Научная статья на тему 'Реализация модульного обучения в контексте формирования профессиональной ответственности будущих педагогов'

Реализация модульного обучения в контексте формирования профессиональной ответственности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Светлана Станиславовна

В статье рассматриваются вопросы выбора технологий обучения, отвечающих современным стандартам образования. В качестве одной из перспективных технологий определяется модульное обучение, которая ориентирует обучающихся на включение их в активную самостоятельную деятельность. На примере учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения» анализируются принципы модульного обучения, также представлен опыт работы по созданию обучающего модуля, направленного на формирование профессиональной ответственности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модульного обучения в контексте формирования профессиональной ответственности будущих педагогов»

УДК 378.14

Быкова Светлана Станиславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, vetabykova@mail.ru, Киров

реализация модульного обучения в контексте формирования профессиональной

ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУщИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы выбора технологий обучения, отвечающих современным стандартам образования. В качестве одной из перспективных технологий определяется модульное обучение, которая ориентирует обучающихся на включение их в активную самостоятельную деятельность. На примере учебной дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения» анализируются принципы модульного обучения, также представлен опыт работы по созданию обучающего модуля, направленного на формирование профессиональной ответственности будущих педагогов.

Ключевые слова: компетентностный подход, модульное обучение, модуль, профессиональная ответственность.

Bykova Svetlana Stanislavovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Chair of Pedagogics, Vyatka State University of Humanities, vetabykova@mail.ru, Kirov

IMPLEMENTATION OF MODULAR TRAINING IN THE CONTExT OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL LIABILITY OF FUTURE TEACHERS

Abstract. This article discusses the choice of learning technologies to meet modern standards of education. As one of the most promising is defined modular training, which orients the students to be included in an active and independent activities. On an example of discipline "Regulatory support education. Management of educational systems. Modern means of evaluating learning outcomes "presents the experience to create a training module aimed at the formation of professional responsibility among future teachers.

Keywords: competence approach, modular training, module, professional responsibility.

Повышение качества подготовки будущих педагогов определяется на современном этапе как ответ на социокультурные вызовы общества. В утвержденном профессиональном стандарте педагога задаются конкретные требования к его квалификации, обозначаются компетенции, которыми должен обладать современный успешный специалист в своей сфере деятельности. Концепция профессионального стандарта педагога, с одной стороны, расширяет границы свободы в плане решения учебно-воспитательных задач, с другой - одновременно повышает его ответственность за результаты труда [6].

Наличие потенциального заказа от школы на компетентного специалиста подтверждается в требованиях, которые задаются Феде-

ральным государственным образовательным стандартом. От выпускника бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» требуется овладение следующими компетенциями: способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовностью использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способностью нести ответственность за результаты

своего труда (ОПК-4). Анализ содержания стандарта, в том числе названных выше компетенций, позволяет определить в качестве сквозной задачи в подготовке будущего педагога формирование профессиональной ответственности как профессионально-личностного качества будущего специалиста, что также соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.

Содержание понятия профессиональной ответственности актуализирует правовую и нравственную компетентность как её основных составляющих. В данном случае правовая компетентность приобретает свое наполнение за счет изучения прав и обязанностей субъектов образования и нормативно-правовых актов в области образования; выработки потребности в приобретении правовых знаний в процессе профессиональной подготовки. Нравственная компетентность в качестве основного побудителя профессиональной деятельности учителя формируется как стержневое качество личности. Оно представлено, по мнению О. В. Лебедевой, через «знание норм морали; потребности отношения к ребенку как к наивысшей ценности; готовности и способности следовать нормам морали не только в педагогическом процессе, но и в процессе всей жизнедеятельности» [4, с. 118-122]. Соответственно, нравственная компетентность выступает мотиватором нравственно-ценного поведения будущего педагога в процессе выполнения им профессиональных обязанностей.

На данном этапе решения поставленной задачи актуальными становятся вопросы, связанные с разработкой нового содержания образования, и в большей степени - с выбором технологий обучения, отвечающих запросам обучающегося как субъекта образовательного процесса. Акцент в выборе технологий, поставленный на формирование механизмов самообучения и самовоспитания, на процесс профессионального становления будущего педагога в вузе по своей сущности перспективен. Одной из таких технологий на современном этапе является модульное обучение. Реализация модульных программ в полной мере соответствует целям, обозначенным в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года». [7]. Перспек-

тивность развития модульного обучения в профессиональном образовании задается Федеральными государственными образовательными стандартами, которые ориентируют образовательный процесс на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся.

Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П. А. Юцявичене, в дальнейшем эти идеи получили развитие в работах Н. В. Борисовой, В. А. Ермоленко, А. А. Муравьевой, Г. К. Селевко и др.

Модульное обучение, применяемое в профессиональном образовании, способствует гибкости, мобильности, личностной направленности получения образования. Следует отметить, что основными функциями преподавателя при этом становятся: мотивационная, организационная, консультативная и контрольная, тогда как другой субъект образовательного процесса - обучающийся - приобретает навыки самостоятельной работы, в том числе учится целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю.

Большим потенциалом для формирования профессиональной ответственности будущего педагога обладает содержание раздела «Педагогики» - «Нормативно-правовое обеспечение образования. Управление образовательными системами. Современные средства оценивания результатов обучения». Целесообразность использования модульного обучения в рамках учебной дисциплины обусловлена, во-первых, организационными условиями, в том числе индивидуальным временным темпом обучения, во-вторых, само содержание дисциплины позволяет формировать общекультурные и профессиональные компетенции, ориентированные на становление профессиональной ответственности.

При построении модульной программы в рамках обозначенной учебной дисциплины основополагающими, на наш взгляд, определяются следующие принципы модульного обучения - действенности и оперативности, паритетности, динамичности, индивидуализации обучения [9].

Ключевой принцип - действенности и оперативности знаний (П. А. Юцяви-чене), в связи с тем, что заложенный и реализуемый стандартами компетентностный подход выдвигает на первый план практическую составляющую обучения. Исполь-

зование практико-ориентированных заданий приводит к формированию умений и навыков применять имеющиеся знания по нормативно правовым документам в конкретных профессиональных и жизненных ситуациях, что позволяет мотивировать студента на будущую педагогическую профессию [5, с. 256]. Дополнительный аргумент в пользу реализации принципа действенности и оперативности определяется тем, что в процессе работы с практико-ориенти-рованными заданиями формируется нравственная и правовая компетентность.

Следующий принцип «взаимодействия обучающихся в процессе обучения» (Дж. Рассел) или «паритетности» (П. А. Юцявичене) предполагает выстраивание паритетных связей между преподавателем и студентом. Безусловно, модульное обучение предоставляет обучающимся максимум времени для самостоятельной работы, учит их планировать свою деятельность, рассчитывать свои силы и возможности, выбирать приемлемый для себя уровень усвоения материала. Исходя из этого, организованное взаимодействие преподавателя и обучающихся рассматривается как согласованная деятельность по достижению совместной цели, а именно - формирование профессиональной ответственности будущих педагогов.

Учитывая то, что содержание дисциплины, а точнее, изучаемые нормативно-правовые документы постоянно обновляются, необходимо обеспечить такое построение учебного материала, при котором отдельные блоки были бы достаточно независимы друг от друга, что позволит быстро изменять или дополнять учебный материал каждого блока. Этот аспект заложен в содержании принципа динамичности (П. А. Юцявичене) и элективности (Дж. Рассела), который мы принимаем в качестве основополагающего при разработке модульной программы курса. Авторы также акцентируют внимание не только на свободе выбора материала преподавателем, но и на возможности свободного выбора действий обучающегося в выстраивании индивидуальной учебной траектории. В данном контексте обучающийся сам возлагает на себя долю ответственности за сделанный выбор, что, соответственно, способствует форми-

рованию профессиональной ответственности как профессионально-личностного качества будущего педагога.

Безусловно, главный принцип в теории модульного обучения - принцип индивидуализации обучения. Дж. Рассел обозначил, что реализация данного принципа осуществляется за счет возможности свободного выбора альтернативных модулей, позволяющих всем обучающимся усвоить материал в индивидуальном комфортном темпе [10]. Именно возможность свободного выбора модуля возлагает на будущего педагога немалую личную ответственность за результаты освоенных компетенций.

Принципы модульного обучения в основном отражают особенности построения содержания материала и закладывают основы взаимодействия педагога и обучающегося в рамках самостоятельной работы. О важности самостоятельной работы в высшей школе говорил П. И. Пидкасистый, обозначая её как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе [2]. По его мнению, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, предлагаемое преподавателем или программированным пособием, а также форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. Данный подход к самостоятельной работе всецело воспроизводит условия работы с модулем.

Модуль - средство модульного обучения, и по определению, данному в Федеральных государственных образовательных стандартах, представляет собой совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющий определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающий за выработку той или иной компетентности или группы компетентно-стей. В контексте нашей работы мы принимаем определение понятия модуль, данное П. А. Юцявичене. Модуль - «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

В этом случае модуль выступает как программа обучения, персонализированная по содержанию, методами стратегии обучения, уровню самостоятельности, темпу усвоения учебного материала. В процессе разработки модуля во внимание принимаются совокупность теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что набор и типы модулей в учебной дисциплине могут быть различны: познавательные, операционные и смешанные. На наш взгляд, смешанный тип обучающего модуля наиболее эффективный, так как дает возможность студентам не только получить необходимые знания, но и учит оперировать полученными знаниями на практике, применять их в практической деятельности. В процессе работы с такими модулями формируются необходимые будущему специалисту нравственная и правовая компетентности, что в полной мере соответствуют требования федерального государственного образовательного стандарта.

Немаловажную роль при проектировании модульной программы отводится це-леполаганию, и здесь приемлем лишь один способ постановки цели на основании таксономии, выстраивании «дерева» целей: от комплексной цели к интегрирующим и далее - к частным дидактическим целям [8]. В рамках данной дисциплины основной комплексной дидактической целью становится овладение студентами знаниями, умениями и навыками в области нормативно-правового обеспечения образования, управления образовательными системами в логике целостного образовательного процесса и технологии оценивания результатов обучения учащихся. Дальнейшая работа над модулем поставит частные дидактические цели, которые будут выделены в самих модулях и определят направленность на формирование профессиональной ответственности будущего педагога.

Представим один из модулей учебной дисциплины «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности». Частная дидактическая цель модуля - выработать ответственность за выполнение возложенных обязанностей на педагога в деле обучения и воспитания

(предполагаемое время, отводимое на освоение модуля: 8 час. (2 ч. - лекции, 2 ч. -семинара, 4 ч. - самостоятельной работы)). В структуре модуля определим уровни, необходимые для усвоения обучающимися:

1 уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ3-УЭ4-УЭ7-УЭ8

2 уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ2-УЭ3-УЭ4-УЭ5-УЭ7-УЭ8

3 уровень: УЭ0-УЭ1-УЭ2-УЭ3-УЭ4-УЭ5-УЭ6-УЭ7-УЭ8

В рамках разработанного модуля предполагается соединение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы [1].

На рефлексивном этапе изучения модуля «Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности» нами были получены эмоционально окрашенные ответы обучаемых о полезности предложенной информации: «Я не думала, что на учителя возлагается столько ответственности!», «чувствую необходимость изучения трудового договора и других документов перед принятием решений», о значимости использования модульной программы - «такая подача материала дает большую возможность увидеть суть проблемы», «у меня всё уложилось в голове по полочкам», «понравилась такая система работы, но, к сожалению, очень ответственно самому определять уровень усвоения модуля».

Анализ ответов обучающихся свидетельствует о том, что содержание модуля позволяет получить знания о правах, обязанностях и ответственности педагогических работников, определить свое отношение к основным составляющим правового статуса педагога и выработать навык работы с нормативными документами. На этом основании стоит полагать, что содержание модуля и реализуемые принципы модульного обучения способствуют формированию профессиональной ответственности будущих педагогов.

Говоря о результативности модульной программы, следует отметить, что итоговое тестирование по учебной дисциплине показало следующие результаты. Из 118 студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование»: 43 (36,4 %) обучаемых выполнили его на «отлично», 52 (44 %) - «хорошо», 16 (13,5 %) - «удовлетворительно», 7 (5,9 %) были не аттестованы. В предыдущем учебном году студенты, обучающиеся по программам специалитета

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

Таблица - Пример использования модуля на семинарском занятии

№ УЭ

Содержание материала

Методическое руководство

УЭ0

В результате освоения модуля Вам необходимо:

1 уровень

- знать сущность понятий «правовой статус учителя», «трудовой договор/эффективный контракт», «трудовая дисциплина»;

- ориентироваться в правах, обязанностях и ответственности педагогических работников;

- определить особенности обеспечения трудовой дисциплины в образовательной организации;

- оценить возможности реализации эффективного контракта на практике;

2 уровень то же, что 1 уровень +

- уметь решать и анализировать компетентносто-ориентированные задания;

3 уровень то же, что 1 уровень +

- давать характеристику и оценивать правовой статус учителя с позиции соблюдения норм, обозначенных в Трудовом кодексе РФ, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень усвоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить.

УЭ1

Ваша цель состоит в том, чтобы определить права, обязанности и ответственность учителя:

1. Какими правами, согласно российскому законодательству, обладает учитель?

2. Какие обязанности должен исполнять учитель?

3. За что несёт ответственность работник образовательной организации

Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы и дополняя друг друга. При затруднениях обратитесь к материалу учебника и лекций.

УЭ2

Ваша цель состоит в том, чтобы доказать, что педагогическая деятельность невозможна без знания основных прав, обязанностей и ответственности работник образовательной организации

Разделитесь на 3 группы. Каждая группа вытягивает карточку с названной категорией. Группа должна доказать, что для педагога важнее всего владеть именно данной составляющей правового статуса. Решите предложенные компетентносто-ориентированные задания.

УЭ3

Ваша цель состоит в том, чтобы выявить основные отличия трудового договора и эффективного контракта (раздаточный материал)

Каждая группа составляет сравнительную таблицу.

УЭ4

Ваша цель состоит в том, чтобы проверить свои знания сущности и компонентов правового статуса учителя

Выберите из приготовленных дома вопросов 5 самых интересных и задайте другим группам.

УЭ5

Ваша цель состоит в том, чтобы показать свое умение анализировать педагогические ситуации

Выберите из составленных дома ситуаций наиболее актуальные сегодня и предложите решить другим группам.

УЭ7

Ваша цель состоит в том, чтобы оценить уровень освоения материала модуля (предлагаются тестовые задания)

Ответьте на вопросы теста. Сверьте полученные результаты с ключом. Если Вы безошибочно ответили на 9-10 вопросов, то получаете 5 баллов, на 7-8 вопросов - 4 балла, 5-6 вопросов - 3 балла, менее - 0 баллов.

УЭ8

Итоговый модуль

Ответьте на вопрос, было ли полезным для Вас это занятие? Почему?

(в тестировании участвовало 93 чел.), показали не такой высокий результат: всего 12 чел. (13 %) получили оценки «отлично» и 39 чел. (42%) - «хорошо», 30 чел. (32 %) -«удовлетворительно» и 12 чел. (12,9 %) -«не аттестован». Положительную динамику результатов по годам обучения мы связываем, прежде всего, с использованием модульной программы учебной дисциплины, реализуемой для обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Сформированная потребность и способность к систематической самостоятельной работе по курсу положительно сказалась на качестве знаний будущих педагогов. Кроме того, балльно-рейтинговая система оценки обучающихся, являясь составной частью модульного обучения, сориентировала их на определенный количественный результат обучения, на определенный балл, который необходимо набрать в течение изучения дисциплины.

Итоговый контроль по результатам освоения учебного курса показал, что в процессе регулярной работы обучаемые пришли к сессионным испытаниям с высоким рейтинговым баллом (от 65 до 75 баллов), что соответствует оценке «зачет» по дисциплине.

На основании вышеизложенного выделим ключевые особенности формирования профессиональной ответственности будущих педагогов:

1. Реализуемая модульная программа обучения в рамках рассматриваемой дисциплины является эффективной, так как обучающиеся включаются в активную самостоятельную деятельность, работают в индивидуальном темпе обучения, что, безусловно, повышает их ответственность за результаты усвоения учебного курса.

2. Содержание учебной дисциплины представляется в законченных самостоятельных модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Это

позволяет создавать оптимальные условия для качественной подготовки специалиста и формировать у них нравственную правовую компетентность.

Библиографический список

1. Быкова С. С. Деонтологическая подготовка учителя на основе реализации принципа гуманистической направленности //Право и образование. - 2014. -№ 3. - С. 25-33.

2. ГаруновМ. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание, 1978. -48 с.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Лебедева О. В. Формирование нравственной компетентности будущих учителей в свете требований профессионального стандарта // Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сборник статей Всероссийского научного конгресса. Приложение №1 к журналу «Вестник Вятского государственного университета». - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. - 187 с.

5. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткачен-ко, М.А. Галагузова. - Вып. 7. - Екатеринбург, 2012. - 456 с.

6. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки. рф/ (дата обращения: 6.01.14).

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/ (дата обращения: 6.01.14).

8. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 107 с.

9. Юцявиченя П. Основы модульного обучения. -Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 1989. - 219 с.

10. Russell J. D. Modular Instruction: a Guide to the Design, Selection, Utilisation and Evaluation of Module Materials. - Minneapolis, Burgess Publishing Co., 1974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.