активной работе на занятии. Наблюдение за тем, как решается задание, происходит разбор результатов с участием всей группы и осуществляется совместный поиск ответа, позволяет дать оценку и многим личностным качествам студента: умению работать в коллективе, сформиро-ванности оперативного, аналитического мышления и других. Тестирование - вариант организации учебного процесса, когда воспитание и образование являются неразрывным целым.
Литература:
1. Аванесов В.С. Вопросы методологии педагогических измерений // Педагогические измерения. - 2005. - № 1. - С. 3-27.
2. Кейс Сьюзан.М., Свэнсон Дэвид Б. Создание письменных тестовых вопросов по базисным и клиническим дисциплинам. - Филадельфия, 1996. - 117 с.
РОЛЬ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
С.М. Кутепов, Н.С. Давыдова, Л. В. Русяева, К.Ю. Ретюнский
Уральская ГМА, г. Екатеринбург
Одним из важных и неотъемлемых принципов создания единого европейского образовательного пространства на основе Болонских соглашений является внедрение кредитно-модульного обучения как новой модели организации учебного процесса. Российскому образованию традиционно свойственна низкая мобильность студентов, причины которой кроются не только в социально-экономических условиях, слабом владении иностранными языками. К более значимым факторам следует отнести несоответствующие мировому образовательному пространству характеристики образовательной программы вузов и отражающие успехи выпускника в обучении, подтверждаемые дипломом о высшем образовании и приложением к нему.
Оценка знаний по пятибалльной системе не может свидетельствовать о степени готовности студента приступить к профессиональной деятельности. Она в некоторой мере отражает объем знаний студента, но не может свидетельствовать о его способности принимать решения, брать на себя ответственность, профессионально самосовершенствоваться. Кроме того, «остаются вне поля зрения» такие важные характеристики, как место учебных достижений студента среди успехов в учебе других студентов, его активность, мотивация к учебе и целый ряд других
позиций, по которым заинтересованный работодатель может прогнозировать профессиональную состоятельность выпускника.
По современным представлениям, таких издержек в большей степени лишена балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения. Кредитно-модульная система устанавливает не только долю трудоемкости каждой дисциплины в учебном плане специальности (единица трудоемкости - кредит, зачетная единица), но и регламентирует условия, при которых кредит считается погашенным. К таким условиям, относятся, прежде всего, рубежная (контрольные работы по основным темам, модулям) и итоговая аттестация по дисциплине (экзамен, зачет). Важными составляющими являются также объем и качество самостоятельной работы студента в семестре, эффективность его занятий в аудитории, мотивация к учебе, инициатива, интерес к научной, исследовательской работе и т.п. Разумеется, большинство преподавателей при выставлении оценки на экзамене, зачете учитывает такие виды деятельности и характеристики личности студента, но оценка их, как правило, субъективна, не очевидна каждому преподавателю кафедры и коллегам по академической группе.
Балльно-рейтинговая система относится к современным технологиям учета количества и оценки качества работы студента по «погашению» кредита. Этот способ оценивания учебных достижений является наиболее адекватным кре-дитно-модульной организации учебного процесса. Кредитно - модульная система позволяет определить структуру, профиль осваиваемой (или освоенной) образовательной программы и долю вложенного в каждый модуль учебного труда, т. е. освоенных кредитов. В общем смысле модуль следует рассматривать в качестве отделяемой, относительно самостоятельной части какой-либо системы, организации (модуль космического корабля, орган в организме). В любой системе, в том числе и в системе организации учебного процесса, модуль должен быть обозначен в соответствующих документах (положениях, методиках и т.п.). Образовательные программы высшего профессионального образования подготовки специалиста построены по модульному принципу, где каждая дисциплина модуль. Возможен и другой подход к выделению модулей. Например, модулем может быть «диагностика заболеваний внутренних органов», требуемая компетенция выпускника. В этом случае учебная программа модуля строится по междисциплинарному принципу, а компетенция («готов к постановке диагноза») становится системообразующим фактором, определяющим методы обу-
Тюменский медицинский журнал № 1, 20710
чения и контроля, виды учебной деятельности и аттестации, содержание модуля и так далее.
Модульный принцип может быть положен и в основу преподавания отдельной дисциплины, структурирования содержания её рабочей программы. В этом случае дисциплинарным модулем является одна или несколько дидактических единиц. Коль скоро принцип выделения модулей и их содержание вариативны, главным требованием является определение модуля на основе документально подтвержденного соответствующими положениями, разработанными и утвержденными методиками. Если образовательный модуль (как часть образовательной программы) оценивается в кредитах, то модуль дисциплинарный (дидактическая единица или несколько дидактических единиц) оценивается в баллах. Количество баллов за каждый модуль устанавливается кафедрой, также как и количество баллов за другие необходимые для усвоения дисциплины виды учебной работы студента: присутствие на практических занятиях, качество самоподготовки (или затраченное на неё время), выполнение письменных работ, рефератов, овладение конкретными навыками, победы в конкурсах по профилю дисциплины и т. д. Каждая
кафедра вправе выбрать актуальные и адекватные для усвоения дисциплины виды деятельности, установить «цену» в баллах и прописать в кафедральном положении о балльно-рейтинговой системе оценивания успешности обучения или в методике подсчета баллов.
Ученый совет ГОУ ВПО «УГМА Росздрава» утвердил вузовское Положение о балльно-рейтинговой системе (БРС). После чего, соответствующие положения кафедр не должны противоречить его принципам. К наиболее важным из них, по мнению, разработчиков и экспертов вузовского Положения о БРС, следует отнести общее количество баллов за дисциплину, в целом не превышающих 100. При этом определенная доля должна выставляться только за успешную аттестацию по дисциплине: экзамен - 40 баллов и зачет - 20 баллов. При разработке кафедрального положения важной рекомендацией является установление начальной цены каждого вида деятельности, а уже затем и количество баллов за каждое посещение занятий, контроль и т.д. В таблице приведен пример такого подхода.
Принцип построения методики начисления баллов в системе БРС
Таблица
Вид деятельности Всего за вид Максимально возможное количество проявлений вида деятельности Цена в баллах Всего за работу в семестре 60 баллов
Посещения занятий 10 10 (т.е. 10 занятий) 1
Ответ на положительную оценку 10 10 (по 1 ответу на занятии) 1
Рубежный контроль (модуль, ДЕ) 15 5 (контролей, запланированных рабочей программой дисциплины) 3
Отчет о самостоятельной работе (инициативный) 10 10 1
Письменная работа (УИРС, история болезни, реферат и т.д.) 15 1 1 5
Тестирование как часть экзамена 10 1 10 Всего за экзамен -40 баллов
Демонстрация навыков 10 1 10
Экзамен (собеседование) 20 1 20
Вторым важным принципом является недопустимость начисления штрафных баллов: рейтинг предусматривает оценку деятельности, но не безделья! Все, что студент продемонстрировал в качестве учебного достижения, должно быть учтено, оценено. Это важный момент мотивации к повышению рейтинга обучающегося.
Принципиальным моментом следует считать положение о том, что рейтинг не заменяет пятибалльную оценку. Он только дает дополнительную информацию о способе ее получения: насколько систематичным было накопление зна-
ний, есть ли повод для подозрения субъективизма в оценке на экзамене, какие виды деятельности были у студента наиболее успешны и тому подобное.
Другим важным требованием к учету работы студента и формированию его рейтинга является своевременное выставлении баллов в лист (журнал, ведомость) учета. В течение семестра создается портфолио обучающегося: наглядное, доступное, информативное для всех участников учебного процесса от студента, заинтересованных родителей до всех преподавателей кафед-
2010 Тюменский медицинский журнал
ры, деканата. Портфолио позволяет формировать рейтинг не только успешности студента по дисциплине, но и успешности освоения выпускником образовательной программы в целом. Методика присвоения баллов демонстрирует причину начисления кредиты, а портфолио -насколько своевременно и успешно студент их «гасит».
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения требует серьезной организационной и методической работы всего преподавательского состава. Необходима огромная подготовительная работа как по разработке новых положения и методик БРС, так и по внесению соответствующих изменений в методическое сопровождение каждой дисциплины учебных планов. Требуется обновление учебных пособий самостоятельной работы, уточнение дидактических единиц в рабочих программах дисциплин в ходе воспитательно - образовательной деятельности.
Новый образовательный стандарт не случайно требует учета трудоемкости дисциплин в кредитах, компетентностный подход к оценке результатов освоения образовательных программ. Переход к оценочной педагогической деятельности на основе принципов балльно-рейтинговой системы - веление времени. Цель его реализации совпадает с Миссии академии, нацеливающей на самое высокое качество подготовки выпускников ГОУ ВПО «УГМА Росзд-рава».
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ЗА 2007-2009 гг..
Л.Е. Прокопенко
Главное бюро МСЭ по Тюменской области, г. Тюмень
Основными нозологическими формами, относящимися к терапевтическому профилю и приводящими к инвалидности, являются болезни системы кровообращения (100-152; 170.0), болезни эндокринной системы (Е00-Е90), болезни органов пищеварения (К20-31; К50-63; К 70-87), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (далее - болезни КМС) (М00-М14; М30-М36; М 45-49), болезни мочеполовой системы (Ш0-Ш9).
Цель исследования: проанализировать интенсивные показатели инвалидности вследст-
вие болезней, относящихся к терапевтическому профилю, среди взрослого населения Тюменской области за 3 года с учётом возрастных групп.
Материалы и методы.
Используя клинико-статистический метод и метод ретроспективного анализа, была изучена и проанализирована статистическая база данных граждан старше 18 лет, с терапевтической патологией, впервые признанных инвалидами (ВПИ) в 2007-2009 гг.
Результаты исследований.
Показатели первичной инвалидности (рис. 1) в целом среди взрослого населения Тюменской области после стабилизации в 2007-2008 гг. на уровне 60-60,2 на 10000 взрослого населения по итогам 2009 года характеризуются увеличением до 67,2 на 10000.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
67,8 ____60,2 ...
.....^ " " " .......67,2'"
60,3 -й- — --* 57
55,9
___________22_________________
23,6 О-
-•- -•
■ - 11,6- -...... 12,7 12,2
2007г.
2008г.
2009г.
^^^^^уровень первичном инвалидности — ■□ — уровень ПИ вследствие ТП
-уровень ПИ вследствие ТП у лиц трудоспособного возраста
■уровень ПИ вследствие ТП у лиц пенисонного возраста
Рис. 1. Интенсивные показатели первичной инвалидности среди взрослого населения Тюменской области за 2007-2009 гг.
Иная картина отмечается по показателям первичной инвалидности вследствие терапевтической патологии - в 2008-09 гг. они стабильны и оказались несколько ниже, чем в 2007 г., составив 22,0 на 10000 взрослого населения. Следует отметить, что в структуре ВПИ доля терапевтической патологии снижается, в динамике удельный вес её составил 39%-37%-33%.
В структуре первичной инвалидности вследствие терапевтической патологии среди взрослого населения по возрасту преобладают лица пенсионного возраста. На их долю за исследуемый период приходится в динамике 61,4%-55,0%-56,8%. Уровень первичной инва-
№ 1, 2010 Тюменский медицинский журнал
79