_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г.Акмеология: учебное пособие/ Спб.: Питер, 2003. - 256 с.
4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: ИЦПКС, 2001. - 234 с.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
6. Новейший философский словарь /сост. А. А. Грицанов. - Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.
7. Пригожин И.А.. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. /под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
8. Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.
9. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеллектуальные компетенции как основа непрерывного профессионального образования специалистов по направлению подготовки «Химическая технология энергонасыщенных материалов»// Вестник КГУ. - 2012. - т.15. - №8. -с.434-439.
10. Анциферова Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования/ Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. - М., 1998. - 456 с.
11. Оценка нервно - психической устойчивости педагога (http://azps.ru/tests/2/tt3.html).
12. Кузнецова А.А.. Особенности выгорания у преподавателей высшей школы с учетом профессионально-должностного статуса // Психологические науки. -2012. - №7. - с.17-18.
13. Базылевич Т.Ф. Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии: уч.пособие. - М.:РАГС 2006.- 90 с.
14. Гаязова Г.С. Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 14 - С. 203-206.
15. Сыманюк Э.Э. Психотехнологии коррекции и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогов // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: Тез. докл. науч.-практ. конф., 12-15 марта 2002 г. Часть 2. - Екатеринбург, 2002. - С. 110-111.
© Бондырева Е.Ю., Сафиуллина Т.Р., Нуриева Э.Н., 2016
УДК 372.851
И.А. Бреус
К.п.н., доцент ИММиКТ им. И.И. Воровича, ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье описывается опыт организации работы по развитию пространственного мышления обучающихся в воскресной математической школе при Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального университета. Освещена специфика дополнительного математического образования как процесса, призванного реализовывать личностно ориентированный подход, развивать индивидуальные особенности личности. Приведен обзор научного опыта по изучению проблемы развития способности оперирования пространственными образами.
Ключевые слова Развитие, оперирование образом, пространственное мышление, дополнительное математическое образование.
В настоящее время широкое распространение получили различные формы и учреждения для получения дополнительного математического образования. «Дополнительное математическое образование - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии, формы и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное образование максимально соответствует личностно ориентированному подходу и призвано создавать условия для свободного развития личности, удовлетворения ее потребностей в реализации своих склонностей и способностей» [4, с. 98].
Структура дополнительного математического образования, как правило, включает:
- воскресные и заочные математические школы при вузах;
- летние математические школы и лагеря;
- центры дополнительного образования для одаренных школьников;
- системы спецкурсов и факультативов для школьников;
- математические олимпиады и конкурсы и др.
«Основными целями дополнительного математического образования являются:
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие интереса учащихся к математике;
- развитие математических способностей;
- формирование приемов самостоятельных занятий математикой;
- воспитание и развитие инициативы и творчества;
- повышение общего и интеллектуального уровня развития учащихся;
- подготовка к дальнейшему математическому образованию на профильном уровне и др.» [4, с.99].
При Институте математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южного федерального
университета в рамках дополнительного математического образования функционирует воскресная математическая школа. Школа реализует несколько образовательных программ, одна из которых носит название «Математика и развитие». Цель этой программы - реализовать развивающий потенциал математического содержания, расширить кругозор учащихся, сформировать устойчивый интерес к занятию математикой.
В данной статье опишем опыт развития пространственного мышления детей 5-6 классов, обучающихся в воскресной математической школе.
«Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения» [6, с.28].
Кратко осветим предшествующий научный опыт по изучению проблемы развития пространственного мышления. В послевоенные годы вопросам развития пространственного воображения и представлений учащихся было уделено достаточно много внимания. Известный отечественный ученый-математик, геометр, методист Н.Ф. Четверухин неоднократно подчеркивал роль геометрических построений в развитии пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. Его идеи получили широкое признание и вызвали массовый всплеск экспериментальных исследований и издание соответствующей учебно-методической литературы по геометрическим построениям на проекционном чертеже таких авторов, как: А.Д. Семушин, Г.А. Владимирский, А.Н. Чалов, А.Н. Поляков. В дальнейшем учеными делается акцент на развитие пространственного мышления средствами обучения математике вообще и геометрии, в частности. Этому посвящены исследования таких авторов, как: Я.И. Груденов, Н.П. Ирошников, Е.М. Кондрушенко, Г.Г. Маслова, С.В. Петров, А.А. Столяр, З.Р. Федосеева, А.И. Фетисов, И.С. Якиманская и др. [1].
Упражнения, предлагаемые авторами, можно отнести к следующим основным видам: распознавание фигуры по изображению, в том числе после изменения точки зрения или после совершения фигурой определенных поступательных или вращательных движений; составление разверток; использование моделей для накопления представлений, при этом предпочтение отдается практическому оперированию с ними;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
представление чертежей, мысленно создаваемых учащимися под диктовку учителя; представление геометрического тела по разверткам и др. [2].
Для реализации развивающего потенциала математического содержания удачным является подход О.Б. Епишевой, которая формулирует обобщенные типы учебных задач, направленных на развитие представления и воображения. Перечислим их: 1) исключить лишний в серии объектов; 2) дополнить недостающим; 3) определить, можно ли склеить из данной развертки заданную фигуру; 4) составить изображение объекта из набора фигур; 5) изобразить предмет по его словесному описанию; 6) определить, что произойдет с объектом при изменении его параметров; 7) изменить структуру исходного объекта, чтобы получить новый объект с заданными свойствами [3, с.39-40].
В настоящее время проблема развития пространственного мышления обучающихся не теряет своей актуальности. В частности, в связи с внедрением новых образовательных стандартов общего образования, предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» представлены следующим образом: «овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений» [5].
Таким образом, на основе анализа опыта научных исследований мы определили специфику работы по развитию пространственного мышления обучающихся в воскресной математической школе. Кратко опишем особенности методики, апробированной при работе с учащимися 5-6 классов. Характерными особенностями детей данной возрастной группы, которые изъявили желание заниматься в воскресной математической школе или были мотивированы родителями, являются, в большинстве случаев, активность, стремление к деятельности, общительность, любопытство, доброжелательность, позитивное отношение к занятиям математикой и вместе с тем неусидчивость, утомляемость, неустойчивость внимания. С учетом этих особенностей мы положили в основу реализации программы «Математика и развитие» следующие принципы:
- практико-деятельностный подход к обучению;
- развивающий характер математического содержания;
- сменяемость различных видов математической деятельности;
- использование групповых форм обучения.
Содержание обучения учащихся 5-6 классов в воскресной математической школе можно представить следующими блоками: логические задачи, арифметические задачи, вопросы делимости чисел, приемы быстрого счета, задачи на комбинаторику, задачи с геометрическим содержанием, задачи на внимание, смекалку и сообразительность. Все эти задачи носят занимательный характер либо по форме их подачи обучающимся, либо по формулировке, либо по способу решения.
Уделим внимание задачам с геометрическим содержанием, логическим задачам и задачам на внимание, поскольку упражнения на развитие пространственного мышления наиболее удачно вписываются именно в эти блоки. Приведем примеры заданий:
- поиск преднамеренных ошибок на реалистичных изображениях;
- распознавание многогранников по их разверткам;
- изготовление многогранников по разверткам;
- задания логического характера на нахождение закономерности в ряду различных фигур;
- составление геометрических фигур из частей;
- разрезание фигур на части указанного размера и формы;
- задания на мысленное изменение положения и структуры объекта;
- решение и изготовление головоломок и геометрических трансформеров.
В упражнениях логического характера на нахождение закономерности в ряду различных фигур, а также на составление фигур из частей нами использовались, в частности, задания зрительно-пространственного характера из тестовых материалов Р. Амтхауэра, Д. Рейвена и Л. Пенроуза, Г. Айзенка.
Перечисленные виды заданий носят занимательный характер, иногда играют роль развивающих пауз между решением логических и комбинаторных задач, арифметических задач на движение, на проценты, на
дроби, на работу, на смеси и сплавы и др. Таким образом, реализуется принцип смены видов деятельности с целью предупреждения утомляемости детей и поддержания их активности и интереса на протяжении всего занятия.
Список использованной литературы:
1. Бреус И.А. Историко-методический обзор исследований проблемы развития пространственного воображения учащихся/Актуальные проблемы подготовки будущих учителей математики. Историко-математический и историко-методический аспекты. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. -Калуга, 2002. - С.79-85.
2. Бреус И.А. Развитие способности оперирования пространственными образами при обучении геометрии как науковедческая проблема.//Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - № 16. - С.85-90.
3. Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные технологические процедуры: Кн. для учителя. - Тобольск, 1999.
4. Полякова Т.С. Магистерская программа «Математическое образование»: учебное пособие/Т.С.Полякова, И.А.Бреус, Л.Е. Князева, И.А. Михайлова, В.Е. Пырков; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2015.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 -9 кл.) URL: http://минобрнауки.рф/докумены/938.
6. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1980.
© Бреус И.А., 2016
УДК 796
В.Н. Володин
К.п.н, доцент
Д.С. Яковлев
К.п.н., доцент
Кафедра физической подготовки, ТВВИКУ г. Тюмень, Российская Федерация
ЗНАЧЕНИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСТОЯННОГО СОСТАВА ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
В СРАВНЕНИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НФП-2009
Аннотация
В статье представлено исследование посвященное силовой выносливости постоянного состава, как одной из важнейших двигательных способностей современного воина.
Ключевые слова Силовая выносливость, постоянный состав, требования.
Пристальное внимание со стороны специалистов к профессиональной подготовленности военнослужащих, важной составляющей которой выступает и физическая подготовленность, подчеркивает важность данного направления исследования [1; 4].
Требования к уровню прикладной физической подготовленности офицеров со временем повышаются и объем специальной информации также увеличивается с ежегодным обновлением военной техники и ведения боя в различных условиях и его скоротечности, которые приобретают всемирный масштаб. Тем не менее времени больше не становится для овладения современной информационно-инновационной