является носителем народной психологии творца, созидателя, сформированной выпавшей на их долю нелегкой жизнью.
В самом начале романа мы знакомимся с размышлениями и переживаниями матери Алана, главного героя произведения, явившейся ему во сне. Озабоченная будущим сына, полная тревоги за его дальнейшую судьбу, она переживает чувство вины перед ним, считая, что неправильно, «не так» его воспитала. Пристально всматриваясь в лицо сына, мать сопоставляет поведение и личностные качества Алана с моральными принципами и представлениями людей ее поколения, сформировавшимися в их сознании в нелегких жизненных обстоятельствах, и тревога в ее душе усиливается. Все в роду были крестьянами. Землю пахали, скот пасли... Но это не все, что хочет сказать пожилая женщина. И сын прекрасно понимает ее, читая в ее словах смысл выкованных еще далекими предками нравственных идеалов народа. Главное в том, что люди эти были мужественные, предельно честные, душевные, «праведные». На их примере, на их традициях и формируется современная духовная культура народа - культура, в которой суть общечеловеческих ценностей проявляется и углубляется в ценностях национальных, особенных, самобытных.
Трудной была судьба старшего поколения - поколения отцов, не легче оказалась и доля младших - детей: ведь объединяет их бесценный опыт предков, единая временная общность, та самая издревле хранимая и никогда не обрывающаяся «веков связующая нить», о которой так метко сказал самарский поэт Геннадий Кабаев [12].
Когда родился Алан, отец его воевал на фронте. Три месяца он жил без имени, пока не получили с фронта письмо, в котором «отец сообщал, как назвать сына». Это было его святое право. И не только потому, что он дал ребенку жизнь. Выполняя свой нравственный, человеческий, гражданский долг, он защищал родную землю, свою родину, большую и малую Отчизну. А это, согласно неписаному нравственно-этическому кодексу чести, - наивысшая доблесть человека, запечатленная в исторической памяти народа.
Отец Алана - простой пахарь. Это неутомимый труженик, вся жизнь которого подчинена глубокому смыслу идеи человеколюбия. Он всегда дарил людям добро и учил этому своих детей. Продолжение альтруистической линии отца -
Библиографический список
огромная ответственность для них. Алан четко осознает всю ее меру и глубину. И, как показывает жизнь, молодой человек к этой ответственности готов. Через много испытаний он пройдет в жизни и бремя этой ответственности будет нести с великой гордостью.
А брат Чермен? Всего десять лет между ним и Аланом. Однако с уходом отца на фронт обрывается его беззаботное детство: он остается в семье единственным мужчиной. Когда же в дом приходит ужасная «черная бумага», мальчишка в куцем пиджаке в один миг становится взрослым. Именно на его пока еще хрупкие плечи ложатся совсем не детские заботы. Именно на него снизу вверх с мольбой и надеждой смотрит младший. Тепло руки Чермена и безоглядная вера в его могущество успокаивают Алана. Ради Алана и Тайму-раза, младших братьев, ему приходится даже оставить школу. «Путаюсь я, не пойму, то ли братья они мне, то ли дети», - с ласковой улыбкой говорит он о них [13]. Но смогли бы они стать такими, не впитав с молоком матери истоков добра, не имея перед собой примера старших, не неся в своей генетической памяти того нравственно-духовного начала, тех вековых нравственных идеалов, которые идут из опыта отцов и дедов и тысячами невидимых нитей связаны с ними? Конечно, нет! А все дело в том, что в становлении характера любого индивида неизбежно отражается существо человеческого бытия, воплощающее суть приобретаемого и бережно хранимого им всегда близкого и родного опыта предков, опыта человечества.
Как видим, знакомство с данными произведениями Р.Х. Тотрова, безусловно, подводит к выводу о вечности и неизменности законов морали. Нравственная проблема, выступающая в качестве определяющей в идейном содержании обоих произведений, переживается как проблема общечеловеческая, глобальная, никогда не теряющая высочайшей значимости. Такой подход призван всемерно содействовать глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного, ответственного выбора в определении собственной нравственной позиции, исходя из хранимого и приумножаемого многими поколениями богатейшего арсенала общечеловеческих ценностей и формирующейся на их основе личной ценностно-смысловой ориентации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Официальные документы в образовании. 2011; № 8: 9 - 35.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2010: 256 - 259.
3. Гусева Н.В. Ценностные ориентации в структуре личности. Молодой учёный. 2010; № 5 (16): 127 - 135.
4. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности. Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2014; Т. 15: 139 - 142.
5. Яницкий М.С. Изучение ценностно-смысловой ориентации. Кемерово, 2017.
6. Гинзбург М.Р Психологическое содержание личностно-смыслового самоопределения. Москва, 2016.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва, 2007.
8. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово, 2014.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, 2010.
10. Джиоева А.Р, Бесаева А.Г О развитии ценностно-смысловой ориентации учащихся на уроках литературы. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 301 - 302.
11. Тотров Р Дикая груша: рассказы. Повесть. Орджоникидзе, 1986.
12. Кабаев ГИ. Веков связующая нить: сборник стихов. Самара, 2008.
13. Тотров Р Любимые дети: роман. Москва, 1980.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2011; № 8: 9 - 35.
2. Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva i cennostnye orientacii lichnosti. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sankt-Peterburg, 2010: 256 - 259.
3. Guseva N.V. Cennostnye orientacii v strukture lichnosti. Molodojuchenyj. 2010; № 5 (16): 127 - 135.
4. Kokovina L.N. Cennostno-smyslovye orientacii lichnosti. Vestnik KGU imeniN.A. Nekrasova. 2014; T. 15: 139 - 142.
5. Yanickij M.S. Izuchenie cennostno-smyslovoj orientacii. Kemerovo, 2017.
6. Ginzburg M.R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostno-smyslovogo samoopredeleniya. Moskva, 2016.
7. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva, 2007.
8. Seryj A.V. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie. Kemerovo, 2014.
9. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva, 2010.
10. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G. O razvitii cennostno-smyslovoj orientacii uchaschihsya na urokah literatury. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 301 - 302.
11. Totrov R. Dikaya grusha: rasskazy. Povest'. Ordzhonikidze, 1986.
12. Kabaev G.I. Vekov svyazuyuschaya nit': sbornik stihov. Samara, 2008.
13. Totrov R. Lyubimye deti: roman. Moskva, 1980.
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 378.147
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Nesterenko A.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Head of Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Resov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF TEACHING TECHNIQUES: THE HACKATHON AND OPERATIONAL MEETING IN THE IMPLEMENTATION OF ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES ON THE DISCIPLINE OF "CRIMINALISTICS" IN TRAINING OF POLICE OFFICERS. The article deals with such teaching methods as hackathon and operational meeting, contributing to the implementation of active and interactive methods of practical training in the
discipline of "Criminalistics" for the purpose of professional training of police officers. As part of the practice session, the hackathon is considered as a forum during which the police officers (investigators, interrogators, criminal investigators, forensic specialists, district police commissioners) are considered to be present, work together to address the issues of effective inspection of the scene. The roles of police officers in the practice session are performed by cadets. The authors come to the conclusion that the use of these techniques during the lesson, contributes to improving the quality of training and motivation for it and has a practical orientation for the subsequent performance of police operational tasks.
Key words: active and interactive teaching methods, research method of teaching, method of active game simulation training, hackathon, operational meeting.
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
А.В. Нестеренко, преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Л.В. Медведицкова, канд. юрид. наук, доц., нач. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected] А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ:
ХАКАТОН И ОПЕРАТИВНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА» В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В статье рассмотрены такие формы обучения, как хакатон и оперативное совещание, способствующие реализации активных и интерактивных методов проведения практического занятия по дисциплине «Криминалистика» в целях профессиональной подготовки сотрудников полиции. В рамках проводимого практического занятия хакатон рассматривается как форум, во время которого сотрудники органов внутренних дел (следователи, дознаватели, сотрудники уголовного розыска, специалисты-криминалисты, участковые уполномоченные полиции) сообща работают над решением вопросов эффективного проведения осмотра места происшествия. Роли сотрудников органов внутренних дел на практическом занятии исполняют курсанты. Авторы приходят к выводу о том, что использование интерактивных методов при проведении занятия способствует повышению качества обучения и мотивации к нему и имеет практическую направленность для последующего выполнения сотрудниками полиции оперативно-служебных задач.
Ключевые слова: активные и интерактивные методы обучения, исследовательский метод обучения, метод активного игрового имитационного обучения, хакатон, оперативное совещание.
В настоящее время наиболее актуальной в психологии, педагогике и образовании является проблема активности личности в обучении, которая требует совершенствования элементов обучения (его методов и приемов). Основным направлением повышения качества обучения является создание психолого-дидактических условий осмысления, побуждения учащегося к интеллектуально-личностной и социальной активности. Зачастую преподаватели сталкиваются с проблемой равнодушия учащихся к изучаемому материалу в связи с туманностью применения полученных на занятии знаний на практике [1 - 8].
Повышение интереса обучаемых к изучаемым темам, интенсификация их мыслительной деятельности могут быть реализованы с помощью методов активного обучения [3. с. 97], направленных не только на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, но и на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активно-мыслительной и практической деятельности [8, с. 576].
К таким методам активного обучения относится исследовательский метод, где преподаватель лишь ставит проблему (в дальнейшем определяет правильность ее решения), а обучаемый самостоятельно планирует шаги поиска решения, осуществляет их и делает заключение (вывод) [6, с. 66 - 68].
Н.В. Борисовой предложен метод активного игрового имитационного обучения, где учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности (например, ролевые игры, решение практических задач, «круглые столы» и т.п.) [4, с. 146].
Необходимо также отметить интерактивно-активный метод обучения, специфика которого заключается не только во взаимодействии преподавателя и обучающихся, но и обучающихся между собой, где взаимодействие преобладает над воздействием, и звеньевое обучение выступает основной формой организации процесса обучения. Неоднократно свою эффективность при проведении практических занятий доказал метод мозгового штурма. Метод основывается на взаимодействии коллектива, чья творческая составляющая в процессе работы на занятии не сдерживается критикой преподавателя или других участников занятия. Участники мозгового штурма дискутируют, генерируют идеи в заданном направлении при решении проблемы по теме занятия. На этапах реализации мозгового штурма участники-генераторы и участники-аналитики решают проблемные ситуации, постоянно взаимодействуя друг с другом [7, с. 252 - 257].
Учитывая особенности описанных выше методов обучения, мы решили применить их к проводимому нами практическому занятию, направленному на формирование самостоятельности в решении практических задач, в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции, имеющих высшее юридическое образование и впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.
В содержание практического занятия входило: изучение нормативных документов и справочных материалов, выполнение заданий с их использо-
ванием; решение конкретных служебных заданий, принятие управленческих решений.
Реализации указанных выше методов обучения при проведении практического занятия по дисциплине «Криминалистика» со слушателями в рамках темы «Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел при проведении осмотра места происшествия» способствовали апробированные нами лично и доказавшие свою эффективность такие приемы обучения, как хакатон»х и «оперативное совещание.
Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon - марафон) - форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели. Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определённой области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе [2].
Термин «хакатон» появился в 1999 году. Тогда хакатоны стали распространёнными и рассматривались как способ быстрой разработки новых областей знаний, идей, решения проблемных вопросов.
Основные цели хакатонов: привлечь людей к созданию собственных решений различных задач; предоставить возможность начинающим специалистам и экспертам пообщаться друг с другом; популяризация совместных действий и достигнутого положительного результата.
Руководство хакатоном на практическом занятии осуществляет преподаватель. В его обязанности входит принятие решений по основным положениям, определяющим процесс организации и проведения хакатона; распределение обязанностей между участниками хакатона, координация их деятельности; осуществление наблюдения и контроля за ходом хакатона; разрешение разногласий по принципиальным вопросам, возникающим между участниками хакатона; подведение итогов хакатона, оценка личного вклада каждого его участника.
В частности, преподавателем осуществляются подбор фабулы и участников; наблюдение и контроль за работой участников; консультирование слушателей по всем вопросам, возникающим в ходе подготовки; проводится общее собрание слушателей и генеральная репетиция; даются рекомендации по выбору оптимального варианта решения различных правовых вопросов; представляются слушателям сведения об учебной и дополнительной специальной литературе, использование которой желательно при подготовке и проведении хакатона; анализируются и в случае необходимости корректируются решения участников в ходе его подготовки; оценивается ход, действия и решения отдельных его участников.
В рамках проводимого практического занятия хакатон рассматривается как форум, во время которого сотрудники органов внутренних дел (следователи, дознаватели, сотрудники уголовного розыска, специалисты-криминалисты, участковые уполномоченные полиции) сообща работают над решением вопросов эффективного проведения осмотра места происшествия [5, с. 205 - 208].
Практическое занятие по указанной выше теме состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе осуществляется подбор участников хакатона, распределение между ними обязанностей, ознакомление с обстоятельствами дела, их доработка. За пять - семь дней до проведения практического занятия осуществляется подготовка криминалистического полигона (например, полигонов «Квартира», «Магазин», «Офис» и т.п.) для проведения участниками хакатона осмотра места происшествия: оставления на нем следов и объектов преступления и т.п. Выбор по пять участников в каждое из четырех звеньев (следователя, дознавателя, специалиста-криминалиста, сотрудника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции), назначение звеньевых лидеров (следователей или дознавателей). Подготовка технических средств обучения, проведение консультаций с обучающимися, которые недостаточно разобрались в изучаемой теме занятия.
На основном этапе участники хакатона прибывают на криминалистический полигон, знакомятся с обстановкой на месте происшествия, согласно обстоятельствам дела, изложенным преподавателем, с правами и обязанностями, мерами безопасности на полигоне. Участники хакатона получают идентичное задание, направленное на эффективное проведение осмотра места происшествия и приступают к выполнению имитированных профессиональных действий по его выполнению на учебном полигоне. Слушатели неукоснительно соблюдают указания преподавателя по проведению осмотра места происшествия, каждый по своему направлению деятельности, обращаются за разрешением спорных вопросов к преподавателю и предлагают свои варианты эффективного проведения осмотра места происшествия с аргументациями и возражениями несогласных участников, действуя в звеньях, согласно заданию. Следователь (дознаватель) отвечает за процессуальное оформление осмотра места происшествия. Специалист-криминалист - за изъятие обнаруженных следов, использование технических средств при изготовлении фототаблицы. Сотрудник уголовного розыска - участковый уполномоченный полиции - отвечает за оперативно-розыскные мероприятия (например, поиск и задержание подозреваемых и т.п.).
На заключительном этапе практического занятия используется методический прием - оперативное совещание (заседание или собрание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов) [1].
Звеньевые лидеры (следователь или дознаватель) поочередно на оперативном совещании докладывают преподавателю о принятых по звеньям коллективных решениях по результатам осмотра места происшествия, проблемных вопросах с их стороны, а также со стороны оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, участковых уполномоченных полиции.
Контроль за проведением оперативного совещания возлагается на преподавателя. У оперативных совещаний есть важный ресурс, обычно недооцениваемый - это мотивация слушателей. На них формируется настрой на учебу. Отсутствие оперативных совещаний чревато распадом группы на отдельные группировки, которые со временем будут становиться все более обособленными, что непременно скажется эффективности обучения. Другим неприятным последствием может стать снижение авторитета преподавателя и потеря управляемо-
Библиографический список
сти в целом. Это случается, когда слушатели предоставлены сами себе и плохо представляют себе, чем занимаются их товарищи и преподаватель.
Кроме этого, важно не отменять и не переносить совещания. Это повышает дисциплину и значимость данных мероприятий. Слушатели должны знать, что совещание не отменяется ни при каких обстоятельствах. Если же преподаватель ждет, пока соберутся все участники, и лишь после этого начинает совещание, это очень быстро расхолаживает весь коллектив. Опозданий становится все больше и больше, никто не спешит на занятия. Проблема решается достаточно просто. Один раз нужно поставить слушателей в известность, что теперь ждать никого не будут, и опоздание будет расцениваться как нарушение дисциплины. После этого необходимо жестко придерживаться заявленного принципа. Причем важно, чтобы исключений не было ни для кого. После того, как слушатели поймут, что намерения преподавателя тверды, опоздания прекратятся. В случае невозможности присутствовать на совещании по уважительной причине слушатель информирует преподавателя.
Оперативные совещания стимулируют слушателей на более интенсивную учебу, ведь им нужно будет отчитаться о проделанной работе и вовремя выполнить все поручения преподавателя. Соответственно, у них нет возможности отложить неприятную, неинтересную или трудную работу на потом.
В рамках проводимого практического занятия для слушателей (следователей, дознавателей, сотрудников уголовного розыска, специалистов-криминалистов, участковых уполномоченных полиции) оперативное совещание необходимо для обмена полученной информацией, обеспечения нормального взаимодействия между ними, контроля за выполнением принятых решений и планов, коллективного решения тактических проблем, а также надлежащей оценки преподавателем действий каждого учащегося в ходе расследования преступления.
По итогам оперативного совещания преподаватель разрешает спорные и неясные вопросы, указывает на допущенные ошибки и пути повышения эффективности деятельности участников хакатона при проведении осмотра места происшествия, выставляет оценки и аргументирует их. Так, участие слушателя в проведении осмотра, отсутствие предложений по его совершенствованию оценивается в три балла; активное участие слушателя в проведении осмотра, обоснованные предложения по повышению его эффективности - в четыре балла; активное участие слушателя в проведении осмотра, оригинальные предложения по повышению его эффективности, качественное выполнение функциональных обязанностей - в пять баллов.
Ожидаемый результат при проведении практического занятия с использованием таких приемов обучения, как хакатон и оперативное совещание: в рассмотрении учебного материала будут участвовать все слушатели; углубленное рассмотрение учебных вопросов, вынесенных преподавателем; коллективное обсуждение проблемных вопросов, связанных с выполняемым заданием; необходимость отчитаться о проделанной работе и вовремя выполнить все поручения преподавателя.
Таким образом, успешно апробированные авторами приемы обучения хакатон и оперативное совещание при реализации активных и интерактивных методов проведения практического занятия по дисциплине «Криминалистика» способствуют повышению качества обучения и мотивации к нему, имеют ярко выраженную практическую направленность, связанную с предстоящей профессиональной деятельностью сотрудников органов внутренних дел, а также заслуживают активного использования в образовательном процессе.
1. Совещание. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Хакатон. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Составитель Т. Г Мухина. Нижний Новгород: ННГАСУ 2013.
4. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Москва: ИЦПКПО, 2000.
5. Медведицкова Л.В., Нестеренко А.В. К вопросу о целесообразности привлечения специалиста-криминалиста к осмотру места происшествия (на примере Ставропольского края). Совершенствование деятельности органов предварительного расследования и экспертно-криминалистических подразделений на современном этапе развития России: сборник научных статей. 2018: 205 - 208.
6. Немчинова Т.В., Токтохоева Т. А. Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности студента. Вестник Бурятского государственного университета. 2009; № 15: 66 - 68.
7. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2002.
References
1. Soveschanie. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Hakaton. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Sostavitel' T.G. Muhina. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.
4. Borisova N.V. Obrazovatel'nye tehnologii kak ob'ekt pedagogicheskogo vybora. Moskva: ICPKPO, 2000.
5. Medvedickova L.V., Nesterenko A.V. K voprosu o celesoobraznosti privlecheniya specialista-kriminalista k osmotru mesta proisshestviya (na primere Stavropol'skogo kraya). Sovershenstvovanie deyatel'nosti organov predvaritel'nogo rassledovaniya i 'ekspertno-kriminalisticheskih podrazdelenij na sovremennom 'etape razvitiya Rossii: sbornik nauchnyh statej. 2018: 205 - 208.
6. Nemchinova T.V., Toktohoeva T.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak komponent tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 15: 66 - 68.
7. Panfilova A.P., Dolmatov A.V. Vzaimodejstvie uchastnikov obrazovatel'nogo processa: uchebnik ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2002.
Статья поступила в редакцию 25.12.19