ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 371.315
ББК Ч420.254 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Буркова Елена Михайловна,
аспирант, Уральский государственный педагогический университет; учитель русского языка и литературы, школа № 10 им. Героя России Д. Л. Рычкова, г. Реж; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: fil-ed@uspu.ru
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ ШКОЛЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: технология модульного обучения; модуль; ключевые компетенции.
АН НОТАЦ ИЯ. Представлены результаты научного исследования среди учителей русского языка и литературы, проведенного с целью определения состояния процесса внедрения педагогами общеобразовательных школ технологии модульного обучения. Указаны особенности внедрения технологии модульного обучения в практику школы.
Burkova Yelena Mikhailovna,
Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Teacher of Russian and Literature, Rezh School № 10 named after Hero of Russia D.L. Richkov, Rezh, Sverdlovsk Region, Russia.
IMPLEMENTATION OF THE MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION IN SCHOOL PRACTICE
KEY WORDS: modular technology education; module; key competencies.
ABSTRACT. The results of scientific research among teachers of Russian language and literature are used to determine the status of the implementation of the process of modular technology education of teachers of secondary schools. Peculiarities of the introduction of modular technology education in the practical activity of school are described.
С ;
тановление в России новой системы образования ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство, что неизбежно сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности. К числу таких образовательных результатов относятся ключевые компетенции, среди которых особое место занимает коммуникативная компетенция, поскольку именно она включает в себя все виды речевой деятельности, основы культуры устной и письменной речи, базовые умения и навыки использования языка в процессе интернациональной интеграции. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в мировом сообществе.
Опыт преподавания русского языка в средней школе позволяет сделать вывод о том, что традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся. Возможность добиться активной коммуникативной деятельности
школьников дает использование в учебном процессе технологии модульного обучения, при использовании которой применяются различные, в т. ч. индивидуальные, траектории обучения за счет создания модулей различной направленности, например, с более глубоким теоретическим или практическим изучением модулей различного уровня сложности. Модульное обучение -это обучение, при котором обучающийся достигает конкретных целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы с модулем для формирования необходимых ключевых компетенций [2]. Для учителя это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения обучаемыми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, переработке получаемой информации через ее осмысливание на основе обобщений, абстракции и включения ее в систему своих знаний и опыта.
С целью определения состояния процесса внедрения педагогами общеобразовательной школы технологии модульного обучения для формирования коммуникативной компетенции обучаемых нами было проведено социологическое исследование среди учителей Режевского городского округа Свердловской области. В выборку были
© Буркова Е. М., 2014
включены 42 учителя русского языка и литературы. Задачи исследования - определить отношение учителей к внедрению технологии модульного обучения в общеобразовательной школе, выявить отношение педагогов к применению технологии модульного обучения на уроках русского языка, определить необходимые условия для перехода на модульное обучение. Исследование проводилось способом анкетирования с использованием закрытых и открытых вопросов.
В качестве основных были сформулированы следующие вопросы.
1. С каким из представленных вариантов понимания модульного обучения Вы согласны:
1.1 . Самостоятельная поисковая деятельность учащихся по решению учебных проблем.
1.2 . Определение учителем целей, форм, методов, уровней сложности и трудности учебного процесса.
1.3 . Дифференциация обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся при возможности опережающего изучения теории укрупненными единицами (блоками).
2. Считаете ли вы эффективным использование модульной технологии в средней общеобразовательной школе?
3. Считаете ли Вы целесообразным внедрение модульной технологии на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции? Почему?
Анализ анкет показывает, что менее, чем у половины учителей, сформировано четкое понимание сути технологии модульного обучения (43%), хотя все они знают о существовании данной технологии. Подавляющее большинство респондентов положительно оценивает использование рассматриваемой технологии и считает ее перспективной (88%), что подтверждает актуальность выбранной темы социологического исследования.
Целесообразность внедрения модульной технологии на уроках русского языка отметили 79% педагогов, но вместе с тем не смогли обосновать свой ответ, поскольку не вполне понимают ее преимущества. Таким образом, логично предположить необходимость организации активной просветительской работы по информированию педагогической общественности о технологии модульного обучения и разъяснительной работы о перспективности данной технологии посредством выделения особенностей использования ее в рамках средней общеобразовательной школы.
Использование технологии модульного обучения в практике педагогической деятельности учителей общеобразовательной
школы, по-нашему мнению, дает следующие ее преимущества.
1. Деятельностная направленность содержания и методов обучения. Практикоориентированный характер связывает обучение с практической деятельностью и созданием его модульной структуры, соответствующей структуре предметной деятельности. Учитель ставит образовательные цели изучения модулей, отбирает содержание структурных элементов модульной программы, выбирает методы, формы и средства обучения, способствующие развитию интеллектуальных и личностных качеств обучающихся и позволяющие осваивать различные виды и методы деятельности. При освоении содержания обучения в процессе деятельности посредством специально сформированной модульной программы предметно-деятельностного типа формируются не только действенные, но и оперативные знания и умения. У учащегося формируется готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
2. Оптимизация содержания образования. Учитель оптимизирует содержание образования благодаря особым способам структурирования и представления учебного материала в информационно-методической части учебных элементов и тем самым обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, организует построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
3. Возможность изменения срока обучения. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности обучаемых, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, позволяет при использовании модульной технологии уйти от строго заданного срока обучения.
Последовательность изучения учебных элементов определяется логикой развертывания учебного содержания модуля. Количество изучаемых на одном занятии учебных элементов планируется исходя из трудности учебного материала для обучаемых и корректируется в процессе реализации технологии модульного обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, их предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемого результата.
4. Самооценка учебной деятельности учащимися. Применение технологии модульного обучения развивает у учащихся умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
учебного поведения, формирует способности к построению индивидуальной образовательной траектории, тем самым позволяет дифференцировать обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся.
5. Модульная структура содержания. Учебная программа проектируется в виде отдельных функциональных узлов, предназначенных для достижения конкретных дидактических целей - усвоения обучающимися умений, в основании которых лежат знания. Усвоение предметных знаний осуществляется посредством изучения целостных, автономных порций учебной информации, заключенной в модулях учебной программы. Модули обучающей программы структурированы в обособленные, взаимосвязанные и взаимозависимые учебные элементы, перед каждым из которых стоит конкретная познавательная или деятельностная дидактическая цель. Учебный материал представляется как единая целостность, направленная на реализацию дидактической цели всей модульной программы.
6. Взаимозаменяемость и подвижность модулей. Гибкость учебной программы обеспечивается возможностью изъятия морально устаревших модулей, дополнения модулей новой информацией, заменой части информации модуля и введением новых модулей без ущерба для всей структуры. Учебные элементы модуля могут быть независимыми друг от друга или взаимосвязанными, степень их относительной самостоятельности соответствует степени самостоятельности их частных целей от дидактических целей модуля.
7. Индивидуальная траектория обучения учащихся. Учебная программа разделяется на полную, сокращенную и углубленную, что позволяет индивидуализировать обучение. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровни сложности и трудности содержания изучаемого материала.
Целостная картина изучаемого материала формируется у обучаемых в процессе продвижения по учебной схеме от всеобщего через общее к единичному. Материал подается сравнительно крупными блоками с опережающим изучением теории, последовательно вводится все более подробная детализация на основе заранее сообщенной структуры понятий.
По нашему мнению, процесс внедрения педагогами технологии модульного обучения в практику школы с целью формирования коммуникативной компетенции обучаемых на уроках русского языка предполагает ряд этапов, которые заключаются в следующем.
1. Определение предметных целей. Комплексной предметной целью обучения
русскому языку является формирование системных умений по дисциплине на основе повышения мотивации к учебной деятельности, развития интеллектуальных умений и учета образовательных потребностей в условиях установления паритетных отношений всех субъектов учебного процесса. Предметными целями при формировании ключевых компетенций, по нашему мнению, будут являться:
- эффективное владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, включая составление текста или презентации с использованием информационных и коммуникационных технологий, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, участвовать в дискуссии;
- овладение способами бесконфликтного взаимодействия с окружающими, навыками работы в группе, контроля и коррекции хода и результатов деятельности личной и совместной.
Для достижения предметных целей содержание учебного материала делится на учебные элементы, используя приемы уплотнения (укрупнения, систематизации и обобщения) или пошагового развертывания. Таким образом, создается модульная программа, состоящая из блоков-модулей, содержащих теоретический учебный материал, и блоков - алгоритмических предписаний учебных умений и навыков. Учебный процесс организуется в особой последовательности с обязательным применением средств наглядности при подаче учебного материала. Применяются продуктивные формы и методы обучения, которые направлены на формирование умений работать в группе, положительной мотивации к дальнейшему учению. Образованная целостная система базисных понятий и алгоритмов деятельности позволяет стимулировать самоорганизацию и рефлексию обучаемых, дает обучающимся возможность самостоятельно выбирать уровни сложности и трудности содержания изучаемого материала.
2. Учет образовательных потребностей обучающихся. Обучающая программа адаптируется к индивидуальным способностям, возможностям, уровню подготовки и потребностям обучающегося, чтобы обеспечить индивидуализацию обучения. В целях осуществления обратной связи и управления процессом обучения организуется системная контрольно-оценочная деятельность, проектируются системы входного, текущего, промежуточного и итогового контроля качества усвоения содержания модулей и организации учебного процесса.
3. Интенсификация обучения. Интенсификацию обучения обеспечивается за счет:
- сжатия учебной информации в процессе преподавания на основе принципов модульного обучения (методически обоснованное построение модулей обеспечивает троекратное сжатие учебного материала при первичном, промежуточном и конечном обобщении посредством укрупненного, системного его представления);
- использования средств информационных технологий;
- оптимизации использования учебного времени (учебного графика и расписания занятий) путем сокращения периода обучения.
4. Проведение диагностики знаний учащихся. Проводится входная диагностика уровня знаний и умений обучающихся перед началом работы с модульной программой. На основе анализа результатов входного тестирования уточняется перечень модулей, подлежащих изучению всеми обучающимися, и составляются индивидуализированные программы обучения полного, сокращенного и продвинутого типа. Таким образом, реализуются принципы развития обучающимися своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой учащимся как необходимой) и соответствия учебной программы возможностям и способностям обучающихся.
5. Организация совместной деятельности учителя и учащихся. Для обеспечения демократического стиля руководства и выстраивания субъект-субъектных отношений учителя и обучающегося, предполагающих двустороннюю ответственность за качество и уровень конечного результата, совместно с обучающимся предпринимаются следующие действия:
- вырабатываются целевые установки (задачи обучения);
- определяется содержание учебного материала;
- уточняются конкретные виды учебнопознавательной деятельности (индивидуальные и коллективные, групповые);
- создается индивидуальная траектория контроля и оценки учебных достижений.
Организованное подобным образом планомерное развитие учебного сотрудничества между учителем и учеником, учеником и другими одноклассниками способствует тому, что содержанием их совместного труда становятся рефлексивные знания о собственных возможностях, т. е. основа умения учиться.
6. Создание психологически комфортной среды. В целях создания психологически комфортной среды необходимо обеспечить:
- построение учебной деятельности в образовательной среде, обеспечивающей социальную и эмоциональную комфорт-
ность (дифференциация обучаемых по уровням знаний, учет вероятностного характера и количества учебной информации, которую способен усвоить конкретный обучаемый, паритетные отношения всех участников образовательного процесса, использование современных информационных и коммуникационных технологий, ритмичность обучения и т. д.);
- соответствие субъективных и объективных целей обучения (применение педагогических приемов и методов активизации познавательной деятельности, применение компетентностно-деятельностного подхода в обучении и т. п.);
- гибкость образовательной технологии для создания интеллектуальной комфортности (возможность выбора уровня сложности учебной программы и количества изучаемых модулей; отсутствие строго заданного срока обучения; оптимизация структуры учебного времени; рейтинговая система контрольно-оценочной деятельности и др.).
7. Усиление личностно ориентированной составляющей процесса обучения. Ученик рассматривается как главная действующая фигура всего образовательного процесса, в качестве одной из обязательных целей обучения определяется развитие личности обучающегося, его индивидуальности. Для приятия учеником целей и задач обучения как личностно значимых выбираются оптимальные методы, формы и средства обучения - в соответствии с конкретными образовательными целями структурных элементов модульной программы обучения. Чтобы достичь подобного согласования, разрабатываются модули как элементы структуры и средства обучения, неразрывные с их целевыми установками, прежде всего для обучающихся, как личностно ориентированные с учетом их индивидуальной учебной траектории.
Для выработки оптимальной индивидуальной траектории обучения предлагаем руководствоваться следующим алгоритмом:
1) определение преподавателем индивидуального уровня начальных знаний обучающегося, его умений и способностей к учебной деятельности;
2) определение личных целей обучения самим учащимся;
3) разработка учителем модулей различной направленности (различные уровни сложности и специфические уровни теоретического или практического изучения);
4) выбор модуля самим обучающимся для дальнейшего обучения путем продвижения по индивидуальной образовательной траектории;
5) оценка преподавателем и самим обучающимся качества реализации модульной программы обучения;
6) коррекция учителем индивидуальной модульной программы с учетом личностных особенностей обучающегося.
Применение подобного алгоритма позволит нацелить обучение на максимальное удовлетворение познавательных потребностей обучающегося при формировании коммуникативной компетенции.
Полноценное освоение деятельности проходит через отношения между участниками образовательного процесса на лично-стно значимом уровне. Учение превращается в межличностный процесс, становится диалогом. Мотивация заключается в высоком осознанном побудительном смысле во всех ситуациях учебного сотрудничества. Повышается индивидуальная готовность каждого учащегося к обучению.
8. Обеспечение паритетности отношений субъектов учебного процесса. Для вовлечения в совместную деятельность обучающихся и установления продуктивных взаимоотношений применяются педагогические приемы педагогической психологии, обладающие необходимой эффективностью. За обучаемым признается право являться партнером преподавателя в учебном процессе, но вместе с тем на обучаемого возлагается ответственность за результаты своей (и не только своей - группы, класса) учебной деятельности. За счет этого активизируется не только собственное самопознание (как обучающего), но и самопознание обучающегося, а также актуализируются и направляются процессы самосовершенствования и социализации личности.
9. Самостоятельная работа, самоконтроль и самооценка учебных достижений обучающимися. Организуется самостоятельная работа учащихся как одна из основных форм учебно-познавательной деятельности и главное средство активизации учения в процессе модульного обучения. Обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и адекватной самооценке своих действий и деятельности в целом, происходит саморазвитие человека, основанное на самоуправлении учебной деятельностью. Для достижения этого поэтапно организуется преподавательская деятельность: отбирается материал, разрабатывается домашнее задание (общее, индивидуальное, дополнительное), определяются методы и средства самостоятельной работы (при подготовке к уроку); происходит ориентирование учеников на понимание главного, проводится общее консультирование по выполнению задания,
обеспечивается индивидуальная помощь преподавателя (при выдаче домашнего задания); проводится оценивающий контроль, определяется степень усвоения материала (при проверке домашнего задания).
Благодаря выработке умения самостоятельно учиться развиваются рефлексивные способности, актуализируются аналитические умения обучающихся. При этом самоконтроль и самооценка осуществляются прежде всего в процессе самостоятельной работы учащихся, которая предусматривает ряд этапов.
1. Подготовительный этап:
- определение цели и задач самостоятельной работы;
- проектирование процесса выполнения задания.
2. Исполнительный этап:
- восприятие информации, ее обобщение и анализ;
- конструирование новой информации;
- формирование содержательной модели выполнения задания;
- непосредственное выполнение задания.
3. Результативный этап:
- самоконтроль и самооценка полученного результата;
- самоанализ выявленных ошибок и их исправление;
- контроль и оценка со стороны учителя.
После выдачи домашнего задания с
учениками проводится устный инструктаж с указанием необходимого результата работы (целей), обозначаются формы контроля полученных знаний, умений, навыков, а при необходимости выдаются письменные рекомендации и методические указания. Благодаря этому удается сконцентрировать внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помочь в формировании умения самостоятельно анализировать полученную информацию, в нахождении связи между теоретическими знаниями и практикой, за счет чего облегчается самостоятельная работа.
При разработке объективной рейтинговой системы оценки успеваемости происходит стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся и мотивация на обучение через интерес в форме общественного признания (первый в группе, классе, параллели классов).
Данная деятельность помогает преобразовать функции внешнего управления по отношению к учебной деятельности обучаемого в самоуправление.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что именно применение модульной технологии обучения, исходя из требований времени и социального заказа общества, позволяет обучающемуся, проявляя активность в уче-
нии, самостоятельно создавать учебный модуль, что обеспечивает необходимое личностное развитие учащегося для эффективного формирования ключевых компетенций, в том числе и коммуникативной.
Использование модульной технологии стимулирует также и дальнейшую познавательную деятельность обучаемого, позволяя ему со временем перейти на следующий, более высокий уровень развития личности благодаря самоорганизации.
Таким образом, при безусловном деятельностном характере обучения как одной
ЛИТЕРАТУРА
1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования : учебник. М. : Инфра-М, 2004.
2. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. : Высш. шк., 2004.
3. Игошев Б. М., Лозинская А. М., Шамало Т. Н. Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике : монография. М. : Владос, 2010.
4. Лозинская А. М. Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.
из составляющих всего процесса развития именно внедрение технологии модульного обучения в практику школы предполагает создание оптимальных условий для выявления и развития способностей учащихся, удовлетворение их интересов и потребностей, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности, направляет этот процесс от элементарного репродуктивно-подражательного уровня к поисковоисполнительному и далее - к творческому.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.