Научная статья на тему 'Некоторые приёмы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза (на примере использования электронного учебного пособия)'

Некоторые приёмы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза (на примере использования электронного учебного пособия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL GUIDANCE / СТУДЕНТЫ-ИНОСТРАНЦЫ / FOREIGN STUDENTS / ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЙ / PHONETIC TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бактыбаева А.Т.

В статье освещаются вопросы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза. Автор описывает виды заданий электронного учебного пособия, созданного для студентов-иностранцев преподавателями КазНМУ имени С. Асфендиярова. На примере вводно-фонетических упражнений электронного учебного пособия автор стремится убедить в том, что систематическое его использование способствует оптимизации процесса формирования фонетических навыков на русском языке. А постоянное их закрепление при выполнении заданий ЭУП позволяют улучшать качество усвоения фонетических единиц русского языка, формировать у студентов положительный эмоциональный фон, а также повысить степень их стремления к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бактыбаева А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME METHODS OF TEACHING PHONETICS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS AT A MEDICAL SCHOOL (CASE STUDY OF USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK)

The work studies questions of training Russian phonetics with foreign students at a medical school. The author describes types of tasks of the electronic educational guidance written by teachers of Kazakhstan NMU of S. Asfendiyarov for foreign students. On the example of introduction of phonetic exercises of the electronic educational guidance the author tries to convince that his systematic use promotes a process improvement of forming of phonetic skills in Russian. The usage of the guidance allows improving quality of assimilation of phonetic units of Russian, to create a positive emotional background at students, and also to raise aspiration to study Russian.

Текст научной работы на тему «Некоторые приёмы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза (на примере использования электронного учебного пособия)»

деятельности дает возможность понять характер отношения человека к окружающей действительности.

Категория «отношение» затрагивается педагогами при изучении процесса формирования у учащейся молодёжи общественных ценностных ориентации, активного отношения к общественной работе, другим видам человеческой деятельности, труду, окружающей действительности, людям, друг к

Другу.

В процессе формирования отношений можно выделить несколько взаимосвязанных сторон, отражающих как внешнее влияние окружающей действительности, так и внутреннее, связанное с условиями и образом жизни человека. Здесь сказыва-

ется также влияние возрастных и индивидуальных особенностей личности, связанных с развитием её интересов, переживаний. Следует отметить, что процесс формирования отношений определяется, в итоге, характером и содержанием осуществляемой деятельности обучаемых и условиями, при которых она протекает.

В педагогических исследованиях отношение рассматривается шире, чем интерес. При изучении природы явлений «отношение» и «интерес» обнаруживается существенная разница. При наличии интереса обязательными являются положительные эмоции, а отношения могут быть и отрицательными, негативными, и равнодушными, безразличными.

Библиографический список

1. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под редакцией Батышева С.Я., Новикова А.М. Издание 3-е, переработанное. Москва: Издательство ЭГВЕС, 2009.

2. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Издательство Ленинградского университета 1960.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1989.

4. Тамарин В.Э. Изучение ценностных ориентации студентов в сфере знаний. Советская педагогика. 1976; № II: 85 - 94.

5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Москва: Наука, 1974.

6. Ориентирование личности на общечеловеческие этические ценности как психолого-педагогическая проблема. Современные проблемы регионального развития: материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Е.Я. Фрисмана. Биробиджан: Издательство ИКАРП ДВО РАН - ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2012: 228 - 230.

References

1. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam. Pod redakciej Batysheva S.Ya., Novikova A.M. Izdanie 3-e, pererabotannoe. Moskva: Izdatel'stvo 'EGVES, 2009.

2. Tugarinov V.P. O cennostyah zhiznii kul'tury. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta 1960.

3. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

4. Tamarin V.'E. Izuchenie cennostnyh orientacii studentov v sfere znanij. Sovetskaya pedagogika. 1976; № II: 85 - 94.

5. Drobnickij O.G. Ponyatie morali. Moskva: Nauka, 1974.

6. Orientirovanie lichnosti na obschechelovecheskie 'eticheskie cennosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Sovremennye problemy regional'nogo razvitiya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej E.Ya. Frismana. Birobidzhan: Izdatel'stvo IKARP DVO RAN - FGBOU VPO «PGU im. Sholom-Alejhema», 2012: 228 - 230.

Статья поступила в редакцию 26.03.17

УДК 378.147.227

Baktybayeva A.T., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazakh National Medical University n.a. S. Asfendiyarov

(Almaty, Kazakhstan), E-mail: almaz_annel@mail.ru

SOME METHODS OF TEACHING PHONETICS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TO FOREIGN STUDENTS AT A MEDICAL SCHOOL (CASE STUDY OF USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK). The work studies questions of training Russian phonetics with foreign students at a medical school. The author describes types of tasks of the electronic educational guidance written by teachers of Kazakhstan NMU of S. Asfendiyarov for foreign students. On the example of introduction of phonetic exercises of the electronic educational guidance the author tries to convince that his systematic use promotes a process improvement of forming of phonetic skills in Russian. The usage of the guidance allows improving quality of assimilation of phonetic units of Russian, to create a positive emotional background at students, and also to raise aspiration to study Russian.

Key words: electronic educational guidance, foreign students, phonetic tasks.

А.Т. Бактыбаева, канд. филол. наук, доц. Казахского Национального медицинского университета

имени С. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан, E-mail: almaz_annel@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ)

В статье освещаются вопросы обучения фонетике русского языка студентов-иностранцев медицинского вуза. Автор описывает виды заданий электронного учебного пособия, созданного для студентов-иностранцев преподавателями КазНМУ имени С. Асфендиярова. На примере вводно-фонетических упражнений электронного учебного пособия автор стремится убедить в том, что систематическое его использование способствует оптимизации процесса формирования фонетических навыков на русском языке. А постоянное их закрепление при выполнении заданий ЭУП позволяют улучшать качество усвоения фонетических единиц русского языка, формировать у студентов положительный эмоциональный фон, а также повысить степень их стремления к изучению русского языка.

Ключевые слова: электронное учебное пособие, студенты-иностранцы, фонетические заданий.

Фонетический курс при обучении иностранных студентов -важный этап развития навыков говорения на русском языке. Традиционный подход к обучению фонетики опирается на опыт лингводидактических исследований, практический результат, материалы учебно-методических и электронных пособий по русскому языку как иностранному [1-5]. Занятия по фонетике -составная часть общего практического курса русского языка в

течение первых трех недель. Задача преподавателя на данном этапе - выработка умений применять на практике студентами-иностранцами слухо-произносительных навыков. Фонетические навыки отрабатываются и закрепляются в специальных фонетических упражнениях различного плана. Определённая роль в решении данных задач отводится электронному учебному пособию по русскому языку для студентов-иностранцев ме-

дицинских специальностей, подготовленное преподавателями КазНМУ.

Представленная система фонетических упражнений и заданий, некоторые из которых предлагаются в форме игры позволяют изменить виды работ над произношением, снять психологическое напряжение.

Не смотря на множество определений понятию «электронное учебное пособие» мы придерживаемся следующей дефиниции. «Электронное учебное пособие - это образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [2]. Опираясь на мнение не только казахстанских исследователей, но и ряда российских, зарубежных ученых можно определить следующие современные требования к структуре и апробации ЭУП:

Постановка цели и задач ЭУП.

Отбор и структуризация материала.

Определение структурных элементов учебника.

Разработка дизайна.

Реализация учебника, его апробация и коррекция.

емсевика

Рис. 1. Страницы ЭУП по обучению произношения букв русского языка

Следует отметить, что каждый заинтересованный в создание ЭУП человек должен соблюдать вышеперечисленные требования [3].

Применение ЭУП в обучении дает ряд преимуществ. Среди них можно отметить такие, как возможность хранить большой объем информации в компактной форме. Быстро подстраиваться под индивидуальность обучаемого. Возможность актуализировать, дополнять учебно-практическую информацию. Оперативно использовать навигационный поиск. Выполнять интерактивные упражнения и тесты. Наглядно демонстрировать визуальные модели. Структурировать гипертекстовую информацию [4].

При создании ЭУП по дисциплине «Русский язык как иностранный» мы опирались на инструментальные средства пакета Microsoft Office - программу Microsoft Publisher. Наш выбор определили следующие моменты. Во-первых, при её использовании нет большой необходимости в специальных знаниях в области программирования. Во-вторых, при работе есть возможность использовать другие программные пакеты. В-третьих, в программе понятный и удобный подход к разработке веб-страниц - «что видишь на экране, то и получишь в результате» [5]. Как отмечают пользователи данного приложения, Publisher способствует созданию ЭУП независимо от нашей подготовки [5].

Большим подспорьем в разработанном нами ЭУП играют гиперссылки, которые связывают содержимое страниц между собой или с другими страницами в Интернете.

На первых занятиях русского языка как иностранного мы изучаем раздел «Фонетика». Данный материал представлен такими темами как звуки, гласные и согласные. Для согласных основные противопоставления по твердости-мягкости, по глухости-звонкости и т.п. Весь учебный материал строится по принципу от простого к сложному. Основное внимание уделяется работе над отдельными звуками, затем словами и целыми предложениями.

Первые уроки ЭУП сохраняют принцип строгой последовательности в изучении фонетического материала. Работа начинается с постановки гласных [а], [о], [у], [э], которые диктор читает и они выделяются. Затем идёт задание: «Слушайте и повторяйте: у - у - у; ы - ы - ы; у - ы -у - ы». Для закрепления есть задания: «Читайте. И - э - а; а - о - ы; и - ы - у; у - ы - э; о - у - а; у - о - ы». Есть задание, где необходимо слушать, смотреть и записывать: ы - э - а; а - о - у; и - ы - о; а - ы - э; а - о - у; ы - о - у (рис. 1). Затем записывать данный ряд под диктовку.

Есть задание на быстроту: «Кто быстрее вставит пропущенные буквы: А, Б, В,...., Е,.. З, К, Л, М....» На данное задание отведено определенное время. Буквы расположены в алфавитом порядке в первом задании, а во втором наоборот. «Я, Ю,..., Ь, Ы, Ъ, Щ, Ш,..., Ц, Х и т.д. Задание «Рассыпанные буквы» также на запоминание русского алфавита. Все буквы находятся вразброс. Необходимо за определённое время собрать в правильной последовательности русский алфавит.

Параллельно вводятся согласные, которые диктор тоже начитывает [б], [г], [д], [т], [з]. Как советуют специалисты, материал ЭУП представлен таким образом, что сначала ставится твердый звук, они отрабатывается в звукосочетаниях, затем ведётся работа над его мягкой параллелью [4, с. 128].

Мягкость согласных мы отрабатываем в несколько этапов. Вначале перед гласными [и], затем [е]. Потом переходим

2

с использованием «ь» в середине или конце слова. Последнее отрабатываем перед гласными е, ё, ю, я которые обозначают звуки[о],[у], [а]■

Для закрепления данного материала на станицах ЭУП есть игра«Магазин» (рин. 2(.Есо картинуи с изоЛиаженииыпродук-тов, фруктов, овощей (помидор, молоко, масло, сметана.аолба-аа,соеисии, сьвр, рис, мясо,малинн идр.).Диктов аоиорит:Се-годня мы идем в магазин и приобретём только те продукеы,в которых есть звуки [м'] (или [с], [с'], [р], [р']). Обучаемый нажимает и отмечает по одной картинке, в которой есть заданн ыйзыук. Данное задание выполняется на время.

■ IF »УИЦ111Н

Ч:

>

4jr f

/

Б

а л

а к

а л е т

а н к

т Р у а

ш а й а

р ы а

_

г у а

Заеем подим 6нквы.Юынтпя поняеин о

глухости и звонкости согласных. Есть упражнения, где обучаемо-мунадо псвяо^ти зедикморад: [г] - [к- [ з] - [я], [в] - [уи, ДО - иш!

Парные же глухие согласные перед звонкими озвончаются, как в словах: просьба, вокзал, экзамен. Особое внимание уделя-емсяпостановлепртиЭта дназвука продивоао-ставлены друг другу и не имеют соответствующих парных мягких яоглаеных. Желательно проиеио сидимнглавыд^ж], [ ш] идюрри жении звуков - помощников [к], [г], [у] - гжо, кшо, ужу, ушу, кшу, ижу, ушк. 3пляигмтя эвлввуки в упимжнениях на противопоставление глухого [ш] и звонкого [ж] (шар - жар, кшу - гжу). Есть зеданап, которыеплмолаютятунботитьна сяух иеапанаоие уеу ных букв при выполнении таких заданий: «Читаем и запоминаем: жа - аж - ажа, жо - ож - ожо, жу - уж - ужу, жар - жор - жур». Затеы ужев дуугей песледнватеыыиосии дикво- заоитымаетдан-ные слоги, обучаемый их записывает и проверяет по ключу.

Пеиидyчeиеитeмиlдлoг,лаl дaeдняДoльжпеoпpeдалeноe: «В русском языке каждый гласный звук, изолированный или в сочетании саогоастыои, обеяоснт слог Нэпимлор, а,ое, ум, мам - это слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. Няпаимее- бим у 1 ело г, намн- 2 сдигеи.

Наряду с этим материалом мы вводим работу над русским ударением и ритмикой слова. На занятии преподаватель объяс--|—"и чпд эдгфнл-у слыгв рлсяком языке характеризуется большей длительностью ударных гласных.

В ЭУП задания на чтение по слогам. Интересное задание «Змейка» (рис. 3). Обучаемый на экране видит слово. К одной букведыбевляет слово и у казывает количество слогов. Например,

Стол

ова и т.д.

Рис. 2. Задания из ЭУП «Магазин»

Вызывает определенный интерес игровое задание «Будь внимательным». Диктор читает слова, обучаемый внимательно их с^мает ие»ли усоылст заданнсмз.ук, надри»вс[к], то ио подводит курсор к картинке с изображением данного предмета. Дадущийоитвит сиоаа:ину,вак, дсм,жик,ваза,кеДир, коала, ведро, жаба, кит [6].

Иг»овнм задаиие «Лобаиьввию».Переа оРичаемым их»мы слов, где есть место для одной буквы. Необходимо добавить одну букву, чтоб получилось слово. Если слово собрано верно, то выходит картинка с его изображением, если студент неправильно угадал букву - картинки нет.

Рис. 3. Вид страницы с заданием «Змейка»

К каждому заданию есть подсказка - слова-картинки.

В течение всего курса фонетики, на каждом занятии студентам предлагаются фонетические диктанты на знакомых, на незнакомых слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. На ихпрлваденне отвп-ются не боллм Ю-15дин—е. М кучессвмзл -крепления нового материала они есть и в электронном учебном пособии. Как отмечает Васильева А.Н., такой вид работы тренирует и развивает фонетический слух [7,82].

Следовательно, в нашей статье мы постарались перечислить основные технологии обучения фонетики, которые позволили нам в короткий срок достичь основной цели вводно-фо-нетического курса: овладение артикуляцией русских звуков. Методическое выполнение заданий ЭУП позволило студентам-иностранцам научиться правильно произносить их в слогах, словах, фразах. Помогло улучшить технику чтения в медленном темпе с соблюдением ударения и интонации.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009; Андреюшина Е.А. О возможностях использования некоторых логопедических технологий в преподавании фонетики на уроках русского языка как иностранного. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2014; 11: 27-30; Варламова И.Ю. Вводно-фонетический курс русского языка для студентов- иностранцев. Москва: Издательство РУДН, 2001; Короткова О.Н. Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. Санкт-Петербург, Златоуст, 2006; Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Русский язык как иностранный: Начальный этап. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. 3-е изд., испр. Москва: Флинта: Наука, 2005.

2. Электронное учебное пособие. Available at: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/gloss.htm

3. Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов. Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2001. Гончаров А.Ю. Access 2007: самоучитель с примерами. Москва: КУДИЦ-Образ, 2008.

4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. Москва: Издательство МЭИ, 2003.

5. Зарипова М.Ж, Хасанов А.А. Создание электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher. Актуальные вопросы формирования информационно образовательной среды в учебных заведениях: материалы республиканской научной конференции. Ташкент, 2011: 57 - 59.

6. Смоляная В. Сто игр с буквами и звуками. 2011; № 3, 4. Available at: http://praleska-red.by

7. Васильева А.Н. О специфике научной речи и учете её в практике преподавания русского языка иностранцам. В помощь преподавателям русского языка как иностранного. Москва, 1968.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009; Andreyushina E.A. O vozmozhnostyah ispol'zovaniya nekotoryh logopedicheskih tehnologij v prepodavanii fonetiki na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Ch. 2. Tambov: Gramota, 2014; 11: 27-30; Varlamova I.Yu. Vvodno-foneticheskijkurs russkogo yazyka dlya studentov- inostrancev. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2001; Korotkova O.N. Korrektirovochnyj kurs russkoj fonetiki i intonacii dlya govoryaschih na kitajskom yazyke. Sankt-Peterburg, Zlatoust, 2006; Milovanova I.S. Foneticheskie igry i uprazhneniya: Russkij yazyk kak inostrannyj: Nachal'nyj 'etap. Uchebnoe posobie dlya inostrancev, izuchayuschih russkij yazyk. 3-e izd., ispr. Moskva: Flinta: Nauka, 2005.

2. 'Elektronnoe uchebnoe posobie. Available at: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/gloss.htm

3. Vul' V.A. 'Elektronnyj uchebnik i samostoyatel'naya rabota studentov. Uchebnye i spravochnye 'elektronnye izdaniya: opyt i problemy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2001. Goncharov A.Yu. Access 2007: samouchitel' s primerami. Moskva: KUDIC-Obraz, 2008.

4. Zimina O.V. Pechatnye i 'elektronnye uchebnye izdaniya v sovremennom vysshem obrazovanii: Teoriya, metodika, praktika. Moskva: Izdatel'stvo M'EI, 2003.

5. Zaripova M.Zh, Hasanov A.A. Sozdanie 'elektronnyh uchebnyh posobij s pomosch'yu programmy Microsoft Publisher. Aktual'nye voprosy formirovaniya informacionno obrazovatel'nojsredy vuchebnyh zavedeniyah: materialy respublikanskoj nauchnoj konferencii. Tashkent, 2011: 57 - 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Smolyanaya V. Sto igr s bukvamii zvukami. 2011; № 3, 4. Available at: http://praleska-red.by

7. Vasil'eva A.N. O specifike nauchnoj rechi i uchete ee v praktike prepodavaniya russkogo yazyka inostrancam. V pomosch' prepodavatelyam russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva, 1968.

Статья поступила в редакцию 16.03.17

УДК 373

Vlasenko V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Information Computer Division of Education Department of Authority in Vladimirskaya Region (Vladimir, Russia), E-mail: vivlasenko@gmail.com

Ganeev A.R., Cand. of Sciences (Engineering), Leader of Center for Environmental Projects and Advanced Development in Education of National University of Science and Technology "MISiS" (Moscow, Russia), E-mail: ganeev@center-missis.ru Tugoi I.A., General Manager, Effekton LLC (Moscow, Russia), E-mail: support@effecton.ru

DEVELOPMENT AND USAGE OF MODELS AND TECHNOLOGIES FOR LIFELONG ECOLOGICAL EDUCATION BASED ON NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH THE HELP OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The urgency and necessity of ecological education are determined in the article. The problems in the formation of the lifelong ecological education system are identified. There are certain contradictions affecting the level of environmental safety. Inadequate level of ecological competence of population in general and of graduates from educational organizations in particular includes low motivation, poor readiness of all subjects of the educational process for environmental activities, dominance of pragmatic attitude to nature. The work stresses the imbalance between the need to modernize ecological education based on the system-activity approach and the modern possibilities of information and communication technologies. The results of this imbalance are the developed ecological competence and the dominance of orientation toward the theoretical knowledge formation in pedagogical practice. The research shows the necessity of organizing the activity of educational organizations based on indicators of sustainable development.

Key words: ecological education, network connectivity, indicators of sustainable development, safety, models and technologies.

В.А. Власенко, канд. пед. наук, нач. информационно-компьютерного отдела департамента образования администрации Владимирской области, г. Владимир, E-mail: vivlasenko@gmail.com

А.Р. Ганеев, канд. техн. наук, руководитель Центра экологических проектов и перспективных разработок в сфере

образования НИТУ «МИСиС», г. Москва, E-mail: ganeev@center-missis.ru

И.А. Тугой, генеральный директор ООО «Эффектон» г. Москва, E-mail: support@effecton.ru

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье определена актуальность и необходимость экологического образования и просвещения. Выделены проблемы формирования системы непрерывного экологического образования. Обозначен ряд противоречий, которые влияют на уровень экологической безопасности. Отмечены недостаточный уровень экологической компетентности населения в целом и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.