к каждому члену коллектива необходим индивидуальный подход. Как должен вести себя руководитель? Руководитель должен отмечать положительные примеры деятельности сотрудника, ставить его в пример коллективу независимо от величины его успеха, исходить из того, что эти достоинства есть у всех сотрудников коллектива. О достоинствах успешных сотрудников говорить постоянно и громко, о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это рекомендует делать Ш.А. Амонашвили [8]. В зависимости от возникших ситуаций разбирать отрицательные стороны как в коллективе, так и индивидуально. Следуя данному принципу, руководитель задаёт положительную динамику в формировании здорового социально-психологического климата в служебном коллективе.
Следующим принципом назовем принцип целеустремленности и ответственности. Он определяет направленность процесса формирования антикоррупционной позиции и представляет собой:
- формирование нравственных, морально-волевых, профессионально-этических качеств личности сотрудника;
- развитие чувства чести, долга и совести, личного достоинства, ответственности, непримиримости к коррупционным проявлениям и поступкам;
- побуждение к нравственному саморазвитию и самовоспитанию, совершенствованию личностных нравственных качеств, способность высказывать суждения и осмысливать ответственность за антикоррупционное поведение;
- формирование навыков поведения в коллективе в соответствии с правилами, изложенными в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны.
По мнению Ю.А. Егорова, данный принцип обеспечивает достижение результатов, которые соответствовали бы целям и задачам антикоррупционного воспитания, проявляя при этом педагогическую компетентность, упорство, настойчивость и оптимизм [9].
Принцип единства и непротиворечивости профессионального обучения и образа жизни сотрудника. При использовании этого принципа необходимо придерживаться ряда правил:
Библиографический список
- организовать взаимодействие с сотрудниками в решении всех вопросов их жизнедеятельности, направить усилия на организацию и проведение мероприятий правового информирования, разъяснение ответственности за правонарушения;
- для выявления педагогического потенциала сотрудников, а также членов их семей привлекать к проведению культурно-досуговых мероприятий, организации взаимодействия с органами местного самоуправления, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, формированию эстетического воспитания.
Полная реализация данного принципа, по мнению И.Е. Семенко, приводит к формированию взаимной ответственности всего коллектива, направлена на организацию комплексного педагогического подхода, снижение количества противоречий в нём и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности сотрудников Росгвардии [10, с. 75].
Принцип профессиональной целесообразности антикоррупционной позиции состоит в целесообразности использования методов, средств и форм псдго-товки сотрудников, принимая во внимание направление деятельности, оказывая посильную помощь в понимании и овладении профессиональными навыками по специальности. Формировать у сотрудников профессионально важные качества, помогающие выполнять должностные обязанности и профессиональные функции.
Итак, антикоррупционная позиция выступает актуальным и принципиально важным профессиональным качеством личности сотрудников Росгвардии. С целью формирования антикоррупционной позиции необходимо использовать разнообразные педагогические способы и методы, опирающиеся на положительные качества сотрудников, целеустремленность и ответственность, единство и непротиворечивость профессионального обучения образа жизни сотрудника, профессиональную целесообразность. Данные группы принципов связаны между собой, при использовании их вместе, поддерживая и дополняя друг друга, можно сформировать антикоррупционную позицию как профессиональное качество личности младшего командного состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г № 226-ФЗ (ред. 29.07.2018). 2016; № 27: 41 - 59.
3. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2016 г № 157-ФЗ (ред. 17.06.2019). 2016; № 41.
4. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12августа 2002 года № 885 (Собрание законодательства Российской Федерации). 2002; № 33; 2007; № 13.
5. Рыбалкин Д.А. О воспитании антикоррупционной позиции личности. Вестник Казанского государственного института университета культуры и искусств. 2014; № 2: 45.
6. Охапкин С.В. Антикоррупционная позиция курсанта образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний как педагогическая категория. Прикладная юридическая психология. 2019; № 2 (47): 111 - 118. DOI: 10.33463/2072-8336
7. Писарева С.А., Пучков М.Ю., Ривкина С.В., Тряпицына А.П. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя. Science for Education Today. 2019; Т. 9, № 3: 151 - 168.
8. Щюркова Н.Е. Основополагающие принципы образования обучающихся с учетом их профессиональной ориентации: методические рекомендации. Available at: http:// www.google.com/url?sa=t&source=web&rct
8. Егорова Ю.А. Методические рекомендации «Основополагающие принципы образования обучающихся с учетом их профессиональной ориентации». Available at: http://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct
9. Семенко И.Е. Методика преподавания дисциплин по программам высшего образования: конспект лекций. Екатеринбург: УрГУПС, 2016: 75.
References
1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 20 fevralya 2019 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/
2. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii Federal'nyj zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ (red. 29.07.2018). 2016; № 27: 41 - 59.
3. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2016 g. № 157-FZ (red. 17.06.2019). 2016; № 41.
4. Ob utverzhdenii obschih principov sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhaschih. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12avgusta 2002 goda № 885 (Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii). 2002; № 33; 2007; № 13.
5. Rybalkin D.A. O vospitanii antikorrupcionnoj pozicii lichnosti. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo instituta universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; № 2: 45.
6. Ohapkin S.V. Antikorrupcionnaya poziciya kursanta obrazovatel'noj organizacii Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij kak pedagogicheskaya kategoriya. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2019; № 2 (47): 111 - 118. DOI: 10.33463/2072-8336
7. Pisareva S.A., Puchkov M.Yu., Rivkina S.V., Tryapicyna A.P. Model' urovnevoj ocenki professional'noj kompetentnosti uchitelya. Science for Education Today. 2019; T. 9, № 3: 151 - 168.
8. Schyurkova N.E. Osnovopolagayuschie principy obrazovaniya obuchayuschihsya s uchetom ih professional'noj orientacii: metodicheskie rekomendacii. Available at: http://www. google.com/url?sa=t&source=web&rct
8. Egorova Yu.A. Metodicheskie rekomendacii «Osnovopolagayuschie principy obrazovaniya obuchayuschihsya s uchetom ih professional'noj orientacii». Available at: http://www. google.com/url?sa=t&source=web&rct
9. Semenko I.E. Metodika prepodavaniya disciplin po programmam vysshego obrazovaniya: konspekt lekcij. Ekaterinburg: UrGUPS, 2016: 75.
Статья поступила в редакцию 10.01.20
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE FORMATION OF INDIVIDUAL PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PREPARATION OF POLICE OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article discusses some aspects of forming professional competencies during classes with students in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors reveal the contents of features of the use of innovative technologies in the preparation for practical
activities of students in the position of the district commissioner of the police. In seminary and practice sessions, the following methods of learning have proved their effectiveness: brainstorming method, method of analysis of initial situations, visualization method with tasks to determine damage on the human body, role-playing method, method of role-playing, method of case with tasks to make procedural decisions within the framework of procedural activities in pre-trial proceedings. In the process of implementing these methods, cadets - future police officers learn to find legitimate and informed decisions to determine the procedural status of participants in the criminal process, respect participants in the criminal process in the criminal-procedural activities of district police commissioners, the application of procedural coercion measures, bringing persons to criminal responsibility and sending a criminal case to the court, etc.
Key words: student, teacher, competence, interactive teaching methods, professional skills of district police commissioner.
АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД
Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД
Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
О ФОРМИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются отдельные аспекты формирования профессиональных компетенций при проведении занятий с обучающимися в образовательных организациях МВД России. Авторы раскрывают содержание особенностей использования инновационных технологий при подготовке для практической деятельности обучающихся в должности участкового уполномоченного полиции. На семинарских и практических занятиях доказали свою эффективность следующие методы обучения: метод мозгового штурма, метод анализа исходных ситуаций, метод визуализации с заданиями по определению повреждений на теле человека, метод ролевой игры, метод кейса с заданиями по принятию процессуальных решений в рамках процессуальной деятельности в досудебном производстве. В процессе реализации этих методов курсанты - будущие сотрудники ОВД - учатся находить законные и обоснованные решения по определению процессуального статуса участников уголовного процесса, соблюдению их прав как участников уголовного процесса в уголовно-процессуальной деятельности участковых уполномоченных полиции, применению мер процессуального принуждения, привлечению лиц к уголовной ответственности и направлению уголовного дела в суд и др.
Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, компетенция, интерактивные методы обучения, профессиональные навыки участкового уполномоченного полиции.
В образовательных организациях системы МВД России успешно внедряется компетентностный подход, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, в том числе для их работы в должности участкового уполномоченного полиции.
Проблемами реализации компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях занимались следующие ученые: Т.Г Ваганова [1], С.Ю. Волков, И.А. Зайцев [2], Л.Х. Гербекова [3], В.В. Долида [4], Л.В. Кузнецова [5] Б.Р. Мандель [6], И.Д. Рудинский [7], И.Ю. Серяева [8] и многие другие. Они неоднократно высказывались о том, что необходимо в полном объёме применять различные методы инновационного обучения для совершенствования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел, которые будут заниматься служебной деятельностью на административных участках в должности участковых уполномоченных полиции.
Профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России должен готовить участкового уполномоченного полиции как сотрудника органов внутренних дел, обладающего многогранными качествами профессионала, в том числе способного использовать различные профессиональные компетенции. При совершении преступлений на административном участке, закрепленном за участковым уполномоченным полиции, выпускнику высшего учебного заведения следует обладать способностями квалифицированного применения нормативных правовых актов в конкретных сферах его юридической деятельности; производства дознания по уголовным делам; применения в своей профессиональной деятельности теоретических основ раскрытия и расследования уголовных преступлений, использования для выяснения истины по конкретным делам технико-криминалистических методов и средств, тактических приемов проведения следственных действий, форм организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; осуществлять мероприятия для получения юридически значимой информации о преступлении, принимать меры по ее проверке, анализу, оценке и использованию для предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. В процессе своей работы участковому уполномоченному полиции с учетом опыта практической деятельности следует совершенствовать свои профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел.
Для обеспечения реализации формирования профессиональных компетенций у обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», узкая специализация «Деятельность участкового уполномоченного полиции» преподавание учебных дисциплин следует основывать на использовании дидактических материалов, в которых прослеживаются вышеуказанные компетенции.
Для проведении аудиторных занятий по дисциплинам кафедр криминалистики и уголовного процесса преподавателями подготовлены методические материалы, в которых используется практический опыт деятельности сотрудников органов дознания при принятии процессуальных решений в ходе предварительной проверки и при расследовании уголовных дел в форме дознания, а также судебная практика по уголовным делам, подследственным органам дознания.
В методических материалах, подготовленных сотрудниками кафедр, формирование профессиональных компетенций взаимосвязано с содержанием дисциплин «Первая помощь», «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Дознание в органах внутренних дел», «Криминалистика», «Судебная медицина и судебная психиатрия».
В процессе чтения лекций преподавателями с учетом профиля подготовки курсантам читаются различные виды лекций: с разбором конкретных ситуаций, лекции-дискуссии, лекции с вкрапленными заданиями, активное резюмирование, проблемные лекции с мультимедийными презентациями, лекции-визуализации с аудио- и видеоподдержкой, бинарные лекции с приглашением сотрудника практических органов.
На лекциях по дисциплинам «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» и «Дознание в органах внутренних дел» обучающиеся показывают определенные знания по ранее изученным положениям преподаваемых дисциплин, по предшествующим темам, а также по дисциплинам «Уголовное право», «Криминалистика» и другим, с которыми прослеживается взаимосвязь при получении знаний обучающимися по принятию решений в стадии возбуждения уголовного дела, выполнению процессуальных действий, в том числе следственных, при выполнении поручений дознавателя о выполнении следственных действий или оказании содействия в их проведении, при принятии решений по уголовному делу в ходе проведения расследования в форме дознания.
На лекциях обучающиеся в своих тетрадях пишут тезисы лекции, которые позволяют им подготовиться к семинарским и практическим занятиям по конкретным темам. В конце каждой лекции преподаватели определяют обучающимся практические задания, которые должны быть выполнены в ходе самостоятельной работы курсантов, что позволяет формировать у обучающегося профессиональные компетенции, которые он сможет использовать в практической деятельности сотрудника полиции. Подавляющее большинство обучающихся добросовестны и внимательны при получении знаний, имеющих отношение к их будущей практической деятельности участковых уполномоченных полиции. Конспекты лекций проверяются преподавателями два раза в семестр. Ведение конспектов лекций обучаемыми создает благоприятные предпосылки для подготовки их к семинарским и практическим занятиям, проводимым в последующий период времени.
В ходе лекций обучаемые получают необходимые теоретические знания по положениям преподаваемых дисциплин, вырабатывают умение анализировать типичные ситуации, имеющие отношение к деятельности участкового уполномоченного полиции.
На семинарских и практических занятиях для формирования знаний, умений и навыков принятия решений сотрудников органов внутренних дел преподаватели реализуют различные методы обучения: метод мозгового штурма, метод анализа исходных ситуаций, метод визуализации с заданиями по определению повреждений на теле человека, метод ролевой игры, метод кейса с заданиями по принятию процессуальных решений в рамках процессуальной деятельности в досудебном производстве. В ходе данных видов занятий обучаемым с участием
преподавателя следует находить законные и обоснованные решения по определению процессуального статуса участников уголовного процесса, соблюдению их прав как участников уголовного процесса в уголовно-процессуальной деятельности участковых уполномоченных полиции, применению мер процессуального принуждения, принятию законных и обоснованных решений о возбуждении уголовного дела и отказе в возбуждении уголовного дела, использовании тактических приемов проведения отдельных следственных действий, установлении оснований для их проведения, привлечении лиц к уголовной ответственности и направлении уголовного дела в суд.
На практических занятиях будущий сотрудник органов внутренних дел под руководством преподавателя обязан научиться планировать и производить раскрытие и расследование преступлений, использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций, использовать формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений, получить навыки применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений, составления процессуальных документов по результатам производства следственных действий и принятия процессуальных решений в ходе предварительной проверки сообщений о преступлениях и в процессе расследования уголовных дел.
При проведении практических занятий по дисциплинам «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» и «Дознание в органах внутренних дел» преподавателями и обучающимися используются Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, сборник задач по уголовному процессу, примерные образцы процессуальных актов предварительного расследования, что взаимосвязано с возможностью при решении ситуации, возникающей в деятельности сотрудника органа дознания аргументировать и обосновать свой вариант принятого решения и грамотно составить процессуальный документ, который взаимосвязан с деятельностью органов дознания органов внутренних дел. Решения обучающихся по ситуациям из деятельности участкового уполномоченного полиции в досудебном производстве взаимосвязаны с формированием профессиональных компетенций - способностей принимать законные и обоснованные решения о возбуждении уголовного дела, соблюдать права участников уголовного судопроизводства, выполнять процессуальные действия при расследовании в форме дознания и подготовке процессуальных документов при осуществлении дознания по уголовным делам.
При составлении процессуальных документов преподаватели совместно с обучаемыми детально анализируют их структурные элементы для совершенствования навыков подготовки данных документов будущими сотрудниками органов внутренних дел.
В ходе подготовки и реализации практико-ориентированного подхода к обучению с обучаемыми проводятся выездные практические занятия в Бюро судебно-медицинских экспертиз, где эксперты с участием преподавателя знакомят будущих участковых уполномоченных полиции с особенностями назначения и проведения судебно-медицинских, судебно-биологических, медико-криминалистических экспертиз, приводят примеры наиболее частых ошибок в назначении экспертиз, которые совершают сотрудники в рамках деятельности участкового уполномоченного полиции при сборе сведений для расследования уголовных дел о преступлениях против личности. При выездных практических занятиях в клинический психоневрологический диспансер обучаемые имеют возможность наблюдать у лиц, находящихся на лечении, как явные признаки психических расстройств, так и стёртые клинические формы заболеваний, тем самым приобретают навык установления психического состояния лица для определения необходимости назначения судебно-психиатрической экспертизы и предоставления информации при расследованиях преступлений против личности.
На практических занятиях активно используется дидактический материал в виде разноуровневых заданий: от тестовых заданий и ситуационных задач до карточек с фотографиями повреждений на теле человека и заданиями по определению вида повреждений, определения степени тяжести повреждений на теле человека, что необходимо в дальнейшем для выработки навыка по описанию
Библиографический список
повреждения, его характеристик, а также предположения использованного предмета, которым причинено указанное повреждение, с последующим заполнением процессуальных бланков.
Практические занятия поводятся как в аудиториях, так и на открытых полигонах и осуществляются с использованием технико-криминалистических средств и дополнительных раздаточных материалов, в зависимости от изучаемой дисциплины и конкретных учебных задач, поставленных перед обучаемыми.
В рамках проведения практико-ориентированных занятий по дисциплинам «Криминалистика», «Правовые и организационные основы расследования преступлений», «Организация расследования отдельных видов преступлений», «Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений» формируются профессиональные умения и отрабатываются практические навыки, применяемые в служебной деятельности участковыми уполномоченными полиции по их взаимодействию со следователями, дознавателями, экспертами-криминалистами, оперативными работниками в процессе в раскрытия и расследования преступлений. На учебных площадках криминалистических полигонов отрабатывается тактика и методика производства отдельных следственных действий: осмотр места происшествия и фиксация вещественных доказательств, проведение обыска и выемки, осуществляется проверка показаний на месте, проведение следственного эксперимента и др.
Использование криминалистических полигонов при проведении практических занятий позволило обеспечить повышение эффективности проведения практико-ориентированных занятий, способствовало более качественному усвоению изученного теоретического материала и его апробации в условиях, максимально приближенных к реальным, а также выполнению поставленных в рамках группового занятия служебных задач.
Преподаватели организовывают самостоятельную работу обучаемых при подготовке их ко всем видам занятий. В ходе самостоятельной работы обучаемым следует использовать ресурсы, в том числе электронные, подготовленные на кафедрах, и иные материалы для получения соответствующих знаний, умений и навыков по каждой теме изучаемой дисциплины. Преподаватели кафедр контролируют ход самостоятельной работы обучающихся и встречаются с ними перед проведением семинарских и практических занятий для разрешения проблем, возникающих у обучаемых в процессе данного вида работы.
В ходе самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Криминалистика» курсанты и слушатели должны изучить учебную и справочную литературу, фрагменты протоколов следственных действий, касающиеся обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения предметов и документов, имеющих значение для дела. В случае пропуска занятий курсанты должны кроме самостоятельного изучения теоретического материала выполнить практические задания, которые осуществляла их группа (выявить следы рук на различных объектах, произвести фотосъемку места происшествия, изготовить фототаблицы, составить фрагмент протокола осмотра того или иного объекта и т.д.). Все вышеуказанные задания курсанты выполняют под руководством преподавателя [9 - 11].
По дисциплине «Криминалистика» курсанты 4 курса в ходе проведения практических занятий и в часы самостоятельной подготовки выполняют письменную работу в виде практикума, который включает в себя практическую задачу и перечень заданий по составлению отдельных процессуальных документов, связанных с деятельностью органов дознания и органов внутренних дел. В ходе его выполнения у курсантов формируются профессиональные компетенции по планированию и производству расследования преступлений, находящихся в производстве дознания органов внутренних дел. При этом формируется также компетенция по применению технико-криминалистических средств по собиранию информации, которая может быть положена в основу доказывания по делам, подследственным дознавателю органов внутренних дел.
Вышеуказанная организация учебного процесса обучения данной категории обучаемых должна позволить выпускнику образовательной организации МВД России успешно использовать профессиональные компетенции в рамках уголовно-процессуальной и иной деятельности в должности участкового уполномоченного полиции в органах внутренних дел.
1. Ваганова Т. Г Теоретические аспекты компетентностно-ориентированного образования. Вестник Бурятского государственного университета. 2009; № 15: 28 - 30.
2. Волков С.Ю. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Административное право и процесс. 2013; № 12.
3. Гербекова Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 4 - 8.
4. Долида В.В. Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин. Молодой ученый. 2019; № 20: 472 - 474.
5. Кузнецова Л.В. Обучение участковых уполномоченных полиции в образовательных организациях МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 12: 32 - 34.
6. Мандель Б.Р Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019.
7. Рудинский И.Д. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход: монография. Москва, 2018.
8. Серяева И.Ю. Профессиональная компетентность будущего специалиста. Педагогический журнал. 2004; № 4 (13): 20 - 25.
9. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 5 - 6.
10. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова ГГ. Использование метода ситуационного анализа при подготовке следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 11 - 13.
11. Медведицкова Л.В. Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел: содержание и пути формирования в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78): 218 - 220.
References
1. Vaganova T.G. Teoreticheskie aspekty kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 15: 28 - 30.
2. Volkov S.Yu. Sovershenstvovanie sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v usloviyah reformirovaniya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2013; № 12.
3. Gerbekova L.H. Professional'naya podgotovka studentov yuridicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 4 - 8.
4. Dolida V.V. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov pri prepodavanii yuridicheskih disciplin. Molodoj uchenyj. 2019; № 20: 472 - 474.
5. Kuznecova L.V. Obuchenie uchastkovyh upolnomochennyh policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 12: 32 - 34.
6. Mandel' B.R. Professional'no-orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva, Berlin: Direkt-Media, 2019.
7. Rudinskij I.D. Kompetenciya. Kompetentnost'. Kompetentnostnyjpodhod: monografiya. Moskva, 2018.
8. Seryaeva I.Yu. Professional'naya kompetentnost' buduschego specialista. Pedagogicheskijzhurnal. 2004; № 4 (13): 20 - 25.
9. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Otdel'nye aspekty kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya sledovatelej v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 5 - 6.
10. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Ispol'zovanie metoda situacionnogo analiza pri podgotovke sledovatelej organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 11 - 13.
11. Medvedickova L.V. Disciplinirovannost' sotrudnika organov vnutrennih del: soderzhanie i puti formirovaniya v processe professional'noj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78): 218 - 220.
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE METHODS IN TRAINING OF INVESTIGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES. The article reveals the contents of innovative teaching methods used in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors consider features of the use of innovative methods in conducting classes with students to prepare them for the service of their preliminary investigation of criminal cases to investigators of Internal Affairs bodies under investigation. An example is the use of a forensic testing ground. It allows cadets in conditions close to real, to gain skills on self-examination, use of forensic equipment, detection, fixation, seizure and preliminary investigation of material traces, as well as the paperwork. This form of training allows a more clear understanding of the role and functions of each participant in the investigative action, difficulties that they may face in conducting these investigative actions, teaches cadets to act in non-standard situations in the investigation of a criminal case.
Key words: student, teacher, innovative teaching methods, practical orientation in training, knowledge, skills, skills of investigator of Internal Affairs.
АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье раскрывается содержание инновационных методов обучения, применяемых в образовательных организациях системы МВД России. Авторами рассматриваются особенности использования инновационных методов при проведении занятий с обучающимися для подготовки их к служебной деятельности по осуществлению ими предварительного следствия по уголовным делам подследственным следователям органов внутренних дел. В качестве примера приводится возможность использования криминалистического полигона. Он позволяет курсантам в условиях, приближенных к реальным, получить навыки по самостоятельному проведению следственных действий, использованию криминалистической техники, обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов, а также оформлению процессуальных документов. Данная форма проведения занятий позволяет более четко осознать роль и функции каждого участника следственного действия, трудности, с которыми они могут столкнуться при проведении данных следственных действий, учит курсантов действовать в нестандартных ситуациях при расследовании уголовного дела.
Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, инновационные методы обучения, практическая направленность в обучении, знания, умения, навыки следователя органов внутренних дел.
Для подготовки обучающегося для служебной деятельности в должности следователя органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД России преподавателям целесообразно оптимально использовать классический традиционный подход и инновационные методы в обучении, которые в целом позволят сформировать профессиональные компетенции у будущего следователя органов внутренних дел.
Реализацией инновационных методов обучения в организации учебного процесса занимались следующие ученые: И.В. Абакумова [1], А.А. Акбаров [2], А.В. Аттетков [3], Б.А. Бурняшов [4], А.А. Вербицкий [5], В.В. Долида [6], Б.Р Ман-дель [7], Н. Матяш [8], И.М. Осмоловская [9], Н.Н. Симоненко [10], В.Д. Самойлов [11] и другие. При подготовке следователей органов внутренних дел преподавателями образовательной организации МВД России при проведении занятий по
дисциплинам должен быть применён практико-ориентированный подход при использовании активных и интерактивных методов обучения.
Для качественной подготовки обучающихся и дальнейшем их работы в должности следователя органов внутренних дел преподавателям следует учитывать практическую направленность обучения по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, позволяющим сформировать профессионала по специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел».
При проведении занятий лекционного, семинарского типов и практических занятий преподавателям целесообразно использовать различные инновационные методы обучения в зависимости от вида аудиторного занятия и степени подготовленности категории обучающихся, а также с учетом изучаемой темы дисциплины.