А. А. Сафина
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Ключевые слова: активные методы обучения, кейс-метод обучения, case-study.
Обоснована необходимость внедрения кейс-метода обучения в систему профессиональной подготовки студентов технических вузов, представлены его функциональные возможности, обозначены проблемы внедрения и условия успешного применения данного метода.
Keywords: active learning methods, case-study.
The need of introduction of the case method into the system ofprofessional training of students of technical universities is substantiated, its functionality is presented, problems of introduction and conditions of successful application of this method are designated.
На сегодняшний день требования работодателей к выпускникам образовательных учреждений несколько иные, чем раньше. Прекрасно понимая тенденции развития современного общества, а именно: бурное развитие информационных технологий, многочисленные изменения в тех или иных сферах общественной жизни, изменение конъюктуры рынка труда и. т. п., работодатель желает получить не просто ответственного и исполнительного работника, хорошо знающего свое дело, но также обладающего «инновационным» мышлением, высокой адаптивностью, способностью работать в условиях неопределенности, желанием и готовностью постоянно самообразовываться, умением принимать самостоятельные и ответственные решения.
Способность выпускника обучаться на протяжении практически всей жизни являются залогом его эффективности на рынке труда и соответственно, важнейшей задачей вузовского образования. Поэтому сегодня образовательное учреждение должно не только обеспечить выпускника набором необходимых знаний, умений и навыков, но и сформировать вышеупомянутые профессионально важные качества.
В силу объективных причин процесс обучения также претерпевает изменения. Развитие интернет ресурсов предоставило каждому из нас открытый доступ практически к любой информации, поэтому сегодня преподаватель перестал быть единственным источником информации. Задача современного педагога - не простая трансляция знаний, а формирование способности к самостоятельному поиску необходимой информации, работы с ней, т. е. стимулирование познавательной, творческой активности.
В таких условиях становиться естественным и необходимым применение совершенно иных методов обучения. Можно утверждать, что сегодня методологическое пространство обучения изменяется очень существенно. Направления изменений можно обозначить следующим образом: профессиональная направленность, акцент на самообразование, развитие познавательно потенциала, творческой активности, воздействие методов на внутреннюю структуру личности (мотивацию, потребности, интересы, установки). Речь идет, конечно же, об активных методах обучения, особое место среди которых занимает метод саБе-Б^у.
Кейс-стади (саБе-Б1Му - изучение случая) -рассмотрение «случая» в единстве его взаимосвязей и динамики развития; изучение групповых норм и ценностей, структуры ролей или системы властных отношений путем длительного «погружения» исследователя в проблему [1]. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. В настоящее время сосуществуют две классические школы саБе^Му - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая - предполагает многовариантность решения проблемы. На сегодняшний день данный метод широко применяется в зарубежной образовательной практике (в первую очередь в сфере бизнес образования, подготовке менеджеров, экономистов, логистов и т.п.). Среди вузов, его практикующих Гарвард, Институт развития менеджмента (1МВ) в Лозанне, в Швейцарии, Г^ЕАБ, в Фонтенбло во Франции, ГЕ8Е в Барселоне в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде, Университет Западного Онтарио (Канада)[2].
Метод саБе^Му (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. Метод саБе-Б1Му, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.
Характерными признаками кейс-метода являются:
• наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени;
• коллективная выработка решений;
• многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения;
• единая цель при выработке решений;
• наличие системы группового оценивания деятельности;
• наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Несомненным достоинством этого метода обучения является то, что он способствует развитию у студентов целого ряда профессионально важных качеств, таких как:
• способность эффективно функционировать в ситуации неопределенности,
• способность принимать решения,
• системность мышления,
• самостоятельность и инициативность,
• готовность к изменениям,
• умение работать с информацией,
• коммуникативные способности,
• проблемность мышления,
• этичность.
Таким образом, кейс-метод в обучении представляет собой сложное образование, характеризующееся проблемным, конфликтогенным, ролевым, событийным, деятельностным и временным аспектами [3].
Однако, внедрение этого метода обучения в образовательную практику сопряжено с определенными трудностями. Его использование требует определенной подготовки как от преподавателя, так и от студентов.
Роль преподавателя в общей технологии использования кейс-метода огромна и от его подготовленности, умений и профессиональных качеств зависит эффективность процесса ситуационного анализа. Деятельность педагога при использовании метода саБе-Б1Му включает в себя две фазы. Первая фаза представляет собой сложную внеаудиторную творческую работу по созданию кейса, которая представляет собой последовательность следующих этапов работы:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8. Написание текста кейса.
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимен-
та, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса.
11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Формально можно выделить следующие этапы работы преподавателя:
• ознакомление студентов с текстом кейса;
• анализ кейса;
• организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;
• оценивание участников дискуссии;
• подведение итогов дискуссии.
В целом, трудно переоценить роль преподавателя при использовании кейс-метода в педагогической практике. Эффективность его деятельности обусловлена рядом принципов:
1. принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;
2. принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
3. принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания - снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации;
4. принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами - психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод саБе-Б1Му, от преподавателя, использующего классические методы обучения;
5. принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод саБе-Б1Му значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.
6. принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения
формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.
Для более эффективной работы над кейсами студенты, в свою очередь, должны обладать навыками самостоятельной работы, поиска информации, определенными аналитическими способностями, коммуникативными качествами.
Хорошо если при проведении занятий с использованием кейс-метода организационно-
технические возможности аудитории позволяют осуществлять поиск информации непосредственно на месте, презентовать «решения» кейсов.
Еще одним ограничение по использованию кейс-метода выступает то, что он предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. При этом, несмотря на то, что изначально кейс-метод применялся в бизнес образовании, его использование возможно в преподавании как гуманитарных, так и технических дисциплин.
Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода, так как дает нам знание о человеке и среде его обитания. А данные сущности, в отличие от технической сферы, отличаются ситуативностью, большей гибкостью и изменчивостью, многовариантностью реализации и отсутствием жесткой обусловленности. Поэтому применение кейс-метода в гуманитарных дисциплинах представляется весьма перспективным, учитывая такую его особенность как отсутствие единственно верного решения и создание ситуации неопределенности. В этой связи процесс подготовки, например социальных работников, на наш взгляд, просто обречен на использование данного метода. Учитывая обширный перечень профессиональных функций и задач социального работника, хорошо представленный в работе Куприянова Р.В. [4], применение кейс-стади позволяет решать сразу несколько дидактических задач. К тому же создание кейса и работа над ним представляют собой структурированный во времени и пространстве процесс, поэтому применение данного метода обучения позволяет формировать у будущих социальных работников проектировочные и исследовательские навыки, так необходимые в их будущей профессиональной деятельности [5].
Однако на сегодняшний день наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогике, философии, социологии, праве, политологии.
Использование кейс-метода возможно и в естественнонаучных и технических дисциплинах, хотя это не сразу представляется логичным. Ведь, как мы привыкли считать, техническое образование оперирует строго детерминированным знанием. Однако, профессор Сурмин Ю.П. в своей книге «Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода»[3] достаточно убедительно подвергает сомнению данный тезис и на конкретных примерах показывает наличие вероятностно-стохастического характера
целого ряда явлений и процессов природы. Тем не менее, саБе^Му как метод обучения пригоден далеко не для всех естественнонаучных и технических дисциплин, а лишь в тех из них, объекты рассмотрения которых, отличаются многообразием состояний. По мнению автора книги, наиболее благоприятными для применения кейс-метода среди физических дисциплин являются термодинамика и физика микромира, в химии - аналитическая химия. Этот метод применим также тогда, когда не достаточно сведений о состоянии системы. Например, инженерная деятельность. Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия.
Таким образом, успешное применение саБе-Б1^у в процессе обучения возможно при условии:
• предварительной подготовки преподавателей в области конструирования и применения кейсов;
• организационно-техническом обеспечении вузовских аудиторий;
• методической обоснованности применения метода в рамках конкретной дисциплины, соответствия метода дидактическим целям и задачам;
• соблюдения преподавателем принципов и технологии реализации кейс-метода;
• умелом сочетании саБе^Му с другими (в том числе и традиционными) методами обучения. Потому как было бы методической ошибкой стремиться построить весь курс исключительно на основе рассмотрения конкретных ситуаций. По мнению некоторых практиков, применяющих данный метод, в российских программах подготовки целесообразно выделять на разбор конкретных ситуаций в среднем 25—30% общего времени.
Литература
1. Шарков, Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник / Ф.И. Шарков.- М.: Изд-во «Дашков и К», 2009.- 768 с.
2. Долгоруков, А. Метод саБе^Му как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А. Долгору-ков/(М1р://%'%гмг.У8Ьи.гиЛес1;юш.рЬр?1аЬ_111=3&а=Ыо&111= 2600).
3. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.- 286 с.
4. Куприянов, Р.В. Функциональный подход к многоуровневой подготовке работников социальной сферы / Р.В. Куприянов, И.Е. Козлова // Вестник Казан. технол. ун-та. -2012. - № 14. - С. 220-224.
5. Сафина, А.А. Социальное инновационное проектирование и опыт подготовки к нему будущих специалистов социальной работы / А.А. Сафина // Вестник Казан. тех-нол. ун-та. -2010. - № 3. - С. 59-65.
© А. А. Сафина - канд. пед. наук, доцент каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, са1-а1а@таП.ги.