Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности'

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музаева Людмила Васильевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Особое место в разработанной комплексной модели занимает авторский курс по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Музаева Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности»

РАЗДЕЛ XII

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 378.02

Л. В. Музаева

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современный учебный процесс предполагает сформированность определенного уровня ИКК абитуриента для эффективного продолжения обучения в вузе. В то же время основным контингентом региональных вузов, в особенности педагогических, являются выпускники сельских школ, большинство из которых имеют недостаточное техническое, а иногда и кадровое обеспечение. Такие студенты оказываются ограничены в доступе к знаниям в силу отсутствия необходимых знаний и навыков эффективного поиска и обработки информации. Жизненно необходимым поэтому становится специальный профессионально ориентированный курс, направленный на формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов младших курсов [1].

Такой курс был разработан нами в рамках преподавания дисциплины «Информатика» и с успехом применяется на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).

В соответствии с образовательным стандартом на первом курсе все студенты факультета безопасности жизнедеятельности ДГПУ получают базовое образование в области информатики. Курс «Информатика» входит в блок «ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины».

Основная цель такой подготовки: создать у студентов целостное представление об информатике как науке, познакомить с вычислительной техникой, с программным обеспечением персонального компьютера, научить его использовать для решения различных задач.

Развитие инфокоммуникационных технологий отводит информатике роль интегрирующей дисциплины, ее понятийный аппарат связывает в единую системную картину знания как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании.

Студенты, успешно прошедшие данный курс, смогут в дальнейшем не только эффективно пользоваться программными продуктами, которые были применены в процессе обучения (Windows, приложения MS Office), но и осваивать новые с минимальной посторонней помощью, находя закономерности в построении работы с данными.

Профессиональная направленность курса реализуется через тематику проектов, которая может согласовываться с основными дисциплинами.

Дальнейшее формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности осуществляется при изучении дисциплин блоков «Общепрофессиональные дисциплины» и «Дисциплины предметной подготовки». В частности, в блок «Общепрофессиональные дисциплины» включены курсы «Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».

А блок «Дисциплины предметной подготовки» содержит дисциплину «Информационная безопасность».

Курс «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в цикл «Общепрофессиональные дисциплины» (по учебному плану бакалавриата).

Цель курса - познакомить студентов с современными средствами оценивания результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), сформировать умения и навыки практического применения современных средств оценивания в учебно-воспитательном процессе.

В новом Государственном образовательном стандарте (2005 г.) подготовки учителей по любой специальности в цикле общепрофессиональных дисциплин предусмотрен курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Соответственно, при подготовке учителей школ по этим направлениям основной задачей является формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Однако содержание курса одинаково для учителей всех специальностей и не учитывает специфику деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, аудиторная нагрузка составляет 36 часов. Курс дает будущим учителям общее представление об информационных и коммуникационных технологиях обучения, но не позволяет в полной мере развивать специальную информационно-коммуникационную компетентность будущего учителя безопасности жизнедеятельности, что приводит к неспособности студентов грамотно применять компьютеры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Таким образом, встает проблема развития у будущих учителей безопасности жизнедеятельности

умений грамотно использовать новые инфокоммуникационные технологии в процессе обучения, т.е. специальной информационно-коммуникационной компетентности.

В Федеральной целевой программе «Создание единой образовательной среды в 2001-2006 гг.» большое внимание уделено разработке педагогики информационных и коммуникационных технологий, электронных средств поддержки образовательного процесса, учебно-образовательных и информационных порталов. Актуален научно обоснованный поиск курсов в области информатизации, которые бы интегрировали все актуальные вопросы педагогики информационно-образовательных систем и проектирования содержания и методики этих курсов, направленных на подготовку будущих учителей безопасности жизнедеятельности к использованию инфокомму-никационных технологий в их будущей профессиональной деятельности.

Проведенное нами аналитическое исследование показало, что при изменении стандартов особого качественного улучшения в области формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности пока не происходит. Решением этих вопросов может послужить введение курса по выбору студента, который устранит пробелы именно в формировании ИКК и внедрения ИКТ на практических занятиях при преподавании дисциплин по безопасности жизнедеятельности. Именно применение курсов по выбору с использованием инфокоммуника-ционных технологий и использование их в процессе преподавания дисциплин по безопасности жизнедеятельности во время практических занятий, на наш взгляд, может повысить показатели знаний и умений, приобретенных студентами в процессе их профессиональной подготовки.

В разработанной нами модели особую роль играет авторский курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности», который имеет модульную структуру, позволяющую повысить степень включенности студента в процесс самостоятельного овладения необходимой информацией и знаниями. Эта форма предполагает повышение ответственности студента за результат собственной работы.

Основная цель курса - формирование у будущего учителя безопасности жизнедеятельности элементов информационно-коммуникационной компетентности, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

Данный курс по выбору мы предлагаем разбить на модули. С точки зрения образовательных технологий модульный принцип организации учебного процесса означает реализацию совокупности методов и средств для решения частных (локальных) дидактических задач и отдельных видов учебно-поз-

навательной деятельности (технология усвоения новых знаний, технология повторения, контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) или процесс обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.

Приведем программу курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. Аппаратно-программные средства инфокоммуникацион-ных технологий.

Стандарты аппаратных платформ инфокоммуиикационных технологий. Основные элементы аппаратного обеспечения систем мультимедиа.

Модуль 2. Обзор инструментальных средств мультимедиа и авторских систем.

Виды инструментальных средств мультимедиа и их классификация. Классификация авторских систем мультимедиа. Основные типы программ для разработки мультимедиа. Инструментальные средства трехмерного моделирования объектов и анимация.

Модуль 3. Методические рекомендации по применению технологий мультимедиа при создании авторских приложений.

Базовые технологии связывания объектов мультимедиа. Учебные цели методических рекомендаций. Общие сведения о приложении Power Point Microsoft OFFICE. Получение практических навыков по созданию авторской презентации в программе Power Point.

Модуль 4. Интернет в педагогическом образовании.

Понятие образовательного портала. Образовательные порталы по технике безопасности. Образовательные ресурсы Интернет по безопасности жизнедеятельности. Решение профессиональных задач с использованием Интернет.

Модуль 5. Инфокоммуникационные технологии в педагогическом проектировании электронных учебно-методических материалов (ЭУММ).

Общие принципы разработки ЭУММ. Этапы разработки ЭУММ: пред-проектное обследование, проектирование ЭУММ, этап программной реализации, экспертиза ЭУММ. Психолого-педагогические требования к ЭУММ. Использование прикладных программ общего назначения и компьютерных сред для разработки ЭУММ.

Модуль 6. Социальная информатика.

Информационные ресурсы общества. Информационный потенциал общества. Закономерности и проблемы информационного общества. Личность в

информационном обществе. Информационные аспекты проблемы безопасности развития общества.

Становление специальной ИК'Г - компетентности студентов происходит на основе их базовой ИКТ - компетентности. Содержание спецкурса включает 6 модулей, рассчитанных на 18 лекционных и 18 практических часов. В рамках спецкурса студенты знакомятся с основными направлениями использования ИКТ в школе, с технологией поиска, отбора, экспертизы и создания электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) к урокам, а также с методическими аспектами использования компьютерной техники и программного обеспечения в учебном процессе школы.

Курс предполагает самостоятельную работу студентов, включающую разработку сценариев педагогических программных средств и электронного дидактического материала, конспектов уроков с использованием новых информационных технологий. Курс по выбору включает в себя такие формы и методы организации занятий, как лекции, семинары, практические занятия в компьютерных классах, самостоятельная домашняя работа, моделирование педагогических ситуаций, творческая работа, педагогическая практика студентов.

Процесс организации курса по выбору включал в себя определенный перечень условий, направленных на усиление воспитательной направленности этого курса и ориентирующий студента на формирование у него ценностного отношения к приобретаемым теоретическим и практическим знаниям, личностного осознания их значимости для будущей профессиональной деятельности, что является необходимым условием успешного формирования специальной информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности. К числу этих условий относятся:

- проблемный характер изложения изучаемого материала в курсе по выбору;

-использование активных методов обучения при подготовке специалистов: анализ и моделирование конкретных педагогических ситуаций, дискуссии, ролевые игры;

- использование методов самоанализа и рефлексии;

- создание системы творческих работ и заданий, творческая обстановка на занятиях;

- организация практической педагогической деятельности по использованию новых ИКТ на уроках безопасности жизнедеятельности.

В рамках модульной формы обучения предлагается два вида деятельности:

1) Работа в аудитории (выполнение практических работ, презентация собственных самостоятельных работ, тестирование). Использование ИКТ

целесообразно использовать для проведения тестирования, а также для создания собственного ЭУММ,

2) Самостоятельная работа вне аудитории (анализ информации по заданной теме, выбор, подготовка и оформление самостоятельной работы в рамках модуля, выполнение групповых заданий). Все эти работы предполагают активное использование информационных технологий, в том числе Интернета и локальных информационных сетей.

Новизна методики изложения материала заключается в использовании возможностей Интернет - технологий в учебном процессе.

В качестве методического обеспечения курса по выбору представлены рабочая программа курса, лекционные материалы, задания для практических работ, контролирующие материалы.

Важную практико-ориентированную направленность имеет модуль «Инфокоммуникационные технологии в педагогическом проектировании электронных учебно-методических материалов».

ЭУММ разрабатываются с использованием полученных практических навыков работы с программным обеспечением и выработанных в ходе изучения вышеизложенных курсов по информатике и ИКТ теоретических и методических представлений по созданию электронных учебно-методических материалов. При создании ЭУММ приветствуются любые нестандартные решения и форматы, отвечающие требованиям творческого задания.

В рамках приобретенной педагогической компетентности в разработанных ЭУММ должно быть продемонстрировано умение создавать дидактические материалы в соответствии с направлением профессиональной деятельности и владение базовой ИКТ-компетентностью.

На педагогической практике в школе студенты дают уроки с использованием новых инфокоммуникационных технологий. При этом у будущих учителей развиваются умения:

- подготавливать содержание, планировать и разрабатывать методику проведения урока или внеклассного занятия с использованием новых информационных технологий;

- проводить урок или внеклассное занятие с использованием новых информационных технологий;

- сочетать на уроке новые информационные технологии и традиционные средства и методы обучения;

- организовывать общение в системе ученик - компьютер - учитель.

Предлагаем модельную схему информационной подготовки будущих

учителей безопасности жизнедеятельности см. (рис. 1).

Разработанная нами модель формирования ИКК будущих учителей безопасности жизнедеятельности представляется целостной системой с множеством взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство. Ее системообразующим элементом является цель - совершенствование про-

цесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Интегрированный курс

* <<Ииформатнка»

* Курсовые и выпускные квалификационные работы *

»■

Информационная безопасность

Структура информационной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности

*

Данная цель, на наш взгляд, может быть достигнута в ходе реализации следующих задач:

- усвоение студентами системы знаний в области информатики и ИКТ, определенных Госстандартом;

- формирование у них умений и навыков выстраивания безопасной последовательности своих действий в нестандартных ситуациях с использованием ИКТ;

- выработка потребности и готовности к самосовершенствованию в вопросах ИКТ;

- осуществление диагностики уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности и проведение, по мере необходимости, соответствующей корректировки и т. п.

Содержание работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, должно включать в себя следующие три направления: теоретическое, практическое и личностное, содержание которых реализуется в процессе изучения студентами учебных дисциплин всех четырех циклов, определенных Госстандартом высшего профессионального образования по специальности 033300 - «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретическое направление работы вуза по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности заключается в том, чтобы дать студентам необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам использования инфокоммуникационных технологий в решении профессиональноориентированных задач.

Иснолг,зо наинс современных .

информационных и коммуникационных технологии я учебном пронессе

Современные средства оценивания результатов обучения

Курс по выбору «1 Ыфпко.ммуникамионнме технологии * в профессиональной деятельности учителя безопасности жиз1юлеятельяости»

■ Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности

Практическое направление предусматривает вооружение студентов целым комплексом профессионально важных умений и навыков в области применения инфокоммуникационных технологий в предметной области.

Личностное направление предполагает осознание будущими учителями безопасности жизнедеятельности необходимости овладения современными средствами ИКТ, а также качеств личности, необходимых для минимизации негативных воздействий в различных видах профессиональной деятельности.

Перечисленные направления взаимосвязаны, характеризуя целостность данного процесса.

С целью обеспечения взаимосвязи всех трех направлений процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, содержание которых реализуется в процессе изучения студентами учебных дисциплин, определенных Госстандартом высшего профессионального образования по специальности, нами был разработан и апробирован на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности».

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета и состояла из следующих этапов: констатирующего, формирующего и итогового.

Нами было проведено два «среза»: констатирующий и контрольный. Констатирующий срез проводился с целью определения начальных уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности. На этом этапе мы определяли: начальные уровни мотивационно — ценностного, когнитивного и деятельностно - творческого компонентов информационнокоммуникационной компетентности студентов факультета безопасности жизнедеятельности.

Результаты проведенного анкетирования студентов младших курсов факультета безопасности жизнедеятельности показали: большинство опрошенных не видят в изучении информатики подготовку человека к жизни в информационном обществе и применение компьютеров для наиболее эффективного решения профессиональных задач. Ситуация осложняется тем, что основное содержание информатики как науки большинством студентов забывается, а практические навыки работы на компьютере теряются, так как знания по информатике получены в отрыве от конкретных профессиональных задач, которые предстоит решать будущим учителям безопасности жизнедеятельности. Студенты не видят прямой связи между полученными теоретическими знаниями по информатике и их практическим применением

в своей дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому теряют к ним интерес, у студентов отсутствует мотив изучения информатики.

На практических занятиях мы широко использовали метод учебных проектов. Согласно цели проекта, будущие учителя безопасности жизнедеятельности для выполнения профессионально-ориентированных заданий должны были освоить и активно использовать технологию автоматической обработки информации; технологию накопления и систематизации знаний; технологию использования информационных систем, в том числе и информационно-поисковых систем сети Интернет; технологию проектирования и создания собственной информационной модели. В ходе реализации учебных проектов мы уделяли большое внимание согласованности учебной информации по информатике с рядом профессионально-направленных дисциплин, изучаемых будущим учителем безопасности жизнедеятельности в ходе профессиональной подготовки.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, отражающий оценку студентами эффективности организации учебного процесса в условиях информатизации образовательного процесса.

В исследовании приняли участие 250 студентов разных факультетов Дагестанского государственного педагогического университета.

Как показал опрос студентов, при организации учебного процесса у 67% опрошенных хотя бы один раз проводились занятия с использованием компьютерных средств обучения. При этом использовались электронные учебные пособия - 20%; компьютерный контроль —17% и иллюстративные мультимедиа материалы - 12%. Однако регулярно занятия с использованием компьютерных средств обучения проводятся лишь у 23% опрошенных, что подчеркивает эпизодичность внедрения информационных технологий в учебный процесс.

Не достаточно активное использование в учебном процессе ресурсов сети Интернет (8%) и средств общения, таких как электронные конференции (1%), электронная почта (3%), форумы (2%), чаты (1%), можно объяснить недостаточным оснащением компьютерных классов техникой, отсутствием доступа к сети Интернет, неготовностью большинства преподавателей использовать опосредованные компьютером формы общения со студентами.

Также студентам было предложено определить умения и навыки, которыми необходимо владеть преподавателю в условиях информатизации образования. Наиболее часто были отмечены следующие ответы: пользователя компьютерной техникой (24%); организовывать учебный процесс с использованием компьютерных средств обучения (34%); организовывать дистанционное общение с помощью электронной почты, форумов, чатов (17%); разрабатывать тесты для компьютерного контроля (11%); самостоятельно разрабатывать электронные учебники и другие компьютерные средства обучения (9%).

Студенты осознали необходимость постоянного совершенствования собственного педагогического мастерства, необходимость осваивать вновь появляющиеся инфокоммуникационные технологии и проектировать их применение в педагогическую деятельность.

Во время формирующего этапа эксперимента проводилась апробация модели процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, внедрение курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности» в учебный процесс факультета безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета, экспериментальная проверка влияния педагогических условий на эффективность формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельно сти.

Эффективность опытно-экспериментальной работы определялась динамикой уровня сформированности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности каждого из выделенных критериев информационно-коммуникационной компетентности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Загуменных, К. Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности [Текст] / К. Э. Загуменных. Автореф.. ..канд.пед.наук. - Курск: - 2007. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.