Научная статья на тему 'Проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах'

Проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1909
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / численность населения / мегаполис / административный участок / границы административных участков. / local police representative / the population / the metropolis / the administrative area / the boundaries of administrative areas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Инна Викторовна Федорова

Рассматриваются основные проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах, а также возможные пути решения проблем на современном этапе развития государства. Подчеркивается несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей порядок определения размеров и границ административного участка, что создает существенные трудности для осуществления участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей. Обоснована необходимость устранения некомплектности в подразделениях полиции, а так же изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции, с одновременным пересмотром действующих критериев оценки деятельности подразделений МВД РФ. Кроме того, даны рекомендации по повышению эффективности работы данных должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Инна Викторовна Федорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES OF PRECINCT POLICE ACTIVITY IN THE BIG CITIES

This article discusses the main problematic issues of the activities of local police officers in large cities, as well as possible ways to solve problems at the present stage of development of the state. The article emphasizes the imperfection of the regulatory legal framework governing the procedure for determining the size and boundaries of the administrative area, which creates significant difficulties for the implementation of the police district commissioners of their duties. The necessity of elimination of incompleteness in the police units, as well as changes in the regulatory framework governing the activities of the units of the precinct police officers, with a simultaneous review of the existing criteria for assessing the activities of the units of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. In addition, recommendations are made to improve the efficiency of these officials.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.922 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10257 © И.В. Федорова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ

Инна Викторовна Федорова,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-mail: karnavalinna73@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах, а также возможные пути решения проблем на современном этапе развития государства. Подчеркивается несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей порядок определения размеров и границ административного участка, что создает существенные трудности для осуществления участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей. Обоснована необходимость устранения некомплектности в подразделениях полиции, а так же изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции, с одновременным пересмотром действующих критериев оценки деятельности подразделений МВД РФ. Кроме того, даны рекомендации по повышению эффективности работы данных должностных лиц.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, численность населения, мегаполис, административный участок, границы административных участков.

PROBLEM ISSUES OF PRECINCT POLICE ACTIVITY IN THE BIG CITIES

Inna V. Fedorova,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Activity Internal Affairs Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article discusses the main problematic issues of the activities of local police officers in large cities, as well as possible ways to solve problems at the present stage of development of the state. The article emphasizes the imperfection of the regulatory legal framework governing the procedure for determining the size and boundaries of the administrative area, which creates significant difficulties for the implementation of the police district commissioners of their duties. The necessity of elimination of incompleteness in the police units, as well as changes in the regulatory framework governing the activities of the units of the precinct police officers, with a simultaneous review of the existing criteria for assessing the activities of the units of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. In addition, recommendations are made to improve the efficiency of these officials.

Keywords: local police representative, the population, the metropolis, the administrative area, the boundaries of administrative areas.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Федорова И.В. Проблемные вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции в больших городах. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):275-9.

Работа участкового уполномоченного полиции в получает бесценный опыт и знания и тем самым,

современных реалиях характеризуется многофунк- беспрерывно приобретая и совершенствуя свои

циональностью и многопрофильностью. Среди компетенции в различных областях профессиональ-

должностных лиц органов внутренних дел работа ной деятельности. В этом случае, за относительно

участкового уполномоченного полиции по праву небольшой отрезок времени, сотрудник подразделе-

считается одной из наиболее трудоемких. Поли- ния участковых уполномоченных полиции форми-

функциональность деятельности указанного долж- рует для себя надежную профессиональную базу,

ностного лица может быть рассмотрена с несколь- которая способна обеспечить ему личностный, про-

ких точек зрения. фессиональный и, как следствие, карьерный рост, а

С одной стороны, служебная (профессио- в настоящее время именно такие сотрудники поли-

нальная) деятельность сотрудника подразделения ции ценятся как структурой МВД, так и обществом

участковых уполномоченных полиции представля- в целом.

ет собой сложную систему реализации его прав и С другой стороны, многофункциональность не

обязанностей во взаимоотношениях с обществом и всегда влечет позитивные последствия, для реализа-

государством. Лицо, занимающее такую должность ции функций в позитивном плане, они должны быть

в ходе выполнения своих служебных обязанностей, достаточными, исходя из служебных возможностей

исполнителя. Многопрофильность (универсальность) подразделений участковых уполномоченных полиции обусловлена, в первую очередь, значительным количеством функций и задач, при реализации которых сотрудник исходит из потребностей более эффективного регулирования общественных отношений в сфере охраны общественного порядка. Следует признать, что в условиях выполнения поставленных задач, сотрудник подразделения участковых уполномоченных полиции зачастую физически не успевает своевременно справиться с выполнением возложенных на него обязанностей, что соответственно отражается на качестве исполняемых им служебных документов.

Первая и одна из самых острых проблем в деятельности участкового уполномоченного полиции это увеличение территории обслуживания.

Этот аспект особенно актуален применительно к большим городам России, а именно городам, которые имеют статус города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь1 а также города-миллионнеры, к которым относятся: Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону и т.д.2 Высокая численность и плотность населения, неизбежно способствует формированию причин и условий, влекущих за собой возникновение кратного увеличения разнообразия общественных отношений, в которых участковый уполномоченный полиции принимает участие. Данную проблему можно выделить как ведущую, так как численность населения на обслуживаемом участке влияет на состояние общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 (ред. от 12.04.2007 года) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» был закреплен показатель численности населения на одного участкового уполномоченного полиции, который в 2002 году составил 3000—3500 человек [2]. Данный показатель был установлен исходя из реальных возможностей одного сотрудника подразделения участковых уполномоченных полиции. Данный принцип лег в основу деления территории страны на административные

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). Ст. 65.

2 Офиц. сайт.: ru.wikipedia.org. Определение города-миллионе-

ры России.

276_

участки, на которых участковые уполномоченные полиции осуществляли ежедневные профилактические обходы в течение года в обычном рабочем режиме, что позволяло им оценивать реальную ситуацию на закрепленных участках, но в тоже время выполнять иные должностные обязанности без ущерба иным видам деятельности.

Спустя 10 лет в 2012 году Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 08.09.2016 г.) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [1] норма, которая предусматривала численность населения на одного участкового уполномоченного полиции, была изъята. Данным ведомственным актом устанавливался новый порядок определения размеров и границ участка, который осуществлялся начальниками территориальных органов МВД РФ на районном уровне. При этом, сформулированные в данном приказе ориентиры при определении размеров и границ участка, носили рекомендательный характер. Из этого, закономерно следует сложность определения количества населения, исходя из которого, определяются размеры и границы административного участка, поскольку в ведомственных актах отсутствует четкая регламентация этого вопроса.

В основу определения размера административного участка положен ряд критериев. В частности, такое определение осуществляется исходя из численности населения, проживающего на территории, а также численности граждан, которые состоят на профилактическом учете. Учету подлежит также состояние оперативной обстановки, специфика территории. Абсолютно очевидно, что в вышеуказанных городах, учитывая некомплектность личного состава территориальных подразделений на уровне района, в основу определения границ размеров административных участков положен критерий численности штатных единиц, а также степень текущей некомплектности личного состава в подразделении участковых уполномоченных полиции. При этом, как правило, такой фактор как рост населения в данных городах не учитывается, несмотря на то, что именно данное обстоятельство является главной причиной, возникающих в работе участкового уполномоченного полиции, трудностей. Как следствие, возрастает нагрузка на сотрудников подразделения участковых уполномоченных полиции,

в силу увеличения количества административных правонарушений, обращений граждан и служебного документооборота.

Следует подчеркнуть, что среди наиболее приоритетных общих направлений деятельности участкового уполномоченного полиции были и остаются такие, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство по делам об административных правонарушениях. Учитывая, что на сегодняшний день в некоторых подразделения полиции существует некомплект в службе участковых уполномоченных полиции, закономерно возникает проблема невозможности осуществить деятельность по ряду важных направлений профилактической работы, что в конечном итоге затрудняет получение подразделениями территориальных органов внутренних дел своевременной и необходимой информацию о лицах, которые могли бы совершить правонарушение. Такие обстоятельства приводят к тому, что сотрудники органов внутренних дел не могут дать адекватную оценку ситуации в сфере деликатности проживающих на соответствующей территории той или иной группы лиц.

Таким образом, данные проблемы способствуют снижению оценочных показателей работы не только подразделений участковых уполномоченных полиции, но и Министерства внутренних дел Российской Федерации по некоторым направлениям деятельности. Данный факт создает предпосылки, для применения мер по устранению некомплекта в подразделениях полиции, а так же изменения нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции с одновременным пересмотром действующих критериев оценки деятельности подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учет и оценка деятельности участковых уполномоченных полиции выступают одним из организационно-правовых средств повышения ее эффективности, тем самым они являются элементами контроля. Учет является деятельностью по получению и обработке сведений о результатах работы участковых уполномоченных полиции по охране

общественного порядка и борьбе с преступностью на территории закрепленных за ними административных участков. Оценка результатов работы участковых уполномоченных полиции, в свою очередь, представлена совокупностью качественных и количественных показателей их деятельности. Ее целевым назначением является определение качества выполнения задач и функций, возложенных на данную службу и ее сотрудников.

Основные результаты по направлениям деятельности участковых уполномоченных полиции, изложенные в ранее действующем Приказе МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166, возлагали обязанность по определению показателей и методики оценки деятельности отдельного участкового уполномоченного полиции на начальника территориального органа МВД России на региональном уровне. В обязательном порядке подлежали учету такие критерии, как:

1) состояние оперативной обстановки на административном участке, а также меры, принимаемые по ее нормализации;

2) общественное мнение о качестве работы участкового уполномоченного полиции1;

3) работа, проводимая с поступающими обращениями граждан;

4) состояние законности, учетно-регистраци-онной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде;

5) организация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России на районном уровне и с общественностью по вопросам участия в охране общественного порядка на административном участке.

Как представляется, перечисленные критерии выступали признаками, в соответствии с которыми должна была осуществляться деятельность участкового уполномоченного полиции, однако их явно было недостаточно для того, чтобы измерить и оценить работу каждого участкового уполномоченного полиции и в целом их подразделений. Оценка этой работы должна выражаться в обобщении ее количественных и качественных сведений и их последующем преобразовании для получения общей оценки.

1 Определяется по результатам проведения опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации, а также по записям в книге отзывов и предложений граждан.

Иными словами, необходимо сформировать систему оценки деятельности участковых уполномоченных полиции.

На результаты работы участкового уполномоченного полиции оказывает влияние большое число факторов, к числу которых относятся и условия осуществления ими служебной деятельности. В эти условия входят особенности местности (городская, сельская), размер административного участка и структура населения. На объем работы участкового уполномоченного полиции и ее конечный результат также оказывает влияние и количество объектов охраны, мест массового отдыха населения, предприятий торговли и т.д.

В настоящее время Министром внутренних дел генералом полиции Российской Федерации утвержден Приказ МВД РФ от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [3], который является своевременной мерой по улучшению негативного положения, вызванного недостатком сотрудников службы участковых уполномоченных полиции.

Данный Приказ предполагает освобождение участкового уполномоченного полиции от обязанностей по проверкам и расследованию экономических и тяжких преступлений, в том числе убийств, кроме того, нацелен на снижение служебной нагрузки на данных должностных лиц для того, чтобы сотрудники подразделений участковых уполномоченных полиции могли реализовать их непосредственные полномочия по профилактике преступлений и поддержанию порядка на закрепленной за ними территории. Оценить результаты названных мероприятий будет возможно уже в текущем году.

Таким образом, деятельность участкового уполномоченного полиции является ключевой в реализации задач, которые поставлены перед органами внутренних дел РФ в силу специфики их должностного положения и реализуемого функционала.

Очевидно, что учет и оценка деятельности службы участкового уполномоченного полиции относительно объективно характеризуют количество и качество проделанной работы. Сведения, полученные в результате такой оценки, позволяют руководству ОВД принимать меры по стимулированию

результативности деятельности служб участковых уполномоченных полиции. В рамках проведенного исследования был сделан вывод о необходимости формирования системы оценки деятельности участковых уполномоченных полиции, которая должна учитывать реальные запросы граждан к правоохранительной системе.

Одним из итогов проводимой в 2011—2012 гг. реформы МВД РФ стало увеличение обязанностей участкового уполномоченного полиции при изъятии нормы, устанавливающей размер закрепляемого за ним административного участка. В настоящее время размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения. Как следствие, на фоне нехватки кадров службы участковых уполномоченных полиции в крупных городах остро встал вопрос о разрастании границ административных участков, что в конечном итоге отразилось на эффективности работы данных должностных лиц и всей системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании вышеизложенного представляется необходимым:

1) разделить деятельность участковых уполномоченных полиции по административным участкам с учетом качественных характеристик, с законодательным закреплением разделения исходя из численности населения на подконтрольном административном участке;

2) сократить перечень случаев, при которых руководство территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на уровне района может принимать решение о привлечении участкового уполномоченного полиции к выполнению поручений, которые не входят в его функциональные обязанности;

3) закрепить полномочие старшего участкового уполномоченного полиции по подписанию (утверждению) документов, подготовленных сотрудниками подразделения на участке обслуживания.

Литература

1. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных поли-

ции» // Российская газета. № 65. 27.03.2013. Документ утратил силу.

2. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 1. 06.01.2003. Документ утратил силу.

3. Приказ МВД РФ от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». Электронный ресурс. Режим доступа. https://regulation. gov.ru/projects#search=участковым&npa=85766.

4. Катаева О.В., Волков П.А., Никулин А.И. Актуальные проблемы деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике алкоголизации населения // Ленинградский юридический журнал. 2015. №3 (41).

5. Колчевская Н.Ю., Власова В.С. Административно-правовые основы деятельности полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности // Вестник ОмЮА. 2014. № 4 (25).

6. Рыбаков В. О работе участковых уполномоченных полиции. Электронный ресурс. Режим доступа. https://ribakov.livejournal.com/ 515157.html.

Теория и практика судебной экспертизы в доказывании.

Спецкурс. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Майлис Н.П. 2019 г. 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.