Научная статья на тему 'Преподавание иностранного языка студентам-медикам в контексте профессиональных стандартов: автономно ориентированный подход'

Преподавание иностранного языка студентам-медикам в контексте профессиональных стандартов: автономно ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / АВТОНОМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / AUTONOMY-ORIENTED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSION-FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Вставская Юлия Алексеевна, Бурмакина Наталья Алексеевна

В условиях недавно принятых профессиональных стандартов для специалистов-медиков перед преподавателями иностранного языка медицинских университетов стоит задача научить студентов использовать коммуникативные навыки и компетенции, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, для выполнения их трудовых функций и решения профессиональных проблем. Помимо этого, отвечая потребностям всех студентов, педагоги должны поддерживать их автономность и способствовать реализации потенциала каждого обучающегося. Проведенный анализ научно-теоретической литературы и практики преподавания английского языка студентам-медикам позволяет обозначить особый потенциал автономно ориентированного подхода к организации учебного процесса. Применительно к обучению английскому языку студентов-медиков, автономно ориентированный подход предполагает персонализацию учебного процесса на основе использования комплекса образовательных практик. В рамках автономно ориентированного подхода определены условия, которые способны обеспечить новый тип профессионально ориентированной языковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Вставская Юлия Алексеевна, Бурмакина Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO MEDICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL STANDARDS: AUTONOMY-ORIENTED APPROACH

In the face of the newly approved professional standards for medical specialists university teachers of foreign language are expected to teach students to fulfill their job functions and solve professional problems using communicative skills and competences determined in the Federal State Educational Standards. Moreover, teachers are expected to meet the needs of all students, supporting their autonomy and moving them toward fulfillment of their individual potential. Based on a review of research, theory, and current practices of teaching English for medical students, this paper emphasizes the autonomy-oriented approach to the educational process organization. In the context of teaching Medical English, the autonomy-oriented approach means personalisation of the educational process through the use of a complex of educational practices. In the framework of the autonomy-oriented approach, we determined conditions which are able to ensure a new type of profession-focused foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Преподавание иностранного языка студентам-медикам в контексте профессиональных стандартов: автономно ориентированный подход»

Педагогика

378.016: 811.1

кандидат педагогических наук, доцент Гаврилюк Оксана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск);

кандидат биологических наук, доцент Вставская Юлия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск);

кандидат филологических наук, доцент Бурмакина Наталья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора

В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ В КОНТЕКСТЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: АВТОНОМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В условиях недавно принятых профессиональных стандартов для специалистов-медиков перед преподавателями иностранного языка медицинских университетов стоит задача научить студентов использовать коммуникативные навыки и компетенции, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, для выполнения их трудовых функций и решения профессиональных проблем. Помимо этого, отвечая потребностям всех студентов, педагоги должны поддерживать их автономность и способствовать реализации потенциала каждого обучающегося. Проведенный анализ научно-теоретической литературы и практики преподавания английского языка студентам-медикам позволяет обозначить особый потенциал автономно ориентированного подхода к организации учебного процесса. Применительно к обучению английскому языку студентов-медиков, автономно ориентированный подход предполагает персонализацию учебного процесса на основе использования комплекса образовательных практик. В рамках автономно ориентированного подхода определены условия, которые способны обеспечить новый тип профессионально ориентированной языковой подготовки.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, студенты-медики, профессиональные стандарты, автономно ориентированный подход, профессионально ориентированное обучение.

Annotation. In the face of the newly approved professional standards for medical specialists university teachers of foreign language are expected to teach students to fulfill their job functions and solve professional problems using communicative skills and competences determined in the Federal State Educational Standards. Moreover, teachers are expected to meet the needs of all students, supporting their autonomy and moving them toward fulfillment of their individual potential. Based on a review of research, theory, and current practices of teaching English for medical students, this paper emphasizes the autonomy-oriented approach to the educational process organization. In the context of teaching Medical English, the autonomy-oriented approach means personalisation of the educational process through the use of a complex of educational practices. In the framework of the autonomy-oriented approach, we determined conditions which are able to ensure a new type of profession-focused foreign language teaching.

Keywords: foreign language teaching, medical students, professional standards, autonomy-oriented approach, profession-focused training.

Введение. Среди трансформаций, происходящих в последние годы в высшем медицинском образовании, особое место занимает проблема трансформации в понимании сущности и роли дисциплины «Иностранный язык» в профессиональной подготовке выпускников медицинских вузов. Сегодня из разряда «второстепенного» для большинства обучающихся неязыковых вузов предмета, предполагающего изучение системы того или иного языка, иностранный язык переходит в разряд дисциплин, обусловливающих успешность продвижения в профессии, и становится средством личностно-профессионального саморазвития специалистов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) по медицинским специальностям наглядно свидетельствуют о необходимости перехода от обучения языку на примере специальной лексики к компетентностно ориентированному образованию, в котором язык выступает не самоцелью, а важным средством приобретения и реализации широкого спектра навыков и компетенций. Принятые за последние годы профессиональные стандарты, с одной стороны, усложняют задачу преподавателей, так как остается нерешенным вопрос их соотношения с ФГОС ВО [5, 7], с другой -конкретизируют обозначенные в ФГОС ВО компетенции в конкретных трудовых действиях, знаниях и умениях специалистов [3].

Сказанное актуализирует проблему разработки новых подходов, обеспечивающих такой тип профессионализации преподавания иностранного языка, при котором обучение языку будет способствовать эффективному выполнению специалистами-медиками целого ряда трудовых функций.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью исследования стало выявление и конкретизация наиболее полно отвечающих современной медицинской и фармацевтической практике (и, соответственно, отраженных в профессиональных стандартах) умений, формируемых в рамках языковых дисциплин в медицинских и фармацевтических вузах, а также постановка новых задач языковой подготовки и выявление адекватных данным задачам методов и средств их решения в современном образовательном контексте.

Изложение основного материала статьи. Материалом для исследования послужили принятые за последние годы (2015-2017) профессиональные стандарты в области здравоохранения. Данные стандарты были изучены на предмет выделения в них умений, формируемых в рамках языковых дисциплин и востребованных в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Как было выявлено, в принятых на сегодня профессиональных стандартах в области медицины и фармации («Специалист по педиатрии», «Врач-стоматолог», «Провизор» и другие) языковые компетенции

обозначены, в основном, косвенно, применительно к тем или иным трудовым действиям. Так, например, профессиональный стандарт «Врач-стоматолог» содержит такие связанные с языковыми компетенциями трудовые действия как «получение информации от пациентов» (при проведении обследования с целью установления диагноза), а также ряд умений, связанный с речевым умением обосновывать свое решение / рекомендацию (например, обосновывать объем лабораторных, инструментальных исследований, необходимость дополнительных обследований, методы лечения и т. п.), консультирование пациента по методам лечения стоматологических заболеваний.

Практически во все профессиональные стандарты включен раздел санитарно-гигиенического просвещения, формирования здорового образа жизни среди населения. Данный раздел тесно связан с языковыми компетенциями, без наличия которых практикующий специалист-медик вряд ли сможет успешно сформировать у пациентов мотивацию к ведению здорового образа жизни.

Красной нитью через профессиональные стандарты проходит идея профессионального развития специалиста, повышения квалификации путем участия в научно-практических конференциях, стажировках, которое в современном мире нередко требует владения иностранным языком (см., например, стандарт «Специалист по педиатрии»).

Стандарты профессиональной деятельности также акцентируют внимание на таких тесно связанных с языковыми компетенциями видах работы как информирование и консультирование пациента, его обучение правилам использования медицинского оборудования (в частности, стандарт «Специалист в области слухопротезирования»).

Как показал проведенный анализ, формируемые в курсе лингвистических дисциплин компетенции наиболее четко отражены в профессиональном стандарте «Провизор», где подчеркивается необходимость знания основ делового общения, межкультурной коммуникации и развития умения «осуществлять эффективные коммуникации в устной и письменной форме с коллегами, другими работниками здравоохранения и пациентами при решении профессиональных задач».

Воплощение отраженных в профессиональных стандартах положений в практику языковой подготовки специалистов в медицинских и фармацевтических вузах требует серьезных изменений на уровне всех аспектов процесса обучения иностранному языку. Эти изменения должны позволить сместить акцент с теоретического изучения языка на его практическое применение для решения различных проблемных профессиональных ситуаций, расширить сферу самореализации личности в медицинском образовании, предоставив ей возможности для выбора форм и видов деятельности, взаимодействия, творческой активности, личностно-профессионального саморазвития с использованием иностранного языка.

Сказанное обусловливает необходимость использования автономно ориентированного подхода, который обеспечивает возможность личного участия обучающихся в организации собственного обучения и профессионального развития (в соответствии с их потребностями и возможностями), самостоятельное формирование и реализацию ими образовательных установок и инициатив с использованием иностранного языка [12]. Тем самым, автономно ориентированный подход расширяет возможности для формирования мета-компетенций (в том числе общекультурных компетенций и востребованных сегодня «гибких навыков»).

Актуальность автономно ориентированного подхода обусловлена изменением требований к профессионалам в постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности (развитие науки, информационных технологий, глобализация и рост поликультурности и многоязычности общества). Дело в том, что особенность новых требований к подготовке специалистов заключается не столько в расширении количества процессов с использованием иностранного языка, в которых обучающиеся должны быть готовы принять участие, сколько в обеспечении у обучающихся учебной автономности, которая позволит им осуществлять самостоятельный поиск, отбор, интерпретацию, анализ новой информации и приобретать новые компетенции с использованием иностранного языка [9-11, 14].

Анализ научной литературы и практики преподавания иностранного языка в медицинском вузе позволил определить ряд условий реализации автономно ориентированного подхода в преподавании иностранного языка студентам-медикам. Среди таких условий, прежде всего, необходимо выделить персонификацию учебного процесса, предполагающую не только учет особенностей, характеристик и интересов отдельных студентов в ходе организации процесса обучения, но и реализацию специальных инициатив, ориентированных на определенные категории студентов (иностранные обучающиеся, студенты с повышенным уровнем английского языка, студенты СНО, слабо успевающие студенты и т.п.) [6]. Так, на кафедре латинского и иностранных языков КрасГМУ данное условие реализуется путем организации таких мероприятий, как:

1) обучающие телемосты, круглые столы, конференции, олимпиады, викторины и творческие проекты для студентов с повышенным уровнем английского языка и студентов СНО [8];

2) консультации, командные творческие конкурсы, участие в которых посильно и для студентов со слабым уровнем подготовки [13];

3) дистанционные мероприятия для работающих студентов (Интернет-викторины, Интернет-олимпиады, конкурсы видеороликов, работа с сайтом Центра межкультурной коммуникации, возможность дистанционного выполнения заданий и консультирования через функцию переписки на сайте вуза и т.п.) с использованием электронных ресурсов (в частности, видео сервиса YouTube), которые позволяют перенести часть теоретического материала на самостоятельное изучение, оставив больше времени для развития практических навыков в рамках аудиторных занятий [1];

4) обучающие конференции, конкурсы и творческие фестивали для иностранных обучающихся.

Особым потенциалом в реализации автономно ориентированного подхода обладает переход от

узкодисциплинарных к междисциплинарным видам работы (как в аудиторной работе, так и во внеаудиторной), способствующим формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций будущих врачей, кругозора студентов, развитию у них гражданско-патриотических, профессионально-этических качеств, способности к успешному интерактивному взаимодействию в профессиональной среде [16]. Примерами данных видов работы могут послужить:

1) реализация серии Интернет-олимпиад (вузовские, Всероссийская, 2016, Международная, 2017), задания которых направлены не просто на выявление навыков владения студентами иностранным языком, но и на формирование у них ряда общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе гражданско-патриотических и профессионально-этических [4].

2) реализация серии международных обучающих телемостов, посвященных наиболее острым проблемам современной медицины (проблемы питания, здорового образа жизни, информатизации медицины и т.п);

3) реализация проекта «Врач-гуманист», включающего серию межкафедральных, межвузовских мероприятий различного формата, направленных на развитие профессионально-этических качеств будущих врачей (конференции, проблемные дискуссии, круглые столы, международные форумы);

4) мероприятия Центра межкультурной коммуникации, направленные на формирование у обучающихся навыков успешной межкультурной коммуникации, преодоление коммуникационных барьеров, развитие навыков ораторского искусства, презентационных умений.

Степень профессионализации языковой подготовки может быть увеличена за счет постоянного пересмотра педагогом содержания обучения дисциплине «Иностранный язык», в которое на различных этапах подготовки могут быть включены обсуждение профессиональных планов и перспектив, содержания будущей профессии, образа профессионала, мотивы профессионального выбора, профессиональные ценности.

Следуя автономно ориентированному подходу в обучении иностранному языку студентов-медиков, важно развить у обучающихся не только навыки перевода специальных медицинских текстов, но и навыки работы с различными системами машинного перевода (с учетом их преимуществ и недостатков). В области письма важно сконцентрировать внимание на особенностях электронной почтовой переписки, на требованиях к подготовке научных статей в зарубежные журналы. В области чтения - на структуре и стратегиях работы с профессиональными иноязычными текстами (научными статьями, электронными базами данных, сайтами). В области устной речи необходимо готовить студентов к презентациям и обсуждению научных сообщений, деловой информации на иностранном языке в условиях поликультурной и многоязычной аудитории.

Еще одним условием, стимулирующим практическое применение студентами иностранного языка на основе автономно ориентированного подхода выступает интернационализация языковой подготовки в вузе [15], которая может быть обеспечена за счет организации международных обучающих проектов, в том числе в рамках сетевых программ обучения с партнерскими университетами [2].

Выводы. В целом, анализ содержания рассмотренных профессиональных стандартов позволяет заключить, что в большинстве из них нет формального упоминания ни о родном, ни об иностранном языке -речь идет о навыках успешной коммуникации в профессиональной сфере. Это, тем не менее, говорит вовсе не об отсутствии необходимости владения языками в практике здравоохранения, а лишь о расширении понятия «профессиональная коммуникация», которое приобретает междисциплинарный характер и включает владение различными языками и навыками межкультурной коммуникации в профессиональной области. Такой подход вызван растущей значимостью коммуникации в здравоохранении, а также современным темпом глобализации и интернационализации медицины и фармации.

Дисциплина «Иностранный язык» в современном контексте должна выступать не столько предметом, обучающим языковым фактам, сколько элементом междисциплинарной цепи профессионально ориентированной языковой подготовки, обеспечивающей профессиональное развитие специалистов и успешное решения ими целого ряда профессиональных задач на основе владения терминологией, готовности к изучению отечественной и зарубежной информации, ее качественной интерпретации и эффективному использованию в практике здравоохранения.

Достижению этой цели будет способствовать автономно ориентированный подход в организации языковой подготовки. Показателем успешности применения данного подхода к организации языковой подготовки выступает использование обучающимися приобретенных компетенций, а также приемов и методов самообучения (различные виды чтения, аннотирование, реферирование и др.), навыков коммуникации, освоенных в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык», при изучении дисциплин профессионального цикла и в дальнейшем, в ходе их непрерывного личностно-профессионального развития как специалистов.

Таким образом, отвечая на обусловленные появлением профессиональных стандартов вызовы, автономно ориентированный подход позволяет обеспечить переход от обучения студентов-медиков иностранному языку к их самодетерминированному непрерывному личностно-профессиональному развитию с использованием иностранного языка.

Литература:

1. Баева Т.А., Кубачева К.И. Инновационные технологии в иноязычном обучении студентов медицинского вуза / Т.А. Баева, К.И. Кубачева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2016. - № 4. - С. 201-206.

2. Гаврилюк О.А. Автономно ориентированный подход в высшем образовании: теоретические основания и практическое применение / О.А. Гаврилюк // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - No 3. - С. 360-370. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.360-370

3. Лазарев В.Н., Филоненко И.С. Профессиональные стандарты / В.Н. Лазарев, И.С. Филолненко // РЕМЕДИУМ Приволжье. - 2016. -№ 9 (149). - С. 5-8.

4. Митрофанова К.А., Гаврилюк О.А., Чемезов С.А. Межвузовская Интернет-Олимпиада по английскому языку среди студентов-медиков: опыт организации и проведения / К.А. Митрофанова, О.А. Гаврилюк, С.А. Чемезов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 1 (103). - С. 100-106.

5. Новиков П.Н., Селиверстова О.Ф., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития / П.Н. Новиков, О.Ф. Селиверстова, Т.Р. Новикова // Вестник ФГОУВПО МГАУ. -2014. -№ 1. - С. 7-11.

6. Парникова Г.М. Принципы обучения иностранному языку студентов из числа представителей коренных народов севера в неязыковом вузе / Г.М. Парникова // Педагогическое образование в России. -2016. - № 1. - C. 197-203.

7. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В.С. Сенашко // Высшее образование в России. - 2015. -№ 6. - С. 31-35.

8. Шайкина О. И. Information Technology in English Language Teaching. Podcasting in Higher Education / О.И. Шарайкина // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 287-289.

9. Aviram A. Beyond constructivism / A. Aviram // Studies in Philosophy and Education. 2000. -N. 19. - P. 465-489.

10. Godwin-Jones R. Autonomous language learning / R. Godwin-Jopnes // Language Learning & Technology. - 2015. -Vol. 15. -N 13. - P. 4-11.

11. Kusurkar R., Croiset G., Ten Cate T. Twelve tips to stimulate intrinsic motivation in students through autonomy-supportive classroom teaching derived from self-determination theory / R. Kusurkar, G. Croiset, T. Ten Cate // Med Teach. - 2011. - N 33. - P. 978-982. DOI: 10.3109/0142159X.2011.599896

12. Marandi S.S., Sadaghian S. A shift into autonomous education / S.S. Marandi, S. Sadaghian // Journal of English Language Teaching and Learning. -2016. -N. 17.

13. Mazur E. Farewell, Lecture? / E. Mazur // Science. - 2009. - N 323. - P. 50-51.

14. Oguz A. Developing a scale for learner autonomy support / A. Oguz // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2013. -Vol. 13. - N. 4. - P. 2187-2194. DOI: 10.12738/estp.2013.4.1870

15. Svensson L., Wihlborg M. Internationalising the content of higher education: the need for a curriculum perspective / L. Svensson, M. Wihlborg // Higher Education. 2010. - Vol. 60. - N. 6. - P. 595-613. DOI: 10.1007/s10734-010-9318-6

16. Zhang L., Atkin C. Conceptualizing humanistic competence in the language classroom by TJP - A Chinese case / L. Zhang, C. Atkin // International Education Studies. - 2010. - Vol. 3. - N 4. - P. 121-127.

Педагогика

378.1.014.544

аспирант Галлини Надежда Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФИЗИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены физическая структура информационно-справочных систем и организационные структуры административного менеджмента. Теоретически обоснованы физическая и организационная структуры проектирования технологии взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы образовательной организации высшего образования.

Ключевые слова: гибкая физическая структура технологии взаимодействия структурными подразделениями образовательной организации, трехмерная структура менеджмента технологии взаимодействия структурными подразделениями образовательной организации.

Annotation. In the article the physical structure of information-reference systems and organizational structures of administrative management are considered. Theoretical substantiation of the physical and organizational structure of designing the technology of interaction between structural units for the rationalization of the work of the higher education educational organization.

Keywords: flexible physical structure of technology of interaction by structural divisions of the educational organization, three-dimensional structure of management of technology of interaction by structural divisions of the educational organization.

Введение. Физическая и организационная структуры технологии взаимодействия структурных подразделений, представленные в данной статье, разработаны для рационализации работы образовательной организации высшего образования. Физическая структура технологии взаимодействия структурных подразделений образовательной организации представляет, собой сетевой вид физических компонентов с гибкой физической структурой в совокупности с трехмерной структурой менеджмента образовательной организации высшего образования, предоставляют возможность обеспечить рациональную и единую систему менеджмента образовательной организации высшего образования.

Формулировка цели статьи состоит в теоретическом обосновании физической и функциональной структуры технологии взаимодействия структурных подразделений для рационализации работы образовательной организации высшего образования.

Задачи исследования: обосновать применение системного подхода для разработки физической и организационной структур технологии взаимодействия структурными подразделениями для рационализации образовательной организации высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Одной из задач развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок Российской Федерации является совершенствование информационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий (распоряжение Правительства Российской Федерации от S декабря 2011 г. № 2227-р об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года). Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.

Для рациональной работы современной российской образовательной организации высшего образования необходима высокоэффективная технология взаимодействия структурных подразделений, согласованная с информационной системой - базовой средой автоматизированной информационной технологией.

Технология взаимодействия структурных подразделений образовательной организации высшего образования для рационализации работы образовательной организации высшего образования - комплексная информационно-справочная система анализа и мониторинга показателей абитуриентов, обучающихся и преподавателей GPAYALTA, по этой причине необходимо более подробно изучить физические структуры информационно-справочных систем и функциональные структуры организаций [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.