$
экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментариями преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.
Психологический тренинг - регулярные занятия по 1530 мин (или часть практического занятия) с выполнением обучающимися коротких, но многочисленных задач (при соответствующем звуковом и визуальном сопровождении), развивающих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности. Так, ориентировка в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция, организаторские способности, находчивость, сообразительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются с помощью:
• создания ситуации, когда обстановка не полностью ясна, информации мало или излишне много, часть ее противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;
• создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обоснованно, в напряженной обстановке;
• внезапного введения усложнений относительно ровной и не очень сложной до этого обстановки;
• ограничения времени на оценку обстановки;
• введения разнообразных по времени, характеру, содержанию и месту проявления факторов неожиданности.
Только при регулярном моделировании ЧС и успешном их решении происходит адаптация к всевозможным стрессогенным факторам [1].
В качестве наглядных методов демонстрировались фильмы по каждой теме из заложенных в образовательном стандарте, с повторными показами - для акцентирования внимания на основных деталях. Цель такой работы - углубление осознания студентами необходимости изучения данной темы, привитие им необходимых понятий и способов поведения в ЧС.
Для объяснения техники выполнения действий применяются методы учебных действий. Так, при объяснении темы поведения на улице идет показ освобождения от различных захватов, удержаний с многократной отработкой и исправлением допускаемых ошибок.
Целью применения перечисленных выше методов является последующее учебное моделирование возможных ЧС с помощью мультимедийных средств и решение в созданных условиях ситуационных задач по выживанию.
Особое значение при использовании разработанного комплекса имеет повышение эмоционального фона занятия. Эмоциональные реакции оказывают сильнейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается прочнее, чем не связанный с эмоциями.
Особое значение имеют анимационные ролики. Эти короткие мультфильмы содержат информацию о неправильном поведении в ЧС (как по Г. Остеру - воспитание от противного). Эти ролики не только позволяют повторить учебный материал, но и развивают критическое мышление будущих учителей.
Электронный учебник на CD разработан студентами при поддержке преподавателей информатики. Анимационные ролики разработаны во Flash MX, видеоматериалы подобраны из различных источников.
Использование учебно-методического комплекса в учебном процессе повысило мотивацию студентов к изучению курса и улучшило результаты тестового опроса по сравнению с контрольной группой, где этот комплекс не использовали.
Таким образом, моделируя возможные ЧС и используя во взаимосвязи разные пути приближения учебных условий к реальным экстремальным ситуациям, мы сможем достичь желаемых результатов - подготовить педагогов, способных принимать решительные меры для достойного выхода из ЧС.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Огнев И. Психологическая безопасность. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
2. Ситка И. В., Софронова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум для студ. пед. вузов. - Чебоксары, 2010.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
NEW FORMS IN ORGANIZING OF TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS
p. М. Магомедов R. M. Magomedov
В статье рассматриваются вопросы применения The article deals with the application of new organiza-новых организационных форм, в частности формы tional forms, in particular forms of remote training:
26
#
дистанционного обучения: кейс-технология, online-лекция, сетевые технологии, а также модульное обучение и метод проектов при подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Ключевые слова: новые организационные формы, подготовка и переподготовка педагогических кадров, дистанционное обучение, кейс-технология, online-лекция, сетевые технологии, модульное обучение, метод проектов, дидактические возможности.
a case-technology, online-lecture, network technologies, and also modular training and a method of projects by preparation and retraining of pedagogical shots.
Keywords: new organizational forms, preparation and retraining of pedagogical shots, remote training, case-technology, online-lecture, network technologies, modular training, method of projects, didactic possibilities.
Современная ситуация развития образования требует от руководителей высокой научной компетентности и постоянного совершенствования. Особое значение приобретает способность руководителей управлять образовательным процессом в быстро меняющихся условиях переориентации целевых установок, динамично обновляемого содержания образования, вариативности его форм и методов. Поэтому необходимы изменения в программах подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Учителям системы общего образования и преподавателям учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также руководителям образовательных учреждений необходимо с первого дня работы включаться в систему дополнительного педагогического образования. Очевидна необходимость более гибкого дифференцированного подхода к повышению квалификации различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные образовательно-профессиональные потребности. Обладая различными знаниями, умениями и опытом работы, работники образования нуждаются в личностно ориентированном подходе к повышению квалификации.
Об этом было сказано на Совете при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике 19 января 2010 г. Министр образования РФ А .А. Фурсенко выступил на Совете с планом первоочередных действий по модернизации общего образования: «Одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время). Накопление этих модулей в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса... Нашей первоочередной задачей является создание возможностей для выбора программ повышения квалификации не только в специальных институтах, но и на базе вузов и инновационных школ».
Для решения этой задачи требуются принципиально иные технологии и формы обучения, которые смогли бы обеспечить доступ к непрерывному образованию и переподготовке педагогических кадров.
Применение новых организационных форм при подготовке и профессиональной переподготовке работников об-
разования, на наш взгляд, отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть огромные транспортные расходы в России и расходы на организацию очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30-40 % времени, 40 % будет отведено на дистанционное обучение, и остальное время - на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к новым организационным формам обучения не только в системе повышения квалификации педагогических кадров, но и в вузе и общеобразовательной школе.
Организационные формы можно разделить на две части:
• традиционные (основанные на классно-урочной);
• инновационные (дистанционное обучение, телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, оп N пе-лекции, слайд-лекции, форумы, е-таН-консульта-ции, компьютерное тестирование, метод компьютерных конференций и др.).
Традиционные формы организации учебного процесса были рассмотрены в психолого-педагогической литературе подробно, поэтому остановимся на инновационных формах учебной деятельности.
Дистанционное обучение (ДО) - комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий. Предполагает трансляцию знаний к обучаемому преимущественно с помощью электронных средств доставки информации.
Цели внедрения ДО:
• создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;
• сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение;
• увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых компьютерных технологий;
• обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).
В ДО можно выделить 3 основные формы обучения:
1. Кейс-технология: учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор («кейс»), затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с перио-
27
дическими консультациями у специальных учителей-консультантов (тьютеров) в созданных для этих целей региональных учебных центрах или пунктах;
2. ОпИпв-лекции базируются на использовании видеолекций с консультациями у преподавателей (тьютеров);
3. Сетевые технологии базируются на возможностях сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между учителем и учеником.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. «Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории» [1].
Метод проектов. Основные требования к использованию метода проектов (по Е. С. Полат):
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования [2].
Модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки - модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
При модульной технологии обучения рекомендуется придерживаться следующих правил:
28
• Перед каждым модулем проводится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
• При обнаружении пробелов в знаниях обучающихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
• Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного курса. Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
• После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
• Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
• Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Очень хорошо вписывается в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.
Самостоятельность в выборе учебной траектории обучения способствует мотивации учения, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Следует также отметить, что целесообразность практического применения таких организационных форм доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих средств ИКТ, применяемых при подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Для самостоятельной подготовки и переподготовки педагогических кадров в настоящее время в России существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью сети Интернет. Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения:
• Российский государственный институт открытого образования - www.openet.ru.
• Глобальный открытый университет - www.gou.ru.
• Федерация Интернет Образования - www.fio.ru.
Организация учебного процесса сводится к изучению
специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.
Работа в Интернете может быть нескольких видов:
1. Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных школ.
$
2. Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров.
3. Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
4. Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и не столько направлена на преодоление дефицита знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, то есть консультирование педагога по интересующим его вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.
Структурные компоненты такого консультирования:
• запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или личност-но-профессионального развития педагога);
• консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;
• список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.
Наиболее масштабно и целостно сетевое консультирование педагогов осуществляется на консультационной линии портала «Auditorium» - http://www.auditorium.ru/ consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые взаимодействуют посредством переписки в режиме on-line или off-line. Кроме «Auditorium» консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты:
• «Международное образование» - http://www. international.edu.ru,
• «Всероссийский виртуальный педсовет» - http:// pedsovet.alledu.ru,
• «Российский общеобразовательный портал» -www.school.edu.ru,
• «Единый государственный экзамен» - http://ege. edu.ru/PortalWeb/index.jsp,
• «Сеть творческих учителей» - www.it-n.ru,
• «Российское образование» - http://www.edu.ru и другие.
Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу - формировать у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования: для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:
• публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;
• педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;
• открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых организационных форм в учебной деятельности при подготовке и переподготовке педагогических кадров позволяет достичь следующих дидактических возможностей:
• взаимодействие удаленных участников процесса обучения: учителя и обучающегося ученика или группы учеников, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции;
• взаимодействие участников процесса обучения (учителя и ученика) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещения (навигации) по гипертекстовым ресурсам глобальной сети;
• использование электронной учебной информации при выполнении функций создания, сбора, обработки, хранения, передачи и использования учебной информации, реализуемой через методы информационных технологий в процессе обучения;
• использование и передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью компьютера или хранящихся в памяти компьютера в виде обучающих программ или файлов;
• возможность организации сетевых сообществ;
• подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;
• возможность организации сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
• обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;
• возможность организации различного рода совместных исследовательских работ учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;
• развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности.
Организационные формы обучения на основе использования ИКТ относятся к развивающимся технологиям и должны шире внедряться в процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецов А. А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.profile-edu.ru/content.php?cont=42.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. -2000. - № 2, 3.
29