ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DIDACTIC POSSIBILITIES OF NEW ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE DEVELOPING INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Р. М. Магомедов
В данной статье рассматриваются дидактические возможности новых организационных форм (телекоммуникационные проекты, кейс-технология, сетевое взаимодействие, online-лекции, слайд-лекции, форумы, e-mail-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций) в развивающейся информационно-образовательной среде.
R. M. Magomedov
The article examines didactic possibilities of new organizational forms (telecommunication projects, case-technology, network interaction, online lectures, slide lectures, forums, e-mail consultations, computer testing, distance learning, computer conference method) in the developing informational and educational environment.
Ключевые слова: новые организационные формы, дидактические возможности, информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, кейс-технология, online-лекция, сетевые технологии, модульное обучение, метод проектов.
Keywords: new organizational forms, didactic possibilities, information and educational environment, distance learning, case-technology, online lecture, network technologies, modular training, project-based method.
Вусловиях перехода образования на качественно другой уровень существующая система образования не справляется со стремительным скачком требований, предъявляемых к ней. Традиционная образовательная среда не рассчитана на достижение новых образовательных результатов, так как она была сформирована в условиях других образовательных задач, стоящих перед обществом. Современные же качества конкурентоспособного человека могут быть сформированы и развиты в условиях новой образовательной среды, а именно информационно-образовательной среды.
Проблемы создания информационно-образовательной среды стали предметом целого ряда исследований (М. И. Башмаков, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. В. Зенки-на, А. А. Кузнецов, М. А. Сурхаева, К. Г. Кречетников, Е. В. Огородников, С. В. Панюкова, С. Н. Поздняков, Е. С. По-лат, И. В. Роберт, А. П. Тряпицина и др.). Особое значение в рамках тематики данной работы имеют исследования последних лет (И. В. Роберт, А. А. Кузнецова, С. В. Зенкина, М. А. Сурхаева, Т. А. Сергеевой, А. П. Тряпициной и др.), раскрывающие факторы и характер изменения информационно-образовательной среды при внедрении средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.
Как отмечают С. В. Зенкина, А. А. Кузнецов, О. К. Филатов и др., старая образовательная среда не испытывала значительных потребностей во внедрении новых средств ИКТ, поэтому их использование не приводит к ожидаемому существенному повышению качества образования.
Ощутимые изменения в результатах образования возможны только при переходе к новой образовательной среде, и только в этой среде новые средства, соответствующие потребностям этой среды и реализуемых в ней образовательных технологий, могут существенно повлиять на достижение новых образовательных результатов.
Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Вместе с тем нельзя отрицать, что создание новой информационно-образовательной среды - это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.
В. Г. Юрасов определяет информационную образовательную среду как «часть национальной информационной среды образования, включающей телекоммуникации, информационные фонды, научно-методическое обеспечение по предметам, предметным областям и специальностям, средства удаленного доступа к российским и мировым ин-
формационным ресурсам, базы данных и базы знаний, обучающие системы и комплексы, электронные библиотеки, а также описание компьютерных систем образования и технологий реализации. Компьютерные системы школы определяются как средства информационных технологий, применяемые в учебном процессе, способные как технология образовательной системы определить всю сферу образования и ее отдельные составляющие: цели, содержание, методы, формы обучения, воспитания и развития учащихся в учебных заведениях любого уровня и профиля» [1].
Анализ множества определений этого понятия позволяет нам сделать вывод, что информационная образовательная среда (ИОС) - это совокупность субъектов (преподаватель, ученик) и объектов (содержание, формы, методы обучения, прежде всего на базе средств ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образования и достижение современных образовательных результатов, выступающих как средство построения личностно ориентированной педагогической системы.
Развитие отечественной системы образования на этапе становления информационного общества связано с созданием единого образовательного пространства на всей территории страны, что станет возможным благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Использование информационно-коммуникационных средств означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности учащихся, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов. Подобно тому как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, средства ИКТ должны увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности [2].
Средства ИКТ и построенная на их основе новая информационно-образовательная среда окажут принципиальное воздействие на процесс и результаты обучения в том случае, если они будут включены в новую модель образовательного процесса. В противном случае, как небезосновательно утверждают некоторые исследователи, в традиционном вузовском образовании формирующаяся новая образовательная среда будет больше препятствовать, чем способствовать формированию новых образовательных результатов и развитию ключевых компетентностей будущих специалистов. Возникает серьезная, многоаспектная проблема выбора стратегии применения средств ИКТ в образовании, которая бы позволила использовать огромные преимущества ИКТ и избежать потерь, которые неизбежно скажутся на качестве формирования личности специалиста с точки зрения не только его профессионально-практической, но и социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика человека [2].
Таким образом, мы видим, что информационно-образовательная среда предстает перед нами как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами и дидактическими возможностями, позволяющими реализовать задачи модернизации образования.
Д. А. Гагарина выделяет следующие дидактические возможности информационно-образовательной среды:
- интенсификация, повышение наглядности передачи учебного материала, индивидуализация обучения;
- увеличение доли самостоятельной работы за счет расширения технической и ресурсной базы изучаемого предмета и использования проектной деятельности;
- использование элементов дистанционной поддержки образовательного процесса;
- повышение эффективности работы с текстовыми источниками и научными ресурсами за счет возможности включения в текст средств его изучения и использования других возможностей работы с электронным текстом;
- интегральное представление учебной и научной информации средствами мультимедиа и гипермедиа;
- повышение разнообразия организационных форм образовательного процесса;
- формирование умений и навыков информационного моделирования [3].
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в информационно-образовательной среде меняются и формы обучения. Появляются новые организационные формы учебной деятельности с использованием средств ИКТ. То есть в условиях модернизации образования, перехода к новым целевым установкам и задачам образования, изменений образовательной среды профессиональная деятельность учителя становится все более и более связанной с изучением инновационных психолого-педагогических и научных исследований по содержанию, формам, методам и организации образовательного процесса. В своей работе мы стремились развивать ряд положений, выдвигаемых при обосновании необходимости использования организационных форм в учебной деятельности в исследованиях В. К. Дьяченко, Н. Д. Виноградовой, Н. Б. Первина. Разделяем методические положения по созданию системы организационных форм обучения, выдвигаемые А. В. Усовой, М. А. Уфимцевой. В работе учитывались предложения В. М. Монахова, В. А. Сласте-нина, З. А. Мальковой, Ю. К. Бабанский, В. Оконь, В. П. Стрези-козина, Н. А. Семенова, Л. И. Божович, М. Н. Скаткина, А. Н. Ян-цова, Б. Л. Вульфсон и др. по различным аспектам организационных форм обучения.
Модернизация образования ориентирована прежде всего на повышение его качества, достижение новых образовательных результатов. При этом:
1) новые образовательные результаты могут быть достигнуты в рамках новой учебной деятельности, которая требует совершенствования организационных форм образовательного процесса;
2) меняется образовательная среда, что создает необходимость менять:
- деятельность учителя в этой среде;
- ориентировать деятельность учителя в новой среде на использование средств информационных и коммуникационных технологий.
Два этих фактора определяют необходимость развития методической системы подготовки учителя не только в отношении изменения ее содержания, но и в части перехода к новым организационным формам такой подготовки.
Такими формами могут выступать следующие организационные формы учебной деятельности, которые можно разделить на две части:
- традиционные (лекции, семинары, лабораторные работы и т. д.);
- инновационные (телекоммуникационные проекты, кейс-технология, сетевое взаимодействие, опНпе-лекции, слайд-лекции, форумы, е-тэН-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций и др.).
Именно использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения (которые для многих сами по себе являются показателями инновационности образования), определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт, М. А. Сурхаев, В. В. Рубцов, С. В. Зенки-на, Т. А. Сергеева, А. Н. Тихонов и др.).
Необходимость использования новых организационных форм учебной деятельности для повышения качества образования подчеркивается во многих исследованиях, например, по мнению А. А. Кузнецова, «качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности» [4].
Таким образом, использование новых организационных форм учебной деятельности позволяет достичь следующих дидактических возможностей:
- организация информационного взаимодействия участников процесса обучения: обучающегося (студента), электронных источников информации, преподавателя;
- взаимодействие удаленных участников процесса обучения между собой: преподавателя и обучающегося студента или группы студентов, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции;
- взаимодействие участников процесса обучения (студента и преподавателя) с удаленными источниками информации, например, при осуществлении поиска и систематизации информации, перемещения (навигации) по гипертекстовым ресурсам глобальной сети;
- электронной учебной информации при выполнении функций создания, сбора, обработки, хранения, пере-
дачи и использования учебной информации, реализуемых через методы информационных технологий в процессе обучения;
- использование и передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью компьютера или хранящейся в памяти компьютера в виде обучающих программ или файлов;
- возможность организации сетевых сообществ;
- возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;
- обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;
- возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран;
- навыки самостоятельной продуктивной деятельности.
Новой школе нужны новые учителя «как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы» [5], говорится в стратегии «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"». Задача современного учителя состоит в том, чтобы «научить учиться», помочь учащимся самостоятельно осваивать знания и создавать собственные образовательные траектории, а также формировать качества личности и ценностные отношения к окружающей действительности. Особую роль в профессиональной деятельности современного учителя (прежде всего, учителя информатики) играют умения проектирования образовательного процесса в новой информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ. Можно без преувеличения сказать, что эти умения являются сейчас ключевыми в обеспечении готовности учителя к работе в новой информационно-образовательной среде. Умение проектировать необходимо учителю для того, чтобы создать психологические, технические и организационные условия по передаче знаний от учителя к ученику, для организации самостоятельной работы школьников и формированию творческой личности, способной поставить и решить учебную задачу.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юрасов В. Г. Моделирование и синтез развивающихся телекоммуникационных сетей и компьютерных систем управления вузом: Автореф. дис.
... д-ра пед. наук. - Воронеж, 1999.
2. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении: Учеб. пособие / Под. ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 167 с.
3. Гагарина Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса Отечественной истории): Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) - теория и методика
обучения и воспитания (информатизация образования); Перм. гос. ун-т; науч. рук. Е. К. Хен-нер, С. И. Корниенко. - М., 2009. - 23 с.
4. Кузнецов А. А. Степень свободы школы не должна быть критической [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/ kuznezov.html (дата обращения 01.04.2011).
5. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Проект).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
CONCEPTUAL APPROACH TO DEVELOPING INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY TEACHERS
С. А. Зайцева
В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей начальных классов. Предлагается концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя в условиях высшего образования.
S. A. Zaitseva
The article examines questions of ensuring the quality of future primary teachers's education in the area of information and communication technologies. The author proposes a conception of developing teachers' information and communication competence during their university studies.
Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность; подготовка учителей начальных классов; концепция.
Keywords: information and communication competence, primary teachers training, conception.
Одним из важнейших показателей профессиональной готовности учителя начальных классов являются его информационная и коммуникационная компетентность (ИКК). В содержание понятия ИКК применительно к педагогической деятельности обычно включают: функциональную грамотность, эффективное применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности и понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании [1]. В нашем исследовании возникла необходимость уточнить понимание данного понятия применительно к специфике профессии учителя начальных классов.
Под ИКК учителя начальных классов мы понимаем мотивированное желание, готовность и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении, воспитании
и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.
Традиционные модели формирования знаний и умений у учителя начальных классов в области применения ИКТ, ориентированные на внутрипредметное их изучение в рамках курсов информатики и информационных технологий, не отвечают современным образовательным потребностям подготовки педагогов. Возникла проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию ИКК через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессиональной цикла [2]. Изучая и анализируя образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения, мы увидели возможность формирования профессиональной ИКК у учителя начальных классов на всех трех уровнях их проявления: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном.