Научная статья на тему 'Реализация технологии модульного обучения и балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений в работе с иностранными бакалаврами технического вуза (на примере образовательной программы «Русский язык как иностранный»)'

Реализация технологии модульного обучения и балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений в работе с иностранными бакалаврами технического вуза (на примере образовательной программы «Русский язык как иностранный») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MODULAR TRAINING / MARK-RATING SYSTEM / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Нина Навична, Соляник Ольга Евгеньевна

В контексте установок российского высшего профессионального образования охарактеризована педагогическая технология модульного обучения и балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений в области русского языка как иностранного (РКИ). На примере проектирования образовательной программы по РКИ для бакалавров технического профиля представлено отражение в ней содержательного, организационного и контролирующего компонентов профессионально-коммуникативной подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of modular training technology at the classes of foreign bachelors technical college (on the example of educational program «Russian as a Foreign Language»)

The modular training pedagogical technology and mark-rating system in the field of teaching Russian as Foreign Language (RFL) is presented in context of the Russian high professional education goals. The substantial, organizational and controlling components of the professional-communicative special training are demonstrated by the example of designing in the real educational program for the foreign bachelors of technical profile.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии модульного обучения и балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений в работе с иностранными бакалаврами технического вуза (на примере образовательной программы «Русский язык как иностранный»)»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ БАКАЛАВРАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (на примере образовательной программы «Русский язык как иностранный»)

Н.Н. Романова, О.Е. Соляник

Кафедра «Русский язык» Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ул. 2-я Бауманская, 5, Москва, Россия, 105005

В контексте установок российского высшего профессионального образования охарактеризована педагогическая технология модульного обучения и балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений в области русского языка как иностранного (РКИ). На примере проектирования образовательной программы по РКИ для бакалавров технического профиля представлено отражение в ней содержательного, организационного и контролирующего компонентов профессионально-коммуникативной подготовки специалистов.

Ключевые слова: педагогическая технология, модульное обучение, балльно-рейтинговая система оценки, образовательная программа.

Стремительные изменения в значимых сферах жизни современного общества, прежде всего инфокоммуникационной и научно-технологической, требуют инновационных подходов к подготовке квалифицированных специалистов. С учетом установок реформируемого российского высшего профессионального образования (ВПО) современная вузовская лингводидактика нацелена на совершенствование системы обучения русскому языку как иностранному, приведение ее в соответствие с общеевропейскими и отечественными образовательными стандартами. Решение этой задачи призвано обеспечить «надежные педагогические технологии, способные сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения» [3. С. 3]. В указанном качестве по праву выступает технология модульного обучения (МО), основанная на научном подходе к проектированию процесса и результатов образовательной деятельности.

Технология МО — это «способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу» [3. С. 14—16]. Модуль является, таким образом, конструктивной основой соответствующей технологии обучения. Он включает в себя следующие компоненты: а) целевой (образовательная программа, формулирующая цель обучения и конкретизирующая ее в содержании дисциплины); б) обучающий (учебники и учебные пособия, реализующие программное содержание дисциплины); в) методический (методические пособия и ре-

комендации, помогающие достичь цели обучения при освоении его содержания); г) контролирующий (система измерительных средств, оценивающих уровень и качество освоения дисциплины в соответствии с заявленными целями).

Сочетание модулей обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации конкретного материала для обучения определенного контингента учащихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Модуль — это комплекс подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по прохождении модуля. Это соответствие выявляется путем осуществления текущего, рубежного и итогового контроля. Тем самым МО позволяет оперативно определять уровень усвоения содержательных разделов дисциплины, выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, а самим субъектам учебной деятельности — развивать навыки самостоятельного планирования и контроля результатов собственной образовательной деятельности.

Технология МО, основанная на гибкой структуре образовательного процесса, активно внедряется в практику преподавания РКИ в техническом вузе. Это направление вузовской лингводидактики имеет свои особенности, так как для нефилологов русский язык не является самоцелью: он выступает средством овладения специальностью. В этой связи главная цель вузовской лингвообразовательной деятельности в современной педагогической парадигме определяется как комплексная профессионально-коммуникативная компетенция, формируемая у учащихся в результате обучения. При этом отличительной особенностью иноязычного профессионального образования, в частности инженерного, является необходимость следования установкам не только уровневых стандартов РКИ (в аспектах общего и специального владения), но и Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения — ФГОС ВПО-03, ориентированных на российских субъектов высшей технической школы [5].

Так, основной установкой ФГОС ВПО-03 является формирование у субъекта высшей школы на этапах его подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура) комплексной компетенции, трактуемой как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Это интегративное понятие дифференцируется в документах ФГОС на две основные группы компетенций — общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК), аналогичные известным ранее компонентам профессиограммы специалиста [1]. Содержание названных компетенций, приобретение которых предусмотрено ФГОС ВПО как планируемый результат образовательной деятельности, преподавателю РКИ следует знать и учитывать при планировании и контроле учебных достижений студентов. Приведем некоторые из этих компетенций, степень корреляции которых с задачами обучения РКИ наиболее высока: «а) в процессе обучения учащиеся овладевают письменной и устной речью на русском языке, методами создания понятных текстов, а также способны осуществлять социальное взаимодействие на русском языке (ОК-8); б) способны получать и обрабатывать информацию из различных источников, интерпретируют, структурируют и оформляют ее в доступном для других виде (ОК-13); в) владеют основами речевой профессиональной культуры (ПК-5); г) способны обрабатывать и оформлять результаты научно-ис-

следовательской работы (ПК-3); д) способны на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат, готовить к публикации научные статьи (ПК-5); е) способны грамотно пользоваться языком предметной области (ПК-7)» [6].

В проекции на область РКИ это выражается в установках вузовской линг-водидактики на приобретение студентами «умений и навыков, необходимых для слушания лекций, чтения научной литературы и литературы по общеобразовательным дисциплинам; получение навыков и умений, необходимых для участия в семинарах, лабораторных работах, для сдачи зачетов и экзаменов, общения во вне-учебных ситуациях, решения бытовых вопросов, оформления личных документов» [2]. В силу этого современная лингвометодика определяет необходимость приоритетного обучения иностранных бакалавров технического вуза научному стилю речи (НСР) как прицельно обеспечивающему будущим инженерам овладение языком специальности. При этом продолжается их обучение общелитературному языку (ОЛЯ), литературно-разговорному типу коммуникации.

На гармоничном взаимодополнении указанных аспектов построено обучение иностранных бакалавров I — III курсов в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Разработанная на кафедре «Русский язык» образовательная программа для указанного контингента учащихся [4] учитывает их коммуникативно-познавательные запросы и отвечает необходимой методической гибкости в реализации целевых установок ФГОС ВПО-03. Ниже схематично представлена общая структура Программы РКИ первого года обучения, рассчитанная на 34 учебные недели, по 8 ч/нед. Кроме того, предусмотрено проведение групповых консультаций: текущих (1 ч/нед.), предзачет-ных / предэкзаменационных (1 ч/семестр), а также проверка еженедельных домашних заданий (ДЗ) и письменных работ (0,3 ч/чел.).

Виды учебной работы Трудоемкость в часах по семестрам

Всего 01 семестр 17 недель 02 семестр 17 недель

Практические занятия 272 136 136

Самостоятельная работа 136 68 68

Итого в часах 408 204 204

Итого в зачетных единицах*): 12 6 6

*) определяются учебным планом и рабочими годовыми учебными планами («от резками»)

Проверка знаний: 24 | 12 12

Виды рубежных контрольных мероприятий (РК) Объем в часах

Всего, час 01 семестр 17 недель 02 семестр 17 недель

РК-1 (контрольная работа № 1) РК-2 (контрольная работа № 2) РК-3 (контрольная работа № 3) 24 4 4 4 4 4 4

Итоговый контроль (зачет) 1ч / чел. 1ч / чел. 1ч / чел.

Программа имеет модульную структуру, которую составляют указанные ранее аспектно-тематические блоки. Каждый модуль включает блок аспектных тем, реализуемых в теоретических сведениях, практических заданиях, текущей и рубежной аттестации. Последняя, охватывающая все виды контроля (текущего (ТК), рубежного (РК) и итогового (ИТК)), осуществляется в рамках принятой в МГТУ им. Н.Э. Баумана балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки учебных достиже-

ний студентов. ТК, т.е. оперативная оценка знаний, проводится на каждом занятии; формами являются проверка ДЗ, самостоятельных и творческих работ, устный опрос по материалу урока, оцениваемых по БРС в интервале от 10 до 15 баллов. РК, т.е. оценка знаний по модулю, проводится по его завершении; формами выступают контрольные работы и собеседование по темам, оцениваемые по БРС в пределах от 10 до 15 баллов. Таким образом, аттестация по модулю оценивается в интервале от 20 до 30 баллов. ИТК проводится в конце семестра для определения результатов освоения дисциплины в целом; имеет форму зачета, суммирующего результаты освоения модулей, а также оценку проявленных студентами личностно-деятель-ностных качеств (в интервале от 0 до 10 баллов).

Приведенный ниже фрагмент Программы (I курс, I сем.) демонстрирует реализацию технологии МО и БРС оценки достижений студентов в структуре образовательной программы по РКИ для иностранных бакалавров I—III курсов.

№ п/п

Раздел дисциплины (название модуля)

Семестр

Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)

Практич. занятия

Самост. работа.

Модуль 1. Квалификация и характеристика субъекта в научно-техническом тексте.

(Трудоемкость в часах / кредитных единицах: 68 ч / 2 зач. ед.)

1.1.

Определение стартового уровня владения студентами РКИ (диагностическое тестирование)_

1.2.

Общая квалификация субъекта. Образование существительных со значением признака. Субъектно-объектные отношения. Активные и пассивные конструкции НСВ_

18

10

1.3.

Характеристика субъекта. Местоимения. Активные и пассивные конструкции СВ_

18

10

Рубежная аттестация: РК-1

1

4

Модуль 2. Значения предиката. Указание на порядок высказывания в научно-техническом тексте.

(Трудоемкость в часах / кредитных единицах: 68 ч / 2 зач. ед.)

2.1.

Значения предиката и способы их выражения. Образование существительных со значением действия. Краткие прилагать_

1

21

10

2.2.

Указание на порядок высказываний.

Имя числительное. Конструкции с глаголами, выражающими внутреннее состояние, чувство_

21

10

Рубежная аттестация: РК-2

1

4

Модуль 3. Определительные отношения. Характер протекания действия в научно-техническом тексте.

(Трудоемкость в часах / кредитных единицах: 68 ч / 2 зач. ед.)

3.1.

Активный и пассивный обороты речи. Глаголы с частицей -ся. Определительные отношения. Активные и пассивные причастия

1

18

3.2.

Характер протекания действия. Общая характеристика видов глагола. Возвратные глаголы. Деловое письмо (анкета)_

18

Рубежная аттестация: РК-3

3.3.

Повторение изученного материала. Подготовка к зачету в конце I семестра_

Рубежная аттестация (РК)

Виды аттеста- Рейтинг

ции Мин. Макс.

РК-1 20 30

РК-2 20 30

РК-3 20 30

ЛК 0 10

Зачет (1 ч/чел.)

Оценка личностных качеств (ЛК) по итогам семестра

Итоговый контроль по дисциплине (ИТК)

4

2

2

2

9

9

4

2

6

2

Как видно из приведенного образца, реализация МО предусматривает включение в образовательную программу БРС оценки учебных достижений студентов. Эта система, сочетающая поэтапный и аккумулирующий принципы учета результатов, позволяет осуществлять непрерывный педагогический контроль качества лингвообразовательной деятельности как в целом по учебной группе, так и по каждому студенту. В первом случае результаты усвоения каждого модуля и всей дисциплины выражаются в средних баллах.

Во втором случае индивидуальные учебные достижения студента формируют его личный рейтинг, восприятие которого относительно достижений других членов группы оказывает существенное влияние на повышение мотивации данного субъекта иноязычного обучения.

Рейтинг учебной группы Категория (бак/маг.) Курс Преподаватель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ модуля Средний балл за ТК (мин.—макс.) Средний балл за РК (мин.—макс.) Средний балл за Л К (мин.—макс.) Средний балл за модуль (ТК + РК + ЛК)

М-1 10—15 10—15 20—30

М-2 10—15 10—15 20—30

М-3 10—15 10—15 20—30

Доп. 0—10 0—10

Итого по курсу 30—45 30—45 0—10 60—100

Фам1 Личный рейтинг студента илия, имя Группа

Баллы М-1 [20—30] Баллы М-2 [20—30] Баллы М-3 [20—30] Баллы ЛК [0—10] Итоговый балл [60—100]

Рассмотренные содержательно-организационные решения в области модульного обучения РКИ бакалавров технического вуза представляют собой пример конкретной реализации соответствующей педагогической технологии. Адекватная программным целям, структуре дисциплины и балльно-рейтинговой системе оценки учебных достижений данная технология с очевидностью способствует оптимизации лингвообразовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Берецкая Е.А., Авдонина Л.П., Савостьянова Л.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативная профессиограмма выпускника технического вуза // Проблемы формирования современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля. Всеросс. науч.-практ. конф.: Тезисы докладов. — СПб., 2001. — С. 98.

[2] Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения русским языком в учебно-профессиональной сфере. Для учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей / И.К. Гапочка, В.Б. Куриленко, Л.А. Титова. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

[3] Проворова О.Г. Принципы модульного обучения. — Красноярск, 2006. Режим доступа: www.lan.krasu.ru/studies/editions, свободный.

[4] Программа по русскому языку для иностранных бакалавров I—III курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана / О.Е. Соляник. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.

[5] Романова Н.Н. Профессионально-коммуникативная подготовка специалистов в контексте языковой образовательной политики технического университета: Монография. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

[6] ФГОС ВПО-03 по направлениям «Математика и компьютерные науки», «Прикладная математика», «Прикладная математика и информатика», «Техническая физика» (квалификация / степень «бакалавр»). — 2011 г.

REALIZATION OF MODULAR TRAINING TECHNOLOGY AT THE CLASSES OF FOREIGN BACHELORS TECHNICAL COLLEGE (on the example of educational program "Russian as a foreign language")

N.N. Romanova, O.E. Solyanik

«Russian Language» Department Bauman Moscow State Technical University 2nd Baumanskaya str., 5, Moscow, Russia, 105005

The modular training pedagogical technology and mark-rating system in the field of teaching Russian as Foreign Language (RFL) is presented in context of the Russian high professional education goals. The substantial, organizational and controlling components of the professional-communicative special training are demonstrated by the example of designing in the real educational program for the foreign bachelors of technical profile.

Key words: pedagogical technology, modular training, mark-rating system, educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.