Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные технологии / деятельность преподавателей / участковые уполномоченные полиции в высших учебных заведениях системы МВД России / educational technologies / teachers’ activities / district police officers in higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

В статье раскрыто содержание образовательных технологий, используемых при подготовке участковых уполномоченных полиции в образовательных учреждениях МВД России. В современных условиях в процессе обучения курсантов, слушателей преподавателю необходимо внести существенные изменения в свою деятельность для реализации новых образовательных стандартов. Важно учитывать изменения в технологиях обучения и шире их использовать. Использование образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции является залогом успеха формирования знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов системы МВД России. Авторы статьи сделали вывод о необходимости совершенствования деятельности преподавателей по реализации технологий в образовательный процесс при подготовке сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF TEACHERS IN TRAINING OF DISTRICT POLICE OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article reveals the content of educational technologies used in the training of district police commissioners in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In modern conditions, in the process of training cadets, students, the teacher needs to make significant changes in his activities to implement new educational standards. It is important to take into account changes in learning technologies and to make greater use of them. The use of educational technologies in the training of district police commissioners is the key to the success of the formation of knowledge, skills and abilities necessary for the training of highly qualified specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors of the article concluded that it is necessary to improve the activities of teachers in the implementation of educational technologies in the educational process in the training of police officers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

5. Харитонова Е.А. Зарубежный опыт обучению смысловому чтению детей с особыми образовательными потребностями (аналитический обзор зарубежных источников). Наука. 2020; № 23: 136 - 139.

References

1. Belikova N.P Inklyuzivnoe obrazovanie: vozmozhno li na dannom 'etape razvitiya obrazovaniya? Inklyuzivnoe obrazovanie. 2019; № 7: 28 - 31.

2. Boranbaeva A.S. Formirovanie inklyuzivnoj kul'tury v obscheobrazovatel'noj shkole. Nauchnyjpotencial. 2021; № 1-2 (32): 45 - 49.

3. Sorokumova S.N. Organizaciya inklyuzivnogo obucheniya v usloviyah modernizacii obrazovaniya. Izvestiya Samarskogonauchnogo centra Rossijskoj akademiinauk. 2011; T. 13, № 2: 618 - 620.

4. Vayrynen S. Guide pour la scolarisation des enfants et adolescents en situation de handicap. Rovaniemi. 2018: 56: 5 - 8.

5. Haritonova E.A. Zarubezhnyj opyt obucheniyu smyslovomu chteniyu detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami (analiticheskij obzor zarubezhnyh istochnikov). Nauka. 2020; № 23: 136 - 139.

Статья поступила в редакцию 29.12.21

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF TEACHERS IN TRAINING OF DISTRICT POLICE OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article reveals the content of educational technologies used in the training of district police commissioners in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In modern conditions, in the process of training cadets, students, the teacher needs to make significant changes in his activities to implement new educational standards. It is important to take into account changes in learning technologies and to make greater use of them. The use of educational technologies in the training of district police commissioners is the key to the success of the formation of knowledge, skills and abilities necessary for the training of highly qualified specialists of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors of the article concluded that it is necessary to improve the activities of teachers in the implementation of educational technologies in the educational process in the training of police officers.

Key words: educational technologies, teachers' activities, district police officers in higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф. кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. кафедры криминалистики Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: gigalovagalina@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В статье раскрыто содержание образовательных технологий, используемых при подготовке участковых уполномоченных полиции в образовательных учреждениях МВД России. В современных условиях в процессе обучения курсантов, слушателей преподавателю необходимо внести существенные изменения в свою деятельность для реализации новых образовательных стандартов. Важно учитывать изменения в технологиях обучения и шире их использовать. Использование образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции является залогом успеха формирования знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов системы МВД России. Авторы статьи сделали вывод о необходимости совершенствования деятельности преподавателей по реализации технологий в образовательный процесс при подготовке сотрудников полиции.

Ключевые слова: образовательные технологии, деятельность преподавателей, участковые уполномоченные полиции в высших учебных заведениях системы МВД России.

Актуальность данной темы взаимосвязана с деятельностью преподавателей по реализации образовательных технологий в учебном процессе.

Важным условием качественной профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции является внедрение преподавателями в учебный процесс современных образовательных технологий, что выступает важной задачей педагогической науки по подготовке сотрудников полиции.

Целью статьи является использование передового опыта преподавателей по использованию образовательных технологий при обучении сотрудников органов внутренних дел.

Методы исследования: анализ научных источников, наблюдение, обобщение и синтез педагогического опыта преподавателей высшего учебного заведения МВД России.

Важно отметить, что особенностью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для высших учебных заведений системы МВД России является деятельный подход, в котором сформулирована основная задача по подготовке профессионального сотрудника полиции - участкового уполномоченного полиции. Для комплексного обучения сотрудника полиции следует оптимально сочетать традиционные формы обучения и использование в учебном процессе современных образовательных технологий для формирования умений, знаний и навыков с учетом особенностей практической

деятельности сотрудника полиции конкретного структурного подразделения органов внутренних дел России.

Современным образовательным технологиям уделяли серьезное внимание следующие ученые: Е.Н. Ашанина [1], В.А. Багина [2], Л.А. Бураева, РР Карданов [3], В.А. Гаужаева [4], Н.Е. Кирилова [5], Л. Г Колесникова [6], М.С. Фабриков [7] и др. Следует использовать опыт преподавания с использованием образовательных технологий, разработанных вышеуказанными учеными.

Современные образовательные технологии создают благоприятные предпосылки для расширения границ образовательной деятельности преподавателей, в том числе по таким дисциплинам, как «Первая помощь», «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Судебная медицина и судебная психиатрия».

Между тем в настоящее время многие ученые пришли к выводу о том, что преподавателям системы МВД целесообразно использовать в обучении традиционную классическую модель образования, но при этом максимально применять современные технологии обучения для формирования знаний, умений, навыков будущего сотрудника органов внутренних дел. Такой подход в обучении обеспечит эффективность учебного процесса при подготовке курсантов, слушателей, обеспечит смену видов их деятельности, а также позволит преподавателю реализовать принципы здоровье сбережения. Преподавателю следует делать пра-

вильный выбор образовательной технологии с учетом содержания изучаемой дисциплины, целей, вида аудиторного занятия, уровня подготовленности курсантов, слушателей, их возрастной категории и мотивированности обучающихся на получение необходимых знаний, выработку навыков и умений решения служебных задач в практической деятельности участкового уполномоченного полиции.

Образовательная технология - это использование преподавателем совокупности приемов в обучении, реализации преподавателем своих знаний в образовательном процессе при осуществлении взаимодействия с обучающимися, управление ими при их обучении, передаче преподавателем личного опыта своей профессиональной деятельности для обеспечения эффективности учебного процесса и подготовки обучающихся к самостоятельной практической деятельности.

Для реализации образовательной технологии преподавателю необходимо учитывать возможности использования технических средств в учебном процессе. В деятельности преподавателя по обучению курсантов, слушателей в учебном процессе следует придерживаться определенной последовательности действий, операций, которые взаимосвязаны с деятельностью преподавателя и направлены на достижение целей обучения. В соответствии с требованиями ФГОС ВО следует выделить основные образовательные технологии:

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникационную;

- развития критического мышления;

- развивающего обучения;

- игровые технологии;

- кейс-технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет улучшить качество процесса обучения, обеспечивает гармоничное развитие сотрудника органов внутренних дел, который имеет навыки ориентации в информационном пространстве, взаимосвязанном с деятельностью органов внутренних дел, а также использование информационно-коммуникационных возможностей образовательных технологий, формирование у курсантов информационной культуры, а также представление опыта практической деятельности и выявление его результативности.

Достижение вышеуказанных целей преподавателем возможно посредством реализации следующих задач:

- использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

- формирование у курсантов интереса к процессуальной деятельности сотрудника органа дознания и стремления к дополнительным знаниям путем самосовершенствования своей профессиональной подготовки;

- развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения;

- создание условий для мотивированности курсантов на получение знаний о служебной деятельности участкового уполномоченного полиции;

- направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

- дать обучающимся знания, определяющие свободный, осмысленный выбор их профессиональной деятельности в органах внутренних дел.

Преподавателю необходимо применять новые информационные технологии в высшем учебном заведении, а также использовать новые технические средства, формы и методы преподавания дисциплин «Первая помощь», «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия», новые подходы к организации учебного процесса.

В настоящее время необходимо сформировать умение курсанта получать информацию из разных источников о служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, пользоваться ей в определенных следственных ситуациях при выявлении события преступления и принятия решений о выполнении процессуальных действий, направленных на установление лица, совершившего преступление.

Реализацию информационно-коммуникационных технологий возможно разделить на следующие этапы.

На начальном этапе преподавателю следуют выявить учебный материал, который необходимо представить обучающимся, сделать анализ образовательной программы, определить тему в соответствии с тематическим планом, выбрать вид аудиторного занятия и особенности изучения материала на данном занятии.

На следующем этапе нужно подобрать информационные продукты, готовые образовательные ресурсы, создать собственные продукты (презентации, обучающие и контролирующие программы).

На последующем этапе преподавателю следует применять информационные продукты на лекциях, занятиях семинарского типа, в ходе самостоятельной работы курсанта и процессе руководства научно-исследовательской деятельностью курсантов.

На последнем этапе преподавателю необходимо сделать анализ эффективности применения информационно-коммуникационных технологий использования и изучить полученные результаты по получению знаний по конкретной дисциплине.

В процессе обучения курсантов, слушателей по узкой специализации «Деятельность участкового уполномоченного полиции» преподавателем следует использовать технологию критического мышления.

При проведении аудиторных занятий преподавателю необходимо учитывать, что данная технология состоит из трех стадий организации учебного процесса:

На этапе вызова из памяти ранее полученных знаний курсант, слушатель по предлагаемому заданию об обстоятельствах совершения преступления должен актуализировать имеющиеся знания и представления о последовательности действий сотрудника полиции по сведениям о событии преступления, формируется профессиональный интерес, определяются цели и задачи выполнения задания применительно к конкретной ситуации.

На следующей стадии курсант, слушатель должен осмыслить полученные сведения об обстоятельствах совершения преступления с учетом новой информации, которая получена из задания. Данную информацию следует систематизировать курсанту, слушателю и определить процессуальные действия, которые следует выполнить для установления доказательств, которые имеют отношение к деятельности участкового уполномоченного полиции в служебной ситуации. У курсанта, слушателя должна формироваться собственная позиция принятия решений в уголовно-процессуальной деятельности. Преподавателю необходимо контролировать понимание курсантом, слушателем учебного материала.

На этапе размышления курсанта, слушателя закрепляются новые знания, окончательно формируются навыки, умения принятия участковым уполномоченным полиции процессуальных решений в досудебном производстве.

В процессе проведения аудиторных занятий курсанты могут овладеть способами интегрирования сведений об обстоятельствах совершения преступления и выработать собственное мнение, которое они должны уметь сообщить дознавателю, следователю, прокурору; использовать опыт деятельности органов предварительного расследования, строить умозаключения и логические цепи процессуальных действий для получения доказательств, уметь выражать свое отношение к решениям, которые следует принимать в их профессиональной деятельности в отдельных служебных ситуациях. Для развития критического мышления преподавателям в учебном процессе необходимо использовать следующие приемы: мозговой штурм, корзину идей, метод контрольных вопросов и перекрестную дискуссию. В учебном процессе преподавателям важно использовать технологию проблемного обучения.

Проблемное обучение в вузах системы МВД России помогает преподавателям организовать проведение аудиторных занятий, которые позволяют им создать проблемные ситуации в деятельности участкового уполномоченного полиции и сформировать у курсантов самостоятельный подход к овладению ими профессиональными знаниями, навыками, умениями сотрудника органов внутренних дел и развивать мыслительные способности принятия законных решений в практической деятельности.

Проблемные ситуация из практики деятельности участкового уполномоченного полиции должны соответствовать интеллектуальным возможностям курсантов, слушателей, способствовать мотивации обучающихся найти направления разрешения служебной ситуации.

Проблемные ситуации деятельности сотрудников полиции могут быть включены в учебные задачи, практические задания и т.п. Проблемные ситуации должны быть взаимосвязаны с условиями практической деятельности участкового уполномоченного полиции и определенными типами практических заданий его уголовно-процессуальной деятельности.

Преподаватель перед курсантами, слушателями формулирует проблемы и при его непосредственном участии обучающиеся самостоятельно решают данные проблемы и составляют процессуальные документы.

Самостоятельность познавательной деятельности обучающихся в процессе проблемного обучения реализуется преподавателем в формах проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Проблемное обучение позволяет преподавателю создать предпосылки для алгоритмизации деятельности курсантов, слушателей в практической деятельности участкового уполномоченного полиции.

При использовании преподавателями кейс-технологий следует учитывать, что они включают ролевые игры, ситуативный анализ и метод проектов.

В кейс-технологии преподавателем предлагается курсантам сделать анализ реальной ситуации из деятельности участкового уполномоченного полиции, в которой сформулированы проблемы процессуальной деятельности сотрудника органов внутренних дел, актуализирован комплекс знаний, который позволит разрешить данную проблему практической ситуации.

В результате анализа конкретной ситуации на основе ранее полученных знаний курсанты, слушатели могут применить имеющиеся знания на практике.

Рассматриваемые технологии повышают интерес обучающихся к дисциплинам «Криминалистика», «Судебная медицина и судебная психиатрия» и «Уголовно-процессуальное право» и создают необходимые условия для развития у курсантов, слушателей важных качеств: профессиональный подход к выполнению своих служебных обязанностей; коммуникабельность с гражданами для защиты их интересов, умение анализировать исходные данные об обстоятельствах совершения преступления, выполнять процессуальные действия и принимать законные решения для обеспечения прав граждан.

В процессе использовании преподавателем кейс-технологий в высшем учебном заведении у обучающихся развиваются навыки анализа и критического

мышления процессуальных ситуаций, рационально сочетаются положения теории уголовно-процессуальной деятельности и реализации ее на практике. Курсант, слушатель получает представление об алгоритме действий и принимаемых решений в практической деятельности участкового уполномоченного полиции, а также формируются навыки оценки различных вариантов в условиях недостаточных сведений об обстоятельствах совершения преступления и лице, его совершившем.

Данная технология позволяет научить обучающихся действовать самостоятельно и в составе следственно-оперативной группы.

Кроме этого, курсанты, слушатели учатся анализировать сведения о событии преступления, выявлять проблемы, возникающие в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел и определять последовательность действий в конкретной служебной ситуации.

Кейс-технологии позволяют получить курсантам, слушателям коммуникативные навыки, сформировать у них интерактивные умения, способствующие оптимальному взаимодействию с сотрудниками полиции других подразделений и принятию решения в соответствии со служебной ситуацией.

Для активизации кейс-метода в учебном процессе преподавателями используются: метод ситуационно-ролевых игр; метод ситуационного анализа; метод дискуссии.

Подготовка участкового уполномоченного полиции требует от преподавателя максимального погружения обучающегося в реальную обстановку, возникающую в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Кейс-технологии позволяют смоделировать фабулу, ситуацию для оценки и последующего принятия оптимального, наиболее удачного решения проблемы, обозначенной в ситуационной задаче.

Кейс-технология может включать следующие типы кейсов:

1. Практические кейсы, ориентированные на формирование у обучающегося навыка решения задачи с практическим её исполнением (проведение осмотра места происшествия, трупа на месте его обнаружения, отработка навыка оказания первой помощи пострадавшему).

2. Обучающие кейсы, которые предъявляют требования к обучающему в виде освоения пула документации, умения вычленить из текста ключевые данные и впоследствии использовать их для формирования выводов по проблеме, обозначенной ситуационной задачей.

3. Кейсы научно-исследовательские, имеющие цель доработать имеющуюся нормативную базу, усовершенствовать технику проведения следственных действий, определить оптимальную последовательность действий либо самостоятельно создать проблемную ситуацию.

Несомненно, подготовка любого из указанных кейсов требует от преподавателя, проводящего подготовку участковых уполномоченных полиции, досконального владения не только теоретическим материалом, но и компетентностным подходом к практической составляющей деятельности сотрудника ОВД. Определяя структуру кейса при подготовке участковых уполномоченных полиции важно учитывать частотность ситуаций.

Каждый кейс мы рекомендуем наполнить следующим содержимым:

1. Фабула (непосредственно проблема, ситуационная задача, видеофрагмент с заданием и т.п.). Важно учитывать реальность используемой ситуации, логику явлений и взаимосвязь с профессиональной деятельностью обучающегося. Компонуя проблемную ситуацию, преподаватель должен учитывать профиль подготовки участкового уполномоченного полиции и включать в структуру кейса компетенции, предложенные рабочими программами изучаемых дисциплин. Одновременно на этапе подготовки преподаватель решает вопрос формы презентации кейса на занятии.

2. Задания кейса. Разрабатывая задания кейса, преподаватель определяет степень обсуждаемости вопросов, форму дискуссии. С целью активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей в задания рекомендуем включать ролевую, деловую игру как способ погружения в проблему. Распределение ролей предполагает более полное слияние со структурой ситуации, применение

Библиографический список

и отработку практических навыков, предлагаемых фабулой кейса. Уже на этапе формулировки заданий преподаватель должен представлять конечный результат, предполагаемые действия курсантов и слушателей в момент обсуждения и поиска решения заданий кейса. Непременным условием исполнения решения будет решение заданий каждого кейса в полном объёме. В процессе решения куранты и слушатели согласовывают с преподавателем ключевую проблему и возможные варианты ответвления.

3. Ресурсы. Под ресурсами кейса понимают средства для достижения искомого результата в виде решения заданий. В перечень ресурсов, предполагаемых для решения кейса, в обязательном порядке вводим нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участкового уполномоченного полиции.

4. Особые условия. Под особыми условиями понимаем варианты, которые введены в кейс с целью усложнения ситуации, возможно использование провокационных средств и ресурсов «чёрного ящика», содержащих вновь выявленные обстоятельства.

Одновременно на занятии рекомендуем для обсуждения и решения не более двух кейсов. Вид используемого кейса зависит от цели, которую формулирует преподаватель на этапе создания фабулы. Общими целями кейса рекомендуем поставить обучение навыкам эффективной коммуникации внутри групп и между группами, умение работать в интересах команды и определение лидера.

Работа в группах при реализации кейс-технологии в обучении предполагает получение задания, определение очерёдности действий, приёмов и последовательности действий, определения инструментов для решения при работе в режиме минимума или максимума, определение направлений возможного исхода ситуации, установление оптимального варианта решения кейса в ситуации, при которой участник событий по условию остаётся один или в условиях присутствия третьих лиц.

Достаточно сложным моментом в работе преподавателя при использовании кейс-технологий можно назвать оценку результатов работы групп над кейсом. Предлагает трёхбалльную систему оценки решения кейса:

- грамотное решение и наиболее правильное обоснование - 3 балла;

- правильное решение без обоснования - 2 балла;

- решение с неточностями без обоснования - 1 балл;

- отсутствие решения - 0 баллов.

На этапе оценки преподавателем работы группы и вклада каждого участника группы в решение общей задачи преподаватель отмечает достижение поставленных в начале занятия целей.

Данная технология создает благоприятные предпосылки для использования курсантом, слушателем самостоятельно знаний для решения ситуационной проблемы в деятельности участкового уполномоченного полиции. Обучающиеся мотивируются преподавателями для получения знаний по дисциплинам, которые имеют большое значение для практической деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Таким образом, кейс-технология, которая используется для обучения, основана на реальных практических ситуациях и направлена на формирование у обучающихся новых качеств и умений деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Выводом из рассмотренных положений будет являться необходимость совершенствования деятельности преподавателей по реализации образовательных технологий в образовательный процесс при подготовке сотрудников полиции.

Научная новизна статьи взаимосвязана с важностью оперирования преподавателями образовательными технологиями при обучении сотрудников органов внутренних дел.

Теоретическая значимость статьи определяется целесообразностью формирования у преподавателей педагогических знаний об образовательных технологиях в учебный процесс при проведении различных видов занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая значимость статьи заключается в совершенствовании деятельности преподавателей образовательных организаций МВД России при обучении участковых уполномоченных полиции.

1. Ашанина Е.Н. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021.

2. Багина В.А., Боровкова О.А., Гулеева О.В. и др. Современные образовательные технологии: монография. Новосибирск: ЦРНС, 2017; Кн. 6.

3. Бураева Л.А. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел в условиях информатизации правоохранительной деятельности. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013; № 10-2 (36): 45 - 48.

4. Карданов РР, Гаужаева В.А. Специфика организации взаимодействия участкового уполномоченного полиции с лицами, обеспечивающими охрану имущества на объектах. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015; № 2 (29): 38 - 41.

5. Кирилова Н.Е. Теоретико-методологические основы инновационных технологий формирования здорового образа жизни студентов в образовательном пространстве вуза: монография. Владимир: Владимирский государственный университет, 2011.

6. Колесникова Л.Г., Аюпова Э.И., Солдатова И.А. Управление человеческими ресурсами: формирование компетенций: учебное пособие. Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2012.

7. Фабриков М.С. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Владимир: ВлГУ 2021.

References

1. Ashanina E.N. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2021.

2. Bagina V.A., Borovkova O.A., Guleeva O.V. i dr. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: monografiya. Novosibirsk: CRNS, 2017; Kn. 6.

3. Buraeva L.A. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del v usloviyah informatizacii pravoohranitel'noj deyatel'nosti. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i prakiiki. 2013; № 10-2 (36): 45 - 48.

4. Kardanov R.R., Gauzhaeva V.A. Specifika organizacii vzaimodejstviya uchastkovogo upolnomochennogo policii s licami, obespechivayuschimi ohranu imuschestva na ob'ektah. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015; № 2 (29): 38 - 41.

5. Kirilova N.E. Teoretiko-metodologicheskie osnovy innovacionnyh tehnologij formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza: monografiya. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet, 2011.

6. Kolesnikova L.G., Ayupova 'El, Soldatova I.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: formirovanie kompetencij: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Centr nauchnogo sotrudnichestva, 2012.

7. Fabrikov M.S. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Vladimir: VlGU, 2021.

Статья поступила в редакцию 29.12.21

УДК 371

Imanmagomedova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

Guseynova Kh.K, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

Ramazanova M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: rafrus1@yandex.ru

APPLICATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH AT A MEDICAL UNIVERSITY. The article discusses the effective use of an integrative approach in teaching English at a medical university. The necessity of its integration into the future physicians' language training at the Russian higher medical education system present development stage is proved. Based on the special literature analysis, the effectiveness of this approach in the process of forming a modern specialist capable of surviving and succeeding in the dynamically changing modern social conditions is demonstrated. The main possibilities existing for the introduction of the integrative approach into the system of future physicians' language training are investigated. Further, the main pedagogical conditions that contribute to the effective application of the integrative approach in the process of teaching English to future doctors are studied.

Key words: medical university, teaching foreign language to students of non-linguistic specialties, integrative approach, innovative educational technologies, interuniversity integration, student, teacher.

А.Э. Иманмагомедоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

Х.К. Гусейнова, канд. филол. наук, асс., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

М.Ш. Рамазаноеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», г. Махачкала,

E-mail: rafrus1@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются основные аспекты эффективного использования интегративного подхода в процессе преподавания английского языка в медицинском вузе. Доказывается необходимость его интеграции в языковую подготовку будущих медиков на современном этапе развития системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. На основе анализа специальной литературы демонстрируется эффективность такого подхода в процессе формирования современного специалиста, способного выжить и преуспеть в динамично меняющихся условиях современного общества. Исследуются основные возможности, существующие для внедрения интегративного подхода в систему языковой подготовки будущих медиков. Изучаются существенные педагогические условия, способствующие эффективному применению интегративного подхода в процессе обучения будущих медиков английскому языку.

Ключевые слова: медицинский вуз, обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей, интегративный подход, инновационные образовательные технологии, межвузовская интеграция, студент, преподаватель.

Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что на протяжении трёх последних десятилетий фиксируется переход мирового и, в частности, российского общества на постиндустриальную ступень развития. Этот процесс затрагивает все стороны жизни общества, отражаясь на его социальной структуре, экономике и культуре. Естественно, что столь масштабные изменения, фиксирующиеся практически во всех аспектах существования социума, не могут не затронуть систему высшего медицинского образования [1-5].

Современный медицинский вуз должен готовить специалистов, способных к быстрой адаптации в динамично меняющейся среде. В частности, это касается языковой подготовки будущих медиков. Овладение английским языком должно способствовать облегчению выживания специалиста в информационном обществе, вооружению его системой знаний, умений и навыков, необходимых для оперативного поиска нужной информации в глобальном информационном пространстве. Кроме того, его важной чертой должна стать способность к постоянному саморазвитию и самообучению в течение всей жизни [3; 5; 6].

Цель статьи - изучение наиболее значимых аспектов применения интегра-тивного подхода к обучению студентов-медиков английскому языку на современной стадии развития отечественной системы высшего медицинского образования.

С поставленной целью связаны следующие задачи:

- вывести толкование понятия «интегративный подход», адекватное целям настоящего исследования;

- рассмотреть основные преимущества, присущие данному подходу, в т.ч. в процессе обучения английскому языку студентов медицинских вузов;

- изучить основные возможности для внедрения интегративного подхода в образовательную практику медицинского вуза, существующие на современном этапе его развития;

- исследовать основные педагогические условия эффективного применения этого подхода.

Методы исследования: анализ специальной литературы, наблюдение, обобщение.

В рамках настоящей статьи под интегративным подходом применительно к преподаванию английского языка в медицинском вузе мы будем понимать педагогический подход, основанный на интеграции (от лат. Иедга^опет -восстановление, объединение) и обеспечивающий комплексное видение участниками образовательного процесса изучаемой дисциплины [5, с. 80].

Использование такого подхода при обучении будущих медиков английскому языку предоставляет им следующие возможности:

- осознать общекультурную и профессиональную значимость изучаемого материала по английскому языку, его роль и место в системе знаний, умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной и социальной жизни;

- понять существующую логику междисциплинарных связей [1; 6].

В процессе преподавания английского языка интеграция может осуществляться на следующих уровнях:

1. Внутрипредметный, при котором происходит систематизация знаний, умений и навыков в рамках отдельной академической дисциплины, в т.ч. интересующего нас английского языка.

2. Межпредметный уровень подразумевает соединение фактов, понятий, принципов двух и более академических дисциплин.

3. Транспредметный -происходит синтез между компонентами содержания основного и дополнительного образования.

Опыт, накопленный на сегодняшний день педагогической наукой и практикой, позволяет нам говорить о наличии ряда преимуществ у интегративного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.