УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2
Кусова Маргарита Львовна
доктор филологических наук профессор
кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Буркова Елена Михайловна aспирант
кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург
Kusova Margarita Lvovna Doctor of Philological Sciences, professor
Chair of the Russian Language and Methods of Teaching Russian in Primary School Ural State Pedagogical University Ekaterinburg [email protected] Burkova Elena Michailovna Post-graduate Chair of the Russian Language and Methods of Teaching Russian in Primary School Ural State Pedagogical University Ekaterinburg [email protected]
Проектирование модульной технологии при обучении русскому языку в основной общеобразовательной школе Designing modular technology education in teaching Russian language in
elementary schools
В статье рассмотрены преимущества модульной технологии обучения и процесс проектирования модульной программы на примере электива по русскому языку для учащихся девятых классов основной общеобразовательной школы.
The article discusses the benefits of modular technology education and the design process as an example of a modular program electives in Russian language for students of ninth-grade elementary school.
Ключевые слова: модуль, модульная технология обучения, ключевые компетенции, модульная учебная программа по русскому языку.
Key words: module, modular technology education, key competences, modular training program in Russian language.
Инновации в сфере отечественного образования, обусловленные интенсивными социально-экономическими изменения, происходящими в современ-
ном российском обществе, предполагают и необходимость изменений в теории и практике обучения - внедрения компетентностного подхода к обучению. Требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта устанавливается, что основным результатом современного образования выступает подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности, овладение обучающихся ключевыми компетенциями, в том числе и по русскому языку.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком и на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). Современному выпускнику, как обоснованно отмечают многие исследователи (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторской и др.), необходимы прочные знания и умения применять эти знания в практической деятельности, развитое мышление и способность творчески подойти к решению возникающих проблем. Для достижения этого результата уже недостаточно только модернизировать существующие образовательные технологии, но и необходимо применять инновационные.
Наиболее соответствующей требованиям современного образования, особенно при изучении в основной школе систематического курса «Русский язык», по нашему мнению, является модульная технология обучения, методологическую основу которой составляет компетентностный подход. Это подтверждается возрастанием интереса основной общеобразовательной школы к отечественному и зарубежному опыту модульного построения образовательных программ, получившему распространение в среднем и высшем профессиональном образовании.
Тч V> W ' W /• v>
Русский язык - важнейший учебный предмет, обладающий единством воспитательной, познавательной и практической целей. Он является не только
объектом изучения, но и средством обучения всем иным учебным предметам. Перед учителем русского языка в условиях обновлённой стратегии образования стоит задача моделирования системы работы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся с использованием возможностей современных образовательных технологий, в том числе модульной технологии. При этом модульная технология определяется как комбинированная дидактическая система, при использовании которой обучающийся достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем, в этом процессе у обучающего формируются ключевые компетенции [5], а модуль - как единица обучения, в которой объединено учебное содержание и технология овладения учебным содержанием [8, с. 348], т.е. учебные блоки. Следовательно, реализация модульной технологии при изучении курса «Русский язык» позволит обучающимся управлять своим образованием, а учителю - построить образовательный процесс таким образом, что «...состав программы будет отражать уровень каждого обучаемого.» [7].
Реализация модульной технологии обучения русскому языку предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями), каждый из которых должен дать определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. Таким образом, совокупность модулей составляет модульную программу, которая характеризуется:
- деятельностной направленностью;
- оптимизацией содержания обучения;
- возможностью организации совместной деятельности учителя и учащихся;
- возможностью обеспечения паритетности отношений субъектов учебного процесса;
- актуализацией самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля и самооценки учебных достижений.
Модульная программа предполагает индивидуальную траекториею обучения при усилении личностно ориентированной составляющей данного процесса, допускает изменение срока обучения, взаимозаменяемость и подвижность модулей. С позиций синергетического подхода использование модульной программы по предмету «Русский язык» регулирует определение оптимального объема учебной информации в структурных элементах модульной программы, выбор методов и средств обучения, стимулирующих самоорганизацию и само-рефлексию обучающихся [2]. Многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. Полноценное освоение деятельности проходит через отношения между участниками образовательного процесса на личностно-значимом уровне. Учение превращается в межличностный процесс, становится диалогом. Мотивация заключается в высоком самоосознанном побудительном смысле во всех ситуациях учебного сотрудничества [9]. Нет сомнения в том, что ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотивов и обеспечивает наиболее высокий уровень самоосознания субъекта и самомотивации им познавательной деятельности при изучении предмета «Русский язык».
Результатом реализации модульной программы должно стать умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность с учетом предварительного планирования, использовать различные ресурсы для достижения целей, выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях [4]. Именно подвижность модульного обучения русскому языку обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения учебной программы.
Процесс познания организуется таким образом, что усвоение предметных знаний осуществляется посредством изучения целостных, автономных порций учебной информации, заключенной в модулях учебной программы в полном
соответствии с поставленными образовательными целями. Совокупность модулей обеспечивает достижение основной цели изучения предмета «Русский язык». Усвоение предметных знаний, обеспечивающее освоение обучающимися умений, осуществляется посредством изучения целостных, автономных порций учебной информации, заключенной в модулях учебной программы. Модули обучающей программы по русскому языку, в свою очередь, включают обособленные, взаимосвязанные и взаимозависимые учебные блоки, соотнесенные с конкретной целью, определяемой в контексте познавательной деятельности учащихся. Модуль совпадает с темой учебного предмета, но особенность его в том, что он позволяет выделять из содержания обучения блоки, которые структурно не соответствуют разделам и темам программы по предмету «Русский язык». Структурные элементы модулей выступают как единицы иерархически более низкого порядка, обладающие меньшей автономностью и независимостью. При этом принцип модульной структуризации содержания обучения требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на реализацию дидактической цели всей модульной программы [7, с. 50].
Модульная программа предусматривает формирование содержания предмета «Русский язык» из учебных модулей, состоящих из блоков содержания теоретического учебного материала (информационно-методический компонент) и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков [14, с. 105107]. В структуре содержания модуля выделяют также координирующий компонент (дидактические цели), контролирующий компонент (контрольные задания, тесты).
Алгоритм построения модуля по русскому языку:
1.Определение дидактической цели.
2.Обеспечение мотивации овладения содержанием модуля.
З.Формирование блока содержания теоретического учебного материала темы:
3.1.Выявление учебных элементов темы;
3.2.Выявление связей и отношений между учебными элементами темы;
3.3.Формирование логической структуры учебных элементов темы.
4.Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
5.Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков:
5.1.Выявление учебных умений и навыков;
5.2.Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков.
6. Формирование структуры действий:
6.1. Формирование мотивационной структуры действий;
6.2. Формирование системы ориентировочных действий;
6.3. Формирование системы исполнительских действий;
6.4. Формирование системы контрольных действий;
6.5. Формирование системы корректирующих действий.
7. Формирование системы управляющих действий учителя.
8. Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках элементов темы, блока, модуля.
Особенностями модульного обучения русскому языку являются также адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний, темпа усвоения и индивидуализации обучения. Принцип учета образовательных потребностей обучающихся требует трансформации обучающей программы по предмету к индивидуальным способностям, возможностям, уровню подготовки и потребностям обучающегося.
Модульная технология включает входную диагностику уровня знаний и умений обучающихся, текущий, промежуточный и итоговый контроль качества усвоения содержания модулей и соответствующей организации учебного процесса для обеспечения ее реализации, что будет способствовать осуществлению обратной связи и управлению процессом модульного обучения [7, с.52].
Реализация модульной технологии обучения русскому языку в основной школе включает в себя последовательность взаимосвязанных этапов: комплексная диагностика педагогических условий, проектирование структуры модульной программы обучения и разработка модульной технологии обучения русскому языку, организация модульного обучения русскому языку; оценка ре-
зультатов реализации модульной технологии в процессе обучения русскому языку и коррекция элементов технологии.
В качестве иллюстрации остановимся на проектировании содержания модульной программы электива по русскому языку в 9 классе.
Проектирование модульной технологии обучения русскому языку предполагает предварительное проектирование содержания модульной программы соответствующего курса русского языка, которое начинается с определения общей дидактической цели, состоящей из дидактических целей модулей, блоков и учебных элементов. Формирование наиболее значимых ключевых компетенций в предметной области (коммуникативной, языковой, лингвистической, культу-роведческой) определяется с учетом рекомендаций примерной учебной программы по дисциплине [13]. Блоки модулей, выделенные на основании системно-тематического анализа содержания обучения, в программе соответствуют разделам курса русского языка, цели модулей отражают достижение совокупных интегрирующих целей, соотнесенных с знаниями и умениями в данных разделах.
Анализ рабочей программы электива по русскому языку с учётом требований к модульной программе позволяет сделать вывод о целесообразности деления темы (модуля) «Развитие речи. Изложение. Сочинение» на три блока: «Изложение: приёмы работы с текстом», «Написание сочинения-рассуждения» и «Речевое оформление письменного высказывания».
Блок «Изложение: приёмы работы с текстом» включает элементы: подробное и сжатое изложение, изложение по тексту-рассуждению, логическая схема текста, содержание изложения, содержательные приёмы сжатия, создание собственно текста на основе прослушанного. Блок «Написание сочинения-рассуждения» включает элементы: сочинение-рассуждение, сочинение-
рассуждение на лингвистическую тему, функции языкового явления, аргументация разных функций языкового явления, логическая связь между тезисом и аргументом, смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения-рассуждения, понимание собственного коммуникативного замысла,
композиционная стройность сочинения-рассуждения. В структуру блока «Речевое оформление письменного высказывания» входят элементы: оформление высказывания, грамматические средства оформления высказывания, риторические средства оформления высказывания, стилистические особенности письменных высказываний, грамотность и точность высказывания, орфографические нормы при оформлении письменного высказывания, пунктуационные нормы, грамматические нормы, речевые нормы, создание письменного высказывания.
Таким образом обеспечивается логическая завершённость, целостность учебного материала, задается объем учебного материала и уровень сложности. Каждый блок в представленной структуре объединяет несколько самостоятельных, взаимосвязанных учебных элементов, которые соответствуют крупным темам или группе взаимосвязанных тем курса русского языка, изучаемых в 9 классе. Например, блок «Речевое оформление письменного высказывания» включает более 20 тем: «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи», «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении», «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них», «Различные способы выражения сравнений», «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения» и др. Модульное построение программы позволяет сжать данный материал до 10 модулей, на освоение которых затрачивается 11 часов.
Рассмотрим процесс проектирования блока как функциональной единицы модульной программы на примере разработки блока «Речевое оформление письменного высказывания». Применяя системный подход к проектированию, определяем содержание блока «Орфографические нормы при оформлении письменного высказывания», полагая, что логически завершенное содержание учебного элемента обеспечивается включением следующих учебных элементов: принципы русской орфографии (УЭ 1), употребление гласных в различных
морфемах (УЭ 2), правописание согласных (УЭ 3), правописание гласных и согласных в приставках (УЭ 4), употребление прописных букв (УЭ 5). Учитывая необходимость и возможность проведения практических и контрольных работ при освоении учащимися содержания блока, дополняем его структуру учебными элементами: практическая работа «Гласные в корне слова» (УЭ 6) и контрольная работа «Орфографические нормы в письменной речи» (УЭ 7). Устанавливаем связи между учебными элементами, определяем последовательность их изучения.
Рис. 1 - Графическая схема модуля
На изучение данного отдельного модуля по модульной программе затрачивается 11 часов, в том числе на выполнение практической работы 1 час и контрольной работы 1 час. В то же время на освоение соответствующей учебной информации в 9 классе основной общеобразовательной школы по предмету «Русский язык» отводится по программе В.В. Бабайцевой - 15-18 часов, по программе Р.Н. Бунеева - 14 часов, по программе Т.А. Ладыженской - 12-13 часов, по программе С.И. Львовой - 18 часов, по программе М.М. Разумовской
- 16 часов. Таким образом, имея резерв времени, в дальнейшем при использовании модульной технологии в структуру модуля можно ввести дополнительные учебные элементы, предназначенные для углубления или расширения компетенций в данной области.
Поскольку обучающиеся получают на занятии индивидуальное средство обучения - учебный элемент - носитель учебной информации, работа с которым протекает в несколько раз быстрее, это стимулирует развитие самообразовательных и самоуправляющих умений, что, в свою очередь, положительно влияет на формирование ключевых компетенций по предмету «Русский язык». Изменение содержания и структуры учебной программы по русскому языку
влечет за собой новые групповые и индивидуальные формы организации обучения: индивидуально-опосредованная, парная, групповая, коллективная (по И.М.Чередову) и общедидактические методы обучения: репродуктивные (ин-формационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские (по И.Я.Лернеру и М. Н. Скаткину), которые максимально соответствуют модульной технологии обучения.
Для повышения продуктивности учебного процесса и повышения учебной мотивации в технологии модульного обучения очень важно сочетать различные подходы к обучению, использовать активные методы обучения и самообучения. Во время проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по русскому языку могут быть использованы проблемные методы обучения (коллективное обсуждение проблемных ситуаций, лингвистические эксперименты и т.д.), игровые формы и методы обучения (игры, викторины, конкурсы и т.д.), обучение в сотрудничестве (работа в паре, в малых группах, создание проектов и т.д.), само- и взаимообучение (индивидуальная работа и работа в минигруппах).
Применение модульной учебной программы при изучении русского языка обеспечит построение учебного процесса с учетом принципов формирования адекватной мотивации самоконтроля: воспитание критического мышления, потребности в совершенствовании своего речевого высказывания, в оценке выбора слова, разнообразия морфологических форм и синтаксических конструкций, точности, логичности и других достоинств связной письменной речи.
Именно школа призвана развивать способности учащегося реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Поэтому наиболее перспективной при изучении систематического курса «Русский язык», на наш взгляд, в плане формирования ключевых компетенций является модульная технология, при использовании которой «возможно создание различных «траекторий обучения» за счет создания модулей различной направленности - с более глубоким теорети-
ческим или практическим изучением, модулей различного уровня сложности»
[9, с. 40].
Библиографический список
1. Бабайцева, В.В. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов/ В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. - М. : Дрофа , 2012. - 242 с.
2. Белоногова, Л.А. Современные подходы к оценке качества образования в школе / Л.А. Белоногова. // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 20-27.
3. Бунеев, Р.Н. Авторская программа по русскому языку 5-9 классы/ Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева. - М. : Баласс, 2008. -224 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; 2-е изд./ В.И. Загвязинский.
- М. : Академия, 2004. - 192 с.
5. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М. : Высш. шк., 2004. -157 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2003. - 384 с.
7. Игошев, Б.М. Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике: монография/ Б.М. Игошев, А.М. Лозинская, Т.Н. Шамало Т.Н. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. -192 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2005. -448 с.
9. Новиков А.Н., Букалова Г.В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе/ А.Н. Новиков, Г.В. Букалова. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 39-42.
10. Разумовская, М.М. Русский язык. 5-11 класс. Рабочие программы/ М.М. Разумовская. - М. : Просвещение, 2008. - 338 с.
11. Рабочая программа к учебно-методическому комплекту «Русский язык. 9 класс» / авт.-сост. С.И. Львова, В.В. Львов. - М. : Мнемозина, 2010. - 56 с.
12. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова) / сост. Г.М. Вялкова. - 4-е изд. - М. : Планета, 2010. - 328с.
13. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко. // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138.
14. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе: практико ориентированная монография/ П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. - М. : Новая школа, 2001. - 352 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. - URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx? Catalogid=2588 (дата обращения: 12.06.2013).
16. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3. - М. : Закон, 2013. - 202 с.
17. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования/ А.В. Хуторской. // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.
Bibliography
1. Babaytseva, V.V. Program in the Russian language to the school complex for grades 5-9/ V.V. Babaytseva, A.P. Eremeeva, A.Y. Kupalova and others. - M. : Drofa, 2012. - 242 P.
2. Belonogova, L.A. Current approaches to assessing the quality of education at school/ L.A. Belonogova.// Pedagogy. - 2008. - № 6. - p. 20-27.
3. Buneev, R.N. Authoring program for Russian language classes 5-9/ R.N. Buneev, E.V. Buneeva, L.Y. Komissarov, I.V. Tekucheva. - M. : Balass, 2008. -224 P.
4. Zagvyazinsky, V.I. Learning theory: A modern interpretation: textbook for students of higher educational institutions; 2nd ed./ V.I. Zagvyazinsky. - M. : Academy 2004. - 192 P.
5. Zagrekova, L.V. Theory and Learning Technology: textbook for students of ped. Universities/ L.V. Zagrekova, V.V. Nikolina. - M. : Higher. sch., 2004. - 157 P.
6. Zimnaya, I.A. Educational Psychology/ I.A. Zimnaya. - M. : Logos, 2003. -
384 P.
7. Igoshev, B.M. Module-rating technology as a means of increasing the effectiveness of teaching physics: monograph/ B.M. Igoshev, A.M. Lozinskaya, T.N. Shamalo. - M. : Humanities. ed. centre VLADOS, 2010. - 192 P.
8. Kodzhaspirov, A.Y. Dictionary of pedagogy/ G.M. Kodzhaspirova, A.Y. Kodzhaspirov. - M.: ICC MarCh; Rostov n / D: Publishing Center MarCh, 2005. -448 P.
9. Novikov, A.N. Modular technology as a means of improving the quality of teaching at the university/ A.N. Novikov, G.V. Bukalova.// Standards and Monitoring in Education. - 2001. - № 2. - p. 39-42.
10. Razumovskaja, M.M. Russian language. 5-11 class. Work programs/ M.M. Razumovskaja. - M: Education, 2008. - 338 P.
11. The work program for teaching complement "Russian language. Grade 9 "/ avt.-status. S.I. Lvova, V.V. Lvov. - M. : Mnemosyne, 2010. - 56 P.
12. Workers program in Russian language. Grades 5-11 (program M.T. Baranova, T.A. Ladyzhenskaya, N.M. Shanski, A.I. Vlasenkova) / comp. G.M. Vyalkova. - 4th ed. - M. : Planeta, 2010. - 328 P.
13. Selevco, G.K. Competence and their classification/ G.K. Selevco. // Education. - 2004. - № 4. - р. 138.
14. Tretyakov, P.I. Modular technology in school: practice oriented monograph/ P.I. Tretyakov, I.B. Sennovski. - M. : The New School, 2001. - 352 P.
15. Federal state educational standard of general education: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 № 1897 [electronic resource] http://standart.edu.ru/ catalog.aspx? Catalogid = 2588 (date of access: 12.06.2013).
16. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29 December 2012 № 273-FZ. - M. : Law, 2013. - 202 P.
17. Hutorskoy, A.V. Cey competences as a component of student-centered learning/ A.V. Hutorskoy Hutorskoy // Public education. - 2003. - № 2. - p. 58-64.