Рисунок 2. Самооценка интереса к формам политического просвещения (ср. арифметическая, балл)
Показан результат самооценки курсантами интереса к занятиям политического просвещения в диапазоне от 0 до 10 баллов (где 0 баллов - не вызывает никакого интереса, а 10 баллов - требуется постоянное и системного, проведение таких мероприятий). За показатель принята среднее арифметическая выборочная оценка.
Выводы. Таким образом, основными путями модернизации системы политического воспитания курсантов военного вуза можно считать:
- наличие познавательного интереса к политическим явлениям и процессам, сформированного в учебной деятельности;
- самообразование курсантов в развитии их политической культуры;
- применение не стандартных форм педагогического взаимодействия и использование высокохудожественного материала.Также установлена связующая роль воспитательной работы военного вуза, позволяющая интегрировать различные направления политического воспитания в единую систему.
Литература:
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999: 479
2. Скворцова А.Ю., Сушенцева Д.В., Козырева О.А. Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания» // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012: 50-53.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Позднякова Елена Валерьевна
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кемеровский государственный университет" (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Долматова Татьяна Альбертовна Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кемеровский государственный университет" (г. Новокузнецк)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования метапредметных компетенций бакалавров педагогического направления. Представлены особенности проектирования дидактического инструментария на основе интеграции интерактивных образовательных технологий на примере дисциплины "Геометрия" для студентов математического профиля. Анализ эффективности разработанных инноваций проведен с использованием методов анкетирования, тестирования и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, бакалавры педагогического направления, интеграция образовательных технологий, проектная технология, кейсовая технология, геометрия.
Annotation. The article deals with the problem of formation of metasubject competences of bachelors of pedagogical direction. Features of design of didactic tools on the basis of integration of interactive educational technologies on the example of discipline "Geometry" for students of a mathematical profile are presented. The analysis of the effectiveness of the developed innovations is carried out using the methods of questioning, testing and Wilcoxon-Mann-Whitney criterion.
Keywords: metasubject competences, bachelors of pedagogical direction, integration of educational technology, design technology, case technology, geometry.
Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предъявляют новые требования к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров. Эти требования связаны, прежде всего, с компетентностным подходом к результатам и целям обучения, что влечет за собой изменение программ учебных дисциплин, определение актуальных образовательных технологий, проектирование дидактического инструментария формирования у студентов - бакалавров педагогического направления метапредметных компетенций, обеспечивающих успешность вхождения будущего специалиста в профессиональную деятельность и его последующую социализацию.
Проблему формирования метапредмтеных компетенций рассматривали в своих трудах А. В. Хуторской [11], Ю. В. Громыко [6], С. В. Галян [4], А. К. Маркова [7] и др.
Исследования, посвященные метапредметному подходу в образовании, позволяют определить метапредметные компетенции как комплекс универсальных учебных действий, направленных на освоение обучающими учебных дисциплин, позволяющих в дальнейшем решать сложные профессиональные задачи, повышая эффективность профессиональной деятельности [10].
В статье Бакиевой О. А., Поповой О. А. рассматривается проблема формирования метапредметных компетенций студентов вуза в контексте педагогических инноваций, реализуемых в новых образовательных программах (элективах и майнорах) [2].
В работе Сизовой Е. В. анализируется методологический потенциал метапредметного подхода к подготовке выпускников высших учебных заведений как инструмента формирования надпрофессиональных компетенций специалистов посредством развития у них комплекса метакогнитивных, креативных и социально-коммуникативных навыков [9].
Исследование Л. Н. Азаровой, В. А. Кривовой посвящено вопросу диагностики метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных учреждений. Методика авторов основана на компетентностном подходе и предполагает использование методов наблюдения и экспертной оценки [1].
Таким образом, в теории и практике высшей школы идет интенсивный поиск методик и технологий обучения, направленных на формирование метапредметных компетенций обучающихся. Особо перспективными в аспекте указанной проблемы являются такие инновационные процессы современного образования:
- интегративный подход, практико-ориентированный подход, метапредметный подход;
- педагогические технологии: модульное, проблемное, контекстное обучение, информационно-коммуникационные технологии, кейсовые технологии, проектные технологии;
- новые образовательные программы (майноры, элективы).
Таким образом, целью данной статьи является проектирование дидактического инструментария формирования метапредметных компетенций (в категориях: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство) на основе интеграции интерактивных образовательных технологий (кейсовые технологии, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии) и анализ его внедрения в учебный процесс студентов - бакалавров педагогического направления при обучении геометрии.
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании решение проблемы формирования метапредметных компетенций основано на интегративном подходе, предполагающем интеграцию ряда интерактивных образовательных технологий и их модернизацию с использованием возможностей ИКТ.
Понятие "технология" в педагогике высшей школы определяется как совокупность методов и приемов, реализующих процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности студента и преподавателя [3]. Образовательная технология является интегративной характеристикой, включающей в себя совокупность действий, реализация которых вносит изменения в содержание образования, в выбор форм, методов, средств педагогического процесса, в управление учебно-познавательной деятельностью субъектов образования [8].
Спроектированная нами модель интеграции образовательных технологий предполагает:
1. Реализацию кейсовых технологий на основе проблемного подхода. Достоинство указанных технологий заключается в том, что они позволяют изучить определенную проблему, связанную с будущей профессиональной деятельностью; работать в команде, ориентироваться в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск и критический анализ информации; устанавливать причинно-следственные связи.
2. Применение проектных технологий с использованием средств ИКТ. Проектная деятельность ориентирована на формирование познавательных, творческих и коммуникативных навыков студентов, умений самостоятельно выстраивать систему личностных знаний, выдвигать и обосновывать гипотезы, анализировать и презентовать полученный результат. На практических занятиях при применении метода проектов студенты осваивают базовые технические навыки и конкретные модели будущей профессиональной деятельности с применением средств информационных технологий. При этом обучение носит воспитательный, активный, деятельный характер, а содержание кейсов, предлагаемых для проектной деятельности, реализует идею содержательной интеграции, актуализируя межпредметные связи учебных дисциплин.
Приведем пример кейс-задания, предлагаемого студентам - бакалаврам педагогического направления профиля "Математика и Информатика" при изучении геометрии (Таблица 1). Выполнение кейс-задания является формой внеаудиторной групповой самостоятельной работы студента. Планируемый результат самостоятельной работы: способность решать нестандартные задачи профессиональной деятельности в предметной области "Геометрия" на основе информационной и исследовательской культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.
_Пример кейс-задания по геометрии_
Кейс. Стереометрическая задача повышенного уровня сложности единого государственного экзамена по математике: проблемы решения и оценивания.
Учебная тема: Вычисление элементов многогранников и круглых тел на полных чертежах.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике профильного уровня является одним из самых сложных экзаменов государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов и каждый год вызывает множество споров и дискуссий. Так, в 2018 году через несколько дней после экзамена по всей стране начался сбор подписей под петицией президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину с требованием пересмотра оценок работ в связи с высоким уровнем сложности некоторых заданий. Ежегодный анализ результатов экзамена показывает доминирование подготовки по алгебре над геометрией у подавляющего большинства участников ЕГЭ. Например, за задачу по стереометрии повышенного уровня сложности (с развернутым ответом) получает ненулевые баллы только около 5-6 % участников ЕГЭ. Тематика этой задачи остается неизменной более 5 лет: "Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. Тела и поверхности вращения. Измерение геометрических величин. Координаты и векторы". С 2015 года задача стала содержать два пункта с требованиями "доказать" (или "построить") и "найти". Каждый из пунктов независимо оценивается 1 баллом. Таким образом, за задачу можно получить максимум 2 балла. Задача предполагает:
- владение стереометрическими понятиями (пирамида, призма, цилиндр, высота пирамиды, перпендикулярность прямой и плоскости, угол между прямой и плоскостью и др.) и планиметрическими понятиями (прямоугольный треугольник, тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника и др.), а также фактами, связанными с этими понятиями;
- владением умениями изображать заданный многогранник или круглое тело, проводить дополнительные построения, направленные на изображение и поиск заданного угла или расстояния;
- владение знаниями об основных теоремах стереометрии (признаков перпендикулярности прямой и плоскости, теоремы о трех перпендикулярах и т. д.) и умениями их использовать при решении задачи.
Составитель вариантов ЕГЭ по математике И.В. Ященко при анализе решений стереометрической задачи участниками ЕГЭ особо отмечает большое количество разного рода ошибок, допущенных участниками при построении чертежа.
Задание кейса:
Вам предлагается условие стереометрической задачи повышенного уровня сложности единого государственного экзамена по математике (профильный уровень) и ее решение реальным участником ЕГЭ 2017 года (задача кейса).
• Проанализируйте представленное в приложении решение стереометрической задачи реального участника ЕГЭ по математике (профильный уровень).
• Объясните возможные причины оценки эксперта (почему такое количество баллов?).
• Скорректируйте решение (или предложите свое оригинальное решение задачи). Чертеж к задаче выполните в компьютерной программе "Живая математика".
• Создайте модель рассматриваемой пространственной фигуры в программе для 3D печати (компьютерная программа TinkerCAD).
• Предложите рекомендации для учащихся по решению предложенной задачи.
Задача кейса. В правильной треугольной пирамиде SABC сторона основания АВ равна 12, а боковое ребро SA равно 8. Точки М и N - середина ребер SA и SB соответственно. Плоскость а содержит прямую MN и перпендикулярна плоскости основания пирамиды.
а) Докажите, что плоскость а делит медиану СЕ основания в отношении 5:1, считая от точки С.
б) Найдите объем пирамиды, вершиной которой является точка С, а основанием - сечение пирамиды SABC плоскостью а. (В приложении представлено оригинальное решение задачи реальным участником ЕГЭ 2017 года).
Правильный ответ задачи кейса: 3
Оценка эксперта ЕГЭ: 0 баллов._
Выполнение кейс-заданий предполагает следующие этапы:
1. Проанализировать представленную в кейсе задачу и ее решение.
2. Определить, какие понятия и теоремы стереометрии и планиметрии нужны для решения предложенной задачи.
3. Изучить критерии оценивания стереометрической задачи повышенного уровня сложности ЕГЭ по математике (профильный уровень).
4. Каждому участнику группы решить предложенную задачу. В ходе дискуссии выбрать наиболее грамотное, подробное решение.
5. Чертеж к задаче выполнить в графическом редакторе или в компьютерной программе "Живая математика".
6. Создать модель рассматриваемого в задаче многогранника в программе для 3D печати.
7. Представить результаты выполнения кейс-задания в форме презентации.
Для оценки эффективности выполнения кейс-заданий были разработаны критерии, представленные в таблице 2.
Критерии и шкала оценивания кейс-заданий
№ Оцениваемые параметры Балл
Максимальный Минимальный
1. Определены и сформулированы основные геометрические понятия и теоремы, необходимые для решения задачи 1 0
2. Даны развернутые, аргументированные комментарии к оценке предложенного решения 2 0
3. Дано собственное верное решение задачи, выводы логически обоснованы, соблюдена логическая последовательность этапов решения 3 0
4. Чертеж к задаче выполнен в компьютерной программе "Живая геометрия" с учетом правил теории изображений, на чертеже введены все необходимые обозначения 2 0
5. Спроектирована модель рассматриваемого в задаче многогранника в программе для 3D печати 3 0
6. Грамотно сформулированы рекомендации для учащихся по решению задачи 2 0
6. Презентация результатов выполнения кейс-задания логически структурирована, наглядна и информативна 3 0
Максимальный балл: 16
Анализ эффективности спроектированного дидактического инструментария формирования метапредметных компетенций был проведен с использованием методов анкетирования, тестирования, а также средствами учебной дисциплины "Методика обучения математике".
В результате анкетирования студентов было выявлено, что интеграция кейсовых, проектных и информационно-коммуникационных технологий:
1) развивает познавательный интерес, повышает мотивацию обучения, активизирует творческие способности, способствует более глубокому усвоению знаний (96% респондентов);
2) развивает коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, "слушать и слышать других участников проекта" (98% респондентов);
3) позволяет получить опыт будущей профессиональной деятельности, примеряя на себе разные роли (учителя математики, эксперта ЕГЭ, методиста, ученика - участника ЕГЭ), формируя профессиональную компетентность (100 % респондентов).
Для выявления динамики образовательных результатов проводилось тестирование по учебной теме кейс-заданий "Вычисление элементов многогранников и круглых тел на полных чертежах". Используя методику, предложенную в работе [5], мы провели традиционную лекцию и практическое занятие по указанной теме, после чего была выполнена входная диагностика. На следующем этапе были сформированы две группы студентов по 10 человек в каждой: контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). В экспериментальной группе была организована групповая проектная работа над кейс-заданием, в контрольной группе проводились практические занятия с преобладанием фронтальной и индивидуальной форм работы над задачами учебной темы. Затем в обеих группах было проведено повторное тестирование. Разработанный нами тест содержал 10 задач (с выбором ответа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности).
Результаты измерения уровня знаний (число правильно решенных задач) в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты входной и повторной диагностики
Входная диагностика (число правильно решенных задач) Повторная диагностика (число правильно решенных задач)
КГ ЭГ КГ ЭГ
7 6 7 7
6 6 7 8
5 5 6 8
8 7 7 9
6 4 6 5
6 5 6 8
5 4 5 6
4 6 5 8
4 5 4 8
6 5 6 7
Для определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в шкале отношений (число правильно решенных задач) нами был выбран критерий Вилкоксона-Манна-
-и\
эмп.
)дг ■ М ■ (N +"
J 12
М + 1)
Уитни: "Ч . Данный критерий позволяет проверить гипотезу о том, что
две выборки совпадают по статистическим показателям; оперирует не с абсолютными значениями элементов двух выборок, а с результатами их парных сравнений.
Проанализируем результаты тестирования на этапе входной диагностики. Результаты экспериментальной группы: Х = (6, 6, 5, 7, 4, 5, 4, 6, 5, 5); N = 10. Результаты контрольной группы: Y = (7, 6, 5, 8, 6, 6, 5, 4, 4, 6); М = 10.
u=Tat
Найдем критерий Манна-Уитни: :
a1 = 2, a2 = 2, a3 = 6, a4 = 1, a5 = 8, a6 = 6, a7 = 8, a8 = 2, a9 = 6, a10 = 6.
ЭМП.
У
JlOQflO 4
+ 10 + 1)
кр,
, = 1/
ЭМП. '
■"■■I-1 Гипотеза Н0 о совпадении характеристик контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента принимается на уровне значимости 0,05.
Проанализируем результаты тестирования на этапе повторной диагностики.
Результаты экспериментальной группы: Х = (7, 8, 8, 9, 5, 8, 6, 8, 8, 7); N = 10. Результаты контрольной группы: Y = (7, 7, 6, 7, 6, 6, 5, 5, 4, 6); М = 10.
Найдем критерий Манна-Уитни: :
a1 = 0, a2 = 0, a3 = 0, a4 = 0, a5 = 7, a6 = 0, a7 = 3, a8 = 0, a9 = 0, a10 = 0.
ЭМП.
У =
Jl00(10
+ 10 + 1)
= 3,(
12
кр,
, = 1/
t p' Принимаем гипотезу Я1: достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%, следовательно, разработанная методика является эффективной.
Для определения сформированности профессиональных компетенций студентов на практических занятиях по дисциплине "Методика обучения математике" студентам было предложено задание разработать технологическую карту урока по решению задач стереометрии повышенного уровня сложности, предлагаемых на ЕГЭ по математике профильного уровня. Таким образом, тема проектируемого урока была связана с проблемой, представленной в кейс-заданиях по геометрии. В соответствии с разработанными критериями оценивания технологической карты урока, были получены следующие результаты: "отлично" - 7 (35%), из них 5 студентов из экспериментальной группы (71% от числа студентов, получивших оценку "отлично"); "хорошо" - 8 (40%), из них 5 студентов из экспериментальной группы (62,5% от числа студентов, получивших оценку "хорошо"); "удовлетворительно" - 5 (25%), все студенты из контрольной группы.
Выводы. Интеграция интерактивных образовательных технологий обладает масштабным образовательным потенциалом. Дидактический инструментарий формирования метапредметных компетенций студентов-бакалавров педагогического направления может быть спроектирован в виде системы кейс - заданий, выполнение которых предполагает применение проектных и информационно-коммуникационных технологий. Эффектом внедрения разработанных инноваций в учебный процесс являются как учебные, так и личностные результаты обучающихся, способствующие профессиональному становлению будущего учителя в условиях бакалавриата.
Литература:
1. Азарова Л. Н. О диагностике метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных учреждений / Л. Н. Азарова, В. А. Кривова // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 10. - С. 220 - 223.
2. Бакиева О. А. Формирование метапредмтеных компетенций студентов в контексте педагогических инноваций / О. А. Бакиева, О. А. Попова // Вестник педагогических инноваций, 2018. - № 1(49). - С. 87 - 98.
3. Виленский В. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое об-во России, 2004. - 192 с.
4. Галян С. В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С. В. Галян. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 64 с.
5. Гапсаламов А. Р. Оценка эффективности кейс-метода в практико-ориентированной системе обучения / А. Р. Гапсаламов, А. В. Атаманова, В. В. Волкоморова, А. В. Казаков // Интернет-журнал "Мир науки", 2018. - № 3. - Том 6 [Электронный ресурс]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/xnmbrMN318.pdf (дата обращения: 03.11.2018).
6. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
8. Полицинская Е. В. Современные образовательные технологии формирования конкурентоспособного выпускника вуза / Е. В. Полицинская, В. Н. Куровский // Вестник педагогических инноваций, 2018. - № 3(51). - С. 21 - 28.
9. Сизова Е. В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике / Е. В. Сизова // Интернет-журнал «Мир науки», 2017. - № 6. - Том 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN617.pdf (дата обращения: 03.11.2018).
10. Тимощук Н. А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета / Н. А. Тимощук // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», 2015. - № 3. - С. 233-241.
11. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении / А. В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.
Педагогика
УДК 373.2
доктор педагогических наук, профессор Пономарева Людмила Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к системе качества в образовательных организациях. Раскрыты основные направления оценки качества в современном дошкольном образовании.
Ключевые слова: качество; аксиологический, социокультурный, компетентностный подходы; критерии оценки качества.
Annotation. The article discusses scientific approaches to the quality system in educational organizations. The main directions of quality assessment in modern preschool education are revealed.
Keywords: quality; axiological, sociocultural, competence-based approaches; quality assessment criteria.
Введение. Модернизация отечественного образования затронула все уровни системы непрерывного образования, включая начальный уровень - дошкольное детство. Одним из ключевых аспектов модернизации выступает повышение качества, на сегодняшний день, являющееся ключевым ориентиром системы общего образования. В законе «Об образовании в Российской Федерации», качество образования понимается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, ст. 2, п. 29]. Все вышесказанное доказывает, весьма распространенную современную позицию, что вся система дошкольного образования должна подвергаться оценке всех сторон его качества.
Изложение основного материала статьи. Основной задачей современной государственной образовательной политики в Российской Федерации при условии модернизации разных уровней образования является обеспечение качества первого его звена - дошкольного образования. Следует отметить, что само содержание термина «качество» не признается учеными и практиками универсальным, и, имеет много дефиниций. Так, для социально-экономического развития конкретной эпохи, разной страны и каждого учреждения - система качества, а так же ее показатели, будут отличными. Специфику системы дошкольной образовательной организации будет определять образовательная программа, управленческая модель, цель и задачи ДОО, педагогический коллектив и научно-методическое обеспечение, а также потребности родителей, чьи дети посещают детский сад [2, с. 16].
Между тем, система менеджмента качества дошкольной образовательной организации может быть унифицирована и измерима.
Прежде всего, повышение качества дошкольного образования может быть обеспечено благодаря комплексному применению основных методологических подходов, используемых при оценке качества образования. Разные авторы рассматривают различные подходы в изучении качества образования. Мы приведем, на наш взгляд, самое удачное сочетание подходов, предложенное Т.И. Алиевой, М.В. Крулехт, Л.А. Парамоновой. Указанные авторы отмечают, что проводя оценивание системы качества дошкольного образования следует придерживаться следующих подходов [3, 54]: аксиологического подхода - способного помочь в определении степени признания половозрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, его право на развитие и проявление личностных характеристик и способностей ребёнка-дошкольника, а также создание условий для творческой самореализации детей; социокультурный подход призван оценить уровень поведения конкретного ребенка в самостоятельной деятельности и способность ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, решать проблемные (специально созданные) ситуации и справляться с повседневными трудностями; в дополнении предыдущим, компетентностный подход помогает выявить степень овладения детьми разными видами компетентностями (языковой, интеллектуальной, физической, социальной и др.) как в непосредственной образовательной деятельности, игре, труде, так и в нерегламентированной деятельности. Несмотря на важность и самодостаточность каждого подхода в отдельности, только комплексное их использование способно не просто проводить измерения развития ребёнка, в частности, но и решать проблему самой организации образовательного процесса, в целом. Следует отметить, что в последнее время на федеральном уровне в области нормативно-правового регулирования системы качества образования произошли значимые изменения. [4, 42]. Так, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяются полномочия федеральных органов государственной власти по организации мониторинговой деятельности в области образования и внедрению системы качества, в том числе проведение независимой экспертизы. Процедура, задачи, методы и