Научная статья на тему 'Нетрадиционные педагогические технологии в учебном процессе Омского института (филиала) РГТЭУ: модульная технология'

Нетрадиционные педагогические технологии в учебном процессе Омского института (филиала) РГТЭУ: модульная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНЫЙ МЕТОД / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна

Автор статьи рассматривает нетрадиционные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе Омского института (филиала) РГТЭУ, особое внимание уделено модульной технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюжева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные педагогические технологии в учебном процессе Омского института (филиала) РГТЭУ: модульная технология»

Дюжева Марина Борисовна,

к.э.н., ст. преподаватель Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: Dyzgeva@mail.ru 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т. 8(3812) 69-29-76

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОМСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) РГТЭУ: МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Автор статьи рассматривает нетрадиционные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе Омского института (филиала) РГТЭУ, особое внимание уделено модульной технологии обучения.

Ключевые слова: модуль, модульный метод, модульное обучение, модульная технология обучения,

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается:

индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных, инновационных и нетрадиционных форм организации педагогического процесса.

Одной из таких форм апробированных на базе Омского института (филиала) РГТЭУ является модульная технология обучения.

Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом [4].

В другом источнике говорится о том, что модульная технология - разрабатывалась в рамках популярной в 70-х годах XX века индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера в США, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела (опережающее обучение), если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний [5].

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включила в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.

Появление модульного метода - попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки: направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений; негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов; несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения; отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Главное в модульном обучении - возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем обучающимся усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для студентов были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько не сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от студентов требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.

Дж. Рассел говорит о гибкости модульного обучения. Он представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», П. Юцявичене возражает против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме. По мнению автора, гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.

Ф.Келлер предлагает модульную технологию рассматривать как элективное обучение (возможность свободного выбора действий).

Следуя системе Ф. Келлера, важной чертой модульного обучения является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для студента время, что в свою очередь представляет интерес в современных экономических условиях не только для преподавателя, но и для студента, как потребителя образовательных услуг.

Отсутствие жестких временных рамок позволяет студенту продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и возможностям, а также формируется резерв свободного времени, так как студент может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения. Дж. Рассел утверждает, что модульное обучение требует непосредственной ответственности студента за результат обучения, т.к. для него создаются комфортные условия для усвоения содержания модулей. При таком подходе существенно увеличивается мотивация обучения, т.к. студент может свободно выбирать удобные для него способы, средства и темпы обучения. Но при этом не исключается роль преподавателя (инструктора) [5].

Для эффективного усвоения учебного материала студент должен активно над ним работать. Главным преимуществом методики в учебных заведениях Западной Европы является деятельность студента. Другими словами, - акцент ставится не на преподавание, а на самостоятельной индивидуальной работе студента с модулями.

С появлением модульного обучения функции педагога меняются, т.к. акцент делается на активную учебную деятельность студентов. Педагог освобождается от рутинной работы -преподавания учебного материала, активный контроль знаний студентов сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания педагог уделяет формированию и созданию модулей, их корректировке, а также стимулированию, мотивации обучения, личными контактами в процессе обучения. При этом он должен быть высоко компетентным, что позволяет ему давать ответы на те сложные вопросы творческого характера, которые могут возникнуть у студентов в процессе работы с модулем.____________

Современное понимание сути процесса обучения, прежде всего в том, что обучение - процесс субъект - субъективного взаимодействия педагога и студента, а также студентов между собой. Это взаимодействие базируется на общении. Поэтому обучение можно определить, как «общение, в процессе которого и при помощи которого усваивается определенная деятельность ее результат». При общении происходит передача сути обучения. Интенсивный индивидуальный контакт - является одним из факторов эффективности модульного обучения и одновременно способом индивидуализации обучения.

Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности, что исключает подготовку по отдельным дисциплинам и предметам, а также следует отметить, что данная технология позволяет внедрять элементы дифференцированного и опережающего процесса обучения.

Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла.

В его содержание входят:

1) общая постановка цели обучения;

2) переход от общей формулировки цели к её конкретизации;

3) предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности студента;

4) совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);

5) оценка результата;

Благодаря этому, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.

Обучающий модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из трёх структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.

Каждый обучающий модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведённых по учебной программе на тему, блок тем, раздел. Наиболее оптимальным явля-СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 14 (СПЕЦ.ВЫПУСК) • 2011

5

ется модуль, состоящий из 7-12 часов. Однако, в зависимости от предмета допускается колебания от 4 до 22 часов.

Особенность обучающего модуля состоит в том, что на вводную часть при любом количестве часов отводится 1-2 часа. Итоговую часть 2-3 часа. Всё оставшееся время (от 3 до 17 часов) отводится на диалогическую часть

Еще одна особенность модуля, это неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску (в некоторых случаях - элементам исследовательской деятельности), что даёт возможность каждому студенту усвоить учебный материал от уровня элементарных знаний до уровня «оценки знаний» [1].

В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия студентов между собой посредством деления группы на микрогруппы (4-7 человек), с включением в эту часть различных игровых и иных прогрессивных, инновационных педагогических технологий. Преподаватель выступает главным образом, в роли стимулятора (мотиватора, коуча, модератора), консультанта и организатора познавательного процесса обучающихся.

Другой особенностью конструирования модуля является система подготовки преподавателя.

Преподаватель, определив количество часов на один модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации учебного занятия данного модуля.

Предварительная работа преподавателя состоит из тщательного и качественного выполнения следующих шагов - действий.

1. Выявление обязательных базовых (в некоторых случаях остаточных) знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения.

2. Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.

3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, рельефных слов, в

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 14 (СПЕЦ.ВЫПУСК) • 2011

6

которых как бы «закодирована» основная информация по теме. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости.

4. Составление опорных схем (презентаций, т.е. мультимедийное сопровождение) по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий, «кодов»).

5. Составление тестовых заданий по всему содержанию модуля (в пределах 15-20 заданий).

6. Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачёта, определения уровня доказательств по какому-либо результату темы модуля (можно заменить самостоятельной работой студента: контрольной работой, курсовой работой, эссе и т.д.)

7. Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. По содержанию изучаемого материала разрабатываются задания первой степени сложности, средней степени сложности и задания повышенной степени сложности с элементами поискового (исследовательского) обучения для каждого студента (каждый обучающийся имеет право выбора задания любого уровня сложности - оценка собственных знаний, возможность самостоятельно планировать свою работу)[2].

Диалогическая часть модуля имеет еще одну особенность. Как показало исследование, широкое использование активных и игровых форм обучения позволяет студентам работать с учебным материалом, возвращаясь к нему в рамках модуля от 13-и до 24-х раз. Неоднократное возвращение к содержанию «по нарастающей», от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности дает возможность каждому обучающемуся посредством работы с учебным материалом развивать способности, память, мышление, логику, внимание, устную и письменную речи.

Важным условием разработанной технологии является возможность использования студентами любых научных источников: учебников, учебных пособий, справочной литературы, профессиональных периодических изданий, а также получение оперативной консультации со стороны преподавателя, которому отводится роль организатора, помощника, консультанта, модератора, коуча._______________________________________________

Итоговая часть модуля - контрольная. Если на протяжении всех учебных занятий диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование студентами различных научных источников, то в итоговой части обучающийся должен показать знания, умения, навыки, действия и опыт, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи.

Тестовые задания, контрольные работы, курсовая работа, НИРС, зачет, экзамен, доклад, эссе и т.д. как формы контроля знаний студентов, в зависимости от специфики учебного предмета, предъявляются обучающемуся именно в итоговой части модуля.

Если в диалогической части студентам предлагались задания трех уровней («облегченный», «стандартный» и «сверхстан-дартный»), то в итоговой части всем обучающимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.

Отдельно учитываются задания исследовательского характера. Они могут быть оформлены в виде доклада, сообщения, реферата и представлены в НОС (научные общества студентов), на конкурсы и т.д. (по степени ценности и значимости исследования, проведенного студентом) [3].

В заключении следует отметить, что модульная технология обучения является весьма трудоемкой для преподавателя на этапе формирования и подготовки, но результаты, полученные в процессе внедрения, компенсируют все затраченные усилия.

Литература

1. Денисова А. В. Применение модели «Таксономия Блюма» в оценке эффективности обучения.- Управление персоналом, 2005,№ 12.

2. Жанпеисова М.М. Модульная технология как средство развития ученика.-Алматы,2001.

3. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. Знак и символ в обучении -М.: МГУ,1981.

4. http://image.websib.ru.

5. http://www.dupliksv.hut.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.