Интегрированная культурно-образовательная среда способствует осуществлению совместной культурно-творческой деятельности, то есть не только создает предпосылки к ней, но и является гарантией ее яркого появления. Причем такая культурно-творческая деятельность внутри интегрированной культурно-образовательной среды существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого ее компонента (синергетический эффект), а также содействует социальному партнерству. Одной из важнейших черт этой тенденции является поиск технологий «мягких социальных взаимодействий», выражающихся «во все-
Библиографический список
мерном развитии систем социального участия, общественных связей, и социально-культурной, социально-психологической реабилитации людей, испытывающих трудности в общении» [9, с. 154].
Данная среда создает предпосылки для осуществления интегрированных социальных проектов [10], которые способствуют не только становлению социокультурной идентичности школьников, но и являются основой формирования культурной компетентности, которая позволяет говорить о качественно новом уровне коммуникации, образованности и социальной адаптации.
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Проект «Концепции духовно-нравственного воспитания». Москва: «Просвещение», 2009.
2. Пантелеева А.В. Формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды как обязательного условия развития культурной компетентности учащихся. Региональная научно-практическая конференция «ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе Начальная школа». Серпухов, 2015.
3. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики. Общественные науки и современность. 2000; 2: 151 - 165.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. Москва, «Когито-Центр», 2002; Глава 5: 135 - 150.
5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС.
6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).
7. Егорова А.М. Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода. Молодой учёный. 2013; 1.
8. Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности. Проблема формирования эстетической ценности. Вып. 30. Москва: Труды ВНИИТЭ, 1981, 3 - 20.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/npo/20120325214132.pdf
10. Пантелеева А.В. Интегрированный социальный проект как средство формирования культурной компетентности школьников. Инфоурок. 2015. Available at: https://infourok.ru/statya-formirovanie-kulturnoy-kompetentnosti-shkolnikov-679384.html
References
1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Standarty vtorogo pokoleniya. Proekt «Koncepcii duhovno-nravstvennogo vospitaniya». Moskva: «Prosveschenie», 2009.
2. Panteleeva A.V. Formirovanii razvivayuschejsya integrirovannoj polisub'ektnoj i polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy kak obyazatel'nogo usloviya razvitiya kul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya. Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «FGOS. Novye tehnologii v obrazovatel'nom processe Nachal'naya shkola». Serpuhov, 2015.
3. Flier A.Ya. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti: mezhdu problemami obrazovaniya i nacional'noj politiki. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2000; 2: 151 - 165.
4. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie irealizaciya. Per. s angl. Moskva, «Kogito-Centr», 2002; Glava 5: 135 - 150.
5. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS.
6. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013 (Seriya «Novye standarty»).
7. Egorova A.M. Formirovanie 'esteticheskoj kompetentnosti uchaschihsya v sisteme obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya posredstvom polihudozhestvennogo podhoda. Molodoj uchenyj. 2013; 1.
8. Kagan M.S. 'Esteticheskaya i hudozhestvennaya cennosti. Problema formirovaniya 'esteticheskojcennosti. Vyp. 30. Moskva: Trudy VNIIT'E, 1981, 3 - 20.
9. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ npo/20120325214132.pdf
10. Panteleeva A.V. Integrirovannyj social'nyj proekt kak sredstvo formirovaniya kul'turnoj kompetentnosti shkol'nikov. Infourok. 2015. Available at: https://infourok.ru/statya-formirovanie-kulturnoy-kompetentnosti-shkolnikov-679384.html
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 37.373.3
Polishchuk V.N., leading specialist of scientific-organizational Department, School of pedagogics, Far Eastern Federal University
(Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Tucha T.B., MA student, School of pedagogics, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF QUEST-TECHNOLOGIES IN ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS. In the article the authors tell about the necessity of formation of ecological competence of junior schoolchildren. The research describes a problem of activating and motivating children in educational and extracurricular activities. The purpose of the study is to mainstream the problems of introduction in educational process of innovative pedagogical technologies on the example of the use of the quest technology as a form of interactive game-based learning in environmental education. The authors conduct a theoretical analysis of the nature and contents of quest-technology, study the problems of its implementation in the educational process and plan directions for further research.
Key words: quest, quest-technology, game, gaming technology, environmental education.
В.Н. Полищук, вед специалист научно-организационного отдела, Школа педагогики Дальневосточного федерального
университета, г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
Т.Б. Туча, магистрант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье обоснована необходимость формирования экологической компетентности младших школьников. Описаны проблемы активизации и мотивации детей в учебной и внеурочной деятельности. Цель исследования заключается в актуализации проблемы внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий на примере использования квест-технологии как одной из форм интерактивного игрового обучения в экологическом образовании. Авторами проведён теоретический анализ сущности и содержания квест-технологии, изучены проблемы её внедрения в учебный процесс, намечены направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: квест, квест-технология, игра, игровые технологии, экологическое образование.
В наши дни остро стоит вопрос экологической безопасности нашей планеты и сохранения биоразнообразия на ней. Чтобы принимать действенные меры по обеспечению сохранности нашей планеты каждый человек должен обладать хотя бы минимальным набором экологических знаний. Экологическое образование должно начинаться с дошкольного возраста и проходить через всю жизнь человека. Мы остановимся на экологическом образовании младших школьников.
Как отмечают исследователи (В.Ф. Зябрева [1], О.А. Ни-колайко [2]), экологическое образование ребенка начинается, а экологическая компетентность и культура ребенка воспитываются, в игре, т.к. игра является мотивационным средством образовательного процесса, а это позволяет младшим школьникам более глубоко понять и усвоить разнообразный изучаемый материал или найти пути решения какой-либо проблемы, которая решается на внеурочном мероприятии. Таким образом, задача педагогов, по мнению О.А. Николайко, состоит в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия природного содержания» [2].
В век информационных технологий, когда любую информацию можно найти в сети Интернет, используя современные гаджеты (сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки и т. д.), дети не хотят усваивать «сухой» учебный материал. Поэтому учитель должен на своих уроках использовать современные педагогические технологии, чтобы каждый ученик в классе был задействован в учебном процессе.
Цель данного исследования заключается в актуализации проблемы внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий на примере использования квест-техно-логии как одной из форм интерактивного игрового обучения в экологическом образовании.
В рамках данного исследования авторами был проведён теоретический анализ сущности и содержания квест-технологии, изучены проблемы её внедрения в учебный процесс, намечены направления дальнейших исследований.
В педагогике квест-технология является сравнительно новой и сейчас проходит стадию теоретического обоснования. Так, например, Н.М. Сязи считает, что квест-технология «представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями и игрой» [3]. А, по мнению О.В. Шатуновой, квест «содержит в себе элементы исследования, апробацию знаний, умений, самостоятельного принятия решений» [4].
По определению Г.А. Федоровой квест - это «целенаправленный поиск информации для решения проблемы или выполнения задания» [5]. И.Н. Сокол рассматривает квест как «технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений 21 века» [6].
На сегодняшний день многие учёные рассматривают вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс:
- как способ формирования ассоциативного мышления школьников - Д.Ю. Шалков, В.В. Колмакова [7];
- для технологической подготовки школьников - О.В. Ша-тунова [4];
- как средство физического и познавательного развития детей - О.Н. Самохина [8];
- как интерактивное обучение - Ю.В. Калугина, А.Р Муста-фина [9], В.В. Чигинцева [10];
- как инновационная форма воспитания - Т.О. Лечкина
[11];
- для развития коммуникативной активности - Н.Н. Крив-дина [12], Д.Е. Тарарин [13].
При этом на сегодняшний день, не существует единой классификации квестов. Попытки классифицировать квесты по разнообразным системным и инструментально-значимым признакам предприняли И.Н. Сокол [6], Е.В. Халина [14], О.В. Шатунова [4].
В экологическом образовании младших школьников в учебной и внеурочной деятельности применение квест-технологии позволяет в игровой форме познакомить школьников с объектами живой и неживой природы, проблемами загрязнения окружающей среды, правилами сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, правилами поведения в живой природе. Дети, играя, узнают об особенностях животных: их повадках, местах обитания, характерных признаках и т. д.
В тоже время, как показывает анализ практического опыта, квест-технология не получила достаточно широкого распространения в учебной и внеурочной деятельности младших школьников, т.е. используется педагогами начальных классов недостаточно активно. Это, по мнению авторов, связано в первую очередь с не знанием педагогами самой квест-технологии, правил разработки и проведения квестов. Таким образом, цель данного исследования заключалась в определении причин недостаточного использования педагогами квест-технологии в учебной и внеурочной деятельности младших школьников.
Для определения причин недостаточного использования педагогами квест-технологии в учебной и внеурочной деятельности младших школьников авторами был разработан и проведен в период с марта по сентябрь 2017 г. анкетный опрос педагогов начальных классов школ г. Уссурийска Приморского края. Опрос показал, что недостаточное применение педагогами квест-техно-логии в учебной и внеурочной деятельности младших школьников обусловлено:
- большой загруженностью педагога (от проведения занятий до «бумажной» работы - написание планов уроков, УМКД, отчетов и т. д., а также нехваткой педагогов начальной школы, в результате чего некоторые педагоги вынуждены брать классное руководство в двух классах начальной школы и вести занятия в две смены);
- отсутствием или недостаточностью материально-технической базы в школе (нет интерактивных досок и интерактивных столов, компьютеров и т. д.);
- нехваткой финансирования (для оформления наглядного материала, покупки или шитья костюмов, покупки призов школьникам).
В тоже время дети очень хорошо воспринимают обучение с использованием квест-технологии. Многие ученые, так например Г.А. Федорова [5], В.В. Чигинцева [10], Д.Ю. Шалков, В.В. Колмакова [7] отмечают, что применение квест-технологии в учебной и внеурочной деятельности младших школьников развивает у школьников: коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, общеучебные умения и навыки, ассоциативное мышление, интеллектуальные способности, психо-эмоциональное состояние, умение слушать окружающих и не бояться высказывать аргументировано свою точку зрения, мотивацию к самостоятельному углубленному изучению понравившегося и заинтересовавшего материала, расширяет словарный запас.
По мнению О.Н. Самохиной «квест обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности» [8].
Результаты проведенного исследования показали, что квест-технология достаточно актуальна для применения и эффективна в решении педагогических задач в учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Т.Ю. Щукина рекомендует всем педагогам «применять квесты в практике работы
с детьми, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными детям» [15].
Авторы считают, что в настоящее время теоретико-методологические основы применения квест-технологии в образова-
Библиографический список
тельной деятельности требуют дальнейшего развития, адаптации к современным условиям, что позволяет сделать вывод об актуальности дальнейших научных исследований в данном направлении.
1. Зябрева В.Ф. Игра как ресурс развития экологической компетентности ученика. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Издательство «Ветер», 2015: 168 - 169.
2. Николайко О.А. Игра как средство воспитания экологической культуры. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Издательство «Ветер», 2015: 70 - 71.
3. Сязи Н.М. Региональные образовательные традиции в формировании полиэтнической культуры школьников. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016; 5. 183 - 189.
4. Шатунова О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников. Вестник научных конференций. 2015; 4-4(4): 152 - 155.
5. Федорова Г.А. Технология квеста во внеурочной деятельности в 6 классах. Вестник ТОГИРРО. 2016; 1. 254 - 256.
6. Сокол И.Н. Классификация квестов. Молодий вчений. 2014; 6 (09): 138 - 140.
7. Шалков Д.Ю., Колмакова В.В. Технология квеста как эффективный способ формирования ассоциативного мышления обучающихся. Преподаватель высшей школы в XXI веке. 2016; 1: 287 - 296.
8. Самохина О.Н. Игра-квест - как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста. Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015; 7: 57 - 63.
9. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 3496 - 3500.
10. Чигинцева В.В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода. Вестник ТГПУ. 2017; 2(179): 72 - 76.
11. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование: новое время. 2015; 1: 12 - 14.
12. Кривдина Н.Н. Развитие социальной и коммуникативной активности дошкольников в образовательных квестах. Филологическое образование в период детства. 2016; 23: 146 - 148.
13. Тарарин Д.Е. Живые квесты как инструмент формирования коммуникаций между участниками игрового процесса. Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сборник конференции. Саратов, 10.12.2015 г. 2016: 232 - 234.
14. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний». Образование. Карьера. Общество. 2014; 2 (41): 46 - 50.
15. Щукина Т.Ю. Квест-игра в детской библиотеке. Наука и образование: новое время. 2016; 4: 304 - 308.
References
1. Zyabreva V.F. Igra kak resurs razvitiya 'ekologicheskoj kompetentnosti uchenika. Nepreryvnoe 'ekologicheskoe obrazovanie: problemy, opyt, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Izdatel'stvo «Veter», 2015: 168 - 169.
2. Nikolajko O.A. Igra kak sredstvo vospitaniya 'ekologicheskoj kul'tury. Nepreryvnoe 'ekologicheskoe obrazovanie:problemy, opyt, perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Izdatel'stvo «Veter», 2015: 70 - 71.
3. Syazi N.M. Regional'nye obrazovatel'nye tradicii v formirovanii poli'etnicheskoj kul'tury shkol'nikov. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii vmirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2016; 5. 183 - 189.
4. Shatunova O.V. Landshaftnye kvest-igry v tehnologicheskoj podgotovke shkol'nikov. Vestnik nauchnyh konferencij. 2015; 4-4(4): 152 - 155.
5. Fedorova G.A. Tehnologiya kvesta vo vneurochnoj deyatel'nosti v 6 klassah. Vestnik TOGIRRO. 2016; 1. 254 - 256.
6. Sokol I.N. Klassifikaciya kvestov. Molodij vchenij. 2014; 6 (09): 138 - 140.
7. Shalkov D.Yu., Kolmakova V.V. Tehnologiya kvesta kak 'effektivnyj sposob formirovaniya associativnogo myshleniya obuchayuschihsya. Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke. 2016; 1: 287 - 296.
8. Samohina O.N. Igra-kvest - kak 'effektivnoe sredstvo fizicheskogo i poznavatel'nogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta. Novaya nauka: Opyt, tradicii, innovacii. 2015; 7: 57 - 63.
9. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R. Obrazovatel'nyj kvest kak interaktivnaya forma obucheniya inostrannomu yazyku. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2015; T. 13: 3496 - 3500.
10. Chiginceva V.V. Kvest-igra kak sovremennaya tehnologiya interaktivnogo obucheniya russkomu yazyku v obscheobrazovatel'noj shkole v usloviyah inklyuzivnogo podhoda. Vestnik TGPU. 2017; 2(179): 72 - 76.
11. Lechkina T.O. Tehnologiya «kvest-proekt» kak innovacionnaya forma vospitaniya. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2015; 1: 12 - 14.
12. Krivdina N.N. Razvitie social'noj i kommunikativnoj aktivnosti doshkol'nikov v obrazovatel'nyh kvestah. Filologicheskoe obrazovanie vperiod detstva. 2016; 23: 146 - 148.
13. Tararin D.E. Zhivye kvesty kak instrument formirovaniya kommunikacij mezhdu uchastnikami igrovogo processa. Sovremennye problemy vzaimodejstviya rossijskogo gosudarstva i obschestva: sbornik konferencii. Saratov, 10.12.2015 g. 2016: 232 - 234.
14. Halina E.V. Proforientacionnoe meropriyatie v forme kvest-igry «Doroga znanij». Obrazovanie. Kar'era. Obschestvo. 2014; 2 (41): 46 - 50.
15. Schukina T.Yu. Kvest-igra v detskoj biblioteke. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2016; 4: 304 - 308.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 371
Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Murtuzalieva P.Sh., Director, Dagestan College of Culture and Arts (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING THE MUSICAL CREATIVE WORK OF M.M. KAZHLAEV. The article deals with problems of aesthetic education of schoolchildren in the process of studying the creative work of M. M. Kazhlaev, a musical composer. The rich and diverse creative activity of this outstanding composer in shaping the aesthetic attitude of students towards traditional national culture is emphasized. Murad Magomedovich Kazhlaev raised the artistic, moral and aesthetic culture of Dagestan on height, enriching her by extending it with new genres and forms, continuing its best traditions. The authors conclude that all the creative legacy of M.M. Kazhlaev creates special pedagogical conditions for learning and mastering the students cultural and historical and moral-aesthetic heritage of the people, and can act as a value, spiritual guide in the admission of pupils to the musical, artistic culture, as well as contribute to the aesthetic education of younger generation.
Key words: aesthetic education, national culture, composer's work, musical culture, art lesson, heritage.
И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф. Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
П.Ш. Муртузалиева, Директор ГБПОУ РД «Дагестанский колледж культуры и искусств, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]