Научная статья на тему 'Педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза'

Педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / MODULAR EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE AND CULTURAL COMPETENCE / THE MODEL OF FOREIGN LANGUAGE MODULAR TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Юлия Юрьевна

Рассматриваются вопросы реализации иноязычной подготовки студентов технического вуза с применением технологии модульного обучения, описывается модель ее использования в соответствии с определенными педагогическими условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза»

литература

1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М. : Просвещение, 2003.

2. Бим И.Л. Шаги 5 : учеб. нем. яз. для 9 кл. об-щеобразоват. учрежд. М. : Просвещение, 2000.

3. Догонидзе Н.Р. Формирование лексического навыка говорения на английском языке у учащихся с грузинским языком обучения (на материале IV - V классов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тбилиси, 1983.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука,1984.

5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М. : АРКТИ, 2002.

6. Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные процессы // Проблема развития познавательных способностей: меж-вуз. сб. науч. тр. Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 21 - 32.

7. Ситнов Ю.А. Коммуникативно-когнитивный подход к развитию грамматической компетенции студентов-лингвистов (на материале сложных грамматических явлений испанского языка): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2005.

7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск : Харвест, 1998.

8. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М. : ПЕР СЭ, 2002.

9. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике:моделирование и реализация : монография. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006.

10. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М. : Просвещение, 2003.

Teaching lexical aspect of speech and ways of its improvement in the conditions of secondary school

There is given the issue of teaching the lexical aspect of foreign speech. Success in lexical aspect teaching is provided by taking into account the regularity of pupils’ cognitive activity, generalized cognitive processes (prediction, encoding and transfer), including in the educational process different lexical strategies realized through the system of methods thoroughly described in the article.

Key words: vocabulary, lexical units, lexical aspect, lexical skills, lexical prediction, lexical encoding, transfer of lexical material, lexical strategies, lexical creativity.

ю.ю. коВАЛЕВА

(Томск)

педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза

Рассматриваются вопросы реализации иноязычной подготовки студентов технического вуза с применением технологии модульного обучения, описывается модель ее использования в соответствии с определенными педагогическими условиями.

Ключевые слова: модульное обучение, иноязычная подготовка, иноязычная коммуникативнокультурная компетенция, модель модульного обучения иностранному языку.

Современный технический вуз реализует профессиональную подготовку инженеров в соответствии с международными стандартами и критериями, к числу которых относится владение набором ключевых компетенций, в том числе иноязычной коммуникативнокультурной компетенцией. Иноязычная коммуникативно-культурная компетенция выступает основой формирования и развития будущего инженера как культурно-языковой личности, владеющей на достаточно высоком уровне способностями и умениями осуществлять межкультурную иноязычную коммуникацию в ситуациях учебно-трудового, социально-бытового, научно-делового и профессионального общения.

Неоспорим тот факт, что для успешного формирования культурно-языковой личности будущего инженера требуется эффективная организация иноязычной подготовки с применением новых педагогических технологий, адекватных ее целям, задачам и принципам. В качестве педагогической технологии, относящейся к числу гибких инновационных технологий современного образования, выступает модульное обучение. Ретроспективный анализ работ по модульному обучению позволяет нам утверждать, что оно зародилось как направление обучения, исходящее из деятельностного гибкого подхода к педагогическому процессу, альтернативного традиционному, пропо-

© Ковалева Ю.Ю., 2011

ведующему информационно-сообщающее обучение без ясного представления обучаемым возможностей применения знаний, навыков и умений в конкретной практической деятельности.

Отличительной особенностью модульного обучения является то, что оно способно решать комплекс стратегически важных задач, к числу которых относятся отбор и структурирование содержания обучения на деятельностной основе; реализация различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе вуза; обеспечение возможности вариативного изучения учебного материала; своевременная корректировка и обновление содержания обучения в зависимости от меняющихся целей вуза и общества в целом; адаптация программы обучения к индивидуальным характеристикам и уровню иноязычной подготовки обучаемого [1; 2; 3; 5]. Возможности применения модульного обучения в образовательном процессе рассматриваются многими исследователями (Прокопенко И., 1981; Чошанов М.А., 1986, 1996; Бородина Н.В., Эрганова Н.Е., 1988; Юцяви-чене П.А., 1989, 1990; Ласточкин А.Н., 1998; Шевелева Н.Л., 1998; Кузьменкова Ю.Б., 1998, 2002; Маркова Е.С., 2004 и др.). Однако теоретико-методические основы их реализации в системе иноязычной подготовки студентов технического вуза практически не проработаны. Таким образом, прослеживается противоречие между объективной необходимостью применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки будущих инженеров и недостаточной степенью разработанности теоретикометодических основ проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку с использованием модульной технологии. Актуальность и целесообразность применения модульного обучения в системе иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля видятся нам в следующем:

1. В настоящее время очевидно, что заказчиком в сфере образования становится не государство, а человек. Тем не менее традиционное обучение иностранному языку в техническом вузе ограничивается условиями и рамками учебного заведения, что не позволяет в полной мере удовлетворить индивидуальные и профессиональные коммуникативнокультурные потребности будущих инженеров.

2. Современный рынок труда нуждается в высокопрофессиональных, мобильных, конкурентоспособных кадрах с установкой на самосовершенствование; их подготовка должна осуществляться с использованием новых технологий с обязательным увеличением доли самостоятельности обучаемого, возможностью выбора индивидуального темпа обучения и построения индивидуальной образовательной траектории.

3. Одной из современных тенденций в области иноязычного образования в техническом вузе является переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет адекватно отразить иноязычную деятельность специалиста в системе его профессиональной подготовки и ориентировать обучающегося на зону его ближайшего коммуникативно-культурного развития. Это требует проектирования содержания обучения иностранному языку на деятельностной основе и структурирования его в модули в соответствии с обозначенными целевыми индикаторами [4, с. 4].

В качестве основной цели применения модульного обучения в учебно-воспитательном процессе технического вуза выступает повышение качества иноязычной подготовки студентов, что сопровождается реализацией парадигмы личностно ориентированного обучения, а также выявлением и развитием творческого потенциала личности обучаемого. Специфика иноязычной подготовки студентов младших курсов технического вуза видится нам в следующем: многоуровневость обучения; система единых требований к уровню владения иностранным языком; ориентация на требования международных сертификационных экзаменов; систематический контроль и оперативная обратная связь; механизм «межуровневого перехода» (студенты с высоким уровнем учебных достижений переходят в группы более высокого уровня по результатам итогового контроля) и т.д. Принимая во внимание эту специфику, мы выделили следующие педагогические условия применения модульной технологии в системе иноязычной подготовки будущих инженеров:

1) модульная технология направлена на подготовку обучаемого к различным видам иноязычной коммуникативной деятельности;

2) содержание обучения представляется в виде модульной программы, имеющей гибкую структуру, состоящую из учебных модулей, усвоение которых осуществляется в соответ-

ствии с дидактической целью, которая формулируется для каждого обучающегося и содержит в себе указание на объем и уровень усвоения изучаемого материала;

3) объем, структура и способы представления информации в модулях зависят от конкретного учебного материала;

4) модульная программа адаптируется к уровню иноязычной подготовки обучаемого с целью продвижения его на более высокий уровень владения иностранным языком, тем самым обеспечивается дифференцированный подход; наличие модулей в печатной и электронной форме позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами;

5) используются разные формы работы с учебным материалом модуля, т.к. лингвистическое и экстралингвистическое наполнение каждого из них отличается по объему и степени сложности при условии предъявления к программе унифицированных требований;

6) реализуются методические принципы развивающего обучения, позволяющие создать предпосылки для творческой деятельности и развития самостоятельности обучаемого при достижении конкретной цели в процессе работы с материалом модуля;

7) система контроля реализуется в коммуникативно-ориентированном формате и включает входной, рубежный и итоговый контроль, составляется индивидуальный рейтинг обучаемого.

на основании выделенных педагогических условий была разработана педагогическая модель модульного обучения иностранному языку бакалавров младших курсов технического вуза, изучающих иностранный язык на углубленной основе и с ориентацией на международные стандарты. Настоящая модель рассматривается нами в двух аспектах -структурном и организационном. В структурном аспекте она представлена модульной программой, включающей 16 модулей, рассчитанных на изучение в течение четырех учебных семестров. Рекомендуемое количество модулей в семестре - 4. Подобное ограничение позволяет оптимально организовать непрерывный контроль сформированности иноязычной коммуникативно-культурной компетенции каждого студента на любом отрезке учебного процесса.

Учебные модули логически связаны между собой и в то же время имеют определенную степень самостоятельности. Объём учеб-

ного времени, предназначенного для изучения одного модуля, в среднем составляет 22 академических часа; объём самостоятельной работы студента с его материалом - 15 академических часов. Модуль структурируется на учебные элементы, являющиеся носителями учебной информации. каждый учебный элемент характеризуется наличием собственных целей обучения, включает набор текстового, аудио- и видеоматериала, практические задания и упражнения. каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами: перечнем коммуникативно-культурных знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть в процессе изучения модуля; набором лексических единиц и грамматических конструкций; комплектом контрольно-измерительных материалов рубежного и итогового контроля; комплектом лабораторных работ для студентов с разным уровнем подготовки; списком рекомендуемой учебной литературы и ссылками на материалы Интернета.

В организационном аспекте модель реализуется в виде следующих этапов. На предваряющем этапе осуществляется входной контроль, который позволяет установить исходный уровень сформированности иноязычной коммуникативно-культурной компетенции студентов и распределить их в учебные группы в соответствии с полученными результатами, тем самым обозначить выбор индивидуальной образовательной траектории студента в изучении иностранного языка на протяжении двух учебных лет. На данном этапе модульная программа адаптируется к уровню иноязычной подготовки каждого обучаемого. На этапе обучения студенты осваивают учебный материал обучающих модулей на занятиях под руководством преподавателя иностранного языка и самостоятельно во внеучебное время. Студентам предлагается выполнить следующие виды самостоятельных работ:

1) самостоятельная работа с материалом модуля в домашних условиях, а также в аудитории под руководством преподавателя иностранного языка;

2) самостоятельная работа повышенного уровня сложности. Поскольку самостоятельная работа имеет целью не только углубление иноязычной подготовки, развитие разносторонних интересов и способностей студентов, но и обеспечение возможности выбирать индивидуальную траекторию изучения ино-

странного языка, предлагается выполнять задания и упражнения повышенного уровня сложности в рамках темы изучаемого модуля;

3) лабораторная работа по теме модуля - как правило, в рамках одного модуля выполняется одна лабораторная работа, служащая завершающим учебным элементом и разрабатываемая с учетом целей и содержания модуля, уровня владения иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией;

4) выполнение творческих заданий - индивидуальная, парная или групповая работа по составлению и проигрыванию диалогов различных функциональных типов, монологических сообщений для участия в ролевой игре, подготовка и представление мультимедийных презентаций, выступление с результатами проектной работы;

5) самостоятельная работа с материалом модуля с удалённым доступом через платформу Web-CT при наличии компьютера и доступа в Интернет.

Согласно положению о реализации обратной связи, приобретаемые студентами знания, навыки и умения должны выступать объектом непрерывного контроля как со стороны преподавателя, так и со стороны самих студентов, т.е. самоконтроля. В качестве основных видов непрерывного контроля выступают рубежный и итоговый. Рубежный контроль проводится после окончания изучения модуля или нескольких модулей в случае, если они объединены единой частной дидактической целью. Формами его проведения могут выступать как письменная, так и устная, в зависимости от условий учебного процесса и целей проводимого контроля. Письменная форма контроля реализуется в виде письменного теста учебных достижений, состоящего из заданий на проверку умений чтения и аудирования, навыков использования лексикограмматических средств в заданном контексте. устная форма находит свое выражение в виде одного или нескольких заданий на проверку умений иноязычной монологической и диалогической речи. В случае если тест учебных достижений рубежного контроля не выполняется студентом или выполняется в недостаточном объеме, обучаемому рекомендуется вернуться к изучению материала модуля и выполнению теста рубежного контроля.

Итоговый контроль проводится по окончании изучения четырех модулей в конце учебного семестра и выступает своеобразным инструментом для установления степени про-

движения студента в овладении иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией, выявления возможных причин академической неуспеваемости как отдельного студента, так и группы в целом, проведения сравнительного анализа результатов контрольных точек и доведения их до сведения обучающихся для внесения соответствующих коррективов в учебный процесс и индивидуальную образовательную траекторию студента. На заключительном этапе проводится экзамен по дисциплине в виде комплексного теста учебных достижений студентов в бланковой форме.

В рамках рассмотренного варианта реализации структурно-функциональной модели модульного обучения иностранному языку, разработанной в соответствии с выделенными педагогическими условиями, в Томском политехническом университете исследуется эффективность применения модульной технологии по дисциплине «Иностранный язык» для студентов всех специальностей и направлений подготовки.

литература

1. Бородина Н.В., Самойлова Е.С. Модульные технологии в профессиональном образовании. Екатеринбург, 1997.

2. Крошэ Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения. Женева, 1996.

3. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М. : Нар. образование, 1996.

4. Шевелева Н.Л. Модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических кадров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.

5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989.

Pedagogical conditions of modular techniques use in the system of foreign language training of technical higher school students

There are considered the issues of realization of foreign language training of technical higher school students with the use of modular techniques, the model of which is described in accordance with the particular pedagogical conditions.

Key words: modular education, foreign language training, foreign language communicative and cultural competence, the model of foreign language modular teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.