Библиографический список
1. Тимощук Н.А. Применение познавательно деятельностной матрицы в процессе формирования метапредметных компетенций студентов. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016; 10-3-2: 121 - 125.
2. Сидоренко Т.В., Рыбушкина С.В. Дебаты как средство формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза при обучении иностранному языку. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; 6: 7 - 21.
3. Безкровная Ю.В. Интерактивная игра как основа для формирования метапредметных компетенций. Совершенствование качества образования: материалы XIII (XXIX) Всероссийской научно-методической конференции. 2016: 83 - 87.
4. Ракин Г.В Метод проектов как способ формирования метапредметных компетенций у учащихся основной школы. Actualscience. 2016; Т. 2, № 10: 44 - 45.
5. Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования. Народное образование. 2012; 4: 36 - 48.
6. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования. Высшее образование в России. 2017; № 12 (218): 85 - 91.
7. Зубова Н.В. Формирование мотивов изучения физики у студентов технических вузов средствами комплексной кейс-технологии. Вестник Вятского государственного университета 2014; 12: 193 - 198.
8. Зубова Н.В. Комплексная кейс-технология обучения физике как средство формирования основных профессиональных компетенций студентов технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.
References
1. Timoschuk N.A. Primenenie poznavatel'no deyatel'nostnoj matricy v processe formirovaniya metapredmetnyh kompetencij studentov. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2016; 10-3-2: 121 - 125.
2. Sidorenko T.V., Rybushkina S.V. Debaty kak sredstvo formirovaniya metapredmetnyh kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza pri obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 6: 7 - 21.
3. Bezkrovnaya Yu.V. Interaktivnaya igra kak osnova dlya formirovaniya metapredmetnyh kompetencij. Sovershenstvovanie kachestva obrazovaniya: materialy XIII (XXIX) Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2016: 83 - 87.
4. Rakin G.V Metod proektov kak sposob formirovaniya metapredmetnyh kompetencij u uchaschihsya osnovnoj shkoly. Actualscience. 2016; T. 2, № 10: 44 - 45.
5. Hutorskoj A.V. Nyneshnie standarty nuzhno menyat', napolnyat' ih metapredmetnym soderzhaniem obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2012; 4: 36 - 48.
6. Hutorskoj A.V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; № 12 (218): 85 - 91.
7. Zubova N.V. Formirovanie motivov izucheniya fiziki u studentov tehnicheskih vuzov sredstvami kompleksnoj kejs-tehnologii. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta 2014; 12: 193 - 198.
8. Zubova N.V. Kompleksnaya kejs-tehnologiya obucheniya fizike kak sredstvo formirovaniya osnovnyh professional'nyh kompetencij studentov tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 37.022
Yermekbayeva G.G., postgraduate, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
EFFICIENCY OF THE USE OF MODULAR LEARNING TECHNOLOGY IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS. The article is dedicated to an actual problem of effective use of modern pedagogical technologies in the educational process. The work outlines the views of some scientists on the basics of the scientific term "pedagogical technology". The author of the article considers the cognitive role and didactic importance of modular learning technology aimed at the comprehensive development of the harmonious personality of students taking into account their abilities and capabilities. One of the conditions for applying modular learning technology is the organization of active forms of learning, including gaming technologies. Using the example of the use of some educational games in the educational process, the author of the research reveals their multifunctional capabilities that are necessary for the use of the learning didactic principles.
Key words: educational process, learning technology, pedagogical technology, personality-oriented approach, modular learning technology, cognitive activity, educational module.
Г.Г. Ермекбаева, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа,
E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективного использования современных педагогических технологий в образовательном процессе. В работе излагаются взгляды некоторых учёных на сущность научного термина «педагогическая технология». Автор статьи рассматривает познавательную роль и дидактическое значение модульной технологии обучения, направленной на всестороннее развитие гармоничной личности учащихся с учетом их способностей и возможностей. Одним из условий применения модульной технологии обучения является организация активных форм обучения, в числе которых игровые технологии. На примере использования некоторых обучающих игр в учебном процессе автором данного исследования раскрываются их многофункциональные возможности, необходимые для реализации дидактических принципов обучения.
Ключевые слова: учебный процесс, технология обучения, педагогическая технология, личностно-ориентирован-ный подход, модульная технология обучения, познавательная деятельность, учебный модуль.
В условиях реформирования системы образования, переосмысления стратегий развития к целям и структуре обучения предъявляются новые требования. Согласно концепции современного образования, одной из важнейших задач является формирование инициативной и активно развивающейся личности выпускника, способной к быстрой адаптации в новых условиях, принятию правильных решений в сложившихся ситуациях.
Внедрение эффективных современных педагогических технологий в учебный процесс способствует созданию абсолютно новых возможностей для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности учащихся, их творческой активности, сознательности, качественно изменяет условия для плавного перехода от обучения к самообразованию.
Актуальность данного исследования состоит в том, что современные технологии в образовательном пространстве рассматриваются как средство, содействующее реализации новой образовательной парадигмы - развитие творческого подхода к решению возникших задач.
Новизна работы заключается в использовании модульной технологии обучения на уроках казахского языка, применении ряда обучающих игр в целях создания языковой среды, развития коммуникативной компетенции и познавательной деятельности обучающихся.
Вопросы рационального и эффективного использования педагогических технологий в образовательном процессе рассматриваются рядом авторов: В.П. Беспалько, В.А. Сластениным, Г.К. Селевко, В.И. Боголюбовой, В.М. Монаховым, Б.У. Пинсом, П. Юцявичене, М.В. Клариной, А.С. Черновым, М.М. Жанпеисо-вой и др.
Анализ работ учёных-педагогов по данной проблеме свидетельствует о том, что термин «педагогическая технология» прочно вошел в педагогическую науку, однако имеет множество интерпретаций и подходов. Приведем известные в научной литературе определения данного понятия.
Педагогическая технология - это «совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реали-зовывать поставленные образовательные цели», содержательная техника, организующая результативный учебный процесс (В.П. Беспалько)» [1, с. 126]; процесс достижения намеченных результатов обучения (И.П. Волков) [2]; подробно разработанная модель совместной педагогической деятельности с полным обеспечением всех необходимых условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) [3]; педагогическая деятельность, имеющая высокую эффективность и обеспечивающая гарантированный результат (В.А. Сластенин) [4].
Таким образом, анализ рассмотренных дефиниций термина «педагогическая технология» в понимании разных ученых позволяет выделить следующие характеристики педагогической деятельности, организованной с помощью педагогической технологии:
• образовательный процесс - это система, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены;
• структурными элементами педагогической технологии являются цели и содержание обучения, методы и средства ведения учебных занятий, результаты деятельности;
• гуманистическое взаимодействие учителя и ученика в рамках процесса обучения;
• осуществление контроля за процессом познавательной деятельности обучающихся.
В последние десятилетия среди большого количества педагогических технологий особое значение приобрела личностно-о-риентированная технология обучения, основанная на изменении взаимоотношений учителя и обучающихся, при которых главная роль отведена обучающимся - так называемый «ученикоцентри-рованный» подход.
Личностно-ориентированная технология обеспечивает комфортные условия для всестороннего, свободного и творческого развития личности, реализации ее потенциалов.
В формировании гармонично развитой личности на основе способностей, особенностей характера и возможностей ученика к обучению большая ответственность возлагается на учителя, который, по словам ученого-педагога И.П. Подласого, должен уметь воспитывать и руководить, слушать и слышать, иметь широкий кругозор, культуру речи, вызывать доверие во взаимоотношениях с людьми [5].
По мнению психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован на развитие познавательных способностей личности, которые характеризуются активной деятельностью субъекта, его стремлением выйти за границы установленного, используя для достижения желаемого разнообразные приемы.
В целях повышения эффективности образовательного процесса, ориентируясь на новую образовательную парадигму, была разработана модульная технология обучения (МТО).
В основе модульной технологии обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, в частности - ориентировочная основа деятельности [6]. Идея активности обучающихся в процессе учебной деятельности, четкая логика их действий, постоянный самоконтроль - основные черты, получившие отражение в МТО.
Актуальность модульной технологии обучения состоит в следующем:
• сочетание новых подходов к обучению;
• поэтапное формирование познавательной деятельности;
• интеграция форм и методов обучения;
• внутреннее саморазвитие ученика;
• прочное и осознанное усвоение изучаемого материала;
• постоянная рефлексия.
Научно-теоретическая разработка данной педагогической технологии в течение 10 лет (1992 - 2003 гг.) апробировалась в образовательных учреждениях Республики Казахстан с целью практического обоснования заложенных в ней идей.
По словам профессора М.М.Жанпеисовой, проводившей опытно-экспериментальную работу по модульной технологии обучения и внедрению ее в образовательный процесс казахстанских учебных заведений, результаты исследования подтвердили целесообразность использования модульной технологии обучения.
При разработке своего варианта технологии ученый-экспериментатор основывалась на общих принципах её построения (Б. Блум, Дж. Блок, Л. Андерсен и др.), а также на данных психологической науки об особенностях развития личности (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, Л.М. Фридман и др.).
М.М.Жанпеисова, характеризуя специфические свойства МТО, отмечает, что одной из ее особенностей является, главным образом, направленность не на усвоение знаний, а на развитие познавательных процессов личности, обогащение активного словарного запаса, а также удовлетворение потребностей в безопасности, общении, познании, творчестве [7, с. 27].
Модульная технология обучения имеет структуру, состоящую из трех частей: вводной, диалогической и итоговой. Количество учебных часов в каждом модуле разное и зависит от программы обучения по теме, разделу. Исследования показали, что оптимальным является модуль, состоящий из 7 - 12 часов. Независимо от объема темы / раздела, на введение и заключение отводится 1 - 2 часа. Все оставшееся время предназначено для организации диалогической части.
Вводная часть учебного модуля направлена на ознакомление обучающихся с общей структурой, целями и задачами. Обращение к знаковым моделям в МТО является одним из необходимых компонентов вводно-мотивационного этапа учебного модуля. Как подчеркивает казахстанский автор технологии, проведенная экспериментальная работа продемонстрировала эффективность использования знаковых модулей при формировании первичных знаний. По М. Жанпеисовой, «во вводной части учебного модуля учитель кратко (в течение 15 - 20 минут) объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы («футляры», знаковые модули)» [7, с. 40].
По мнению известного заслуженного педагога В.Ф. Шаталова, опорные сигналы служат средством формирования познавательного интереса обучающихся, мотивации к активному поиску решения проблемной ситуации [8].
Практика использования опорных схем Ю.С. Меженко показала, что данное средство при изучении теоретического материала дает возможность эффективно запомнить большой объем информации за сравнительно короткое время [9].
Все технологии, основанные на системе обучения посредством использования знаковых модулей, учитывают мнение психологов (Л.В. Шешнев и др.) о том, что знаки (термины), знаковые системы являются своеобразными защитными упаковками, прочными закрытыми «футлярами», сохраняющими и воспроизводящими усвоенные понятия и представления [2, с. 77].
Таким образом, опорные схемы не только предполагают более глубокое усвоение новых знаний, но и способствуют развитию у учащихся прочных умений и навыков вычленять главное, синтезировать отдельные компоненты, анализировать, логически мыслить, развивать речь.
Многократное возвращение к содержанию учебного материала по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого и исследовательского характера дает возможность каждому обучающемуся развивать познавательные, творческие способности: память, внимание, мышление, воображение, устную и письменную речь и др.
Познавательный процесс строится преимущественно посредством взаимодействия между собой через деление класса на микрогруппы по 2-6 человека. Учитель при этом выступает, главным образом, в роли «фасилитатора» (термин Карла Роджерса) - консультанта и организатора. Через взаимодействие
учащихся в малых группах создается языковая среда, необходимая для овладения языком. Обучение, построенное на общении, осуществляется посредством применения разнообразных форм и методов обучения.
Групповая форма организации работы предполагает увеличение доли самостоятельности обучающихся. Перед началом работы в группах ученикам даются общие указания, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, проводятся предварительные консультации с руководителями группы.
Вид группового обучения с целью групповой формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся предъявляет высокие требования к учителю: контроль за дисциплиной и правильной организацией работы в группе, тщательно продуманные задания для групповой работы, акцентирование внимания на главном изучаемом материале, комплекс методов усвоения материала.
Опыт казахстанских учёных М.М. Жанпеисовой, А.Е. Абил-касымовой свидетельствует, что формирование языковой среды на уроках казахского языка - достаточно сложный процесс, для которого необходима целостная система организации учебного процесса. Эффективная познавательная деятельность учащихся возможна при реализации всех видов речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Организация различных форм интерактивного обучения: групповые, индивидуальные и парные, диспуты, дискуссии - является обязательным условием модульной технологии обучения. Диалогическая часть учебного модуля базируется на использовании активных форм обучения сначала с целью воссоздания учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний. Начиная с 3-4 урока, учащимся на выбор предлагаются дифференцированные задания, поэтапное выполнение которых не является обязательным.
Масштабное применение активных и игровых форм обучения позволяет обучающимся работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках учебного модуля от 13 до 24-х раз. Реализация данного принципа «возвращения» (не повторения) к теме учебного модуля «по нарастающей» способствует прочному усвоению изучаемого материала. Как утверждают психологи, проведенные исследования доказывают, что долгосрочная память осуществляет хранение информации и перевод её на уровень знаний при неоднократном (до 7 раз) возврате к ней. При этом важным считается не повторение материала, а непосредственно возврат к теме, применение ее как средства для решения поставленных проблем.
Одним из важных принципов модульной технологии обучения является принцип активности обучающегося, реализуемый, в основном, посредством применения игровых технологий. Точно и верно описаны их свойства профессором Р. Г. Давлет-баевой, которая утверждает, что значимость обучающих игр заключается не только в конечных результатах, но и в самом процессе. Проведение игр способствует психологической разрядке, созданию благоприятных условий для межличностной коммуникации, решению целого комплекса воспитательных задач [10].
Результаты работы опытно-экспериментальной группы учителей, проводивших исследования по внедрению модульной технологии обучения в учебный процесс, подтверждают высокую эффективность применения учебных игр, выполняющих различные функции: дидактическую, коммуникативную, игротерапевти-ческую, развлекательную, функцию самореализации, социализации и др.
В подтверждение сказанного о роли игр в повышении интереса и активности учащихся рассмотрим особенности некоторых из них на уроках казахского языка.
Обучающая игра «Дотошный ученик».
Ход игры: 1 часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. Выигрывает тур тот учащийся, у кого список получился подробным. (10 минут).
2 часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них. Затем отвечает тот, на кого указывает Ведущий, он определяет самого «дотошного ученика».
Обучающая игра «Доклад».
Ход игры: Учитель предлагает учащимся прочитать текст, затем передать содержание в виде рисунков, знаков, схем. Эту схематическую запись ученик передает другому ученику, сидящему справа. Затем каждый делает «доклад» по данному тек-
сту, используя рисунки или схемы своего соседа. Побеждает тот ученик, который представил и защитил лучший наглядный доклад.
Обучающая игра «Составь текст».
Ход игры: Учащиеся внимательно читают текст. Темы текстов выбираются учителем с учетом их воспитательной и познавательной ценности. К примеру, «Строение организма», «Вода», «Планета Земля», «Традиции и обычаи народов Казахстана». Каждый из участников должен написать вопрос к тексту, свернуть листок и отдать его ведущему, но перед этим еще раз быстро прочитать текст. Затем участники игры берут у ведущего любой листок и обдумывают ответы. Теперь учащиеся должны обсудить друг с другом ответы и выстроить их в таком порядке, в каком идет текст. В получившемся порядке они пересказывают текст и затем сравнивают его с исходным учебным текстом. Ведущий определяет самого активного игрока.
Обучающая игра «Узнайличность».
Ход игры: Ведущий раздает участникам игры листы с наклеенными на них портретами выдающихся людей в истории страны (политик Н.А. Назарбаев, ученый Ч. Валиханов, деятель искусства Курмангазы, писатель А. Кунанбаев и т.д.). Участники рассаживаются группами по 5-6 человек. Они должны вспомнить фамилию, роль данной личности в истории, период деятельности личности, события, связанные с его именем, произведения, написанные им и т. д. Обсуждение продолжается не более 5 минут. Защищает свою команду один человек от группы. Ведущий определяет лучшую команду в классе, которая дала наиболее полный ответ.
Обучающая игра «Опорные сигналы».
Ход игры: Ученикам предлагается текст, который необходимо внимательно прочитать, понять и сделать конспект из рисунков или символов (без использования слов). Тематика текста может быть обширной: «Путешествие», «Здоровый образ жизни», «Технические изобретения», «Окружающий мир» и т. п. Текст можно изображать по частям. Затем получившийся схематический конспект демонстрируется и объясняется учащимися по очереди. Участники игры с учетом оригинальности изображаемого оценивают ответы и выбирают лучшего игрока.
Обучающая игра «Найди свою половинку».
Ход игры: Учитель готовит карточки парами: на одной содержатся вопросы, на другой - опорные таблицы для ответов. Карточки с вопросами и ответами имеют одинаковый цвет. Ученики выбирают карточки любого цвета (каждый - одну), затем ищут по цвету своего партнера, садятся вместе и работают. Например, при изучении темы «Состав слова» можно дать карточку на определение той или иной части слова.
Обучающая игра «Древо мудрости».
Ход игры: Учащимся дается задание быстро и внимательно прочитать текст, после прочтения которого каждый должен написать на листке трудный вопрос по содержанию текста. Ведущий складывает все эти листки с вопросами в коробку. Предлагается повторно прочитать заданный текст. Затем каждый участник берет записку с вопросом и старается дать развернутый ответ. Остальные учащиеся оценивают вопрос и ответ. По итогам общей суммы ведущий определяет победителя.
Проиллюстрированные нами примеры игровых технологий, которые можно использовать на уроках казахского языка при изучении лексико-грамматических тем, позволяют утверждать о высокой познавательной роли обучающих игр, направленных на повышение активной деятельности обучающихся, формирование у них устойчивого интереса к изучению предмета. Многие из рассмотренных нами обучающих игр построены на основе учебных текстов. Работа с текстом на уроках казахского языка позволяет решать такие задачи, как создание речевой среды, расширение словарного запаса, кругозора, развитие коммуникативных навыков, воспитание бережного и уважительного отношения к слову. Для реализации названных задач особое значение имеет подбор текстов, к которым предъявляются следующие требования: 1) содержание в тексте различных видов изученных пунктограмм и орфограмм; 2) воспитательно-познавательная и обучающая ценность текстов.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного о значении модульной технологии обучения в современной образовательной парадигме, необходимо отметить, что МТО рассматривается как система различных видов деятельности обучающегося в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы. Организация учебного процесса направлена на развитие логического мышления, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть на
развитие психических процессов личности ученика, составляющих цель образования.
Управление познавательным процессом осуществляется посредством выполнения таких требований, как: создание комфортных условий для всестороннего развития личности обучающегося с учетом его способностей и возможностей, возрастание степени личностного управления процессом учения, конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как равноправных субъектов образовательного процесса.
Несмотря на широкомасштабное использование в учебном процессе модульной технологии обучения и распро-
Библиографический список
страненность изучения ее специфических свойств, на сегодняшний день существуют следующие проблемы: отсутствие соответствующего психологического сопровождения данной технологии, что влечет ее неприятие учителями и неподготовленность к ней обучающихся; механическая разбивка «неделимого» учебного материала на дозы в соответствии с модулями и др. В связи с названными трудностями при внедрении МТО в образовательный процесс представляется возможным дальнейшее изучение ее свойств в целях эффективной организации обучения, направленного на саморазвитие обучающихся.
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Mосква: Педагогика, 1995.
2. Педагогические технологии. Под общей редакцией В.С. Кукушкина. Mосква: Феникс, 2006.
3. Mонахов ß.M. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: ВГПУ, 1995.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. Под ред. В.А. Сластенина. Mосква: Академия, 2002.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Книга 1: Общие основы: учебник для вузов. Mосква: Академия, 1999.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Mосква: Институт практической психологии, 1995.
7. Жанпеисова M.M. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы: [б. и.], 2006.
8. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Mосква: Педагогика, 1989.
9. Mеженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей. Донецк: БАО, 2005.
10. Давлетбаева Р.Г. Формирование современной билингвальной личности в процессе обучения русскому языку в башкирских дошкольных и школьных учреждениях. Уфа: РИО БГПУ, 2008.
References
1. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1995.
2. Pedagogicheskie tehnologii. Pod obschej redakciej V.S. Kukushkina. Moskva: Feniks, 2006.
3. Monahov V.M. Tehnologicheskie osnovyproektirovaniya ikonstruirovaniya uchebnogo processa. Volgograd: VGPU, 1995.
4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zav. Pod red. V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2002.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika. Novyj kurs. Kniga 1: Obschie osnovy: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.
6. Gal'perin P.Ya. Psihologiya kak ob'ektivnaya nauka. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii, 1995.
7. Zhanpeisova M.M. Modul'naya tehnologiya obucheniya kak sredstvo razvitiya uchenika. Almaty: [b. i.], 2006.
8. Shatalov V.F. Uchif vseh, uchit' kazhdogo. Moskva: Pedagogika, 1989.
9. Mezhenko Yu.S. Bystroe i 'effektivnoe razvitie pamyati, vnimaniya i umstvennyh sposobnosteJ. Doneck: BAO, 2005.
10. Davletbaeva R.G. Formirovanie sovremennoJ bilingval'noJ lichnosti v processe obucheniya russkomu yazyku v bashkirskih doshkol'nyh i shkol'nyh uchrezhdeniyah. Ufa: RIO BGPU, 2008.
Статья поступила в редакцию 01.05.18
УДК 371
Zubalova О.А., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, Department of Criminal Law and Criminology, University of Krasnodar,
branch of Stavropol Interior Ministry of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF INFORMATION SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN MODERN CONDITIONS. The article considers problems of information security in the educational environment. The conditions and uses of information technology are described. The author gives a list of problems that arise when using information technologies in the educational context. The work describes potential threats to cybersecurity: unauthorized access to data, filtering of unwanted information, cyberterrorism. At the same time, the author proposes possible solutions to these problems, analyzes their advantages and disadvantages: the regular audit of systems by specialists, the development of a single platform. In addition, the article examines the positions of Russia and the world on restricting freedom in the Internet space, in social networks.
Key words: information security, educational environment, information technologies, threats to cybersecurity, social network, cyberterrorism.
О.А. Зубалова, канд. юр. наук, ст. преп. каф. уголовного права и криминологии, Ставропольский филиал
Краснодарского Университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются проблемы информационной безопасности в образовательной среде. Описываются условия и предназначения использования информационных технологий. Автор приводит перечень проблем, возникающих при использовании информационных технологий в образовательном контексте. Также он даёт характеристику потенциальным угрозам кибербезопасности: несанкционированный доступ к данным, фильтрация нежелательной информации, кибертерроризм. Вместе с тем, автор предлагает возможные решение названных проблем, анализирует их преимущества и недостатки: проведение специалистами регулярного аудита систем, разработка единой платформы. Кроме этого, в статье рассматриваются позиции России и мира по ограничению свободы в интернет-пространстве, в социальных сетях.
Ключевые слова: информационная безопасность, образовательная среда, информационные технологии, угрозы кибербезопасности, социальная сеть, кибертерроризм.
Под информационной безопасностью какого-либо субъекта понимается его защищенность от внешнего доступа к данным и использования этих данных ему во вред. Субъектом может быть как организация, так и конкретный человек. Однако в рамках психологической науки речь идет о защите психо-
логического состояния личности от незаконного и травмирующего воздействия информационной среды. И, безусловно, особое значение здесь приобретает обеспечение информационной безопасности современной образовательной среды [1].