в средней школе информационные системы в своём большинстве не отвечают минимальным требованиям безопасности.

К проблемам таких информационных систем следует отнести следующие факторы:

- использование разнородных, устаревших и заведомо небезопасных платформ. Уязвимости в информационных системах, базах данных и других информационных средствах выявляются регулярно, и любая устаревшая платформа должна считаться заведомо небезопасной, если не проведены работы по их устранению. Во многих случаях информационные системы не связаны между собой, используют разные платформы, что существенно осложняет их использование и поддержку;

- использование пиратского программного обеспечения. Образцы «взломанных» программ могут содержать в себе троянский код, упрощающий внедрение в информационные системы. Кроме того, «пиратское» программное обеспечение часто исключает возможность его обновления, что лишает возможности противостоять новым угрозам;

- использование публичного открытого соединения. Претендующая на безопасность информационная система во избежание перехвата данных по умолчанию должна организовать их передачу с использованием зашифрованных соединений;

- низкая квалификация обслуживающего персонала, в ряде случаев отсутствие должности специалиста по поддержке информационных систем. Качественная поддержка информационных систем требует регулярного мониторинга их работы и превентивного устранения неполадок;

- отсутствие стандартизации. Несмотря на предпринятые попытки разработать унифицированные информационно-техни-

ческие решения, большинство учебных заведений используют те решения, которые оказались под рукой;

- отсутствие практики регулярного аудита безопасности. При появлении новых видов уязвимостей даже качественно спроектированные информационные системы могут стать небезопасными.

Для образовательной среды проблема информационной безопасности трактуется шире, чем обычно. Она охватывает не только технические аспекты, но и вопрос об ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование, в первую очередь о пропаганде различной направленности. До сих пор слабо осознана часть проблемы, связанная с общением в социальных сетях, которое всё интенсивнее подменяет собой живое общение. В виртуальном пространстве действуют иные правила, и психически неокрепшая личность не может эффективно противостоять угрозам, запугиванию, откровенным попыткам растления. Сегодня этот фактор должен занимать важное место в обеспечении информационной безопасности.

Зарубежный и отечественный опыт позволяет выделить следующие угрозы информационной безопасности, которые стоят перед образовательными учреждениями:

К решению описанных проблем можно подходить на различных уровнях. Один из способов обеспечения информационной безопасности технологической инфраструктуры заключается в проведении внешними специалистами регулярного аудита систем. Следует особо отметить фактор, фактически аннулирующий усилия технических служб - простые пароли, доступные для взлома. Эта проблема распространена повсеместно, не только в образовательных учреждениях.

В построении школьной информационной среды этот фактор обычно вообще не учитывается: пароли распространяются открыто, не меняются на протяжении многих лет. Это приводит к следующим результатам: подлогам данных в электронном журнале, подтасовка электронных дневников и т.п. Но проблема становится системной: если пользователь не знаком с элементарными правилами информационной гигиены, он с высокой вероятностью может стать жертвой мошенников. Поэтому в программу преподавания информатики в школах, а также в программы повышения квалификации преподавательского состава в обязательном порядке должны включаться разделы по основам информационной безопасности.

Как отмечают В.В. Каберник и О.А. Тимофеева [2], в качестве оптимального варианта можно рассматривать разработку единой платформы образовательных учреждений и её централизованная удалённая поддержка высококвалифицированными специалистами. Однако такой вариант выглядит идеалистическим. В реальности учебные заведения вынуждены самостоятельно решать возникающие проблемы.

В мире в настоящий момент информационные технологии используются активно и прозрачно. Для современного учащегося (ученика или студента) доступ к почти неограниченным объёмам информации так же естественен, как и очное общение, а зачастую и более привычен.

Таблица 1

Угрозы информационной безопасности

№ Угроза Характеристика угрозы

1 Несанкционированный доступ к данным Эта группа угроз включает в себя подмену данных в электронных журналах, архивах, хищение информации экзаменационных билетов, личных данных учащихся и их родственников и т.п. Большинство рекомендаций по обеспечению информационной безопасности ограничивается этой, технической сферой

2 Фильтрация нежелательной информации Данная группа угроз напрямую связана с противодействием экстремистской идеологии, но ею не ограничивается. При рассмотрении угроз доступа к нежелательной информации следует учитывать вопросы распространения порнографии, провокационных материалов, пропаганды наркотиков и алкоголя и т. п.

3 Кибертерроризм Эта группа угроз находится в ведении соответствующих силовых ведомств, однако частично она может решаться и на уровне учебных заведений. Создание безопасной информационно-технологической среды серьёзно осложняет возможные кибератаки на объекты образования, способные привести к сбоям в работе управляющих автоматических систем и последующему повреждению инфраструктуры. Следует отметить, что эта группа угроз пока носит гипотетический характер, так как учебные заведения в силу низкой насыщенности автоматизированными управляющими системами не рассматриваются в качестве приоритетных целей кибератак

В России (позиция по ограничению свободы Интернета) принят ряд государственных законов, ограничивающих распространение информации в Интернете и в СМИ. Известно, что эта законодательная инициатива была критически оценена многими активными пользователями Интернета, прежде всего взрослыми сознательными людьми, которые воспринимают такие законы как ограничение свобод. Упомянутые законы и в самом деле слабо проработаны с точки зрения правоприменения. Ответственность за исполнение законов возлагается на структуры, обеспечивающие доступ в Интернет, которые не имеют достаточной мотивации проводить в жизнь принятые решения и вместо исполнительной власти решать технические и организационные

Библиографический список

вопросы. Им проще прекратить предоставление услуг для исполнения законодательных требований [3].

Тем самым информационная безопасность является важным аспектом в образовательном процессе. значимость которого с годами только возрастает [4]. Учащиеся уже на этапе раннего обучения должны знакомиться с тем, как избегать проблем с ки-бербезопасностью и решать их в случае столкновения. Учащиеся должны понимать, какую информацию позволительно доверять собственным гаджетам, а какую лучше оставить при себе, какие сайты посещать можно, а какие не стоит. Только при тщательном подходе к данной проблеме можно сформировать достаточно грамотное в отношении информационных технологий поколение.

1. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной культуры. Вестник Адыгейского государственного университета. 2012; 4(108): 47 - 52.

2. Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России. Вестник МГИМО Университета. 2015; 4: (43): 119 - 129.

3. Литвинова А.В., Блинова А.С. Оценка информационной безопасности образовательной среды учащимися и родителями. European Social Science Journal. 2013; 12; Т. 1: 149 - 152.

4. Асадулаева С.А. Национальная безопасность и её влияние на личность. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 228 - 229.

References

1. Alieva M.F. Informacionnaya bezopasnost' kak 'element informacionnoj kul'tury. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 4(108): 47 - 52.

2. Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO Universiteta. 2015; 4: (43): 119 - 129.

3. Litvinova A.V., Blinova A.S. Ocenka informacionnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy uchaschimisya i roditelyami. European Social Science Journal. 2013; 12; T. 1: 149 - 152.

4. Asadulaeva S.A. Nacional'naya bezopasnost' i ee vliyanie na lichnost'. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 228 - 229.

Статья поступила в редакцию 28.04.18

УДК 378.2

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Methodology of Teaching of Mathematics and Informatics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur.60@mail.ru Isaeva L.M., teacher, Department of Mathematics and Informatics, Grozny State College (Grozny, Russia), E-mail: lz_256@mail.ru

THE MODEL OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE OF A TEACHER IN A SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF OPEN EDUCATION. The author's model of formation of methodical competence of a teacher of an average professional educational organization in conditions of open education is considered in the article. A short characteristic of the main component of the model is given, where a special place is occupied scientific-methodical seminars prepared by the author: "Distance educational technologies and e-learning tools in the professional work of a college teacher" and "Methodological training of a teacher in an open education".

Key words: college teacher, open education, methodological competence, model, means of e-learning, distance educational technologies, scientific and methodical seminar.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., проф. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: timur.60@mail.ru

Л.М. Исаева, преп. ГБПОУ «Чеченский государственный колледж», г. Грозный, Е-mail: lz_256@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается авторская модель формирования методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования. Дана краткая характеристика основным составляющим модели, где особое место занимает авторские научно-методических семинаров: «Дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения в профессиональной деятельности преподавателя колледжа» и «Методическая подготовка преподавателя в условиях открытого образования».

Ключевые слова: преподаватель СПОО, открытого образования, методической компетентности, модель, средства электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, научно-методический семинар.

Современный этап модернизации профессионального образования представляет собой систему взаимосвязанных нововведений и изменений. Они направлены, в том числе, на укрепление авторитетности профессий, востребованных в регионах России, а также на повышение востребованности и конкурентоспособности выпускников средних профессиональных образовательных организаций (СПОО) на региональных рынках труда [1].

Модернизация средней профессиональной образовательной организации в значительной степени изменили подходы к профессионально-педагогической деятельности преподавателя,

а также требования к качеству и результатам образовательного процесса.

Они должны быть ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов, требующих межпредметных связей.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что система образования на всех этапах должна быть ориентирована на формирование и развитие компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.