Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / латинский язык в неязыковом вузе / медицинский вуз / студент / преподаватель / motivation / Latin language in non-linguistic university / medical university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р О. Абдулхалимова, З М. Саламова, П М. Рамазанова

В статье осуществляется поиск наиболее эффективных на современной стадии развития российской системы высшего образования путей повышения мотивации студентов-медиков к изучению латинского языка. Перед разговором об этих путях рассматриваются роль и место указанной академической дисциплины в структуре подготовки будущих медиков. Доказывается важность латинского языка с точки зрения формирования профессиональной и личностной компетентности специалиста, характеризующегося высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда. Кроме того, раскрывается значение термина «мотивация» и её роль в достижении будущими медиками результатов освоения образовательной программы, в особенности изучения латинского языка. Демонстрируется неразрывная связь между этой и другими академическими дисциплинами, изучаемыми в современном медицинском вузе. Способы повышения мотивации будущих медиков к освоению латинского языка рассматриваются на основе анализа специальной литературы и педагогического опыта авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р О. Абдулхалимова, З М. Саламова, П М. Рамазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO STUDY LATIN

The article searches for the most effective ways to increase motivation of medical students to study Latin at the current development stage of the Russian higher education system. Before talking about these ways, the role and place of this academic discipline in the structure of training future doctors are considered. The importance of the Latin language is proved from the viewpoint of the specialist’s characterized by high competitiveness in the modern labor market professional and personal competence formation. In addition, the meaning of the term “motivation” and its role in achieving the development of the educational program by future doctors, especially the study of the Latin language, results is revealed. The inextricable connection between this and other academic disciplines studied in a modern medical university is demonstrated. Ways to increase the future doctors’ motivation to master the Latin language are considered based on the analysis of special literature and the authors’ pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА»

функции. Тренинговые занятия проводились с частотой один раз в неделю с обязательным выполнением и обсуждением домашних заданий.

В тренинг входили мини-лекции, психогимнастические упражнения, психологические разминки, упражнения на сплочение, обсуждение педагогических ситуаций, методы развития креативного мышления, дискуссии, игры. В начале и конце каждого занятия осуществилась самооценка эмоционального состояния участников тренинга, ритуалы настройки на работу и выхода из тренинга, а также обсуждение домашних заданий. Каждый преподаватель вел дневник, в котором ему необходимо было ежедневно отмечать собственное эмоциональное состояние, особенности учебной мотивации студентов, их готовность работать в исследовательской команде, свои достижения и неудачи в применении фасили-тативной функции.

По окончании тренинга были высказаны предложения по его корректировке, а также даны рекомендации каждому преподавателю по дальнейшему саморазвитию в данном направлении. В целом были получены положительные отзывы от преподавателей, прошедших обучение, и выдвинуты запросы на разработку второго модуля подобного тренинга. Таким образом, его эффективность подтверждена, что является основанием для использования представленного варианта в повышении квалификации других преподавателей вузов.

На современном этапе развития системы высшего образования преподавателям важно сохранять свои позиции компетентного специалиста, способного осуществлять профессиональную подготовку будущих бакалавров в цифровой среде в соответствии с требованиям ФГОС ВО версии 3+. В этой связи ему важно

Библиографический список

меняться вместе с трансформирующимся обществом, студентами, окружающей их средой. Образование сегодня более динамично, неформально и личностно ориентированно, оно нацелено на инициацию новых исследований, позволяющих улучшить жизнь людей. Для того чтобы более продуктивно управлять коллективной исследовательской детальностью будущих бакалавров, преподавателям целесообразно расширять свои функции. Обзор научных работ позволил выявить большую продуктивность коллективной исследовательской деятельности и возможности применения фасилитативного подхода в высшей школе, чтобы преподаватель освоил фасилитативную функцию, которая обладает значительным потенциалом в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности. Научная новизна исследования заключается в описании содержания данной функции, требуемых для ее осуществления знаний и умений. С целью ее развития предложен тренинг, описана его структура и содержание. Теоретическая значимость исследования выражена в расширении подходов к совершенствованию педагогического процесса в высшей школе. Практическая значимость результатов исследования определяется описанным тренингом, который прошел апробацию в ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» и показал свою эффективность. Это является основанием для его практического применения в повышении квалификации преподавателей высшей школы. Перспективой дальнейших исследований может стать разработка второго модуля тренинга по совершенствованию фасилитативной функции преподавателя и расширению области ее применения в различных видах внеучебной деятельности.

1. Левкин ГГ. Организация научно-исследовательской работы в образовательной организации. Проблемы современной науки и образования. 2017; № 2 (84): 50 - 52.

2. Aнтонова М.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В., Демяшкина IO.A. Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2021; № 2: 105 - 107.

3. Погребняк H.H. Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов. Современное педагогическое образование. 2019; № 10: 92 - 95.

4. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография. Челябинск: Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2019.

5. Ромашина С.Я., Майер A.A. Фасилитативная педагогика в высшем образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; № 6: 45 - 49.

6. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е. Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017; Т. 9, № 4 (38): 133 - 138.

7. Филь TA. Фасилитация в системе высшего образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; № 7-2 (61): 102 - 104.

8. Макаренко A.c Педагогическая поэма. Составитель, вступительная статья, примечания, пояснения С. Невская. Москва: иТрК. 2003.

9. Селиванова E.A. Развитие мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 4 (45): 60 - 68.

10. Clérico J.B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine. 2019; № 19 (3): 57 - 65.

References

1. Levkin G.G. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty v obrazovatel'noj organizacii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; № 2 (84): 50 - 52.

2. Antonova M.V., Shukshina T.I., Zamkin P.V., Demyashkina Yu.A. Kejs-tehnologiya v organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2021; № 2: 105 - 107.

3. Pogrebnyak N.N. Perspektivy ispol'zovaniya evropejskogo opyta v modernizacii sistemy nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 10: 92 - 95.

4. Il'yasov D.F. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo: Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. 2019.

5. Romashina S.Ya., Majer A.A. Fasilitativnaya pedagogika v vysshem obrazovanii. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2012; № 6: 45 - 49.

6. Dunaeva N.I., Serebrovskaya N.E. Ispol'zovanie adaptivnyh modelej v obuchenii studentov kak uslovie povysheniya 'effektivnosti universitetskogo obrazovaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2017; T. 9, № 4 (38): 133 - 138.

7. Fil' T.A. Fasilitaciya v sisteme vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; № 7-2 (61): 102 - 104.

8. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Sostavitel', vstupitel'naya stat'ya, primechaniya, poyasneniya S. Nevskaya. Moskva: ITRK. 2003.

9. Selivanova E.A. Razvitie motivacii pedagogov k obmenu znaniyami v distancionnyh formah povysheniya kvalifikacii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 4 (45): 60 - 68.

10. Clérico J.B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine. 2019; № 19 (3): 57 - 65.

Статья поступила в редакцию 14.11.21

УДК 378

Abdulkhalimova R.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

INCREASING THE MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO STUDY LATIN. The article searches for the most effective ways to increase motivation of medical students to study Latin at the current development stage of the Russian higher education system. Before talking about these ways, the role and place of this academic discipline in the structure of training future doctors are considered. The importance of the Latin language is proved from the viewpoint of the specialist's characterized by high competitiveness in the modern labor market professional and personal competence formation. In addition, the meaning of the term "motivation" and its role in achieving the development of the educational program by future doctors, especially the study of the Latin language, results is revealed. The inextricable connection between this and other academic disciplines studied in a modern medical university is demonstrated. Ways to increase the future doctors' motivation to master the Latin language are considered based on the analysis of special literature and the authors' pedagogical experience.

Key words: motivation, Latin language in non-linguistic university, medical university, student, teacher.

Р.О. Абдулхалимова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных и латинского языков Дагестанского государственного медицинского университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.М. Саламова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, E-mail: [email protected] П.М. Рамазанова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОГО язьсиоо

В статье осуществляется поиск наиболее эффективных на современной стадии развития российской системы высшего образования путей повышения мотивации студентов-медиков к изучению латинского языка.Пер ед разговоромобэтихпутях р ассм атриваютсяроль иместоуказанной академическойдис-циплины в структуре подготовки будущих медиков. Докыезюоетоввежвосыооотинстозоявмдтр тоет звентаформировмосягрофемсиогаотзой и меазотт-ной компетентности специалиста, характеризующегося высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда. Кроме того, раскрывается значение термина «мотивация» и её роль в достижении будущимимедизаоурезусыотоз отвоезио оМрсзотеыельоойпрсгтаммм!, вссобеняостиизмчения латисокаго языка. Демонстрируется неразрывная связь между этоП в дрнгими aкнрeырунокрмюдияцуплрнaw^o^ в сйвремезоаммтраоизсмом ^всe.П^г^c^на-

бы повышения мотивации будущих медиков к освоен мюмолинипого аныктруuомaосгсaютуя за ^св^зс^и^ззе cпоцйoдзнoибиолpтоасыиплдaрогтпоcкмзо опыта авторов.

Ключевые слова: мотивация, латинский язык в неязыковом вузе, медицинский вуз, студент, преподаватель.

Актуальность данной проблематики заключается в том.что впаследзие годы произошло много политических, социальных и экономических изменений, которые оказали свое влияние на тенденции в обучении. С тем.чтобы в дальнейшем соответствовать требованиям работодателей, современзымолодезтао необходимы следующие качества:

- навыки командной работы;

- способность к творческому и критическому мышлению;

- умение аргументировать собственную точку зренио;

- умение применять полученные в процессе обучения знания, умения и навыки при осуществлении профессиональной деятельности;

- умение взаимодействовать с не-носителями русского языка [1-3].

В подобных условиях важной составляющей процесса подготовки конкурентоспособного специалиста, в частности медика, является преподавание латинского языка, который, как известно, является языком науки и вносит существенный вклад в формирование профессиональной компетентности студентов медицинских специальностей [4-15].

В свою очередь, важным условием для успешного освоения соответствующей академической дисциплины является повышение мотивации студентов к её изучению [4-5].

Цель данной статьи - выявление и характеристика основных путей повышения мотивации студентов медицинского вуза к изучению латинского языка.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи статьи:

- определить роль и место латинского языка в структуре профессиональной подготовки студентов-медиков;

- рассмотреть понятие «мотивация», выделив основные сущностные характеристики данного феномена;

- выявить наиболее эффективные пути повышения мотивации студентов медицинского вуза к изучению латинского языка.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдетие , об общение, анализ собственного педагогического опыта авторов, связозиого с льТвтсто Дагестанском государственном медицинском университете.

В современных вузах основные задачи изучения латинско го языка зачастую сводятся к следующему:

- заложить основы терминологической компетентности будущего медо-цинского работника;

- развить у него способность грамотно и сознательно пользоваться медицинской терминологией греко-латинского происхождения как в русской, так и в латинской орфографии [6; 7].

При этом, будучи пропедевтической дисциплиной, латинский язык самым непосредственным образом связан со всеми дисциплинами, изучаемыми на медицинских факультетах, особенно с биологией, анатомией, микробиологией, биохимией, а равно и клиническими дисциплинами [8, с. 145]. Действительно, курс латинского языка в рамках образовательных программ большинства медицинских вузов традиционно предполагает изучение следующих терминологических разделов:

- анатомического;

- клинического;

- фармацевтического [6, с. 50-51].

При этом он является для первокурсников совершенно новой, ранее не изучавшейся дисциплиной. По указанной причине его усвоение будущими медиками связано с рядом затруднений различного характера.

С другой стороны, так как язык медицинской науки и практики во многом является интернациональным, то благодаря использованию латино-греческого словообразовательного материала ряд трудностей в процессе перевода и понимания иностранных текстов можно преодолеть путем привлечения знаний, полученных в курсе изучения латинского языка. При этом важно правильное усвоение продуктивных аффиксов и терминоэлементов. Знание их, а также правил

сеовтобсизовтзив и мльфетоеевес кего аиелеьа словвпоалолявьсформсровьоь умение понимать и образовывать медицинские термины в различных номенкла-иурзых группьв, вьстывая оазлм-иявехгртМическомиграмматическом оформ-лееми [9, с . еьС-209].

Гсопреьтозиюмаосоях лативьвого языгокаеризбзве-гвциплвсм. в и°и-цессе paввмвиясpефемс[oзaЛоеойкампвтеетзoыиMyдемero медога, можоо заключить, что он способствует достижению ряда образовательных результатов (рииеПЗ, с.Ш5].

Служит основой формирования осознанного отношения личности к самообразованию и самосовершенствованию

Способствует развитию личностных качеств будущего медика

Определяет профессиональные и личностные характеристики

Формирует ценностные ориентации будущего специалиста

Играет огромную роль в мотивации специалиста

Рис. 1.0стевнв.еоозможвьств латоосиего язык-когьмо6зор лгcвnи[игыегссмeесесйзвгтивиеoфec сиональной комсетесезосст Ыщщйгомедике

Таким образом, при осуществлении деятельности в рамках образователь-еывлрог.оой модо.игсгтго еомсоеo6oeстalчанил rlввьпpeоеcтФ0пcкиеибoжee эффоктивотх споообоом оп^^ьриеГ^^ у щcxоrleлисцисто вгтилч енпораоеию-триваемой академической дисциплины.

Сказанное подводит нас к поиску трактовки термина «мотивация», наиболее адекватного с точки зрения поставленной цели настоящей статьи. Чаще всего мотивация понимается как многоуровневый регулятор процесса жизнедеятельности индивида [10; 11; 12]. В свою очередь, данный процесс включает:

- поступки;

- действия;

- деятельность.

Соответственно, мотивация содержит:

- желания;

- установки;

- стремления;

- идеалы;

- знания;

- интересы;

- потребности;

- эмоции;

- идеалы;

- ценности [11].

Исходя из нашего практического многолетнего опыта преподавания латинского языка студентам Дагестанского государственного медицинского университета, отметим, что если у студента нет мотивации к изучению латинского языка,

то ни преподаватель, ни родители не смогут заставить его изучить язык в той мере, которая закреплена стандартами.

Рассмотрев место латинского языка в структуре профессиональной подготовки будущих медиков, определив понятие «мотивация» и её значение в процессе преподавания данной дисциплины, отметим, что на протяжении трёх последних десятилетий у преподавателей этих дисциплин появилась значительная самостоятельность в плане выбора средств обучения.

В свою очередь, многие из числа такого рода средств способствуют повышению мотивации студентов к изучению указанных языков. В целях совершенствования мотивации учащихся к овладению соответствующей дисциплиной такого рода методы должны:

- вовлекать студента в учебный процесс, стимулировать его речевые и творческие способности, желания использования иностранного и латинского языков;

- способствовать созданию педагогических ситуаций, способствующих пониманию студентом того факта, что изучение иностранного и латинского языков непосредственным образом связано с его будущими профессиональными и личностными интересами;

- предусматривать широкое использование индивидуальной, групповой, фронтальной и парной групп работы в целях стимуляции активности, самостоятельности и творчества студента [12; 13; 14].

Исходя из вышеизложенных положений, в ходе педагогической деятельности в Дагестанском государственном медицинском университете мы широко применяем различные инновационные методы, которые, на наш взгляд, обладают большими возможностями в плане решения повышения мотивации студентов к изучению рассматриваемых дисциплин.

Например, при изучении анатомической терминологии целесообразным представляется применение информационных и телекоммуникационных технологий. Последние включают:

- использование мультимедийных средств;

- компьютерное обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такого рода образовательные технологии дают возможность для презентации учебного материала не только в печатном, но и графическом виде. Так, при изучении названий костей обучающимся можно предложить подготовить доклады-презентации с последующей их защитой. Этот вид учебной деятельности всегда вызывает огромный интерес у обучающихся и повышает их мотивацию к изучению латинского языка.

При изучении раздела клинической терминологии, наряду с традиционными упражнениями, такими как «переведите словосочетания», «образуйте однословные термины с заданным значением» или «вычлените ТЭ, объясните их значения», нами широко применяются ситуационные задачи:

- «У больного стойкое расширение просвета кровеносного сосуда. Какой клинический термин следует использовать в данном случае?»;

- «Лабораторный анализ показал, что у больного пониженное содержание эритроцитов в крови. Напишите клинический термин с этим значением» [6, с. 48-49].

Помимо медицинской терминологии, на занятиях также уделяется внимание латинским афоризмам и крылатым выражениям. Последние помогают будущим медикам значительно лучше запоминать латинские слова (табл. 1).

Таким образом, в процессе преподавания будущим медикам латинского языка не только формируются их профессиональные компетенции, но и решается задача общекультурного развития студентов [9, с. 209].

Библиографический список

Таблица 1

Примеры пословиц на уроках латыни у студентов-медиков

Латинский вариант пословицы Русский перевод

Primum no linocere Прежде всего, не вреди

Vivere militare est Жить - значит бороться

Médice, cura aegrótum, non morbum Врач, лечи больного, а не болезнь

Hygiena amica valetudinis Гигиена - подруга здоровья [14, с. 16-17]

Как видим, повышение мотивации учебно-познавательной деятельности студентов играет важную роль при изучении латинского языка в медицинском вузе. Как отмечает Е.В. Бушуева [15], для достижения соответствующих результатов от преподавателя требуется стимуляция у студентов понимания того факта, что знания и умения, полученные при изучении латинского языка, будут широко применяться в последующих курсах в ходе изучения специальных дисциплин.

С определённой долей вероятности этому в немалой степени будет способствовать интеграция между курсом латинского языка, с одной стороны, медико-теоретическими и клиническими дисциплинами, с другой. Преподаватель, вводя анатомические термины и объясняя правила грамматики, используемые при их построении, может упомянуть их встречаемость в курсе изучения анатомии. В атласах по анатомии все слова имеют латинские названия. Названия ряда дисциплин, изучаемых студентами-медиками, тоже имеют греко-латинское происхождение:

- cardiology - наука о сердце;

- cytology - наука о клетках;

- biology - наука о жизни.

Когда на занятиях по другим дисциплинам будущие медики начинают легко понимать научную терминологию, построенную на уже знакомых им латинских корнях и по правилам латинского словообразования, они убеждаются в полезности и необходимости латинского языка в плане развития личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов [9, с. 210].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что формированию у студентов положительной мотивации к изучению латинского языка будут способствовать следующие условия:

- содействие осознанию студентами конкретных целей, достижению которых способствует усвоение ими латинского языка;

- создание в рамках учебных занятий по соответствующей дисциплине проблемных ситуаций;

- осознание обучающимися теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

- демонстрация «перспективных линий» в процессе формирования профессиональных понятий.

Научная новизна статьи определяется выявлением наиболее эффективных путей повышения у будущих медиков мотивации к изучению латинского языка.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о путях повышения мотивации к учебной деятельности, в частности к освоению латинского языка у студентов - будущих медиков.

Практическая значимость заключается в определении ведущих аспектов работы преподавателей латинского языка по развитию мотивации у студентов медицинских специальностей.

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва, 1991.

2. Тарасова А.В. Физический практикум как средство формирования профессиональных компетенций студента медицинского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

3. Протасенко М.В. Сущность и структура мобильности как профессионально значимого личностного качества студента. Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019.

4. Козорез А.А. Повышение мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых факультетов. Магистерская диссертация. Москва, 2019.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург, 2000.

6. Бибикова Э.В. Мотивационная основа обучения латинскому языку в медицинском вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; Выпуск 1 (44): 45 - 52.

7. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Москва: Знание, 1977; Ч. 1: 55 - 87.

8. Любомудрова Т.А. Роль параллельного преподавания иностранного и латинского языков в профессиональной подготовке будущих медиков. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012; № 1-2: 144 - 146.

9. Слугина О.В. Особенности преподавания латинского языка студентам медицинских вузов, обучающимся на английском языке. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 6 (72): 208 - 210.

10. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль, 1976.

11. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. Вопросы психологии. 1997; № 3: 12 - 22.

12. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИ, 1987.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 1999.

14. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: учебник. Москва: Медицина, 2004.

15. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

References

1. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva, 1991.

2. Tarasova A.V. Fizicheskij praktikum kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studenta medicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

3. Protasenko M.V. Suschnost' i struktura mobil'nosti kak professional'no znachimogo lichnostnogo kachestva studenta. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2019.

4. Kozorez A.A. Povyshenie motivacii k izucheniyu inostrannogo yazyka u studentov neyazykovyh fakul'tetov. Magisterskaya dissertaciya. Moskva, 2019.

5. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Bibikova 'E.V. Motivacionnaya osnova obucheniya latinskomu yazyku v medicinskom vuze. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; Vypusk 1 (44): 45 - 52.

7. Gebos A.I. Psihologicheskie usloviya formirovaniya polozhitel'noj motivacii k ucheniyu. Vospitanie, obuchenie, psihicheskoe razvitie: Tezisy dokladovk V Vsesoyuznomu s'ezdu psihologov SSSR. Moskva: Znanie, 1977; Ch. 1: 55 - 87.

8. Lyubomudrova T.A. Rol' parallel'nogo prepodavaniya inostrannogo i latinskogo yazykov v professional'noj podgotovke buduschih medikov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012; № 1-2: 144 - 146.

9. Slugina O.V. Osobennosti prepodavaniya latinskogo yazyka studentam medicinskih vuzov, obuchayuschimsya na anglijskom yazyke. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 6 (72): 208 - 210.

10. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1976.

11. Verbickij A.A., Bakshaeva N.A. Problema transformacii motivov v kontekstnom obuchenii. Voprosy psihologii. 1997; № 3: 12 - 22.

12. Leont'ev A.N. Psihologicheskie mehanizmy motivaciiuchebnojdeyatel'nosti. Novosibirsk: NGPI, 1987.

13. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 1999.

14. Chernyavskij M.N. Latinskijyazykiosnovy medicinskojterminology uchebnik. Moskva: Medicina, 2004.

15. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

Статья поступала в редакцию 14.11.21

УДК 371

Akhmedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Bagamaeva I.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philology), Professor. Vice-Rector, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov", (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

AN INNOVATIVE APPROACH TO RAISING CHILDREN IN YOUNG FAMILIES. Currently, young families are becoming objects of social work more often due to inexperience in family life and the lack of functionality of psychological and pedagogical knowledge. The authors show by concrete examples the possibility of social support for young parents and their children on remote access by creating virtual consulting clubs working under the program. The authors conclude that in order to provide better care, qualified training of family social workers with competencies that allow them to give timely advice to a young family is needed. The researchers believe that it would be very productive in this regard to create virtual clubs of young families through social networks on the Internet. Ensuring the effectiveness of this approach involves the development of information and statistical support, which implies the inclusion of all young families and the creation of a common Network. Key words: young family, pedagogical and psychological assistance, remote access, self-development program.

М.Г. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

И.О. Багамаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р философских наук, проф., проректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» г. Грозный, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ

В настоящее время объектами социальной работы чаще становятся молодые семьи в силу неопытности в семейной жизни и нефункциональности психолого-педагогических знаний. Авторы показывают на конкретных примерах возможность социальной поддержки молодых родителей и их детей на удаленном доступе путем создания виртуальных консультационных клубов, работающих по программе. Авторы делают выводы о том, что для оказания более качественной помощи нужна квалифицированная подготовка семейных социальных работников с компетенциями, позволяющими дать своевременные советы молодой семье. На наш взгляд, было бы очень продуктивно в этом плане создание виртуальных клубов молодых семей через социальные сети в Интернете. Обеспечение эффективности такого подхода предусматривает разработку информационно-статистического обеспечения, подразумевающего учет всех молодых семей и создание общей сети.

Ключевые слова: молодая семья, педагогическая и психологическая помощь, удаленный доступ, программа саморазвития.

Актуальность исследования заключается в том, что в социальной помощи в настоящее время нуждаются не только неблагополучные семьи. Молодая семья - один из самых незащищённых слоев населения, так как молодые супруги еще не научились нести ответственность за себя, а уже надо отвечать за детей. Социально-нравственная подготовленность к семейной жизни подразумевает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность и здоровье. Но в настоящее время частыми стали так называемые «гражданские браки» в более раннем возрасте, когда юные родители живут в свободных отношениях, не имеют сплоченной семьи и надеются на помощь и поддержку со стороны родственников и государства. Да и в узаконенном браке и в достаточно взрослом возрасте в семьях есть довольно серьезные проблемы в психолого-педагогических отношениях между членами семьи [1 - 5].

Целью статьи является изучение инновационных подходов к воспитанию детей в молодых семьях.

Семейное воспитание - это воспитание детей, которое осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Семья в основном выступает в роли носительницы традиций и норм поведения, воспроизводящихся в форме имитации семейного ритуала, ценностных ориентаций и сложных психологических установок. Специфика молодых семей определяется тем, что они находятся в становлении и интенсивном развитии, и характеризуется нестабильностью отношений. Как следствие, неоправданная идеализация своего ребенка, удаление его от посильных домашних дел, отсутствие такта в отношении с ребёнком, ссоры родителей в присутствии детей, переоценка родителями своих воспитательных возможностей указывают на по-

требность социально-педагогической помощи молодым родителям в воспитании детей.

Социально-педагогическую поддержку семьи в современных условиях необходимо рассматривать как помощь со стороны и педагогов, и привлеченных сообществ, и групп лиц в решении проблем успешного развития детей и саморазвития родителей в процессе совместной социализации. При этом необходимо остановиться на планировании работы супервизора для развития компетенций специалиста, работающего с молодой семьей, в первую очередь психолого-педагогическими средствами [2]. Молодые семьи в своем семейном цикле должны осознавать и благополучно решать некоторые задачи: преодолевать стрессовые ситуации, которые связаны с ожиданием и рождением малыша; овладевать базовыми знаниями о семейном воспитании; приобретать информированность по многообразным областям функционирования семьи; достигать экономического благосостояния; формировать активную субъектную позицию как в межличностных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях молодых семей с другими семьями и с обществом в целом [1].

При организации социальной работы с молодыми семьями важны способности специалистов установить контакт с клиентами, создавать доверительную обстановку для достижения высоких уровней общения: способность, понимать позиции других людей, проявлять интерес к их личности; умение интерпретировать и «читать» внутренние состояния по каким-либо особенностям поведения; владение технологиями невербального общения; умение создавать доверительную обстановку; быть толерантным; овладение различными ролями и средствами пресечения возможного конфликта в ходе общения, не бояться обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.