Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинский вуз / обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей / интегративный подход / инновационные образовательные технологии / межвузовская интеграция / студент / преподаватель / medical university / teaching foreign language to students of non-linguistic specialties / integrative approach / innovative educational technologies / interuniversity integration / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Э. Иманмагомедова, Х.К. Гусейнова, М.Ш. Рамазанова

В статье рассматриваются основные аспекты эффективного использования интегративного подхода в процессе преподавания английского языка в медицинском вузе. Доказывается необходимость его интеграции в языковую подготовку будущих медиков на современном этапе развития системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. На основе анализа специальной литературы демонстрируется эффективность такого подхода в процессе формирования современного специалиста, способного выжить и преуспеть в динамично меняющихся условиях современного общества. Исследуются основные возможности, существующие для внедрения интегративного подхода в систему языковой подготовки будущих медиков. Изучаются существенные педагогические условия, способствующие эффективному применению интегративного подхода в процессе обучения будущих медиков английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Э. Иманмагомедова, Х.К. Гусейнова, М.Ш. Рамазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH AT A MEDICAL UNIVERSITY

The article discusses the effective use of an integrative approach in teaching English at a medical university. The necessity of its integration into the future physicians’ language training at the Russian higher medical education system present development stage is proved. Based on the special literature analysis, the effectiveness of this approach in the process of forming a modern specialist capable of surviving and succeeding in the dynamically changing modern social conditions is demonstrated. The main possibilities existing for the introduction of the integrative approach into the system of future physicians’ language training are investigated. Further, the main pedagogical conditions that contribute to the effective application of the integrative approach in the process of teaching English to future doctors are studied.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

4. Kardanov R.R., Gauzhaeva V.A. Specifika organizacii vzaimodejstviya uchastkovogo upolnomochennogo policii s licami, obespechivayuschimi ohranu imuschestva na ob'ektah. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituts MVD Rossii. 2015; № 2 (29): 38 - 41.

5. Kirilova N.E. Teoretiko-metodologicheskie osnovy innovacionnyh tehnologij formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza: monografiya. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet, 2011.

6. Kolesnikova L.G., Ayupova 'El, Soldatova I.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: formirovanie kompetencij: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Centr nauchnogo sotrudnichestva, 2012.

7. Fabrikov M.S. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Vladimir: VlGU, 2021.

Статья поступила в редакцию 29.12.21

УДК 371

Imanmagomedova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

Guseynova Kh.K, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

Ramazanova M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

APPLICATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH AT A MEDICAL UNIVERSITY. The article discusses the effective use of an integrative approach in teaching English at a medical university. The necessity of its integration into the future physicians' language training at the Russian higher medical education system present development stage is proved. Based on the special literature analysis, the effectiveness of this approach in the process of forming a modern specialist capable of surviving and succeeding in the dynamically changing modern social conditions is demonstrated. The main possibilities existing for the introduction of the integrative approach into the system of future physicians' language training are investigated. Further, the main pedagogical conditions that contribute to the effective application of the integrative approach in the process of teaching English to future doctors are studied.

Key words: medical university, teaching foreign language to students of non-linguistic specialties, integrative approach, innovative educational technologies, interuniversity integration, student, teacher.

А.Э. Иманмагомедоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

Х.К. Гусейнова, канд. филол. наук, асс., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

М.Ш. Рамазаноеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются основные аспекты эффективного использования интегративного подхода в процессе преподавания английского языка в медицинском вузе. Доказывается необходимость его интеграции в языковую подготовку будущих медиков на современном этапе развития системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. На основе анализа специальной литературы демонстрируется эффективность такого подхода в процессе формирования современного специалиста, способного выжить и преуспеть в динамично меняющихся условиях современного общества. Исследуются основные возможности, существующие для внедрения интегративного подхода в систему языковой подготовки будущих медиков. Изучаются существенные педагогические условия, способствующие эффективному применению интегративного подхода в процессе обучения будущих медиков английскому языку.

Ключевые слова: медицинский вуз, обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей, интегративный подход, инновационные образовательные технологии, межвузовская интеграция, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется переход мирового и, в частности, российского общества на постиндустриальную ступень развития. Этот процесс затрагивает все стороны жизни общества, отражаясь на его социальной структуре, экономике и культуре. Естественно, что столь масштабные изменения, фиксирующиеся практически во всех аспектах существования социума, не могут не затронуть систему высшего медицинского образования [1-5].

Современный медицинский вуз должен готовить специалистов, способных к быстрой адаптации в динамично меняющейся среде. В частности, это касается языковой подготовки будущих медиков. Овладение английским языком должно способствовать облегчению выживания специалиста в информационном обществе, вооружению его системой знаний, умений и навыков, необходимых для оперативного поиска нужной информации в глобальном информационном пространстве. Кроме того, его важной чертой должна стать способность к постоянному саморазвитию и самообучению в течение всей жизни [3; 5; 6].

Цель статьи - изучение наиболее значимых аспектов применения интегра-тивного подхода к обучению студентов-медиков английскому языку на современной стадии развития отечественной системы высшего медицинского образования.

С поставленной целью связаны следующие задачи:

- вывести толкование понятия «интегративный подход», адекватное целям настоящего исследования;

- рассмотреть основные преимущества, присущие данному подходу, в т.ч. в процессе обучения английскому языку студентов медицинских вузов;

- изучить основные возможности для внедрения интегративного подхода в образовательную практику медицинского вуза, существующие на современном этапе его развития;

- исследовать основные педагогические условия эффективного применения этого подхода.

Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение, обобщение.

В рамках настоящей статьи под интегративным подходом применительно к преподаванию английского языка в медицинском вузе мы будем понимать педагогический подход, основанный на интеграции (от лат Иедга^опет -восстановление, объединение) и обеспечивающий комплексное видение участниками образовательного процесса изучаемой дисциплины [5, с. 80].

Использование такого подхода при обучении будущих медиков английскому языку предоставляет им следующие возможности:

- осознать общекультурную и профессиональную значимость изучаемого материала по английскому языку, его роль и место в системе знаний, умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной и социальной жизни;

- понять существующую логику междисциплинарных связей [1; 6].

В процессе преподавания английского языка интеграция может осуществляться на следующих уровнях:

1. Внутрипредметный, при котором происходит систематизация знаний, умений и навыков в рамках отдельной академической дисциплины, в т.ч. интересующего нас английского языка.

2. Межпредметный уровень подразумевает соединение фактов, понятий, принципов двух и более академических дисциплин.

3. Транспредметный -происходит синтез между компонентами содержания основного и дополнительного образования.

Опыт, накопленный на сегодняшний день педагогической наукой и практикой, позволяет нам говорить о наличии ряда преимуществ у интегративного

подхода. Они проявляются в т.ч. при его использовании в ходе преподавания иностранного языка будущим медикам. В числе таких преимуществ мы можем выделить:

- обеспечение целостного единства в ходе изучения сложных языковых объектов, явлений и процессов [3, с. 23];

- расширение возможностей для формирования специалиста «интегрального профиля», характеризующегося высоким уровнем развития общекультурной и профессиональной компетентности [4, с. 240-241];

- расширение возможностей для реализации комплексного подхода в обучении будущих медиков, способствующего, в свою очередь, интеграции молодых специалистов в современное общество [6, с. 182];

- создание педагогических условий для формирования у будущих медиков интегрального мышления, обеспечивающего его эффективное профессионально-личностное становление [1, с. 119];

- внедрение в образовательный процесс компетентностного и личност-но-деятельностного подходов;

- построение целостного эффективного учебно-воспитательного процесса в медицинском вузе [2; 4].

Возможности для внедрения интегративного подхода в процесс обучения иностранному языку студентов медицинских вузов весьма обширны, что отчасти объясняется спецификой данной дисциплины. Действительно, английский язык является не только объектом изучения конкретной дисциплины, но и средством обучения иным предметным областям. Данные обстоятельства благоприятствуют внедрению интегративного подхода на всех трёх уровнях, перечисленных нами выше [3; 5; 6].

Так, на младших курсах медицинских вузов внедрение интересующего нас подхода в практику обучения будущих медиков иностранному языку в первую очередь будет способствовать интеграции между дисциплинами гуманитарного цикла. К ним относятся:

- биоэтика;

- история медицины;

- латинский язык.

При интеграции иностранного языка с другими дисциплинами фиксируется не только объединение учебного материала в единое целое, но и совмещение различных осваиваемых систем. Кроме того, интенсифицируется процесс развития у студентов навыков профессионально направленного применения изучаемого языка. Английский язык, таким образом, предстаёт перед будущими медиками в качестве инструмента речевой деятельности, применимого в различных ситуациях социальной и профессиональной жизни [7; 8].

Изучение материала на основе интегративного подхода с большой вероятностью будет способствовать достижению следующих образовательных результатов:

- развитие у обучающихся заинтересованного отношения к будущей профессиональной деятельности;

- систематизация знаний, умений и навыков, получаемых в ходе профессиональной подготовки;

- повышение мотивации к освоению английского языка как средства получения и обработки профессионально значимой информации [9, с. 10].

Таким образом, английский язык наряду с медицинской латынью служит действенным инструментом, способствующим эффективному восприятию дисциплин учебного плана.

Внедрение интегративного подхода в повседневную образовательную практику медицинского вуза подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава. В частности, это касается вооружённости преподавателей системой знаний, умений и навыков, связанных с эффективным использованием современных активных и интерактивных методов, а равно инновационных образовательных технологий [1; 7; 8].

Эффективная реализация интегративного подхода в ходе преподавания английского языка студентам медицинского вуза связана с расширением использования в образовательном процессе следующих интерактивных методов:

- разработка учебных интернет-материалов;

- метод учебных проектов;

- кейс-стади;

- мозговой штурм;

- деловые и ролевые игры;

- широкое использование аутентичных материалов;

- разработка гибкого комплекса упражнений, позволяющих эффективно сформировать общекультурные и профессиональные иноязычные компетенции будущих медиков [10, с. 57].

При внедрении интегративного подхода в медицинском вузе, в т.ч. в процесс обучения студентов английскому языку, необходимым условием является взаимодействие между кафедрами иностранных языков, с одной стороны, и дей-

Библиографический список

ствующим студенческим научным обществом, с другой. Так повышается эффективность подготовки обучающихся к участию в международных мероприятиях различного характера и тем самым - эффективность их языковой подготовки за счёт повышения мотивации и доступа к языковому материалу [11, с. 184].

Ещё одно направление внедрения интегративного подхода в языковую подготовку студентов-медиков - интеграция межвузовского пространства. Последняя предоставляет участникам образовательного процесса медицинских вузов следующие возможности:

- всесторонней объективной оценки процесса обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей, в т.ч. будущих медиков;

- обмена опытом использования различных инновационных методов, позволяющих повысить эффективность работы в данном направлении [2; 5; 7; 8; 9].

К формам сотрудничества между медицинскими вузами, способствующим эффективному внедрению интегративного подхода в процесс языковой подготовки студентов, относятся:

- совместная работа профессорско-преподавательских составов вузов над составлением учебно-методических пособий;

- организация и проведение студенческих научно-практических «круглых столов», конкурсов, олимпиад и конференций;

- сотрудничество по линии НИР [1; 3; 4; 11].

Вышеперечисленные формы сотрудничества с высокой вероятностью позволяют добиться ряда улучшений в ходе внедрения интегративного подхода в процесс языковой подготовки будущих медиков.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что использование ин-тегративного подхода при обучении будущих медиков английскому языку предоставляет им возможности для осознания общекультурной и профессиональной значимости изучаемого материала, его роли и места в системе знаний, а также для понимания существующей логики междисциплинарных связей.

В ходе изучения английского языка интеграция может осуществляться на внутрипредметном, межпредметном и транспредметном уровнях.

Применение рассмотренного подхода при обучении студентов медицинского вуза английскому языку с определённой вероятностью будет способствовать обеспечению целостного единства в ходе изучения сложных языковых объектов, явлений и процессов, расширению возможностей для формирования специалиста «интегрального профиля», характеризующегося высокой степенью развития общекультурной и профессиональной компетентности, расширению возможностей для реализации комплексного подхода в обучении будущих медиков, созданию педагогических условий для формирования у будущих медиков интегрального мышления, внедрению в образовательный процесс медицинского вуза компетентностного и личностно-деятельностного подходов, а равно построению целостного эффективного учебно-воспитательного процесса.

Широта возможностей для внедрения интегративного подхода в процесс обучения иностранному языку студентов медицинских вузов объясняется тем фактом, что в их случае английский язык является не только объектом изучения конкретной дисциплины, но и средством обучения будущих специалистов иным предметным областям. Важным условием успешного внедрения интегративного подхода в повседневную образовательную практику медицинского вуза является высокий уровень развития профессиональной компетентности членов его педагогического коллектива.

В особенности это относится к знаниям, умениям и навыкам преподавателей, связанным с применением инновационных образовательных технологий в ходе обучения будущих медиков как английскому языку, так и иным дисциплинам.

Ещё одно необходимое условие успешного внедрения интегративного подхода в процесс обучения английскому языку студентов медицинских вузов - взаимодействие между кафедрами иностранных языков и действующим студенческим научным обществом. Успешности обучения будущих медиков английскому языку с использованием интегративного подхода также в немалой степени будет способствовать интеграция межвузовского пространства.

Также крайне важно в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе, как в любом неязыковом вузе, использовать современные средства диагностики уровня обученности студентов [11-14]. Это особенно важно, когда преподаватель изучает эффективность применяемых подходов в обучении, в том числе интегративного.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных проблем, связанных с внедрением интегративного подхода в процесс изучения английского языка в отечественных медицинских вузах на современном этапе их развития.

Теоретическая значимость статьи состоит в расширении знаний о возможностях интегративного подхода в процессе обучения будущих медиков английскому языку и необходимых условиях его успешного внедрения.

Практическая значимость заключается в том, что на основе анализа специальной литературы определены основные направления, по которым может осуществляться внедрение данного подхода в практику медицинских вузов.

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

2. Эксперты назвали главные проблемы российского образования. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

3. Сизганова Е.Ю. Реализация интегративного подхода в исследовательском обучении. Norwegian Journal of development of the International Science. 2018; № 17: 23 - 25.

4. Аверин В.А. Интегративный подход и принципы психологии развития человека. Психология человека в образовании. 2019; Т. 1, № 3: 240 - 248.

5. Соколова В.А., Титова Ю.В. Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности. Высшее образование в России. 2021; № 10: 78 - 86.

6. Гревцева ГЯ., Котлярова И.О., Сериков Г.Н., Фахрутдинова А.В., Циулина М.В. Методологические подходы к подготовке студентов к профессиональной инновационной деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2021; № 462: 181 - 191.

7. Клёнова В.А. Иностранная терминология в процессе изучения оперативной хирургии. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. № 1(20): 61 - 63.

8. Филиппова Е.О., Полякова Н.Е. Применение трансформаций при переводе научных медицинских текстов с английского языка на русский язык. Вестник ТГБУ. 2016; № 2 (167): 87 - 91.

9. Долгополова К.В. Иностранная терминология в процессе изучения нормальной и топографической анатомии. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017; № 4 (19): 9 - 11.

10. Николаева Т.Я., Чугунова С.А., Конникова Э.Э. Интерактивные методы обучения в неврологии. Вестник северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017; № 1(06): 55 - 58.

11. Маслова Н.Н., Сныткина Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А. и др. Возможности использования интерактивных технологий в неврологии. Смоленский медицинский альманах. 2016; № 2: 183 - 185.

12. Соколова Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

14. Гусева Н.В. Диагностика результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов как педагогическая проблема. Мир образования - образование в мире. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

References

1. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

2. 'Eksperty nazvali glavnye problemy rossijskogo obrazovaniya. Available at: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

3. Sizganova E.Yu. Realizaciya integrativnogo podhoda v issledovatel'skom obuchenii. Norwegian Journal of development of the International Science. 2018; № 17: 23 - 25.

4. Averin V.A. Integrativnyj podhod i principy psihologii razvitiya cheloveka. Psihologiya cheloveka v obrazovanii. 2019; T. 1, № 3: 240 - 248.

5. Sokolova V.A., Titova Yu.V. Integrativnyj podhod v prepodavanii inostrannogo yazyka v professional'noj deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 10: 78 - 86.

6. Grevceva G.Ya., Kotlyarova I.O., Serikov G.N., Fahrutdinova A.V., Ciulina M.V. Metodologicheskie podhody k podgotovke studentov k professional'noj innovacionnoj deyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 462: 181 - 191.

7. Klenova V.A. Inostrannaya terminologiya v processe izucheniya operativnoj hirurgii. Vestnik soveta molodyh uchenyh i specialistov Chelyabinskoj oblasti. 2018. № 1(20): 61 - 63.

8. Filippova E.O., Polyakova N.E. Primenenie transformacij pri perevode nauchnyh medicinskih tekstov s anglijskogo yazyka na russkij yazyk. Vestnik TGBU. 2016; № 2 (167): 87 - 91.

9. Dolgopolova K.V. Inostrannaya terminologiya v processe izucheniya normal'noj i topograficheskoj anatomii. Vestnik soveta molodyh uchenyh i specialistov Chelyabinskoj oblasti. 2017; № 4 (19): 9 - 11.

10. Nikolaeva T.Ya., Chugunova S.A., Konnikova 'E.'E. Interaktivnye metody obucheniya v nevrologii. Vestnik severo-vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Seriya: Medicinskie nauki. 2017; № 1(06): 55 - 58.

11. Maslova N.N., Snytkina N.N., Pysina A.M., Kislyakova E.A. i dr. Vozmozhnosti ispol'zovaniya interaktivnyh tehnologij v nevrologii. Cmolenskijmedicinskij al'manah. 2016; № 2: 183 - 185.

12. Sokolova N.I. Analiz ispol'zovaniya otkrytyh 'elektronnyh resursov v prepodavanii inostrannogo yazyka u studentov 'ekonomicheskih special'nostej vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 245 - 247.

13. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 189 - 191.

14. Guseva N.V. Diagnostika rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov kak pedagogicheskaya problema. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 1 (69): 240 - 243.

Статья поступила в редакцию 05.01.22

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY AT THE PRESENT STAGE. The article deals with problems of implementing a competence-based approach in teaching a foreign language at a university at the present stage. Attention is drawn to the stages of development of the competence approach, the specifics of its formation and significance at the present stage. It is concluded that one of the most important goals of the implementation of the considered approach is the formation of communicative competence, the features of its implementation in language learning within the university are considered, it is concluded that conceptually the implementation of this approach within a non-linguistic university and high school are similar to each other. It is noted that the key problem of implementing the competence approach in teaching a foreign language at a university is the assessment of competencies, in our opinion the most effective is the criterion method of assessment.

Key words: competence, competence approach, foreign language, foreign language education, university education.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, E-mail: NYuzhakova@fa.ru

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматривается проблематика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в современном вузе на современном этапе. Обращается внимание на этапы развития компетентностного подхода, специфику его становление и значение. Делается вывод о том, что одной из важнейших целей реализации рассматриваемого подхода является формирование коммуникативной компетенции, рассматриваются особенности его реализации в языковом обучении в рамках вуза, делается вывод о том, что концептуально реализация данного подхода в рамках неязыкового вуза и старшей школы схожи между собой. Отмечается, что ключевой проблемой реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе является оценивание компетенций. На наш взгляд, наиболее эффективным является критериальный способ оценки.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, иностранный язык, иноязычное обучение, вузовское обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.