Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / преподаватель / современные образовательные технологии / высшее учебное заведение МВД России / участковые уполномоченные полиции / деловая игра / проектная деятельность / игровые технологии / cadet / teacher / modern educational technologies / higher educational institution of Ministry of Internal Affairs of Russia / district police officers / business game / project activity / game technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

В статье рассматриваются отдельные направления использования современных образовательных технологий в обучении участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России для их дальнейшей службы в органах внутренних дел. Для оптимизации учебного процесса при подготовке курсантов и слушателей в высших образовательных организациях МВД России для их последующей деятельности в должности участковых уполномоченных полиции следует в полном объеме использовать современные образовательные технологии при формировании у них теоретических знаний и выработке необходимых умений и навыков при принятии решений в оперативно-служебной деятельности. В процессе работы над конкретным проектом деятельность курсантов взаимосвязана со служебной ситуацией в уголовно-процессуальной деятельности, должны быть определены направления разрешения комплекса исследовательских, информационных и практических проблем. Курсанты планируют целенаправленные действия по установлению проблем при анализе материалов, полученных в результате предварительной проверки сообщения о преступлении либо в результате расследования уголовного дела. Это повышает эффективность профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING OF DISTRICT POLICE OFFICERS

The article discusses some areas of the use of modern educational technologies in the training of district police officers in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their further service in the internal affairs bodies. To optimize the educational process in the preparation of cadets and trainees in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their subsequent activities as district police officers, modern educational technologies should be fully used in the formation of their theoretical knowledge and the development of the necessary skills and abilities when making decisions in operational and service activities. In the process of working on a specific project, the activities of cadets are interrelated with the official situation in criminal procedural activities, directions for resolving a complex of research, information and practical problems should be determined. Cadets plan targeted actions to identify problems when analyzing materials obtained as a result of a preliminary check of a crime report, or as a result of a criminal investigation. This increases the effectiveness of training.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

сферы «Организация и содержание профилактики кибербуллинга среди детей и подростков».

На момент начала формирующего эксперимента сравнительные характеристики респондентов экспериментальной и контрольной группы по всем параметрам в данном обследовании обнаруживают отсутствие статистически значимых различий (коэффициент корреляции г-Спирмена).

В ходе промежуточного обследования была выявлена взаимосвязь участия респондентов в системе наставничества и информированности в вопросах ки-бербуллинга.

По результатам итогового обследования было выявлено, что участники экспериментальной группы оказываются более информированными в вопросах профилактики кибербуллинга и имеют лучшие показатели социально-психологической адаптации и уровня профессионального сгорания.

У участников контрольной группы изменения уровня информированности по вопросам кибербуллинга не имеют статистически значимых отличий.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что влияние реализуемых педагогических условий - научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, профессиональная поддержка личностной мотивации специалиста, его включенность в систему наставничества, направленную на готовность работников

Библиографический список

социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, а также на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов и предупреждение профессионального сгорания на начальном этапе адаптации молодого специалиста при трудоустройстве - напрямую зависит от непрерывности процесса образования. Педагогические условия являются отражением непрерывного процесса профессионального образования: от вузовского обучения к профессиональному обучению в организациях социального обслуживания и систематическому повышении квалификации в рамках постдипломного образования. Научная новизна статьи определяется представленностью педагогических условий (научно-методического обеспечения процесса формирования готовности к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, профессиональной поддержки личностной мотивации специалиста, а также его включенность в систему наставничества), детерминирующих готовность работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди несовершеннолетних. Теоретическая значимость статьи обозначена вкладом в организацию системы непрерывного профессионального образования работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде. Практическая значимость представлена возможностью использования результатов проведенного исследования для оптимизации системы непрерывного профессионального образования работников социальной сферы.

1. Бабичева А.Н. Знание остановит насилие: краткое информационное пособие для субъектов помогающей деятельности, занятых в работе с людьми в ситуации насилия или пережившими травму. Самара, 2017.

2. Березина О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди молодых людей. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015: 63 - 67.

3. Бочавер A.A., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; Т. 11, № 3: 178 - 191. Available at: http://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139110271.html

4. Гарашкина Н.В., Дьячек Т.П. Теория и практика социальной работы: учебно-методическое пособие. Тамбов, 2009.

5. Кот Т. A. Теоретические аспекты контекстного обучения будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования, 2019: 154 - 156.

6. Митряшкина Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков. Available at: http://old.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx

7. Чусавитина ГН., Чусавитин М.О. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи. Информационные технологии в образовании XXI века: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. 2012: 322 - 323.

References

1. Babicheva A.N. Znanie ostanovit nasilie: kratkoe informacionnoe posobie dlya sub'ekíov pomogayuschej deyatel'nosti, zanyatyh v rabote s lyud'mi v situacii nasiliya ili perezhivshimi travmu. Samara, 2017.

2. Berezina O.S. Social'naya profilaktika kiberbullinga sredi molodyh lyudej. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi: materialy vnutrivuzovskoj konferencii. Magnitogorsk, 2015: 63 - 67.

3. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tehnologij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11, № 3: 178 - 191. Available at: http://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139110271.html

4. Garashkina N.V., D'yachek T.P Teoriya ipraktika social'nojraboty: uchebno-metodicheskoe posobie. Tambov, 2009.

5. Kot T.A. Teoreticheskie aspekty kontekstnogo obucheniya buduschih pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019: 154 - 156.

6. Mitryashkina N.V. Sistema nastavnichestva v povyshenii kvalifikacii molodyh specialistov po voprosam profilaktiki kiberbullinga sredi detej ipodrostkov. Available at: http://old.ncfu. ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx

7. Chusavitina G.N., Chusavitin M.O. Podgotovka studentov pedagogicheskih special'nostej universiteta k profilaktike i protivodejstviyu ideologii kiber'ekstremizma sredi molodezhi. Informacionnye tehnologil v obrazovaniiXXI veka: sbornik nauchnyh trudov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2012: 322 - 323.

Статья поступила в редакцию 06.12.21

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING OF DISTRICT POLICE OFFICERS. The article discusses some areas of the use of

modern educational technologies in the training of district police officers in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their further service in the internal affairs bodies. To optimize the educational process in the preparation of cadets and trainees in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their subsequent activities as district police officers, modern educational technologies should be fully used in the formation of their theoretical knowledge and the development of the necessary skills and abilities when making decisions in operational and service activities. In the process of working on a specific project, the activities of cadets are interrelated with the official situation in criminal procedural activities, directions for resolving a complex of research, information and practical problems should be determined. Cadets plan targeted actions to identify problems when analyzing materials obtained as a result of a preliminary check of a crime report, or as a result of a criminal investigation. This increases the effectiveness of training.

Key words: cadet, teacher, modern educational technologies, higher educational institution of Ministry of Internal Affairs of Russia, district police officers, business game, project activity, game technologies.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц. каф. криминалистики Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются отдельные направления использования современных образовательных технологий в обучении участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России для их дальнейшей службы в органах внутренних дел. Для оптимизации учебного процесса при подготовке курсантов и слушателей в высших образовательных организациях МВД России для их последующей деятельности в должности участковых уполномоченных полиции следует в полном объеме использовать современные образовательные технологии при формировании у них теоретических знаний и выработке необходимых умений и навыков при принятии решений в оперативно-служебной деятельности. В процессе работы над конкретным проектом деятельность курсантов взаимосвязана со служебной ситуацией в уголовно-процессуальной деятельности, должны быть определены направления разрешения комплекса исследовательских, информационных и практических проблем. Курсанты планируют целенаправленные действия по установлению проблем при анализе материалов, полученных в результате предварительной проверки сообщения о преступлении либо в результате расследования уголовного дела. Это повышает эффективность профессиональной подготовки.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, современные образовательные технологии, высшее учебное заведение МВД России, участковые уполномоченные полиции, деловая игра, проектная деятельность, игровые технологии.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что при подготовке участковых уполномоченных полиции преподавателям следует использовать современные образовательные технологии.

Изучению проблем использования современных образовательных технологий в обучении уделяли внимание следующие ученые: Н.А. Давыдов [1], Ф.К. Зиннуров [2], А.А. Илиджев [3], Б.Р Мандель [4], О.И. Мезенцева [5] и другие педагоги. Для совершенствования подготовки сотрудников полиции в высших образовательных организациях МВД России целесообразно использовать их опыт в учебном процессе как при проведении аудиторных занятий: лекций, занятий семинарского типа, так и при организации самостоятельной подготовки.

Таким образом, решение обозначенной проблемы заключаются в необходимости использования современных образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции, что является одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - определение направлений использования преподавателями отдельных современных образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции.

Основными задачами статьи являются: оптимизация учебного процесса с участием курсантов и слушателей для подготовки с помощью образовательных технологий участковых уполномоченных полиции.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в общеобразовательном учреждении.

Умение владеть личностно ориентированными развивающими образовательными технологиями позволяет педагогу высшего учебного заведения системы МВД России учитывать степень подготовленности обучающегося к получению необходимых знаний и навыков для выполнения служебных обязанностей участкового уполномоченного полиции в практической деятельности. Формирование у обучающегося новых знаний применительно к деятельности сотрудника полиции взаимосвязано с компетентностным подходом при реализации целевых установок в учебном процессе и основано на его собственной деятельности по освоению комплекса дисциплин, которые предусмотрены для специалиста конкретной специальности сотрудника органов внутренних дел.

В процессе проведения аудиторных занятий и в ходе организации самостоятельной работы у курсанта или слушателя необходимо сформировать конкретные представления и знания обо всех направлениях его служебной деятельности. В первую очередь обучающего следует научить получать знания самостоятельно, проводить анализ следственных и иных ситуаций, выявлять проблемы, которые возникают в административной и оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, определять алгоритм своих действий в конкретной практической ситуации. Все виды занятий, проводимых с обучающимися, должны позитивно влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса и способствовать мотивации познавательных интересов, проявлению со стороны обучающихся активности и творческого подхода, что позволит повысить качество обучения специалиста соответствующего профиля.

При подготовке участковых уполномоченных полиции преподавателям следует использовать следующие образовательные технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектную деятельность, игровые технологии.

Все вышеуказанные технологии, применяемые преподавателями на занятиях и в часы самостоятельной подготовки, позволят курсантам и слушателям выполнять свои обязанности участкового уполномоченного полиции профессионально, получать новые знания о направлениях своей служебной деятельности и стремиться к получению положительных результатов по итогам своей работы.

Рассмотрим отдельные аспекты реализации технологии проблемного обучения при подготовке участковых уполномоченных полиции.

На аудиторных занятиях преподавателям целесообразно развивать мотивацию к познавательной деятельности при изучении проблемных ситуаций, возникающих у участкового уполномоченного полиции при обращении к нему граждан с заявлением о преступлении. Для принятия законного и обоснованного решения по данному поводу для возбуждения уголовного дела участковому уполномоченному полиции целесообразно придерживаться алгоритма действий

в данных конкретных ситуациях: сообщить оперативному дежурному дежурной части отдела полиции о принятом заявлении о преступлении, выполнить процессуальные действия, которые направлены на проверку сведений об обстоятельствах совершения преступления, организовать охрану места происшествия, принять меры к сохранению следов преступления, выявить очевидцев совершения преступления, по возможности определить направление движения лица, совершившего преступление, и ожидать прибытия на место совершения преступления следователя или дознавателя, которому подследственно совершенное преступление. Для закрепления навыков составления процессуальных документов по заданию, предлагаемому преподавателем обучающемуся, необходимо составить следующие процессуальные документы: протокол принятия устного заявления о преступлении, рапорт обнаружения признаков преступления, объяснения от заявителя и других лиц, документы об истребовании предметов и документов из учреждений, предприятий и организаций.

Реализация информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе при подготовке участковых уполномоченных полиции оказывает существенное влияние на повышение профессиональной компетентности преподавателей, что позволяет повысить качество образования будущих сотрудников органов внутренних дел и создает предпосылки для проведения различных занятий на современном уровне.

Использование информационно-коммуникативных технологий на лекциях и занятиях семинарского типа позволяет обучающимся правильно анализировать сведения из информационных потоков о служебной деятельности служб и подразделений отдела полиции и следственного подразделения, принимать оптимальные меры по выполнению своих обязанностей в рамках административной, уголовно-процессуальной и других видов деятельности, осуществлять обмен полученной информацией с помощью современных технических средств ее передачи о преступлении и лице, его совершившем, в частности, с сотрудниками дежурной части отдела полиции, со следователем, дознавателем, сотрудниками оперативно-розыскных подразделений и другими сотрудниками отдела полиции.

Важной задачей, решаемой преподавателями при подготовке данных сотрудников органов внутренних дел, является расширение объема знаний обучающихся о правовом статусе участкового уполномоченного полиции, его правах и обязанностях при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, расширение объема знаний об особенностях деятельности сотрудников полиции иных подразделений органов внутренних дел. При этом преподавателям целесообразно на занятиях активизировать умственную деятельность обучающихся, развивать навыки анализа исходной следственной ситуации, возникающей на момент принятия решения участковым уполномоченным полиции в досудебном производстве.

Возможности компьютерных программ позволяют преподавателю на современном уровне подготовить качественно аудиторное занятие, в частности по дисциплинам «Уголовно-процессуальное право», «Криминалистика», «Судебная медицина», «Судебная психиатрия» и др.

На аудиторных занятиях преподаватели с помощью качественного иллюстративного материала формируют у обучающихся наглядно-образное мышление о служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, вовлекают его в творческую деятельность принятия решений на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, при выполнении процессуальных действий по поручению следователя. Так, например, в рамках изучения деятельности судебно-медицинского эксперта курсантам и слушателям необходимо самостоятельно определить степень тяжести вреда, причинённого здоровью пострадавшего, используя иллюстративный материал - фотографию повреждения, а также нормативные документы, регламентирующие деятельность эксперта.

Применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе развивает у обучающихся логическое и критическое профессиональное мышление, формирует самостоятельность в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Одной из технологий, используемых преподавателями при подготовке участковых уполномоченных полиции, является проектная деятельность. Данный метод позволяет сформировать самостоятельность обучающихся, их мотивиро-

ванность к добросовестному выполнению служебной деятельности сотрудника полиции, формирует принятие мер по обеспечению прав и законных интересов граждан, которые являются участниками уголовного судопроизводства, создают благоприятные предпосылки по собиранию, проверке и оценке доказательств при расследовании уголовных дел следователями.

В процессе подготовки отдельного проекта, по любой теме изучаемой дисциплины в часы самостоятельной подготовки обучающимся следует решить служебные задачи, обусловленные практической деятельностью участкового уполномоченного полиции, в частности при выполнении процессуальных действий по проведению анализа доказательств для принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела. От обучающегося требуется сформировать навыки координирования своих действий с другими сотрудниками полиции при выявлении преступлений и закреплении следов их совершения. Для получения положительного результата обучающемуся следует овладеть необходимыми знаниями и на их основе выполнить конкретные процессуальные действия, направленные на принятие законных и обоснованных решений на данном этапе уголовного судопроизводства.

В процессе реализации проектной деятельности в высшем учебном заведении системы МВД России следует учитывать степень подготовленности курсантов и наличие у них знаний, умений и навыков по конкретным темам. Выполнять проект необходимо в течение не более двух занятий, а его подготовка может быть осуществлена в течение самостоятельной работы с учетом длительности изучения конкретной темы. Преподавателям следует формировать перед курсантами учебные цели, которые могут быть взаимосвязаны с овладением приемами проектирования в части решения служебных задач участковыми уполномоченными при принятии решений, в частности на основе доказательств по результатам процессуальной деятельности.

В процессе работы над конкретным проектом деятельность курсантов взаимосвязана со служебной ситуацией в уголовно-процессуальной сфере, должны быть определены направления разрешения комплекса исследовательских, информационных и практических проблем. Курсанты планируют целенаправленные действия по установлению проблем при анализе материалов, полученных в результате предварительной проверки сообщения о преступлении, либо в результате расследования уголовного дела. Работа над проектом начинается с его планирования. Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами, выполнение работы всегда начинается с создания самого проекта, определения вида продукта и формы презентации. Особенностью проектной деятельности является осуществление поиска сведений о процессуальных действиях и их результатах. Вышеуказанные сведения целесообразно обработать, сделать их анализ и представить участникам проектной группы.

Важно выделить основные идеи проектной деятельности в высшем учебном заведении системы МВД России:

- на основе проектной деятельности формируются компетенции обучающихся;

- в процессе проектной деятельности используется познание служебной деятельности участкового уполномоченного полиции в отдельных следственных ситуациях, у курсантов вырабатывается аналитический подход к практическим следственным ситуациям, осваиваются логические способы восприятия и обработки информации, в частности об обстоятельствах совершения преступления;

- проектная деятельность является составной частью требований ФГОС к знаниям, умениям и навыкам, позволяющим курсанту определять алгоритм своей деятельности при выполнении процессуальных действий в определенной последовательности, взаимосвязанной со следственной ситуацией.

- посредством проектной деятельности достигаются личностные, предметные и межпредметные результаты обучения курсантов, которые предусмотрены ФГОС.

Игровые технологии при подготовке участковых уполномоченных полиции являются важной формой обучения, которая создает благоприятные предпосылки для изучения конкретных тем дисциплин, и позволяют использовать творче-ско-поисковой уровень при проведении деловой игры.

По дисциплине «Уголовно-процессуальное право» проводится деловая игра по теме «Производство в суде первой инстанции». При анализе исходных сведений в часы самостоятельной подготовки курсанты должны изучить исходный материал по обстоятельствам совершения преступления для его использо-

Библиографический список

вания в ходе занятия в роли судьи, участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, со стороны защиты и других участников судебного разбирательства. В процессе учебного занятия - деловой игры по вышеуказанной теме -курсантам следует уяснить, что их предшествующая служебная деятельность в должности участкового уполномоченного полиции должна быть взаимосвязана с принятием им законных и обоснованных решений о проведении процессуальных, в том числе следственных, действий, по обеспечению прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, своевременностью принятия решений следователем о привлечении лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности, отсутствию недопустимых доказательств в материалах уголовного дела, что позволит в суде первой инстанции вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.

При изучении дисциплины «Криминалистика» наибольшую эффективность деловые игры показали в процессе изучения раздела «Криминалистическая тактика», где возможно смоделировать проведение того или иного следственного действия и обыграть различные нестандартные ситуации, возникающие при производстве следственных действий. Так, например, при производстве деловой игры по теме «Тактика производства обыска и выемки» на криминалистическом полигоне «Жилая комната» можно предложить одной группе курсантов сделать «закладки» и оценить количество обнаруженных предметов в ходе проведения обыска другой группой, после чего группы меняются местами. Можно запланировать нестандартные ситуации. Например, когда лицо, у которого производится обыск, скрывается во время производства обыска либо пытается уничтожить обнаруженные в ходе обыска предметы, применяет огнестрельное оружие в отношении следственно-оперативной группы, у участника обыска возникает сердечный приступ и т.п.

Ролевые игры проводятся и в ходе изучения дисциплины «Судебная медицина» по теме «Осмотр трупа на месте его обнаружения». Курсантам предлагают распределить роли в оперативно-следственной группе, которая прибыла на место происшествия. Для обеспечения наглядности используют тренажёр сердечно-лёгочной реанимации и набор имитаторов ранений и поражений. Получение навыка, направленного на развитие профессиональной компетенции курсантов и слушателей, способствует формированию умения осмотра места происшествия при обнаружении трупа, особенностей осмотра при смерти от воздействия механических, физических факторов на тело человека. Ролевая игра включает осмотр трупа «судебным медиком», ответы на вопросы «следователя», завершается составлением постановления о назначении экспертизы и протокола осмотра трупа на месте его обнаружения. В процессе ролевой игры группа «наблюдателей» оценивает качество осмотра, делает замечания, дополняет участников игры.

В некоторых случаях опыт, полученный в ходе деловой игры, может быть более значимым по сравнению с опытом, приобретенным в ходе практической деятельности, т.к. игровая деятельность дает более наглядное представление о последствиях принятого решения, позволяет опробовать альтернативные решения и существенно сократить время приобретения профессионального опыта.

Таким образом, можно сделать выводы о том, проведенный анализ научной литературы и практики организации учебного процесса с участием курсантов, слушателей позволяет отметить, что внедрение преподавателем в процесс обучения образовательных технологий способствует подготовке профессиональных сотрудников для органов внутренних дел.

Использование преподавателями в учебном процессе совокупности современных образовательных технологий позволяет подготовить выпускников высшего учебного заведения системы МВД России к служебной деятельности в должности участкового уполномоченного полиции.

Научная новизна статьи определяется изучением эффективности образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России. Теоретическая значимость статьи взаимосвязана с формированием педагогических знаний у преподавателя об организации учебного процесса с внедрением образовательных технологий при подготовке участковых уполномоченных полиции. Практическая значимость видится в оптимизации деятельности преподавателей высших учебных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных сотрудников для органов внутренних дел.

1. Давыдов Н.А., Аминов И.И., Поляков С.П. Современная подготовка юристов бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография. Москва, 2015.

2. Зиннуров Ф.К. Образовательные технологии в системе профессиональной подготовки курсантов учебных организаций МВД России на основе контекстного подхода: учебное пособие. Казань, 2020.

3. Илиджев А.А. Дидактическая система компетентностно-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России: монография. Казань, 2018.

4. Мандель Б.Р Инновационные технологии педагогической деятельности. Москва; Берлин, 2016.

5. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие. Новосибирск, 2018.

References

1. Davydov N.A., Aminov I.I., Polyakov S.P. Sovremennaya podgotovka yuristov bakalavrov, specialistov i magistrov v vuzah Rossii (opyt proekiirovaniya irealizacii): monografiya. Moskva, 2015.

2. Zinnurov F.K. Obrazovatel'nye tehnologii v sisteme professional'nojpodgotovkikursantov uchebnyh organizacij MVD Rossii na osnove kontekstnogo podhoda: uchebnoe posobie. Kazan', 2020.

3. Ilidzhev A.A. Didakticheskaya sistema kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii: monografiya. Kazan', 2018.

4. Mandel' B.R. Innovacionnye tehnologiipedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva; Berlin, 2016.

5. Mezenceva O.I. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2018.

Статья поступила в редакцию 06.12.21

УДК 378.1

Safontseva N.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Department of Mathematics, Natural Sciences Subjects and General Professional Modules, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: safontseva@iwtsedov.ru

Lutkov S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department of Navigation and Hydrography, Sedov Water Transport Institute, Branch of Ushakov State Maritime University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: lutkov@iwtsedov.ru

DESIGNING BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS, TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS OF ACTIVITY (WITH REFERENCE TO A MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION). This paper discusses possibilities of pedagogical design for streamlining the educational process and effective management of the quality of graduate training. Based on the analysis of contradictions in the approaches to the organization of the educational process in maritime educational organizations, the authors proposed a theoretical model of professional training of a marine specialist. As the main components of this model, the authors distinguish the components "content of education", "individual educational trajectory" and "monitoring." It is argued that the integrity of the professional training system for a marine specialist is ensured by the creation of a unified field of psychological and pedagogical support of the educational process from all interested person. The authors argue that the mobility of graduates of maritime educational organizations and their competitiveness in the world market of employers-shipowners existed long before the modernization of the Russian educational system and Russia's accession to the Bologna process. The authors believe that this circumstance is associated with the requirements of the International STCW Convention, which is an international professional standard for the activities of ship specialists, the essential characteristics of which were initially formulated in the competence-based approach. The authors hope that the practical implementation of the proposed model, taking into account international and national professional standards, will ensure the optimal achievement of the final professional competence of graduates of any field of study.

Key words: project activities, professional standard, STCW Convention, professional competence, educational content, individual educational trajectory, monitoring, quality of education.

Н.Ю. Сафонцева, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, проф., Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Ростов-на-Дону, E-mail: safontseva@iwtsedov.ru С.А. Лутков, канд. пед. наук, канд. техн. наук, зав. каф. судовождения и гидрографии Института водного транспорта имени Г.Я. Седова -филиала ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Ростов-на-Дону, E-mail: lutkov@iwtsedov.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)

В статье рассматриваются возможности педагогического проектирования для упорядочения образовательного процесса и эффективного управления качеством подготовки выпускника. На основе анализа противоречий в подходах к организации образовательного процесса в морских образовательных организациях авторами предложена теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста морского флота. В качестве основных составляющих этой модели авторами выделяются компоненты «содержание образования», «индивидуальная образовательная траектория» и «мониторинг». Утверждается, что целостность системы профессиональной подготовки специалиста морского флота обеспечивается созданием единого поля психолого-педагогической поддержки образовательного процесса со стороны всех заинтересованных лиц. Авторы статьи утверждают, что мобильность выпускников морских образовательных организаций и их конкурентоспособность на мировом рынке работодателей-судовладельцев существовала задолго до начала модернизации Российской образовательной системы и присоединения России к Болонскому процессу. Авторы полагают, что это обстоятельство связано с требованиями Международной конвенции ПДНВ, являющейся международным профессиональным стандартом деятельности судовых специалистов, сущностные характеристики которой изначально сформулированы в компетентностном подходе. Авторы надеются, что практическая реализация предложенной модели с учётом международных и национальных профессиональных стандартов обеспечит оптимальное достижение итоговой профессиональной компетенции выпускников любого направления подготовки.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональный стандарт, Конвенция ПДНВ, профессиональная компетентность, содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, мониторинг, качество образования.

Модернизация Российской образовательной системы, начатая в 2000-х годах, обусловлена присоединением России к Болонскому процессу. Целью проводимой модернизации является интеграция российских образовательных организаций в общеевропейское и мировое образовательное пространство, способствующая повышению мобильности российских студентов и преподавателей; конкурентоспособность российской высшей школы в зарубежных рейтингах ведущих образовательных организаций; повышение престижности и качества российского образования; формирование кадрового потенциала России высшей квалификации.

Отличительной особенностью морских образовательных организаций (университетов), и не только на современном этапе модернизации, является подготовка членов экипажей морских судов, чья профессиональная деятельность должна соответствовать международным нормам компетентности и стандартам поведения флотских специалистов.

Международная конвенция ПДНВ о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты [1], к которой в настоящее время присоединилось более 120 стран-участников, служит своеобразным международным профессиональным стандартом деятельности судовых специалистов, соответствие которому способствует сохранности человеческой жизни и имущества на море, а также экологической безопасности.

Подписание Россией (тогда СССР) в 1979 году Международной конвенции ПДНВ означало, что с этого момента выпускник морской образовательной организации должен изначально являться «конвертируемым» специалистом транспортной отрасли в международном масштабе. Потенциальные возможности трудоустройства не только в российские, но иностранные судоходные компании и предприятия; работа в «смешанных» судовых экипажах, членами которых могут являться представители разных стран мира; знание единого для всех языка (английского) международного общения и делопроизводства на судне и т.д. способствовали мобильности выпускников морских образовательных организаций и их конкурентоспособности на мировом рынке работодателей-судовладельцев задолго до начала Болонского процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на это, модернизация образовательной системы затронула в России образовательные организации различной ведомственной принадлежности, в том числе транспортной отрасли, в частности, учредителем которых является Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Этот факт обусловлен тем, что квалификационные характеристики специалистов в различных отраслях, в том числе и в сфере транспорта, разработанные в 1980-х годах, отражали в государственных образовательных стандартах функции, которые должен был выполнять выпускник вуза в процессе своей будущей профессиональной трудовой деятельности. Сущностные же характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.