1УДК 378 (045) ББК 74.58
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ
Р. М. Магомедов
В данной статье проводиться анализ понятий (организационные формы обучения», «форма организации обучения», «формы учебной работы». Подчеркивается, что процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи преподавателя и студента посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения. Раскрываются методические аспекты использования основных организационных форм обучения в педвузе в условиях внедрения средств информационно-коммуникационных технологий. Основной организационной формой обучения в педвузе, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Кроме этого выделяются следующие организационные формы: семинарские занятия, практические занятия, лабораторные работы, педагогическая практика, самостоятельная работа.
Ключевые слова: организационная форма, формы обучения, информационные технологии, педвуз, лекция, семинар, преподаватель, студент.
METHODICAL ASPECTS OF USE OF ORGANIZATIONAL FORMS OF EDUCATION IN TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY WITHIN THE INTRODUCTION OF MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
R. M. Magomedov
The article analyzes such concepts as "organizational forms of teaching", "forms of the organization of teaching", "study forms". It is emphasized that the process of training is implemented only through organizational forms which carry out an integrative role, providing association and interaction of all its components. Set of the forms united on the basis of communication of the teacher and the student by means of a training material and supplementing each other makes the organizational system of training. The article reveals the methodical aspects of use of the main organizational forms of education in teachers' training University in the conditions of introduction of means of information and communication technologies. A lecture represents the main organizational and knowledge-oriented form of teaching in Pedagogical Universities. Besides, the following organizational forms are allocated: seminars, practical training classes, laboratory works, teaching practices, independent work.
Keywords: organizational form, forms of teaching, information technologies, teacher training University, lecture, seminar, teacher, student.
В дидактике до сих пор нет четкого определения понятия «организационные формы обучения», нет научного обоснования их классификации, не раскрыта структура в различные исторические периоды, не изучены основные закономерности становления и развития, отсутствует критическое осмысливание многообразия концепций теории организационных форм обуче-
ния, не определены основные направления дальнейшего совершенствования. Так, А. М. Пышкало, говоря о совершенствовании обучения, подчеркивает: «Если перестройка содержания обучения в основном завершена, то сложнее и медленнее идет процесс перестройки организационных форм обучения... Вот почему проблема развития форм обучения сегодня так актуальна и важна» [1].
Рассмотрим более подробно определения понятий «форма организации обучения», «организационные формы обучения», и «формы учебной работы» в психолого-педагогической литературе.
Как отмечает И. Ф. Харламов [2], «к сожалению, понятие "форма организации обучения" не имеет в дидактике достаточно четкого определения», и многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории.
И. Я. Лернер [3] дает следующее определение: «Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом». Естественно, напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое «организация» в данном контексте?
В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется так: «Форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета» [4].
И. М. Чередов применительно к обучению под формой понимает следующее: «Форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности студента. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения преподавателя со студентом при работе над определенным учебным материалом» [5]. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.
Для нашего исследования наиболее близко следующее определение: форма обучения - это конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании с управляющей деятельностью преподавателя и управляемой учебной деятельностью студента по усвоению определенного содержания учебной дисциплины и освоению способов деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся студентов, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [6]. При этом некоторые ученые-педагоги, в частности М. И. Махмутов, считает, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма» - «форма обучения». В первом своем значении «форма обучения» означает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу студента, в отличие от термина «форма организации обучения», обозначающего какой-либо вид занятия - лекция, семинар, внеаудиторное мероприятие и т. п. [7].
Что же понимается под термином «организация» вообще и в чем суть педагогической трактовки этого термина? Согласно толковому словарю В. Даля, «организовать или организи-ровать» означает устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно. В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта» [4]. Далее подчеркивается, что важны именно эти «два значения понятия организации, относящиеся как к объектам природы, так и социальной действительности и характеризующие организацию как расположение и взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)» [4].
Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из фило-
софского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности студента. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия преподавателя со студентом при работе над определенным учебным материалом по определенной дисциплине [5].
Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи преподавателя и студента посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения. Рассмотрим методические аспекты использования организационных форм обучения в вузе в условиях внедрения средств ИКТ.
Лекция представляет собой основную организационную форму обучения в вузе, направленную на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.
В психолого-педагогической литературе [814] учеными выделяются три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция. В зависимости от предмета изучаемой дисциплины и дидактических це-
лей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др. В дистанционном обучении выделяются следующие виды лекций: видеолекции, мультимедиалекции.
Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.
Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Практикум - один из видов лабораторных работ, проводимых при завершении крупных разделов дисциплины и имеющий преимущественно повторительно-обобщающий характер. Во время практикума обычно даются более сложные и трудоемкие работы, чем во время фронтальных лабораторных работ.
Практика производственная - составная часть и своеобразная форма организации учебного процесса.
Практика педагогическая служит для подготовки студентов к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности, приобретения первоначального опыта профессиональной деятельности. Дидактические цели - формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; их расширение и углубление.
Практика преддипломная проводится на заключительном этапе обучения студентов в педвузе. Индивидуальные задания студентов
связаны со сбором материалов по дипломному проектированию.
Рассмотрим методические аспекты использования ИКТ в традиционных формах организации учебных занятий в педвузе.
Лекция. В современном вузе применяются следующие виды лекций с использованием информационных технологий: опПпе-лекция, слайд-лекция, видеолекция, потоковое видео. Кроме того, практикуется проведение комбинированных лекций, когда используется мультимедиа-проектор, интерактивная доска, чтение лекции педагогом сопровождается компьютерными презентациями. Применение средств ИКТ на лекциях активизирует внимание, способствует погружению студентов в развивающуюся информационно-образовательную среду.
По мнению Т. А. Лавиной [9], использование информационных технологий в информационно-образовательной среде вуза позволяет предоставлять студентам конспекты лекций (которые могут быть дополнены подборками статей, дополнительными материалами) на электронных носителях, доступные для той или иной категории пользователей, по дисциплинам базовой подготовки в области информатизации образования, что способствует возможности повторения учебного материала по изучаемой проблематике.
В ходе чтения лекции преподаватель использует электронные и печатные источники (которые студенты могут распечатать с образовательного портала вуза или взять в библиотеке), при этом преподаватель имеет возможность осуществлять «многомерную развертку содержания учебного предмета (генерализацию знаний, укрупнение дидактических единиц, интеграцию знаний, сжатие и уплотнение информации и т. п.), нивелируя тем самым индивидуальные различия в способностях, интеллекте, мотивации студентов» [8].
Необходимо изучить методику чтения курса лекций по дисциплине, так, например, в вводной лекции нужно познакомить студентов с целью и задачами дисциплины, показать ее роль в будущей профессиональной педагогической деятельности, охарактеризовать, на формирование каких компетенций направлена соответствующая дисциплина.
На итоговой лекции преподаватель «систематизирует полученные знания, анализирует
внутренние и внешние логические связи, рассказывает о перспективах (о том, в каком семестре и какую дисциплину предстоит изучить, о возможности специальной дополнительной подготовки (спецкурсы и спецсеминары), о применении полученных знаний в ходе педагогической практики и др.) изучения дисциплин в области информатизации образования на вузовском и послевузовском этапах» [9].
Семинарские (практические) занятия. Методической особенностью проведения семинарских занятий является информационное сопровождение в демонстрационном режиме выступления студента (студентов) с докладом или рефератом перед группой или потоком. Эти занятия (семинарские занятия, в которых нужно использовать современные информационные технологии) должны проводиться в компьютерных классах, что позволяет непосредственно на семинарах продемонстрировать различные аспекты семинарского занятия с помощью средств ИКТ.
Лабораторные работы. Педагогический опыт работы в вузе показывает, что использование лабораторных работ в процессе подготовки учителя информатики в процентном соотношении очень мала. Тем не менее при подготовке учителя информатики к использованию средств информационных технологий в педагогической деятельности необходимы лабораторные занятия в компьютерных классах, оборудованных соответствующим программным и аппаратным обеспечением.
Методическими аспектами лабораторных работ является умение обучающихся работать с электронными ресурсами образовательного назначения, такими как:
• учебно-методическими ресурсами на СО, реализующими дидактические возможности мультимедиа в обучении;
• Интернет/Интранет-технологиями в обучении;
• инструментальные программные средства, позволяющие конструировать программные средства учебного назначения;
• включать в методику подготовки учебно-методических материалов графические объекты и музыкальные файлы учебного назначения.
Рассмотрим один из методов проведения лабораторных работ - метод учебных проектов, на примере создания электронного средства обра-
зовательного назначения. Необходимыми знаниями для создания этого проекта являются знания не только в области разработки программного обеспечения (например, тестирования обучающихся для проверки текущих и контрольных знаний и умений, создания электронной презентации и др.), но и в области «оценки качества программных средств образовательного назначения (технические требования, эргономические требования, эстетические требования, требования к оформлению документации)» [15].
В ходе проведения лабораторной работы студентам предлагается для усвоения того или иного модуля показать пример учебного проекта, затем демонстрируется аналогичный по содержанию проект. Далее предполагается, что по два-три студента (студент демонстрирует умение работать в группе) получают индивидуально-групповые задания. Важной особенностью учебного проекта является осознанный выбор проблематики учебного проекта, который зависит от изучаемой темы и уровня соответствующей подготовки студента.
В качестве примера создания учебных проектов с использованием средств информационных технологий в профессиональной деятельности приведем проект «портфолио». В работах [16; 17] «портфолио» определяют как некое количество отдельных заданий, заданных студентам, для достижения определенной цели. О. Г. Смолянинова этот метод определяют как «метод комбинированной оценки, позволяющий демонстрировать студентам материалы, собранные из различных источников и разработанные самостоятельно, и представлять подтверждения овладения конкретной компетентностью» [18]. Для реализации этого проекта необходимо создание информационно-образовательной среды вуза, в частности, создание образовательного портала, позволяющего осуществлять доступ различным категориям пользователей (студент, группа, факультет, преподаватель, вуз, родитель и др.) к информационному ресурсу.
Курсы по выбору. Данный вид подготовки студентов направлен на углубленное изучение некоторых вопросов в области информационной подготовки учителей информатики, не вошедших или слабо раскрытых в основной образовательной программе по соответствующему направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).
Самостоятельная работа. Работа, выполненная вне аудитории без прямого участия преподавателя, но по его заданию в специально отведенное для этого время, называется самостоятельной работой студента. Для самостоятельной работы студента в вузе традиционно отводится столько же учебного времени, а иногда и больше, чем выделяется на аудиторную работу, тем самым подчеркивается педагогическая значимость данной формы обучения. Преподаватель на лекционных, семинарских занятиях, а также на лабораторных работах выносит определенные вопросы на самостоятельную работу студентов для активации их учебно-познавательной деятельности. Огромный образовательный потенциал информационно-образовательной среды вуза играет очень важную роль для самостоятельной работы студентов, например, предоставление доступа к образовательным Интранет-ресурсам (образовательным порталам вуза, к библиотечной базе вуза). Необходимо постоянно обновлять эти ресурсы. «В процессе самостоятельной работы студенты не только закрепляют полученные на аудиторных занятиях знания, умения и навыки, но и овладевают новыми (поскольку невозможно, да и не целесообразно давать избыточные знания). Кроме того, в результате самостоятельной работы формируется мотивационная основа деятельности студента - будущего учителя, а также развиваются умения применять полученные знания в незнакомой ситуации» [9].
Педагогическая практика. Педагогическая практика осуществляет связь между теорией и практикой, подготавливает студентов к использованию средств ИКТ в будущей педагогической деятельности. Как подчеркивает Т. В. Добудько, будущие учителя информатики в ходе педагогической практики приобретают элементарные практические умения, навыки и приемы педагогической работы, «это и своего рода инструмент диагностики профессиональной пригодности будущего учителя; это и образовательное средство, позволяющее творчески осмыслить теорию. И именно так она рассматривается в современном образовательном процессе подготовки будущих учителей» [8]. По мнению И. Н. Гостевой, «...в процессе педагогической практики по информатике происходит не только формирование профессионально необходимых умений и навыков для бу-
дущего учителя информатики, но и оценивается эффективность всей системы подготовки студентов к профессиональной деятельности, вместе с тем организация педагогической практики по информатике требует учета специфики преподавания школьного курса информатики» [19].
Одно из требований к прохождению педагогической практики для будущего учителя информатики - это обязательное использование средств ИКТ (школы нужно подбирать с соответствующей материально-технической базой). Необходимо осуществить связь между преподавателями-методистами профильных предметов и преподавателями кафедры информационных технологий, осуществляющей подготовку по соответствующим дисциплинам.
В ходе прохождения педпрактики нужно провести анализ деятельности студента на конкретном учебном занятии, то есть провести коллективное обсуждение (учитель, методист, студенты-практиканты) «пробного» урока, обсудить эффективность использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, наметить пути преодоления трудностей в ходе прохождения практики. После завершения педагогической практики студент должен составить подробный отчет с описанием методических материалов, созданных студентами на базе средств ИКТ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пышкало, А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе [Текст] / А. М. Пышкало. - М., 1975.
2. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И. Ф. Харламов. - 2-е изд. - М., 1990.
3. Дидактика средней школы [Текст] / под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд. - М., 1982.
4. Философская энциклопедия [Текст]. - М., 1970. - Т. 4.
5. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской школе [Текст] / И. М. Чередов. - М., 1987.
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
7. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М. И. Махмутов. - М., 1985.
8. Добудько, Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информа-
тики в условиях информатизации образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Добудько. - Самара, 1999.
9. Лавина, Т. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т. А. Лавина. - М., 2006.
10. Магомедов, Р. М. Влияние игровой зависимости на успеваемость учащихся [Текст] / Р. М. Магомедов, П. А. Бекмуроди // Категория «социального» в современной педагогики и психологии: материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. - Ульяновск: SIMJET, 2013. - С. 225-227.
11. Магомедов, Р. М. Компоненты профессиональной деятельности учителя информатики в условиях применения новых организационных форм обучения [Текст] / Р. М. Магомедов // Информатика и образование. - М., 2012. - № 10. - С. 100-103.
12. Магомедов, Р. М. Повышение качества образования в условиях применения новых организационных форм учебной деятельности [Текст] / Р. М. Магомедов // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2010. - № 4. - С. 18-21.
13. Ниматулаев, М. М. Содержание компонентов педагогической деятельности при использовании веб-ресурсов в условиях информационно-коммуникационной среды [Текст] / М. М. Ниматулаев, Р. М. Магомедов // Стандарты и мониторинг в образовании. -М., 2011. - № 2. - С. 12-15.
14. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
15. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994.
16. Portfolio assessment [Text]: a handbook for educators / J. Barton, A. Collins (eds.). - Menlo Park, CA: Addison-Wesley Publishing Co, 1997.
17. Garavan, Т. Strategic human resource development [Text] / Т. Garavan // JOEIT. - 1991. -No. 15. - P. 27.
18. Смолянинова, О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / О. Г. Смолянинова. - СПб., 2002.
19. Гостева, И. Н. Методическое обеспечение педагогической практики по информатике в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Н. Гостева. - М., 1998.
REFERENCES
1. Pyshkalo A. M. Metodicheskaya sistema obu-cheniya geometrii v nachalnoy shkole. Moscow, 1975.
2. Kharlamov I. F. Pedagogika. Moscow, 1990.
3. Didaktika sredney shkoly. Skatkin M. N. (ed.). Moscow, 1982.
4. Filosofskaya entsiklopediya. Moscow, 1970. Vol. 4.
5. Cheredov I. M. Sistema form organizatsii obu-cheniya v sovetskoy shkole. Moscow, 1987.
6. Pedagogika; ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i ped. kolledzhey. P. I. Pidkasistyy (ed.). Moscow: Ped. o-vo Rossii, 1998. 640 p.
7. Makhmutov M. I. Sovremennyy urok. Moscow, 1985.
8. Dobudko T. V. Formirovanie professionalnoy kompetentnosti uchitelya informatiki v uslovi-yakh informatizatsii obrazovaniya. ScD Dissertation (Education). Samara, 1999.
9. Lavina T. A. Sovershenstvovanie sistemy nepre-ryvnoy podgotovki uchiteley v oblasti ispolzovani-ya sredstv informatsionnykh i kommunikatsion-nykh tekhnologiy v professionalnoy deyatelnosti. ScD Dissertation (Education). Moscow, 2006.
10. Magomedov R. M. Bekmurodi P. A. Vliyanie igrovoy zavisimosti na uspevaemost uchash-chikhsya. Kategoriya "sotsialnogo" v sovre-mennoy pedagogiki i psikhologii. Proceeding of
the International conference. Ulyanovsk: SIM-JET, 2013. P. 225-227.
11. Magomedov R. M. Komponenty professionalnoy deyatelnosti uchitelya informatiki v uslovi-yakh primeneniya novykh organizatsionnykh form obucheniya. Informatika i obrazovanie. Moscow, 2012, No. 10, pp. 100-103.
12. Magomedov R.M. Povyshenie kachestva obra-zovaniya v usloviyakh primeneniya novykh organizatsionnykh form uchebnoy deyatelnosti. Standarty i monitoring v obrazovanii. Moscow,
2010, No. 4, pp. 18-21.
13. Nimatulaev M. M., Magomedov R. M. Soder-zhanie komponentov pedagogicheskoy deyatel-nosti pri ispolzovanii veb-resursov v usloviyakh informatsionno-kommunikatsionnoy sredy. Standarty i monitoring v obrazovanii. Moscow,
2011, No. 2, pp. 12-15.
14. Slastenin V.A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.
15. Robert I. V. Sovremennye informatsionnye tekh-nologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispolzovaniya. Moscow: Shkola-Press, 1994.
16. Barton J., Collins A. (eds.). Portfolio assessment: a handbook for educators. Menlo Park, CA: Addison-Wesley Publishing Co, 1997.
17. Garavan T. Strategic human resource development. JOEIT. 1991, No. 15, p. 27.
18. Smolyaninova O. G. Razvitie metodicheskoy sistemy formirovaniya informatsionnoy i kommu-nikativnoy kompetentnosti budushchego uchitelya na osnove multimedia-tekhnologiy. ScD Dissreta-tion (Education). St. Petersburg, 2002.
19. Gosteva I. N. Metodicheskoe obespechenie pedagogicheskoy praktiki po informatike v ped-agogicheskom vuze: Extended Abstract of PhD Dissertation (Education). Moscow, 1998.
Магомедов Рамазан Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент кафедры теории и методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета e-mail: Mrramazan75@mail.ru
Magomedov Ramazan M., PhD in Education, Associate Professor, Informatics and Programming Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Associate Professor, Theory and Methodology of teaching Computer Sciences Department e-mail: Mrramazan75@mail.ru