Научная статья на тему 'Применение новых организационных форм при подготовке и переподготовке педагогических кадров'

Применение новых организационных форм при подготовке и переподготовке педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / NEW ORGANIZATIONAL FORMS / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / PREPARATION AND RETRAINING OF PEDAGOGICAL SHOTS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / REMOTE TRAINING / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ONLINE-ЛЕКЦИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK TECHNOLOGIES / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODULAR TRAINING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / DIDACTIC POSSIBILITIES / CASETECHNOLOGY / ONLINE-LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р.М.

В статье рассматриваются вопросы применения новых организационных форм, в частности формы дистанционного обучения: кейс-технология, onlineлекция, сетевые технологии, а также модульное обучение и метод проектов при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых организационных форм при подготовке и переподготовке педагогических кадров»

$

экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментариями преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.

Психологический тренинг - регулярные занятия по 1530 мин (или часть практического занятия) с выполнением обучающимися коротких, но многочисленных задач (при соответствующем звуковом и визуальном сопровождении), развивающих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности. Так, ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности, находчивость, сообразительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются с помощью:

• создания ситуации, когда обстановка не полностью ясна, информации мало или излишне много, часть ее противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;

• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в напряженной обстановке;

• внезапного введения усложнений относительно ровной и не очень сложной до этого обстановки;

• ограничения времени на оценку обстановки;

• введения разнообразных по времени, характеру, содержанию и месту проявления факторов неожиданности.

Только при регулярном моделировании ЧС и успешном их решении происходит адаптация к всевозможным стрессогенным факторам [1].

В качестве наглядных методов демонстрировались фильмы по каждой теме из заложенных в образовательном стандарте, с повторными показами - для акцентирования внимания на основных деталях. Цель такой работы - углубление осознания студентами необходимости изучения данной темы, привитие им необходимых понятий и способов поведения в ЧС.

Для объяснения техники выполнения действий применяются методы учебных действий. Так, при объяснении темы поведения на улице идет показ освобождения от различных захватов, удержаний с многократной отработкой и исправлением допускаемых ошибок.

Целью применения перечисленных выше методов является последующее учебное моделирование возможных ЧС с помощью мультимедийных средств и решение в созданных условиях ситуационных задач по выживанию.

Особое значение при использовании разработанного комплекса имеет повышение эмоционального фона занятия. Эмоциональные реакции оказывают сильнейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается прочнее, чем не связанный с эмоциями.

Особое значение имеют анимационные ролики. Эти короткие мультфильмы содержат информацию о неправильном поведении в ЧС (как по Г. Остеру - воспитание от противного). Эти ролики не только позволяют повторить учебный материал, но и развивают критическое мышление будущих учителей.

Электронный учебник на CD разработан студентами при поддержке преподавателей информатики. Анимационные ролики разработаны во Flash MX, видеоматериалы подобраны из различных источников.

Использование учебно-методического комплекса в учебном процессе повысило мотивацию студентов к изучению курса и улучшило результаты тестового опроса по сравнению с контрольной группой, где этот комплекс не использовали.

Таким образом, моделируя возможные ЧС и используя во взаимосвязи разные пути приближения учебных условий к реальным экстремальным ситуациям, мы сможем достичь желаемых результатов - подготовить педагогов, способных принимать решительные меры для достойного выхода из ЧС.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Огнев И. Психологическая безопасность. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

2. Ситка И. В., Софронова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум для студ. пед. вузов. - Чебоксары, 2010.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

NEW FORMS IN ORGANIZING OF TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS

p. М. Магомедов R. M. Magomedov

В статье рассматриваются вопросы применения The article deals with the application of new organiza-новых организационных форм, в частности формы tional forms, in particular forms of remote training:

26

#

дистанционного обучения: кейс-технология, online-лекция, сетевые технологии, а также модульное обучение и метод проектов при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Ключевые слова: новые организационные формы, подготовка и переподготовка педагогических кадров, дистанционное обучение, кейс-технология, online-лекция, сетевые технологии, модульное обучение, метод проектов, дидактические возможности.

a case-technology, online-lecture, network technologies, and also modular training and a method of projects by preparation and retraining of pedagogical shots.

Keywords: new organizational forms, preparation and retraining of pedagogical shots, remote training, case-technology, online-lecture, network technologies, modular training, method of projects, didactic possibilities.

Современная ситуация развития образования требует от руководителей высокой научной компетентности и постоянного совершенствования. Особое значение приобретает способность руководителей управлять образовательным процессом в быстро меняющихся условиях переориентации целевых установок, динамично обновляемого содержания образования, вариативности его форм и методов. Поэтому необходимы изменения в программах подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Учителям системы общего образования и преподавателям учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также руководителям образовательных учреждений необходимо с первого дня работы включаться в систему дополнительного педагогического образования. Очевидна необходимость более гибкого дифференцированного подхода к повышению квалификации различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные образовательно-профессиональные потребности. Обладая различными знаниями, умениями и опытом работы, работники образования нуждаются в личностно ориентированном подходе к повышению квалификации.

Об этом было сказано на Совете при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике 19 января 2010 г. Министр образования РФ А .А. Фурсенко выступил на Совете с планом первоочередных действий по модернизации общего образования: «Одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время). Накопление этих модулей в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса... Нашей первоочередной задачей является создание возможностей для выбора программ повышения квалификации не только в специальных институтах, но и на базе вузов и инновационных школ».

Для решения этой задачи требуются принципиально иные технологии и формы обучения, которые смогли бы обеспечить доступ к непрерывному образованию и переподготовке педагогических кадров.

Применение новых организационных форм при подготовке и профессиональной переподготовке работников об-

разования, на наш взгляд, отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть огромные транспортные расходы в России и расходы на организацию очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30-40 % времени, 40 % будет отведено на дистанционное обучение, и остальное время - на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к новым организационным формам обучения не только в системе повышения квалификации педагогических кадров, но и в вузе и общеобразовательной школе.

Организационные формы можно разделить на две части:

• традиционные (основанные на классно-урочной);

• инновационные (дистанционное обучение, телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, оп N пе-лекции, слайд-лекции, форумы, е-таН-консульта-ции, компьютерное тестирование, метод компьютерных конференций и др.).

Традиционные формы организации учебного процесса были рассмотрены в психолого-педагогической литературе подробно, поэтому остановимся на инновационных формах учебной деятельности.

Дистанционное обучение (ДО) - комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий. Предполагает трансляцию знаний к обучаемому преимущественно с помощью электронных средств доставки информации.

Цели внедрения ДО:

• создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;

• сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение;

• увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых компьютерных технологий;

• обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).

В ДО можно выделить 3 основные формы обучения:

1. Кейс-технология: учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор («кейс»), затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с перио-

27

дическими консультациями у специальных учителей-консультантов (тьютеров) в созданных для этих целей региональных учебных центрах или пунктах;

2. ОпИпв-лекции базируются на использовании видеолекций с консультациями у преподавателей (тьютеров);

3. Сетевые технологии базируются на возможностях сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между учителем и учеником.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории» [1].

Метод проектов. Основные требования к использованию метода проектов (по Е. С. Полат):

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования [2].

Модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки - модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

При модульной технологии обучения рекомендуется придерживаться следующих правил:

28

• Перед каждым модулем проводится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

• При обнаружении пробелов в знаниях обучающихся необходимо провести соответствующую коррекцию.

• Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного курса. Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

• После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

• Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.

• Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Очень хорошо вписывается в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.

Самостоятельность в выборе учебной траектории обучения способствует мотивации учения, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Следует также отметить, что целесообразность практического применения таких организационных форм доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих средств ИКТ, применяемых при подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Для самостоятельной подготовки и переподготовки педагогических кадров в настоящее время в России существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью сети Интернет. Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения:

• Российский государственный институт открытого образования - www.openet.ru.

• Глобальный открытый университет - www.gou.ru.

• Федерация Интернет Образования - www.fio.ru.

Организация учебного процесса сводится к изучению

специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.

Работа в Интернете может быть нескольких видов:

1. Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных школ.

$

2. Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров.

3. Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.

4. Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и не столько направлена на преодоление дефицита знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, то есть консультирование педагога по интересующим его вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.

Структурные компоненты такого консультирования:

• запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или личност-но-профессионального развития педагога);

• консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;

• список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.

Наиболее масштабно и целостно сетевое консультирование педагогов осуществляется на консультационной линии портала «Auditorium» - http://www.auditorium.ru/ consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые взаимодействуют посредством переписки в режиме on-line или off-line. Кроме «Auditorium» консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты:

• «Международное образование» - http://www. international.edu.ru,

• «Всероссийский виртуальный педсовет» - http:// pedsovet.alledu.ru,

• «Российский общеобразовательный портал» -www.school.edu.ru,

• «Единый государственный экзамен» - http://ege. edu.ru/PortalWeb/index.jsp,

• «Сеть творческих учителей» - www.it-n.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Российское образование» - http://www.edu.ru и другие.

Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу - формировать у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования: для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:

• публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

• педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

• открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых организационных форм в учебной деятельности при подготовке и переподготовке педагогических кадров позволяет достичь следующих дидактических возможностей:

• взаимодействие удаленных участников процесса обучения: учителя и обучающегося ученика или группы учеников, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции;

• взаимодействие участников процесса обучения (учителя и ученика) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещения (навигации) по гипертекстовым ресурсам глобальной сети;

• использование электронной учебной информации при выполнении функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, реализуемой через методы информационных технологий в процессе обучения;

• использование и передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью компьютера или хранящихся в памяти компьютера в виде обучающих программ или файлов;

• возможность организации сетевых сообществ;

• подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;

• возможность организации сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

• обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

• возможность организации различного рода совместных исследовательских работ учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;

• развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности.

Организационные формы обучения на основе использования ИКТ относятся к развивающимся технологиям и должны шире внедряться в процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов А. А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.profile-edu.ru/content.php?cont=42.

2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. -2000. - № 2, 3.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.