Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты проблемы развития пространственного мышления школьников'

Теоретико-методические аспекты проблемы развития пространственного мышления школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ / ТИПЫ ОПЕРИРОВАНИЯ ОБРАЗАМИ / ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / SPATIAL IMAGINATION / SPATIAL THINKING / THE IMAGE OF A GEOMETRIC FIGURE / TYPES OF OPERATING IMAGES / INDICATORS OF FORMATION OF SPATIAL THINKING / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреус Ирина Анатольевна

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития пространственного мышления обучающихся при освоении математики, геометрии, в частности. В работе охарактеризованы некоторые направления изучения путей развития способности оперирования пространственными образами учащихся различных возрастных категорий. Также в статье изложены пути формирования методических умений будущих учителей математики по развитию пространственного мышления школьников. Приведены и проанализированы примеры упражнений на развитие пространственного мышления, указаны принципы их разработки и критерии составления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING OF SCHOOLCHILDREN

This article is devoted to the problem of development of spatial thinking of students in the development of mathematics, geometry, in particular. The paper describes some directions of studying the ways of developing the ability to operate with spatial images of students of different age categories. Also in the article the ways of formation of methodical skills of future teachers of mathematics on development of spatial thinking of school students are stated. Examples of exercises for the development of spatial thinking are given and analyzed, the principles of their development and the criteria for compiling are indicated.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты проблемы развития пространственного мышления школьников»

7. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Феденко Н. Ф. Военная педагогика и психология. -М.: ВПА, 1973. - 323 с.

8. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / D. Bell. - N.Y.: Basic Books, 1973. - 238 р.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

10. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man / Marchand P. Marshall McLuhan. -Cambridge; London: MIT Press, 1994. - 355 p.

11. Baldwin C. A. Vanishing Aesthetics: Mediality and Literature after Merleau-Ponty, Virilio, and McLuhan / C. A. Baldwin // Dissertation for Ph. D. degree. - New York: New York University, 1999. - 466 p.

12. Bull P. Communication Under the Microscope: The Theory and Practice of Microanalysis / P. Bull. -London; N.Y.: Routledge, 2002. - 184 p.

13. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. - М., 2007. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm (дата обращения: 13.08.2017).

14. Коротков В. Е. Коммуникация: логико-философские основы: введение в философскую коммуникациологию: монография. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 139 с.

15. Lewis R. D. When cultures collide: managing successfully across cultures / R. D. Lewis. - Boston; London: Nicholas Brealey International, 2006. - 599 p.

16. Hirsch E. D., Kett, J. F., Trefil J. The New Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know / E. D. Hirsch, J. F. Kett, J. Trefil. - Boston; NY.: Hougthon Mifflin, 2002. - 407 p.

17. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.

18. Родионов Б. А. и др. Феномен социальной коммуникации: монография / Б. А. Родионов, О. П. Соколова, Р. В. Солонинко. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. - 186 с.

19. Афанасьева Л. А. Человек как субъект коммуникации: универсальное и специфическое: моногр. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 338 с.

20. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.

21. Леонтьев, А.Н. и др. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.

Педагогика

УДК: 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Бреус Ирина Анатольевна

Институт математики, механики и компьютерных наук

имени И. И. Воровича Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития пространственного мышления обучающихся при освоении математики, геометрии, в частности. В работе охарактеризованы некоторые направления изучения путей развития способности оперирования пространственными образами учащихся различных возрастных категорий. Также в статье изложены пути формирования методических умений будущих учителей математики по развитию пространственного мышления школьников. Приведены и проанализированы примеры упражнений на развитие пространственного мышления, указаны принципы их разработки и критерии составления.

Ключевые слова: пространственное воображение, пространственное мышление, образ геометрической фигуры, типы оперирования образами, показатели сформированности пространственного мышления, диагностика.

Annоtation. This article is devoted to the problem of development of spatial thinking of students in the development of mathematics, geometry, in particular. The paper describes some directions of studying the ways of developing the ability to operate with spatial images of students of different age categories. Also in the article the ways of formation of methodical skills of future teachers of mathematics on development of spatial thinking of school students are stated. Examples of exercises for the development of spatial thinking are given and analyzed, the principles of their development and the criteria for compiling are indicated.

Keywords: Spatial imagination, spatial thinking, the image of a geometric figure, types of operating images, indicators of formation of spatial thinking, diagnostics.

Введение. В данной статье охарактеризованы некоторые направления исследований путей развития пространственного мышления обучающихся. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что активное внимание данной проблеме уделялось в послевоенные годы, когда возникла острая необходимость в квалифицированных инженерных кадрах, поскольку необходимо было стремительными темпами восстанавливать разрушенные города, производство, другие отрасли народного хозяйства. Ученые, педагоги в то время были обеспокоены низким уровнем развития у учащихся пространственного воображения и представлений, необходимых для осуществления процессов политехнизации советской школы. Значительный вклад в решение данного вопроса внесли такие замечательные отечественные исследователи как: Н.Ф. Четверухин, Г.А. Владимирский, П.Г. Казаков, Л.М. Лоповок, А.Н. Поляков, А.Д. Семушин, Г.П. Сенников, А.И. Фетисов, А.Н. Чалов и др. [8]. На современном этапе развития образования проблема развития пространственных представлений и мышления обучающихся не потеряла своей актуальности.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» включают, в частности, следующие требования: «овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений,

навыков геометрических построений» [12]. В старшей школе эти требования расширяются и включают: «владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием» [13].

Изложение основного материала статьи. Многие современные научные исследования посвящены поиску возможностей формирования пространственных представлений и развития пространственного мышления школьников. Указанная способность является наиболее востребованной на этапе изучения геометрии в старшей школе, поскольку учащиеся в этот период обучения погружаются в мир объемных геометрических фигур и их свойств. При этом изучение теоретического материала, решение задач в основном опираются на умения учащихся грамотного построения и чтения проекционного чертежа, на способность видеть в плоском изображении, выполненном по определенным правилам, стереометрический объект, анализировать его структуру, рассматривать умственным взором геометрическое тело с различных ракурсов. Дадим краткую характеристику некоторых исследований, раскрывающих пути развития пространственного мышления школьников при изучении геометрии в старшей школе.

В психолого-педагогических исследованиях обосновывается, что активность учащихся является одним из условий качественного, прочного, осознанного усвоения знаний, приобретения навыков. А.Р. Черняева выясняет, что условием развития пространственного мышления старшеклассников является обучение, построенное на основе деятельностного подхода [14]. Конкретизация предложенной автором методики осуществляется при освоении курса геометрии, а именно, при изучении методов построения сечений многогранников. Деятельностный подход нашел свое отражение при разработке автором учебно-методического комплекса, а именно: при отборе содержания учебного предмета, при выборе форм, методов и средств обучения. А.Р. Черняева формулирует требования к системе задач на построение сечений многогранников, способствующей формированию пространственного мышления учащихся, приводит классификацию указанных задач. В качестве основных средств обучения, наряду с традиционными, автором предлагаются компьютерные технологии, способствующие формированию пространственного мышления учащихся.

В других научных работах рассматриваются возможности развития пространственного мышления в процессе исследовательской деятельности учащихся. Так, А.Т. Баданова разрабатывает основы методики изучения стереометрии и развития пространственного мышления старшеклассников с помощью применения синергетического подхода в обучении, который, в свою очередь, раскрывает и стимулирует творческое начало обучающихся, побуждает их в дальнейшем к самообразованию [2]. Автор предлагает комплекс учебно-исследовательских проектов, являющихся ведущим методом обучения, приводит систему задач для их реализации. В процессе выполнения проектов активизируется совместная деятельность учителя и учащихся, а также востребованным становится умение самоорганизации школьников. При этом содержание проектов отражает дифференцированный подход в обучении, учитывает как уровень развития пространственного мышления учащихся, так и степень развития их познавательного интереса.

Таким образом, исследователи рассматривают пути формирования пространственного мышления при изучении курса геометрии в старших классах. Помимо этого, некоторые ученые уделяют внимание развитию указанной способности при изучении элективных курсов на старшей ступени образования. Так, Н.Н. Зепнова уделяет внимание роли специальных элективных курсов по геометрии старшей школы в развитии способности оперирования пространственными образами. При этом автор считает важным использование преднамеренно разработанных для достижения этой цели дидактических средств: оригинальных задач, системы тестов [10]. Исследователем впервые показано, как с помощью аппарата неевклидовой геометрии, используемого при решении задач стереометрии, можно развивать пространственное мышление учащихся.

Также роли элективных курсов в совершенствовании обучения стереометрии посвящено исследование Н.Н. Орловой [11]. Автор уделяет внимание методике обучения решению задач на комбинации геометрических тел, при этом в качестве основного современного средства обучения предлагаются мультимедийные технологии, способствующие развитию пространственного мышления. С этой целью Н.Н. Орловой разработан элективный курс «Изображение геометрических тел в мультимедийных средах», создана библиотека опорных формул и конфигураций, а также готовых чертежей, графических тестов. Указанные мультимедийные средства позволяют учителю работать с ними на интерактивной доске, организовывать дифференцированное обучение, сопровождать индивидуальную работу с учащимися. Автором уделяется внимание развитию пространственного мышления учащихся благодаря накоплению представлений о геометрических фигурах посредством динамических мультимедийных моделей.

Вследствие того, что при изучении стереометрии чрезвычайно важным является наличие у старшеклассников сформированного пространственного мышления, следует уделить внимание его заблаговременному развитию. В психологических исследованиях выявлено, что сензитивным периодом для развития способности оперирования пространственными образами является младший подростковый возраст. Поэтому большое число научных изысканий посвящено важности пропедевтического этапа обучения геометрии в развитии пространственного мышления. Курс математики 5-6 классов предоставляет для этого широкие возможности. Изучению условий развития пространственного мышления у учащихся данной возрастной категории посвящен ряд научных работ.

Так, И.В. Асланян рассматривает роль фузионистского курса геометрии в 5-6 классах в развитии способности оперирования пространственными образами и предлагает методику контроля развития пространственного мышления [1]. Под фузионизмом автор понимает слитное изучение планиметрии и стереометрии и полагает, что данный подход способствует более эффективному решению задач геометрического образования. И.В. Асланян формулирует принципы составления системы заданий на развитие пространственного мышления и уточняет, что в процессе их решения ребенку необходимо будет обращаться к своему личному опыту, к своим накопленным пространственным образам, применять эти знания и опыт к решению жизненных задач. Также автор предлагает систему задач для контроля степени развития пространственного мышления. И.В. Асланян считает, что использование предложенной системы контроля позволит планомерно и более эффективно осуществлять развитие способности оперирования пространственными образами.

Пропедевтическому этапу изучения геометрии посвящено исследование А.Г. Белоусовой. Автор предлагает курс наглядно-практической геометрии для учащихся 5-6 классов и разрабатывает методическое обеспечение к нему [3]. Исследователь рассматривает условия, в которых эффективно формируется пространственное мышление при изучении математики в 5-6 классах, а именно, указывает, что необходимо учитывать особенности мотивации в изучении математики, зону ближайшего развития мышления в соответствии с младшим подростковым возрастом, уровень общего интеллектуального развития. Пропедевтический курс геометрии способствует накоплению у школьников динамических представлений геометрических форм, развивает пространственное мышление и интуицию на геометрические образы, формирует умения геометрических построений и измерений, способность решать практические задачи и задачи из смежных дисциплин. Методическое обеспечение курса включает специально подобранные упражнения, проекты, лабораторные работы, графические работы и тесты, средства контроля и стимулирования и составляет целый комплекс геометрического материала, имеющего несомненную практическую значимость для учителя математики.

Для того, чтобы педагог мог грамотно и эффективно развивать у обучающихся различных возрастных категорий способность оперирования пространственными образами, необходимо осуществлять в вузах соответствующую методическую подготовку студентов. Так, например, М.И. Габова предлагает формировать соответствующие методические умения у будущих педагогов дошкольного образования в рамках изучения дисциплины по выбору [9]. Преобладающими методами обучения студентов, способствующими формированию умений по развитию пространственного мышления детей, являются эвристические методы, метод проектов, различные творческие задания, самостоятельная поисковая деятельность.

Важным является также осуществление соответствующей методической подготовки педагогов школьного математического образования. В связи с этим, охарактеризуем некоторые аспекты обучения будущих учителей математики в Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета. С целью формирования у студентов методических умений развития и диагностики пространственного мышления школьников изучается соответствующая дисциплина по выбору: «Развитие пространственного мышления учащихся при изучении курса геометрии средней школы». Её содержание освещает проблемы формирования, функционирования и трактовки способности создания и оперирования пространственными образами, к которой в различных научных источниках применимы такие термины, как: «пространственные представления», «пространственное воображение», «пространственное мышление» [4]. Дисциплина по выбору знакомит будущих учителей математики с психологическими, философскими и методическими аспектами проблемы. На практических занятиях у студентов формируются профессиональные навыки составления заданий для развития, своевременной диагностики и корректировки пространственного мышления школьников [6, 7].

Студенты получают представление о понятии внутрипредметной интеграции как механизме включения пространственного мышления в процесс геометрической подготовки школьников [5]. При этом текст-диалоговая модель развития пространственного мышления, построенная на основе семиотической оппозиционности и интеграции континуального и дискретного языков, выступает в качестве основной в развитии способности оперирования пространственными образами. Практическое применение данной модели усваивается будущими учителями математики посредством разработки ими методических материалов, благодаря участию в моделировании фрагментов учебного процесса, в деловых играх.

Студенты обучаются самостоятельному составлению задач, способствующих развитию пространственного мышления. В основу разработки заданий положены три типа оперирования пространственными образами, предложенные И.С. Якиманской: 1 тип - приводящий к изменению положения воображаемого объекта, при помощи перемещения точки отсчета (рассмотрение объекта при изменении точки наблюдения); 2 тип - приводящий к изменению структуры объекта; 3 тип - комбинированный [15].

Задачи могут быть сгруппированы различным образом, как по типам оперирования образами, так и по видам геометрических фигур, изучаемых в школьном курсе геометрии. Последний вариант группировки, с нашей точки зрения, является наиболее целесообразным, поскольку в этом случае такие задачи можно использовать в качестве развивающего средства непосредственно на уроке геометрии при изучении конкретной фигуры. Также педагог может использовать эти задания на внеклассных занятиях по математике.

Следует учесть, что планиметрический материал, так же как и стереометрический, дает богатые возможности для формирования у учащихся способности оперирования пространственными образами. Охарактеризуем возможный вариант работы по развитию пространственного мышления учащихся посредством решения специально подобранных или составленных задач при изучении геометрии в основной школе. Выделив основные планиметрические фигуры школьного курса: треугольник, параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат, круг, можно составить к каждой из них несколько задач на различные типы оперирования образами. Целесообразно включать задачи со спичками, на сгибание бумаги, на разрезания и др. Приведем примеры.

Фигура «Квадрат».

Задача на 1 тип оперирования. На запотевшем оконном стекле мальчик, сидя в комнате, нарисовал квадрат. Из его центра провел прямые линии к левой верхней и левой нижней вершинам. Нарисуйте, какое изображение видят на стекле друзья мальчика, гуляющие на улице.

Задача на 2 тип оперирования. Разделите квадрат двумя прямыми линиями на четыре одинаковых по форме и площади четырехугольника, не являющихся ни квадратами, ни прямоугольниками.

Задача на 3 тип оперирования. В своем воображении представьте и согните квадрат по диагонали. В получившемся прямоугольном треугольнике мысленно совместите вершины его острых углов с вершиной прямого угла и четко зафиксируйте образовавшиеся при этом линии сгибов. Какая фигура у вас получилась? Представьте, что Вы развернули лист бумаги. Какие фигуры образовались линиями сгибов?

Фигура «Трапеция»

Задача на 1 тип оперирования. Мальчик начертил в тетради прямоугольную трапецию с меньшим верхним основанием и прямыми углами слева вверху и внизу. Затем провел две прямые линии от вершины острого угла к серединам верхнего основания и боковой стороны. Ученик, сидящий за партой впереди, обернулся посмотреть на изображение. Нарисуйте, каким он увидел чертеж.

Задача на 2 тип оперирования. Представьте прямоугольную трапецию с меньшим верхним основанием и прямыми углами слева вверху и внизу. Мысленно вообразите вторую трапецию, симметричную первой

относительно её нижнего основания. Объедините обе трапеции в одну фигуру. Нарисуйте, что у Вас получилось.

Задача на 3 тип оперирования. Равнобедренную трапецию вырезали из полупрозрачной бумаги. Затем согнули по средней линии. После этого согнули еще раз по оси симметрии и посмотрели на получившуюся фигуру на просвет. Изобразите получившуюся фигуру и просвечивающие линии на ней, которые можно будет увидеть.

Творческая работа по разработке заданий на развитие пространственного мышления учащихся неизменно вызывает у студентов искренний интерес, активность, тренирует их личную способность оперирования пространственными образами. При составлении заданий были соблюдены показатели уровня сформированности пространственного мышления, предложенные И.С. Якиманской: полнота, динамичность, широта [15].

Первый показатель дает основание для отбора задач, отражающих различные существенные свойства геометрических фигур: наличие симметрии, прямых углов или равных сторон, параллельных отрезков и др. Полнота и точность отражения этих свойств в мысленном образе фигуры характеризует уровень развития пространственного мышления школьника.

Второй показатель задает признак, в соответствии с которым объект или его части по условию задачи должны находиться в движении, переворачиваться, сгибаться, перемещаться и др. Эти преобразования, как правило, должны выполняться мысленно для наиболее эффективной тренировки пространственного мышления. В случае ошибочного выполнения задания необходимо продемонстрировать все преобразования на модели и откорректировать неверные представления учащегося.

Третий показатель позволяет отбирать и конструировать задачи на различном геометрическом материале, максимально разнообразить его, используя изображения или словесное описание, тем самым обогащая запас пространственных представлений учащихся, что способствует повышению эффективности функционирования пространственного мышления.

Таким образом, основными принципами составления упражнений являются:

1. Соответствие трем типам оперирования образами.

2. Согласованность с показателями уровня сформированности пространственного мышления.

3. Вариативность способов предъявления информации (наглядных, словесных, практических).

4. Соответствие уровню знаний и умений учащихся.

5. Диагностируемость результатов выполнения.

Выводы. На основе рассмотрения научных исследований можно сделать вывод, что эффективными условиями для развития пространственного мышления являются: непрерывность и преемственность данного процесса на различных ступенях образования, методическая подготовка будущих педагогов к организации и проведению работы по формированию, диагностике и корректировке у учащихся способности оперирования пространственными образами.

Литература:

1. Асланян И. В. Методика контроля развития пространственного мышления учащихся 5-6 классов средней школы при изучении геометрического материала с позиции фузионизма: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Ставрополь, 2006.

2. Баданова Т. А. Методика формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии на основе синергетического подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Калуга, 2009.

3. Белоусова А.Г. Формирование пространственного мышления младших подростков (на примере обучения математике): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. - Воронеж, 2005.

4. Бреус И.А. Анализ определений понятия пространственного воображения, его структуры в психолого-педагогической литературе. / Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч.1: Педагогика, психология. - Ростов н/Д: РГПУ, 2000.

5. Бреус И.А. Внутрипредметная интеграция как механизм развития пространственного воображения будущих учителей математики / Актуальные проблемы подготовки будущих учителей математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.

6. Бреус И.А. О формировании методических умений будущих учителей математики по развитию пространственного мышления школьников при обучении решению стереометрических задач. // Научная перспектива. - Уфа: Инфинити, 2013. - №4 (38).

7. Бреус И.А. Подготовка будущих учителей математики к диагностике пространственного мышления школьников. // Методический поиск: проблемы и решения. - Армавир: АГПА, 2015. - №3 (20).

8. Бреус И.А. Развитие способности оперирования пространственными образами при обучении геометрии как науковедческая проблема // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - № 16.

9. Габова М. А. Подготовка студентов к реализации методики развития пространственного мышления детей дошкольного возраста (На материале графики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. -Сыктывкар, 2002.

10. Зепнова Н. Н. Формирование и развитие пространственного мышления учащихся на элективных курсах по геометрии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Иркутск, 2005.

11. Орлова Н.Н. Обучение решению задач на комбинации геометрических тел с использованием мультимедийных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Самара, 2011.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) URL: М1р://минобрнауки.рф/докумены/938.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) URL: М1р://минобрнауки.рф/докумены/2365.

14. Черняева А. Р. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -Омск, 2004.

15. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Элиетта Павловна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Щадринск); кандидат исторических наук, доцент Парфенова Светлана Алексеевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Щадринск)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЫСТРОЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В работе рассматриваются критерии и методы, позволяющие определить уровень выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности будущих специалистов в области менеджмента в контексте профессионального образования. Критериями и показателями сформированности данного вида компетентности у студентов соответствующего профиля являются следующие: позиционный, когнитивный, личностно-оценочный, креативный и глубинно-профессиональный.

Ключевые слова: инновационно-предпринимательская компетентность, уровни выстроенности, оценка, критерии, показатели.

Annotation. The paper explores the criteria and methods for determining a formation level of innovative and enterprise competence of future specialists in the field of management within professional education context. Criteria and indicators concerning the development of this competence among the students of the relevant speciality are the following: positional, cognitive, personality-evaluative, creative and profoundly professional.

Keywords: innovation and enterprise competence, formation levels, assessment, criteria, indicators.

Введение. Определяя уровень выстроенности инновационно-предпринимательской компетентности (далее - ИПК), мы основывались на методиках психолого-педагогического характера, предложенных Э.Ф. Зеером, Л.А. Марычевой, В.М. Пушкиной и Л.Т. Ямпольским. При установлении стремлений и принципов, которым учащийся планирует соответствовать в контексте профессиональной деятельности, применялась адаптированная для нашего исследования версия подхода, разработанного И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной и Л.М. Фридманом. Результаты, продемонстрированные в рамках рассматриваемой специальности, оценивались на базе тестов, составленных В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским [9]. При анализе факторов, способствующих реализации нестандартных инновационно-предпринимательских задач, авторы статьи опирались на методику Л.Р. Кабардаевой [4]. Особенности личностной мотивации выявлялись через подход, описанный в работе Г.А. Карповой [6]. Система, изложенная в труде «Методика диагностики в менеджменте», использовалась для диагностики самооценки студентов [15], а концепция Ю.А. Миславского - для определения их способности к самоконтролю, к регулированию собственного психологического состояния и его внешних проявлений [3]. Методика «Поведенческий портрет по данным наблюдения» послужила основой для комплексного исследования поведения, свойственного учащимся в различных ситуациях инновационно-предпринимательского характера [14].

Изложение основного материала статьи. На первом этапе эксперимента группы учащихся, принимающих участие в исследовании, имели равный уровень выстроенности ИПК. Студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы, на базе которых проводилась оценка и модификация педагогических условий.

Для уточнения перспективности факторов, благоприятствующих формированию ИПК, мы принимали во внимание, что будущие менеджеры осваивают программу (дисциплины теоретического и прикладного характера) с помощью передовых методов и технологий, которые помогают студентам в определении своей профессиональной стези, а преподавателям - в разработке модели образовательного процесса. На наш взгляд, реализацию всех педагогических условий нужно контролировать одновременно с осуществлением четвертого условия, подразумевающего внедрение в процесс обучения и воспитания структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК.

В рамках экспериментальной группы № 1 (далее - ЭГ-1) авторами осуществлялась верификация первого условия - введение в практику специального курса «Венчурное предпринимательство»; в рамках группы № 2 (далее - ЭГ-2) проверялось соблюдение второго условия - использования комплекса психолого-педагогических приемов на основе имеющейся информации; в рамках группы № 3 (ЭГ-3) осуществлялась оценка такого фактора, как выстраивание особой образовательной среды, стимулирующей студентов на уровне интеллекта и эмоций; в рамках группы № 4 (ЭГ- 4) мы опирались на ряд обязательных и достаточных педагогических факторов, способствующих выстраиванию ИПК. В контрольной группе (КГ) формирование ИПК осуществлялось по традиционному принципу [5].

Проверка включала в себя три этапа.

1. Предварительный (констатирующий) этап - определение ключевых исследовательских методов, конкретизация цели и задач, разработка механизма и условий выполнения проверки, установление исходного уровня ИПК студентов в обеих группах (экспериментальной и контрольной): уровня компетентности в сфере инновационного предпринимательства, умения применять доступную информацию на практике, способности к прогнозированию положительных и отрицательных моментов, созданию дополнительных сценариев на случай незапланированных затруднений. В рамках данного этапа в качестве основных методов выступают следующие: анализ научных трудов, наблюдение, тестовый метод и анкетирование [7].

2. Преобразующий (формирующий) этап - осмысление информации, собранной на констатирующем этапе, реализация на практике структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК будущих специалистов в соответствующей сфере, формулирование доводов в пользу эффективности предлагаемой концепции. На данном этапе главными методами являются наблюдение, тестовый метод, проведение бесед и интервью, анкетирование, а также изучение итоговых показателей [8].

3. Обобщающий (заключительный) - анализ полученных результатов согласно установленным критериям, реализация структурно-прикладной концепции выстраивания ИПК будущих студентов, генерализация полученных данных и выявление степени их соответствия поставленным целям и задачам данного исследования, формулирование выводов. Данный этап базируется на двух ключевых методах -беседе и анкетировании [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.