Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке кадров'

Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS AND FORMS OF TEACHING / ИННОВАЦИОННЫЕ / INNOVATIVE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT STUDY / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Татьяна Николаевна

Рассмотрены современные образовательные технологии, внедряемые сегодня в высшей профессиональной школе. Дан новый взгляд на понятия: самостоятельная работа, методы и формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONNEL

The article deals with the modern educational technologies, being introduced into universities of professional training. There are new approaches to the notions of independent study, methods and forms of teaching.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке кадров»

© Т.Н. Ефремцева, 2012

Т.Н. Ефремцева

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Рассмотрены современные образовательные технологии, внедряемые сегодня в высшей профессиональной школе. Дан новый взгляд на понятия: самостоятельная работа, методы и формы обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, профессиональная подготовка, методы и формы обучения, инновационные, самостоятельная работа, метод кейсов.

В профессиональной школе сегодня происходят заметные изменения. Они связаны не только с внешними факторами: глобализацией, экономическим кризисом, политическими решениями, но и внутренней перестройкой. Это кардинальная реформа стандартов высшего и среднего профессионального образования, переход на двухуровневую систему высшей школы и, наконец, изменения в содержании профессиональной подготовки.

Другими стали и студенты: они более ориентированы на профессию, готовы получить практические навыки и опыт работы уже в стенах вуза, их информационная супер грамотность, активная коммуникация в мировом пространстве. Сегодня перед кафедрами вузов стоит непростая задача «подстроить» содержание и формы обучения под «формат» современного студента.

Опыт работы в профессиональной высшей школе показывает, что для достижения образовательных целей, эффективной подготовки профессионалов для отраслей экономики преподавателям необходимо «разговаривать на одном языке со студентами». А это значит, что должно измениться все образовательное пространство, и должны быть внедрены технологии инновационного характера.

Начнем с образовательной среды, в которой обучается современный студент, и которая помогает формировать профессиональные компетенции будущих специалистов. Во-первых, учебные аудитории должны быть оборудованы по последнему

слову техники, с использованием проекторов, компьютеров, с выходом в Интернет и необходимым количеством наглядных учебных материалов. При необходимости, вуз должен иметь достаточное количество лабораторий, кабинетов-тренажеров производственной среды для «комфортного» вхождения студента в рабочую среду. Во-вторых, студенты должны обеспечиваться современными учебными пособиями, имеющими кроме бумажного издания еще и цифровой носитель, а также имеющими возможность установки на платформу LMS (Learning Management System). В-третьих, студентам (и преподавателям, кстати, тоже) необходим доступ к учебной и научной литературе ведущих электронных библиотек не только России, но и мира.

Следующий важнейший вопрос касается организации самостоятельной работы студентов. Учебные планы помимо аудиторной подразумевают огромный объем самостоятельной работы, но ни для кого не секрет, что мы не пишем отдельные программы для этого вида деятельности, а только указываем типы работы в УМК. По правде говоря, мы не учим наших студентов самостоятельности в учебе, а просто даем рекомендации. Домашние задания с конспектами и выполнением упражнений должны кануть в лету. Если мы сравним степень самостоятельности в выполнении заданий у зарубежных и российских студентов, то это соотношение будет не в пользу последних.

Что представляет собой самостоятельная работа студента сегодня? Это подготовка к его независимому самостоятельному принятию решений в будущем, к ответственному планированию, поиску и анализу информации, проектированию и т.д., то есть максимальная подготовка к рабочим производственным условиям.

Для перестройки системы самостоятельной работы необходимо по-новому посмотреть на то, как организована аудиторная работа со студентами. Вместо скучных лекций и семинарских занятий, написания контрольных работ, составления конспектов и т.д. нужны интерактивные лекции, презентации, круглые столы, заседания, дизайнерские проекты и другие инновационные технологии.

Поиск новых эффективных методов обучения в системе высшей профессиональной школы в последние годы связан с

модернизацией российского образования. Это обусловлено двумя тенденциями: Первая вытекает из обшей ориентации образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Интерактивная технология анализа конкретных бизнес ситуаций case-study (от английского case — случай, ситуация, study — изучать) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Главная цель метода case-study — совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возни-каюшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Впервые данный метод был применен в Harvard Business School в 1924 году. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы в процессе разработки программы подготовки аспирантов для бизнеса, нашли решение: записали интервью с ве-душими практиками бизнеса, а также написали подробные отчеты о том, чем занимались эти менеджеры, и о факторах, влияюших на их деятельность. Студентам давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Метод кейсов (case-study) широко используется в бизнес обучении во всем мире, и число сторонников продолжает расти. В Западной Европе бизнес-кейсы получают распространение в 50-х годах. Ведушие бизнес-школы Европы INSEAD,

LBS, HEC, LSE, ESADE принимают активное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

Что касается России, то сюда практика решения бизнес-кейсов попадает с Запада вместе с первыми управленцами, получившими степень MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировок по обмену. Таким образом, с конца 90-х годов в России используются переводные (с английского языка) кейсы. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний.

В России создана Ассоциация бизнес-клубов, главная идея которой — внедрить практику бизнес-кейсов в профессиональное образование по всей России. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандарты бизнес-этики на всех уровнях предпринимательства.

В настоящий момент существует несколько классификаций кейсов: по структуре, размеру, уровню сложности, по дисциплинам, типам компаний и по регионам. Традиционно, кейсы делятся на «полевые» (живые, взятые из жизни конкретных компаний и организаций) и «искусственные» (придуманные учеными и преподавателями для учебных целей).

Успешность бизнес-кейса зависит, в первую очередь, от достаточного объема первичных и статистических данных, от участия топ-менеджеров компании в написании кейса, и не менее важно, от наличия какой-то захватывающей бизнес-ситуации в компании.

Чтобы понять основные идеи метода кейсов, необходимо иметь в виду следующее: Метод кейсов используется в дисциплинах, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, и несколько ответов могут соперничать по степени истинности. Основной акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик — демократия в процессе получения знания, когда студент равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. Ре-

зультатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

Студентам предлагается следуюшая технология: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ве-душего, генерируюшего вопросы, фиксируюшего ответы, под-держиваюшего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Достоинством метода case-study является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироошушения.

Довольно активно метод case-study используется в практике преподавания английского языка, особенно языка бизнеса. Приведем несколько примеров.

Так, в курсе делового английского «Intelligent Business» каждый тематический блок заканчивается разделом «Дилемма», в котором описывается ситуация в какой-либо компании и предлагаются два или три пути выхода из нее. Для принятия решения по ситуации студенты делятся на 2—3 подгруппы с конкретными задачами и блоком информации, который поможет им отстоять свою точку зрения. Дается время, достаточное для группы обсудить свою стратегию и высказать весомые аргументы. В процессе обсуждения разных путей решения преподаватель только направляет дискуссию в правильное русло, но не подводит студентов к принятию определенной точки зрения.

После того, как студенты закончат обсуждение проблемы компании и примут решение, преподаватель включает аудиозапись «Решение», где звучат доводы в пользу того или другого выбора, а затем объявляется то решение, которое приняла компания в действительности. Примечательно, что все бизнес ситуации базируются на основе данных реально сушествуюших компаний, и которые были описаны в журнале The Economist. Идеальным было бы «проследить», что стало с ситуацией в данной компании после принятия решения, или что происходит

там сейчас. Это возможно при условии, что занятия ведутся в компьютерном классе с выходом в Интернет. Также это требует значительной подготовительной работы педагога и высокого уровня знаний и мотивации студентов.

Более продвинутой, на наш взгляд, формой использования метода case-study является курс «The Business», который предлагается студентам старших курсов дневной и заочной форм обучения, а также студентам, получающим второе высшее образование. Несомненным достоинством данного учебного пособия является наличие CD-ROM в комплекте, где каждая тема сопровождается заданием «Дилемма». На экране задается бизнес ситуация в компании, требующая принятия решения. Студент сначала выполняет лингвистические задания, а затем делает выбор из трех вариантов, как поступить на этом этапе. Только после этого можно перейти на следующую страницу, получив баллы за ответ. Если выбор сделан неправильно, дается возможность вернуться и принять другое решение.

Преимущество данного типа заданий заключается в том, что студент работает индивидуально, думает, прежде чем выбрать ту или иную стратегию, видит свои ошибки, а, «проиграв» дилемму дважды или трижды, может сравнить разные точки зрения.

Более продвинутым уровнем работы с кейсами можно считать такие занятия, когда один из студентов берет на себя обязанности председателя собрания по обсуждению бизнес ситуации, а другие подчиняются его командам, учитывая, что этого студента представляют как топ менеджера компании.

Мы пришли к выводу, опираясь на достаточный опыт работы с кейсами на занятиях по английскому языку, что такая работа очень эффективна на старших курсах обучения, когда у студентов есть достаточные знания в области их будущей профессии, а также для студентов магистратуры и заочной формы обучения, где число аудиторных часов в три раза меньше объема самостоятельной работы. Список дисциплин, в курсе которых возможно использовать этот метод, может быть широк и включать: маркетинг, менеджмент, управление персоналом, практика турагентств, программный туризм, реклама, экономика и бухучет, статистика и т.д.

Однако возникают закономерные вопросы: Где найти кейсы по специальным дисциплинам? Кто должен разрабатывать специальные кейсы? Как привести все эти кейсы в систему? Здесь напрашивается одно важное заключение: должна быть разработана общая образовательная программа вуза по формированию различных профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов конкретной индустрии с учетом использования метода case-study.

Очень важным является вопрос организации системы контроля знаний студентов в связи с внедрением инновационных технологий. Как проверить, сформированы ли профессиональные компетенции у выпускника, остается пока сферой научных и практических исследований профессорско-преподавательского состава вузов. Считаем, что высшая профессиональная школа должна иметь тесные связи с отраслью промышленности, для которой ведется подготовка. Не менее актуальной остается проблема подготовки преподавателей специальных дисциплин для ведения занятий в новых условиях.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефремцева Т.Н. Метод кейсов как образовательная технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. — М.: Вестник РМАТ, 2011. — 144с.

2. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — с. 97.

3. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. / Под редакцией Гоз-ман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004. — с. 47.

4. David Cotton, Roger Owen. AGENDA Business English through Case Studies. — London, Longman, 2010. Ш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Ефремцева Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения, Российская международная академия туризма, efremtseva3@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.