Научная статья на тему 'Роль изобразительных средств в тывинской и хакасской поэзии'

Роль изобразительных средств в тывинской и хакасской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэзия / художественно-изобразительные средства / творчество писателя / образная система / метафора / сравнение / poetry / artistic and imaginative means / the writer's creativity / figurative system / metaphor / comparison.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. Н. Таскаракова

В статье рассматривается проблема художественно-выразительных средств в хакасской и тывинской поэзии. Анализируется пейзажная лирика тывинских (Степан Сарыг-оол, Алдын-оол Даржаа) и хакасских (П. Штыгашев, М. Аршанов, М. Кильчичаков ) мастеров слова. Особое внимание уделяется такому тропу, как сравнение. А также прослеживаются художественные приемы повтор, форма обращения. Анализируемый материал показывает, что перечисленные средства выразительности помогают ярче изобразить образ тайги, скотовода. Поэтические произведения тувинских и хакасских поэтов воспитывают бережное и уважительное отношение к природе, к труду сельского жителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FINE ARRANGEMENTS IN TYVIN AND KHAKASS POETRY

The article deals with the problem of artistic and expressive means in Khakass and Tyva poetry. The landscape lyrics of Tyvinsky (Y. Kunzegesh, Stepan Saryg-ool, Aldyn-ool Darzhaa) and Khakass (P. Shtygashev, M. Arshanov, M. Kilchichakov) masters of the word are analyzed. Particular attention is paid to this trail, as a comparison. And also artistic receptions are traced repetition, form of appeal. The analyzed material shows that the above means of expressiveness help to more vividly portray the image of the taiga, herdsman. The poetic works of Tuvan and Khakass poets foster a careful and respectful attitude to nature, to the labor of a rural resident.

Текст научной работы на тему «Роль изобразительных средств в тывинской и хакасской поэзии»

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ТЫВИНСКОЙ И ХАКАССКОЙ ПОЭЗИИ

Н.Н. Таскаракова, канд. филол. наук, доцент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

(Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10096

Аннотация. В статье рассматривается проблема художественно-выразительных средств в хакасской и тывинской поэзии. Анализируется пейзажная лирика тывинских (Степан Сарыг-оол, Алдын-оол Даржаа) и хакасских (П. Штыгашев, М. Аршанов, М. Кильчичаков ) мастеров слова. Особое внимание уделяется такому тропу, как сравнение. А также прослеживаются художественные приемы - повтор, форма обращения. Анализируемый материал показывает, что перечисленные средства выразительности помогают ярче изобразить образ тайги, скотовода. Поэтические произведения тувинских и хакасских поэтов воспитывают бережное и уважительное отношение к природе, к труду сельского жителя.

Ключевые слова: поэзия, художественно-изобразительные средства, творчество писателя, образная система, метафора, сравнение

Известно, что Хакасия и Тува - это лучшие уголки Сибири. Об их красоте, величии немало написано художественных произведений. Нашему вниманию подвергаются "творения" национальных поэтов. Думается, что именно их словесными красками передается природная красота, мировосприятие жителей того региона. Для них природа "живой организм". Известный тувинский ученый З.Б. Самдан отмечает: "Одушевление природы, животного мира, всего окружающего определяет менталитет и поэтическое мироощущение кочевых народов, в том числе и тувинцев" [1, с. 12].

Объектом нашего исследования являются поэтические произведения хакасских и тывинских поэтов, написанные в советское время. В то время действительно природа еще "дышала свежестью и силой. Анализ существующей литературы по проблемам, связанными с художественно-изобразительными средствами в саяно-алтайской поэзии показывает, что она недостаточно изучена. Этим и определяется необходимость и актуальность нашей работы. Думается, необходимо исследование средств и приемов художественной изобразительности, используемых национальными поэтами.

Цель нашего исследования - определение места и роли тропов в хакасской и тывинской поэзии.

Теоретической и методологической основой работы являются труды таких ученых, как Л. И. Тимофеев, Г. Н. Поспелов, Г. Б. Хусаинова, Г. С. Кунафин, Н. М. Киндикова, В. А. Карамашева и др. В статье используются сравнительно-сопоставительный, описательные методы.

«Изображая пейзаж, писатель, выражает свое отношение к природе, раскрывает ее мощь, красоту, характерные черты природы данной местности...» [2, с. 100].

В данной статье в основном анализу подвергается пейзажная лирика. Объектом исследования являются поэтические произведения С. Сарыг-оола, Алдын-оол Даржаа (Тыва), П. Штыгашева, М. Арша-нова, М. Кильчичакова (Хакасия).

Сибирские тюрки боготворят горы, коней, покланяются духам гор, рек, озер, тайги, ценят и уважают труд скотовода.

Хакасы и тувинцы с древних времен охотятся. Охота - их любимое дело. Именно она позволяет глубже понять таинства, богатства тайги сибирской. Словами Степан Сарыг-оола скажем, что для этих народов в тайге "Подушка-древний пень, постель-кудрявый мох". Охота в тайге не об-

ходится без коня. Известный тывинский поэт Алдын - оол Даржаа сказал: "Надежный посох мой/Мой верный конь".

Образ тайги (тывинская поэзия)

Утренним солнцем, шелестом сосен / Щедро дарила, ты тайга/Горную серну, гордого лося / мне подарила тайга.../ Торбы навьючены вмиг на оленей:/так повелела тайга.../Беличьих спинок, неба синей / Не пожалела тайга, / ворохи огненные соболей / мне подарила тайга [3, с. 113-114].

Тывинская поэзия также щедра, как и тайга, делится всеми "художественны-ми"красками, дарами таежных дебрей. Здесь и гордый лось; беличьи спинки, неба синей; огненные соболи, олени. Заметим, что без художественных "красок" в виде эпитетов, сравнений тывинские поэты также не могут обойтись. Они играют важную роль при создании художественных образов.

Образ тайги (хакасская тайга)

Тайга, ты глухая-глухая / Укрывшись богатой парчою / Пред солнцем чащобу смыкая, / Встречаешь вошедшего тьмою.../За пазухой этой бездонной / Скрываются звери и птицы; / Там ягоды в чаще зеленой / И гриб, где ни ступишь, таится / [4, с. 116].

А сколько птиц в речных затонах, / А сколько всякого зверья / В лесах немерен-ных зеленых / Таит Хакасия моя [4, с. 28].

Косяк маралий пасся у тасхыла / Кормились самки жухлою травой.../ Глядит из гнезда спросонок / Лохматый, смешной бельчонок ... [4, с. 148].

Где старый буйный кедр с размаха / Кидает шишки в водоем [4, с. 24].

Хакасским поэтам при показе образа тайги присуще обобщенность, риторичность, эмоциональность, яркость, скорость мыслей: укрывшись богатой парчою; скрываются звери и птицы; там ягоды в чаще зеленой; а сколько птиц..всякого зверья; кедр...кидает шишки. Также хакасские поэты в данном случае используют форму обращения, повтора (тайга, ты глухая-глухая). Схожесть национальных авторов в том, что они особо выделяют красивое создание природы лося (марала), белочек. Проанализированные произведения тывинских и хакасских поэтов позволяют по-

чувствовать, что охотники саяно-алтайского нагорья, при всех их уловках, бережно относятся в щедротам тайги: ягод, зверей-птиц. Здесь не чувствуется алчности, предпринимательских жестов, равнодушия.

Ведя добрый диалог с природой тывин-цы и хакасы гордо держат планку скотовода. Это их главное и очень дорогое занятие. Об этом свидетельствуют многие произведения национальных поэтов. Образ скотовода (тывинская поэзия) Мой взор стада ласкают, несметные стада

Черны, как крылья галки, как облака белы

Задумчивые овцы пасутся у скалы Холмы, холмы пестреют, отарам нет конца

Растут, растут отары и радуют сердца [5, с. 94].

Богатство сибиряков, связанное с овцами, показано при помощи сравнений (как облака белы; черны, как крылья галки), повторов (холмы, холмы; растут, растут), а также цветовой гаммой (черные, белые).

Образ скотовода (хакасская поэзия)

В ее (хакасской) степной привольной шири

Стадам колхозным нет числа, -Скот, что известен всей Сибири, Моя Хакасия дала... [4, с. 28]. Черные овцы, водимые мною Степью родной по холмам расходитесь Белые овцы, хранимые мною Щедрой весной на просторе плодитесь Милые овцы, за горной вершиной... К месту ночлега спускайтесь лощиной... [4, с. 72].

Хакасский поэт М. Аршанов обращает внимание на количество овец (нет числа им; по холмам расходитесь), а также употребляет форму обращения (милые овцы). Схожесть национального «почерка» при описании образа овец в том, что делается акцент на цветовую гамму (черные, белые), на большое их количество (стадам нет числа; отарам нет конца). Большое количество овец, конечно, говорит о здоровой природе, пище.

Таким образом, проведя экскурс в природный мир саяно-алтайских тюрков через

художественное слово, мы больше заметили схожие черты, нежели отличительные:

- активно используют художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

- часто встречаются названия (Хакасия, Тува);

- имеют место повторы, формы обращения (Тайга, ты глухая-глухая; щедро дарила, ты тайга);

- тропы играют важную роль при создании художественных образов

Библиографический список

1. Самдан З.Б. С.А. Сарыг-оол - выразитель народного духа // О творческом наследии С.А. Сарыг-оола. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Народного писателя Тувы С.А. Сарыг-оола.-Кызыл, 2010. - 232 с.

2. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1955. - 178 с.

3. Даржаа Алдын-оол. Улыбка и вдохновение. - Кызыл, 1972. - 167 с.

4. Поэзия Хакасии. Переводы под редакцией А. Ойслендера. - М., 1955. - 175 с.

5. Степан Сарыг-оол. Песня хомуса. - Кызыл, 1968. - 187 с.

ROLE OF FINE ARRANGEMENTS IN TYVIN AND KHAKASS POETRY

N.N. Taskarakova, candidate of philology sciences, associate professor Katanov Khakas state university (Russia, Abakan)

Abstract. The article deals with the problem of artistic and expressive means in Khakass and Tyva poetry. The landscape lyrics of Tyvinsky (Y. Kunzegesh, Stepan Saryg-ool, Aldyn-ool Darzhaa) and Khakass (P. Shtygashev, M. Arshanov, M. Kilchichakov) masters of the word are analyzed. Particular attention is paid to this trail, as a comparison. And also artistic receptions are traced - repetition, form of appeal. The analyzed material shows that the above means of expressiveness help to more vividly portray the image of the taiga, herdsman. The poetic works of Tuvan and Khakass poets foster a careful and respectful attitude to nature, to the labor of a rural resident.

Keywords: poetry, artistic and imaginative means, the writer's creativity, figurative system, metaphor, comparison.

- выделяется характер сибирского человека и природы (сильный, смелый, стойкий, щедрый, добрый)

Изображая сибирскую природу при помощи образов, изобразительных средств хакасские и тывинские поэты, показывают свое отношение к жизни, дают ей оценку, помогают читателю разбираться в "в диалоге с природой", воспитывают чувства уважения, понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.