Успешная модернизация систем СПО и ВО также в перспективе приведёт к тому, что специалисты будут характеризоваться высоким уровнем развития компетенций, позволяющих им проявлять неадаптивную активность. Это означает, что их шанс на успех возрастёт не только в социально-экономическом, но и в культурном пространстве.
Одним из наиболее важных условий, обеспечивающих формирование такого рода компетенций, является развитие субъектности личности.
В смысле формирования личности будущих молодых специалистов в условиях организаций высшего и среднего профессионального образования важной также является реализация возрастных задач.
Таким образом, для успешной интеграции в пространство современного социума у будущих специалистов различных профилей должна быть сформирована социально-профессиональная компетентность.
Библиографический список
Формированию последней с высокой вероятностью будет способствовать реализация культурологического, деятельностного, личностного и индивидуально-творческого подходов к содержанию образования.
Научная новизна статьи определяется выявлением наиболее эффективных из числа современных подходов к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость состоит в расширении знаний о возможностях, существующих в современном высшем и среднем профессиональном образовании, для оптимизации процесса формирования личности учащихся.
Практическая значимость статьи связана с тем, что на основе анализа специальной литературы и педагогического опыта авторов определены основные направления, по которым формирование личности учащихся может быть осуществлено на современном этапе развития ВО и СПО.
1. Сорокопуд Ю.В., Сушкова С.А., Филимонюк Л.А. Возможности реализации технологий контекстного обучения в СПО. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 5 (90): 218 - 220.
2. Ерина И.А., Позднякова И.Р, Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 313-315.
3. Саидов З.А., Ярычев Н.У, Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320.
4. Айсувакова Т.П., Дмитриев М.М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации. Педагогический вестник. 2019; № 8: 12 - 14.
5. Омаров Н.К., Адильбекова Ж.К., Тасполатов Б.Т., Алимбаев М.Е., Алимкулов А.У., Бескемпирова Г К. Особенности компетентностного подхода в образовании. Вестник науки и образования. 2021; Ч. 2, № 7 (110): 15 - 17.
6. Дубовер Д.А., Пенязь А.В. Развитие социальных и личностных компетенций в условиях высшего медийного образования. Концепт. 2020; № 2: 69 - 84.
7. Манакова М.В. Программа развития субъектности студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 3 (72): 326 - 331.
8. Грибанова В.А. Личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017; № 2: 53 - 56.
9. Беткенова М.С., Жумашева ПК., Булебаева А.К. Культурологический подход в гуманитаризации образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 194 - 196.
10. Помазанова Е.В., Клушина Н.П. Индивидуально-творческий подход и его методологическое значение в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 221 - 223.
11. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... ученой степени кандидата психологических наук. Самара, 2008.
References
1. Sorokopud Yu.V., Sushkova S.A., Filimonyuk L.A. Vozmozhnosti realizacii tehnologij kontekstnogo obucheniya v SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 5 (90): 218 - 220.
2. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 313-315.
3. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.
4. Ajsuvakova T.P., Dmitriev M.M. Teoreticheskie osnovy vzaimosvyazi verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv obscheniya v mezhlichnostnoj kommunikacii. Pedagogicheskij vestnik. 2019; № 8: 12 - 14.
5. Omarov N.K., Adil'bekova Zh.K., Taspolatov B.T., Alimbaev M.E., Alimkulov A.U., Beskempirova G.K. Osobennosti kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; Ch. 2, № 7 (110): 15 - 17.
6. Dubover D.A., Penyaz' A.V. Razvitie social'nyh i lichnostnyh kompetencij v usloviyah vysshego medijnogo obrazovaniya. Koncept. 2020; № 2: 69 - 84.
7. Manakova M.V. Programma razvitiya sub'ektnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 3 (72): 326 - 331.
8. Gribanova V.A. Lichnostno-deyatel'nostnyj podhod kak uslovie sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chehova. 2017; № 2: 53 - 56.
9. Betkenova M.S., Zhumasheva G.K., Bulebaeva A.K. Kul'turologicheskij podhod v gumanitarizacii obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 194 - 196.
10. Pomazanova E.V., Klushina N.P. Individual'no-tvorcheskij podhod i ego metodologicheskoe znachenie v professional'noj podgotovke buduschih medicinskih sester. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 221 - 223.
11. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.
Статья поступила в редакцию 05.02.22
УДК 378
Bashirova Kh.A, Cand. of Sciences (Philology), assisting teacher, Department of Foreign and Latin Languages of Dagestan State Medical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova M.A., Cand. of Sciences (Philology), assisting teacher, Department of Foreign and Latin Languages of Dagestan State Medical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ragimova V.M., Cand. of Sciences (Philology), assisting teacher, Department of Foreign and Latin Languages of Dagestan State Medical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF A FOREIGN LANGUAGE IN DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS. The article examines the role of a foreign language in the professional modern medical students' competence formation. First of all, the key features of the situation in modern Russian society and, in particular, in the medical education system are considered. Based on the economic and socio-cultural processes' analysis is proved that the level of foreign language proficiency of the most physicians, both practicing and future, does not meet the modern society requirements. In this regard, possibilities that learning a foreign language provides for the development of the modern specialist's competencies are demonstrated. The main ways of optimizing the foreign language teaching in the Russian medical universities are demonstrated, aimed at developing students' relevant competencies and professionally significant qualities of future doctors.
Key words: medical university, teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties, competence approach, method of educational projects, educational business games, educational role-playing games, student, teacher.
Х.А. Баширова, канд. филол. наук, асс., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.А. Магомедом, канд. филол. наук, асс., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала E-mail: [email protected]
В.М. Рагимова, канд. филол. наук, асс., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В настоящей статье изучается роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности современных студентов-медиков. В первую очередь рассматриваются ключевые особенности ситуации в современном российском обществе и, в частности, в системе медицинского образования. На основе анализа экономических и социокультурных процессов доказывается, что уровень владения иностранным языком большинства медиков, как практикующих, так и будущих, не соответствует требованиям современного общества. В этой связи демонстрируются возможности, которые даёт изучение иностранного языка для развития компетенций современного специалиста. Демонстрируются основные пути оптимизации преподавания иностранного языка в медицинских вузах нашей страны, направленной на складывание у обучающихся соответствующих компетенций и профессионально значимых качеств будущих медиков.
Ключевые слова: медицинский вуз, обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей, компетентностный подход, метод учебных проектов, учебные деловые игры, учебные ролевые игры, студент, преподаватель.
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день уровень владения иностранным языком как действующими, так и будущими медиками в ряде случаев не соответствует требованиям, предъявляемым современным обществом к конкурентоспособному специалисту, способному реализовать себя в пространстве современного динамично меняющегося социума. Отчасти возникновение данной ситуации связано с тем, что методика заучивания специальных лексических единиц для перевода текстов во многом устарела и не может быть действительно эффективной для формирования современного специалиста в образовательных организациях соответствующего профиля [1-4].
В связи с вышеизложенным отметим, что в современной педагогической науке и практике остро ощущается необходимость пересмотра роли и места иностранного языка в формировании профессиональной компетентности студентов-медиков. Это естественным образом ставит вопрос об изменениях в методике обучения их соответствующей дисциплине. Они должны, с одной стороны, учитывать профессиональную специфику, с другой - характеризоваться инновационными методическими средствами и приемами, позволяющими эффективно развивать профессионально ориентированное иноязычное общение.
Цель данной статьи - изучение роли иностранного языка в процессе формирования профессиональной компетентности у студентов современных медицинских вузов, способных в будущем эффективно осуществлять профессиональную и иную деятельность в условиях постиндустриального общества.
С поставленной целью связаны задачи статьи:
- изучить современное состояние преподавания иностранного языка в отечественных медицинских вузах;
- рассмотреть ключевые потенции, присущие академической дисциплине «Иностранный язык», в плане развития профессиональных компетенций будущего медика;
- продемонстрировать возможности современных методик обучения иностранному языку в медицинском вузе на современном этапе развития соответствующего сегмента ВО.
Методы исследования: анализ научной литературы и педагогического опыта работы авторов в Дагестанском государственном медицинском университете.
В современных условиях решение проблем дальнейшей модернизации системы отечественного здравоохранения представляется возможным, в т.ч. при условии внедрения в систему подготовки будущих врачей компетентностного подхода [5, с. 16-17].
В свою очередь, в русле вышеуказанного подхода наибольшее значение имеет формирование ключевых компетенций у будущих специалистов, в т.ч. си-
стемы здравоохранения. При этом реализуемые в образовательном пространстве медицинских вузов программы должны быть нацелены на результат, отслеживаемый с помощью оценки полученных компетенций. Будущие медики должны получить установку на обучение в течение всей жизни (англ. - lifelong learning) [5-7].
Реализация компетентностного подхода с высокой вероятностью будет способствовать формированию у будущих медиков социально ответственного профессионализма. В структуре последнего важную роль играют профессионально значимые качества (ПЗК). Данная дефиниция обычно используется для обозначения личных качеств, применяемых в ходе осуществления профессиональной деятельности и непосредственно влияющих на её эффективность [1; 2; 6; 7]. При определённом плюрализме взглядов на проблему ПЗК, фиксирующемся среди педагогов-исследователей и практиков, мы можем выделить ряд качеств, необходимых для формирования у будущего медика (рис. 1).
Социологические исследования, проведённые среди будущих хирургов и терапевтов, демонстрируют, что большинство будущих хирургов сочли важнейшим ПЗК в своей будущей деятельности способность работать в коллективе. Для будущих терапевтов таковым оказалась коммуникативная способность [7, с. 14-15]. Как видим, сами будущие медики осознают тот факт, что практика позитивной коммуникации является одной из важнейших составляющих их будущей профессиональной деятельности.
Особая роль в формировании соответствующих качеств принадлежит дисциплине «Иностранный язык». Последняя, будучи обязательной для изучения в российских медицинских вузах, является средством развития общекультурных компетенций. Систематическая практика общения на иностранных языках предполагает развитие коммуникативных навыков у будущих медиков. Оно благоприятно сказывается на развитии ряда важных в этом смысле умений и навыков [8, с. 175]. Получают своё развитие умения и навыки, связанные с пониманием, выражением и интерпретацией понятий, мыслей, чувств, фактов и мнений как в устной, так и в письменной форме в соответствующем диапазоне социальных и культурных контекстов в соответствии с потребностями будущей профессиональной и иных видов деятельности [2; 3; 8].
Правильно организованная учебная иноязычная деятельность также будет способствовать достижению ряда положительных результатов, непосредственно связанных с коммуникативной деятельностью будущих медиков (рис. 2).
Рассмотрев то значение, которое иностранный язык может играть в формировании компетентности будущих медиков, перейдём к разговору о прогрессивных методах обучения иностранному языку в медицинском вузе.
Ответственность
Эмпатия
Креативность
Эмоциональная устойчивость
Коммуникабельность
Высокий интеллект
Образовательные способности
Коммуникативная компетентность
Навыки адекватной оценки оценивать собственного поведения в ситуациях профессионального общения
Осознание проблем во взаимоотношениях врача и пациента
Позитивное отношение к участникам процесса общения
Способность к участию, эмпатии
Рис. 1. Важнейшие ПЗК будущего медика
Рис. 2. Развитие коммуникативных компетенций будущих медиков в результате изучения иностранного языка
В их числе следует назвать метод учебных проектов. Проект, по существу, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую студентами работу, где объединяются речевое общение и интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Особенно эффективной подготовка учебных проектов является на заключительных этапах развития умений и навыков иноязычной речевой деятельности студентов-медиков [9; 10].
Тематика учебных проектов, предлагаемых для разработки студентам-медикам, может быть весьма разнообразной. Сбор необходимого для их выполнения материала должен осуществляться путём анализа ресурсов не только на русском, но и на изучаемом языке. Итогом такой деятельности должна стать презентация также на иностранном языке. Такая деятельность с высокой вероятностью будет способствовать формированию компетенций, связанных с осуществлением будущими медиками профилактической работы среди населения, в т.ч. с использованием зарубежного опыта такого рода деятельности [9, с. 1870].
При организации проектной деятельности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку необходимо учитывать следующие моменты:
- в рамках работы над учебными проектами желательно использование как устной, так и письменной иноязычной речи;
- работа над учебными проектами должна способствовать установлению и развитию связей между иностранным языком и другими изучаемыми дисциплинами;
- работа студентов-медиков над учебными проектами должна иметь профессиональную и практическую ориентацию, способствующую реализации связей вида «язык - практика», «язык - ситуация» и др.;
- работа будущих медиков над проектами должная иметь социальную направленность [11, с. 187].
На современном этапе развития медицинского образования в нашей стране вполне приемлемым с точки зрения развития рассмотренных выше компетенций студентов-медиков является использование ролевых и деловых игр. Реализация данных методик позволяет создавать условия, максимально приближённые к реальному профессиональному общению будущих врачей [10; 12].
Проведение правильно организованных ролевых игр с большой вероятностью будет способствовать развитию и совершенствованию у будущих медиков ряда ПЗК, связанных с коммуникативной активностью [12, с. 8].
Учебная деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности обучаемых. Использование этой методики позволяет максимально близко к реальности воссоздать разнообразные аспекты будущих профессиональных отношений и проблем [13, с. 9]. Кроме того, посредством проведения таких игр можно обе-
Библиографический список
спечить педагогические условия, необходимые для комплексного использования знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе усвоения как иностранного языка, так и других обязательных, элективных и факультативных дисциплин, предусмотренных программой [13, с. 10].
На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в большинстве случаев уровень владения иностранным языком как действующими, так и будущими медиками не соответствует требованиям, предъявляемым современным обществом к конкурентоспособному специалисту, способному реализовать себя в пространстве современного динамично меняющегося социума.
Соответственно, сегодня особенно остро ощущается необходимость пересмотра роли и места иностранного языка в формировании профессиональной компетентности будущих медиков.
Представляется, что эффективность процесса подготовки последних может быть существенно повышена при условии широкого внедрения в образовательную практику компетентностного подхода.
Его интеграция в образовательную практику будет способствовать формированию у будущих медиков социально ответственного профессионализма, важную роль в структуре которого играют профессионально значимые качества.
Особая роль в процессе их формирования принадлежит академической дисциплине «Иностранный язык».
Следовательно, модернизация его преподавания в образовательном пространстве отечественных медицинских вузов является значимым условием успеха подготовки специалистов сферы здравоохранения, отвечающих требованиям современного общества.
В свою очередь, процесс преподавания иностранного языка может быть существенно оптимизирован при условии расширения использования в нём ряда современных методов.
В их числе можно назвать метод учебных проектов, а равно деловые и ролевые игры.
Научная новизна статьи определяется выявлением основной роли и места академической дисциплины «Иностранный язык» в структуре подготовки медицинских кадров, отвечающих требованиям современного социума, в т.ч. российского.
Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о возможностях, существующих в современном высшем медицинском образовании для оптимизации процесса преподавания иностранного языка в целях подготовки современных конкурентоспособных специалистов медицинского профиля.
Практическая значимость статьи связана с тем, что на основе анализа специальной литературы и педагогического опыта авторов определены основные направления, по которым такая оптимизация может осуществляться.
1. Лебедев А.В. Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Педагогический журнал. 2017; Т. 7, № 3А: 257 - 265.
2. Набока А. Предпосылки развития профессионально ориентированного образования: философский аспект. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248
3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
4. Юрчук Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2014.
5. Омаров Н.К., Адильбекова Ж.К., Тасполатов Б.Т., Алимбаев М.Е. и др. Особенности компетентностного подхода в образовании. Вестник науки и образования. 2021; Ч. 2, № 7 (110): 15 - 17.
6. Торубаева И.И. Иностранный язык как инструмент развития профессиональной компетентности в современном медицинском образовании. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019; № 6-3: 33 - 36.
7. Доника А.Д. Комплексный анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов-медиков. Автореферат диссертации ... кандидата медицинских наук. Волгоград, 2005.
8. Башкуева Т.Д., Цыренжапова С.Д. О роли иностранного языка в личностно-профессиональном саморазвитии будущих медиков. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; Ч. 3, № 10 (64): 174 - 176.
9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Vol. 16, № 4: 1860 - 1872.
10. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.
11. Саламова З.М., Рамазанова П.М., Азиханова А.Э. Применение метода проектов в процессе организации иноязычной подготовки студентов-медиков. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 185 - 187.
12. Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка. Мир науки. Педагогика и психология 2020; № 1: 1 - 10.
13. Молдахмедова З.К. Значение ролевых игр в обучении английскому языку в высших учебных заведениях. Евразийский Союз Ученых. 2020; № 12 (81): 9 - 10. References
1. Lebedev A.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Pedagogicheskij zhurnal. 2017; T. 7, № 3A: 257 - 265.
2. Naboka A. Predposylki razvitiya professional'no orientirovannogo obrazovaniya: filosofskij aspeki. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248
3. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
4. Yurchuk G.V. Formirovanieprofessional'noorientirovannojyazykovojkompetenciistudentovmedicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2014.
5. Omarov N.K., Adil'bekova Zh.K., Taspolatov B.T., Alimbaev M.E. i dr. Osobennosti kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2021; Ch. 2, № 7 (110): 15 - 17.
6. Torubaeva I.I. Inostrannyj yazyk kak instrument razvitiya professional'noj kompetentnosti v sovremennom medicinskom obrazovanii. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019; № 6-3: 33 - 36.
7. Donika A.D. Kompleksnyjanaliz formirovaniyaprofessional'noznachimyh kachestv ustudentov-medikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata medicinskih nauk. Volgograd, 2005.
8. Bashkueva T.D., Cyrenzhapova S.D. O roli inostrannogo yazyka v lichnostno-professional'nom samorazvitii buduschih medikov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016; Ch. 3, № 10 (64): 174 - 176.
9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Vol. 16, № 4: 1860 - 1872.
10. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.
11. Salamova Z.M., Ramazanova P.M., Azihanova A.'E. Primenenie metoda proektov v processe organizacii inoyazychnoj podgotovki studentov-medikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 185 - 187.
12. Baldanova E.A., Dondokova N.B. Metody formirovaniya klyuchevyh kompetencij u studentov posredstvom inostrannogo yazyka. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya 2020; № 1: 1 - 10.
13. Moldahmedova Z.K. Znachenie rolevyh igr v obuchenii anglijskomu yazyku v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2020; № 12 (81): 9 - 10.
Статья поступила в редакцию 02.02.22
УДК 378
Guseva N.V., senior teacher, Federal State Educational Institution of Higher Education "Military University of Ministry of Defence of the Russian Federation";
senior teacher, Federal State Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF LINGUODIDACTIC TESTING IN TEACHING MILITARY TRANSLATION TO CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The article discusses a number of issues related to the linguodidactic testing role in teaching military translation to cadets of military universities. The study discloses features of socio-economic and cultural development of society at the present stage. It is proved that due to the metamorphoses that have occurred in society over the past three decades, the higher education system, including military, must inevitably undergo serious changes. The latter necessarily affect the sphere of control over the formation of students' competencies. In this regard, the main potencies inherent in both test forms in general and linguodidactic testing in particular at the educational system present development stage are considered. Features of linguodidactic testing specific types and the possibility of their integration into the cadets in military translation training process are also investigated.
Key words: higher education, higher military education, forms of current control, forms of intermediate control, test forms of control, linguodidactic testing, military translation.
Н.В. Гусева, ст. преп. ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», г. Москва, ст. преп. ФГБОУ ВО
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЕННОМУ ПЕРЕВОДУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с ролью лингводидактического тестирования при обучении военному переводу курсантов военных вузов. Непосредственно перед началом изучения основного предмета раскрываются особенности социально-экономического и культурного развития общества на современном этапе. Доказывается, что в связи с метаморфозами, произошедшими в социуме на протяжении трёх последних десятилетий, должна неизбежно претерпеть серьёзные изменения система высшего образования, в т.ч. военного. Последние затрагивают сферу контроля сформирован-ности компетенций обучаемых. В этой связи и рассматриваются основные потенции на современном этапе развития образовательной системы, присущие как тестовым формам вообще, так и лингводидактическому тестированию в частности. Исследуются также особенности конкретных видов лингводидакти-ческого тестирования и возможности их интеграции в процесс обучения курсантов военному переводу.
Ключевые слова: высшее образование, высшее военное образование, формы текущего контроля, формы промежуточного контроля, тестовые формы контроля, лингводидактическое тестирование, военный перевод.
Актуальность темы настоящей статьи связана, прежде всего, с глобальными трансформациями, фиксирующимися в современном обществе на протяжении последних тридцати лет и связанными с его переходом на постиндустриальную ступень. В новых социально-экономических и культурных условиях с неизбежностью должна измениться роль системы образования, в т.ч. военного. Вместо вооружения будущего специалиста суммой готовых знаний оно должно сосредоточиться на формировании личности, характеризующейся высокой степенью развития социальной мобильности, способностью к принятию нестандартных решений, готовностью развивать собственные профессиональные и личностные компетенции на протяжении всей жизни. Принимая во внимание процессы глобализации, отметим, что также возрастёт значение процесса формирования компетенций, связанных с поддержанием иноязычной коммуникации [1-4].
В условиях такого рода требований, предъявляемых обществом к подготовке специалистов системой ВО, в т.ч. военного, естественным образом встаёт вопрос модернизации системы контроля формирования компетенций будущих специалистов. В их числе одним из наиболее прогрессивных является тестирование, в частности лингводидактическое [5; 6; 7]. Рассмотрению ряда вопросов, связанных с его применением в ходе обучения военному переводу, будет посвящена настоящая статья.
Цель статьи - исследовать роль лингводидактического тестирования в процессе обучения военному переводу курсантов современных военных вузов.
С целью связаны задачи:
- исследовать основные возможности тестовых форм контроля сформи-рованности компетенций у курсантов военных вузов при обучении военному переводу;
- рассмотреть проблемы, возникающие при составлении тестовых заданий, и основные пути их решения;
- изучить преимущества лингводидактического тестирования перед другими формами контроля;
- разобрать основные виды лингводидактического тестирования.
Методы исследования: анализ специальной литературы и педагогического
опыта работы автора.
Как уже говорилось, значимое место в организации текущего и итогового контроля занимает тестирование [1; 3; 5; 8]. Интерес, проявляемый к этому последнему со стороны педагогов-исследователей и практиков, легко объясним, если учесть, что помимо своей основной функции тестирование может быть использовано в следующих качествах:
- эффективной диагностики возможных затруднений в ходе освоения учащимися языкового материала;
- прогнозирования успешности дальнейшего обучения иностранному языку [6-10].
При изучении иностранных языков объекты тестирования, в т.ч. лингводи-дактического, при обучении военному переводу могут быть различны (табл. 1).
Таблица 1
Объекты тестирования
Объект Разделы языкознания, в тестах которых он реализуется
Элементы языка Лексика
Грамматика
Стиль
Речевая деятельность Речевые умения
Устная речь
Аудирование
Перевод
Письмо
Чтение [8, с. 53]
Составление тестов сопряжено с необходимостью решения ряда проблем (табл. 2).