В. С. Шаров ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ФОРМА, ТЕХНОЛОГИЯ, СРЕДСТВО
Работа представлена кафедрой педагогики.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. Н. Шилова
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования — дистанционному обучению. Основная задача статьи — обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в традиционной форме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, средство.
V. Sharov DISTANCE LEARNING: FORM, TECHNOLOGY, TOOLS
The article is devoted to the relevant problem of modern education — distance learning. The main task of the article is to justify and explain distance learning as a new form of learning. The author examines the forms of learning, the major directions of development of distance learning, shows the differences between the form of distance learning and the traditional one. The problems that students and teachers face in distance learning are distinguished. The author points out that the effectiveness ofdistance education is determined by the use of teaching technologies that underlie the design and implementation ofdistance learning courses. Distance education is proved to be regarded as an independent form of training, because it has significant distinctions, which can not be realised in the traditional manner.
Key words: distance learning, form, technique, tool.
До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО — это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО.
В настоящее время исследователями и практиками дистанционного обучения даны следующие его основные определения.
• ДО — «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1].
• ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО) — «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2, с. 17].
• ДО (группы специалистов МЭСИ) — «технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [3].
• ДО (Центра «Эйдос», А. В. Хуторской) — «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [4].
Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности ДО. Однако в российских вузах в настоящее время ДО представлено в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой.
В ст. 32 Закона об образовании говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].
Из этого следует что «образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием» [3].
Таким образом, под технологиями ДО понимают: СБ-технология (во временных тре-
бованиях — кейс-технология) — учебные материалы предоставляют учащимся на печатных и мультимедийных (дискеты, СБ-КОМ, ВУБ) носителях. Она применяется, как правило, в сочетании с очными формами занятий: обзорными лекциями, семинарами, тренингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.
Сетевая технология — использование компьютерных обучающих программ и электронных учебников, которые размещаются на интернет-серверах вуза. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Ряд вузов также проводят лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к месту жительства студента учебном центре вуза. Сетевое обучение может быть организовано как автономно, так и на основе развертывания информационно-образовательных сред.
Телевизионно-спутниковая технология организационно схожа с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.
Помимо этих трех указанных технологий в настоящее время все чаще используется гибридная модель, сочетающая очные и дистанционные периоды (сессии) обучения. То есть под гибридной (смешанной) моделью на основе анализа курсов повышения квалификации преподавателей в РЦОКО и ИТ (региональный центр оценки качества образования и информационных технологий) и в ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образования) можно понимать «смесь» сетевой технологии в сочетании с кейс-технологией и очными занятиями (обычно это введение в курс и основы работы в дистанционной оболочке, принципы сетевого общения с тьютором, а также защита выпускной работы).
Однако за рубежом ДО рассматривается как форма, поэтому до сих пор актуален вопрос: ДО — это форма, технология или средство?
Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Как новая форма обучения, ДО не может быть совершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции). Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), разделенность субъектов учебного процесса расстоянием, виртуальная кооператив-ность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя, использование современных специализированных технологий и средств обучения и т. д.
К основным областям применения ДО можно отнести:
• повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
• подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
• организация профильного обучения школьников;
• дополнительное образование по интересам;
• профессиональная переподготовка кадров;
• профессиональная подготовка.
Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение
информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online). А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:
• постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
• передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.
Отличие ДО от очной формы обучения состоит в том, что существенная часть материала усваивается не в аудиториях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в ДО работа студентов является организованной и в основе своей самостоятельной. К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:
• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лаборатор-
ных работ на оборудовании (возможно, удаленном);
• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.
Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).
А среди отличий ДО от традиционного обучения можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:
• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;
• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
• актуализация и поддержание мотивации обучения;
• адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения. Существует ряд проблем, связанных с рассмотрением ДО как формы обучения (эти проблемы в основном связаны с законодательной базой). Многие учреждения образования в ряде стран только начинают использовать
дистанционное обучение как поддержку, а часто и как замену по мере необходимости традиционных форм обучения. Возникает вопрос: можно ли говорить о создании новой дистанционной формы обучения при использовании в качестве его основы электронных копий традиционных учебников и замене части очных занятий консультациями через Интернет? И можно ли говорить о создании и функционировании новой формы обучения, если не конкретизирована учебная нагрузка студента и преподавателя? Следует отметить, что в основе традиционных форм обучения лежит именно объем учебной нагрузки, который при очной форме обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в РФ должен составлять в среднем за период теоретического обучения не менее 27 часов в неделю, при очно-заочной (вечерней) форме не менее 10 часов в неделю, при заочной не менее 160 часов в год. Также не конкретизированы и сроки освоения основной образовательной программы, которые при очной форме обучения в РФ составляют 260 недель, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения и в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом на год или на срок до одного года (в зависимости от специальности) относительно нормативного срока. Следовательно, если говорить о дистанционном обучении как о новой форме обучения, то необходимо вносить изменения не только в законы, но и в государственные образовательные стандарты, существующие в стране [6].
Учитывая изложенное выше, можно сказать, что на основании существующих нормативных документов ДО определяется сейчас в России как технология (СБ-технология, сетевая технология, телевизионно-спутниковая технология), реализуемая в очной и заочной формах обучения.
Анализ же взглядов исследователей и практиков ДО позволяет сказать, что ДО — это новая форма обучения, предоставляющая комплекс образовательных услуг широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-обра-
зовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационнометодического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребно-
стей пользователей [7]. И важно добавить, что организация обучения и стратегия взаимодействия обучающихся и преподавателя определяются педагогической технологией, лежащей в основе освоения дистанционного курса.
Таким образом, ДО может рассматриваться как самостоятельная форма обучения XXI в., а также как инновационный компонент очного и заочного обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html
4. Полат Е. С. Хуторской А. В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/ meeting280900.htm
5. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77
6. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.
7. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.