Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык в вузе / медицинский вуз / профессионально-ориентированный английский язык / студент / преподаватель / foreign language at university / medical university / professionally oriented English / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Э. Азизханова, А.Г. Джамалудинова

В статье изучаются наиболее значимые черты процесса преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам медицинских специальностей. Непосредственно перед рассмотрением данной проблематики внимание авторов уделяется содержанию термина «профессионально ориентированное обучение». Доказывается значимость такого обучения на современном этапе развития системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. Исследуются также проблемы, которые необходимо учитывать при интеграции профессионально ориентированного обучения иностранному языку в образовательную практику российских вузов. На основе анализа ряда наименований специальной литературы и педагогического опыта авторов, связанного с их профессиональной деятельностью в Дагестанском государственном медицинском университете, доказывается необходимость внедрения в практику медицинских вузов профессионально ориентированного обучения иностранному языку как условие подготовки конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF TEACHING PROFESSIONALLY-ORIENTED ENGLISH TO STUDENTS OF MEDICAL SPECIALTIES

The article examines the most significant features of the teaching professionally-oriented English to students of medical specialties process. Immediately before considering this issue, the authors’ attention is paid to the content of the term “professionally-oriented training”. The importance of such training at the present stage of the higher medical education system development in the Russian Federation is proved. The problems that need to be taken into account when integrating professionally-oriented foreign language teaching into the Russian universities educational practice are also investigated. Based on the analysis of a number of special literature titles and the pedagogical experience of the authors associated with their professional activities at Dagestan State Medical University, the introducing professionally-oriented foreign language teaching into the practice of medical universities as a condition for training competitive specialists necessity is proved.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

7. Goncharova E.V., Chumicheva R.M. Organizaciya individual'noj obrazovatel'noj traektorii obucheniya bakalavrov. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2012; № 2: 3 - 11.

8. Stepanova L.N. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v kontekste vuzovskogo obrazovaniya. Vestnikpedagogicheskih innovacij. 2015; № 4 (40): 88 - 92.

9. Chekalina M.S. Razvitie kompetencii "prognozirovanie" kak usloviya gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2020; T. 26, № 4: 139 - 146.

10. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Asimmetrichnoe professional'noe buduschee sovremennoj molodezhi. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 4: 258 - 263.

11. Lomakina T.Yu. Konceptual'nye osnovy formirovaniya obrazovatel'noj traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Nauka i professional'noe obrazovanie: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej I.P. Smirnova, E.V. Tkachenko, S.N. Chistyakovoj. Moskva, 2013.

12. Bordovskaya N.V. Tehnologii vybora individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 40 - 44.

13. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vseh po-raznomu?: Posobie dlya uchitelya. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS-PRESS, 2005.

Статья поступила в редакцию 13.11.21

УДК 378

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Jamaludinova A.G., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE SPECIFICS OF TEACHING PROFESSIONALLY-ORIENTED ENGLISH TO STUDENTS OF MEDICAL SPECIALTIES. The article examines the most significant features of the teaching professionally-oriented English to students of medical specialties process. Immediately before considering this issue, the authors' attention is paid to the content of the term "professionally-oriented training". The importance of such training at the present stage of the higher medical education system development in the Russian Federation is proved. The problems that need to be taken into account when integrating professionally-oriented foreign language teaching into the Russian universities educational practice are also investigated. Based on the analysis of a number of special literature titles and the pedagogical experience of the authors associated with their professional activities at Dagestan State Medical University, the introducing professionally-oriented foreign language teaching into the practice of medical universities as a condition for training competitive specialists necessity is proved.

Key words: foreign language at university, medical university, professionally oriented English, student, teacher.

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

А.Г. Джамалудинова, канд. филол. наук, преп., Дагестанский государственный медицинский университет, г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье изучаются наиболее значимые черты процесса преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам медицинских специальностей. Непосредственно перед рассмотрением данной проблематики внимание авторов уделяется содержанию термина «профессионально ориентированное обучение». Доказывается значимость такого обучения на современном этапе развития системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. Исследуются также проблемы, которые необходимо учитывать при интеграции профессионально ориентированного обучения иностранному языку в образовательную практику российских вузов. На основе анализа ряда наименований специальной литературы и педагогического опыта авторов, связанного с их профессиональной деятельностью в Дагестанском государственном медицинском университете, доказывается необходимость внедрения в практику медицинских вузов профессионально ориентированного обучения иностранному языку как условие подготовки конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: иностранный язык в вузе, медицинский вуз, профессионально-ориентированный английский язык, студент, преподаватель.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что уровень владения иностранным языком как действующими, так и будущими специалистами соответствующей отрасли зачастую не соответствует современным требованиям. Подобная ситуация отчасти подтверждает существующее среди членов педколлективов многих отечественных медицинских вузов мнение о том, что методика заучивания специальных лексических единиц для перевода текстов практически полностью себя исчерпала [1-13].

В связи с вышеизложенным в современной педагогической науке и практике остро ощущается необходимость принципиально новой организации учебных занятий по английскому языку у студентов-медиков. Последняя должна учитывать профессиональную специфику, с одной стороны, и характеризоваться инновационными методическими средствами и приемами, позволяющими эффективно развивать профессионально ориентированное иноязычное общение, с другой.

Цель данной статьи - рассмотрение специфики процесса преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам современных медицинских вузов.

С целью неразрывно связаны задачи статьи:

- раскрыть сущность термина «профессионально ориентированное обучение»;

- рассмотреть возможности, предоставляемые интеграцией профессионально ориентированного обучения на современном этапе развития системы отечественного ВО;

- изучить влияние, которое профессионально ориентированное обучение может оказать на процесс преподавания английского языка в медицинских вузах.

Методы исследования: анализ научной литературы и педагогического опыта работы авторов в Дагестанском государственном медицинском университете.

Необходимость широкого внедрения профессионально ориентированного обучения в вузовскую практику обусловлена потребностями студентов в изучении иностранного языка с учетом особенностей их специализации [11, с. 19].

Первоначально профессионально ориентированное обучение языку называлось «обучение английскому для специальных целей» (англ. - English for Specific Purpose, ESP). Его совершенствование шло медленными темпами параллельно с развитием общей методики обучения иностранным языкам. Мощный импульс в своём развитии оно получило в 1980-х гг Именно в этот период, а равно и в последующие десятилетия рассматриваемое направление теоретической и практической педагогики стало популярным во многих странах мира. Данный факт был связан в первую очередь с растущими потребностями специалистов различного профиля в языке международного общения, в т.ч. профессионального [2; 4]. Необходимость в таком языке неуклонно возрастает на протяжении последних десятилетий. Данная тенденция находит своё выражение в педагогической науке и практике [1; 3-7; 9; 13].

Многолетняя разработка данной темы отечественными и зарубежными педагогами привела к тому, что в настоящее время мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что профессионально ориентированное обучение в первую очередь ориентировано на развитие трех коммуникативных параметров:

- беглость;

- грамотность;

- эффективность [12, с. 25].

Соответственно, главной отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения английскому языку, в т.ч. студентов-медиков, является максимальный учет специфики профессиональной сферы (рис. 1).

Следовательно, профессионально ориентированное обучение студентов медицинского вуза английскому языку должно строиться в соответствии с конкретными профессионально значимыми целями и задачами. Его основу состав-

- отбор учебного материала, адекватного поставленным целям и зада-

Формат устных и письменных текстов, наиболее характерных для данной сферы профессиональной деятельности

Ситуативные, лексико-синтаксические и грамматические особенности устной и письменной речи будущих медиков

Учитывает потенциальные ситуации, связанные с будущим коммуникативным вз аимоде й ствием в ходе осуществлен ия медиками их профессиональной деятельности

Отражает наиболее актуальные медицинские проблемы

Содержитинформациюоспособах решениянаиболее актуаль ных медицински х проблем наитучдеможоеыкс[5; 12;Са]

- выделение и применение наиболее результативных подходов к профессионально ориентированному обучению иностранному языку [1; 3; 5; 11; 12].

Таким образом, основную задачу профессионально ориентированного обучения иностранному языку можно определить, как оптимизацию содержания материала в его подачевсоотв етствии с реалия ми ихбудущей профессио н аль-ной деятельности [1; 5; 11; 13]. Прежде всего, это касается следующих аспектов об— енся студентов английскому языку (рис. 3).

Специфика будущей профессиональной деятельности студентов

Рис.1 .Особенности профессион альной сферы, которые должны рыть yчтонмпос oбунсбииЬбДyщиxмедикoв профессионально ориентированному английскому языку

ляет тематически отобранный материал. Последний должен обладать рядом важных с точки зрения подготовки современных конкурентоспособных специали-cньвxсмектерисрик(ттбл.1).

Та^ца!

мeoбмлдимыоxиpaотeеоcтиои ^ебаога матереос, ннпoльзyeмегoнpи oЛyчeниибyдлLлиxмeдикае

ыри еаенакоaннoмyлтmмйcкoмy аeоlнy

Особенности используемого учебного материала

При илсм нлодyeо е^ть, чтoиpгaн(шeиитаивoионпоыгoиoвки студентов втр^инсни) тyное нашeйчснaны абyоетиввыи недостатков (рис. 2).

Отсутствие методики обучения иностранному языку учитывающей специфику междисциплинарной подготовки студентов-медиков

Языковая компетентность обучающихся

Раа.З. Основаыс тспекмы обсиенаясуаащих г^^^до^нис иностранному языку

Иажимми зрдаса мпповодганиздци и^|^офэ^сс^с^иывтн<ыу и еннсровоснопр (^(^у^ре^ь^яст^бУЩ^с^в^^^^О^н^выы^ь^оытаза^^т язые- являются: н иср^^асоние уыанныйазфоымрциу;

- ыдап-ыыап садесжанпннрепсдаваемого материала к потребностям будущей профессиональной деятельности медиков.

Сорганивыцитй pбyчeпияр■и/анптoп-мeдовoв пр^тф еасрополапоорсотни рп-яви^ск сврса н ряд проблем (табл. 2).

аабассса

обутание ^1чглсйскому языку ытудеатывре.гщинтиирбпециал ^ветей

Низкий уровень языковой компетенции абитуриентов

Дефицит времени, отводимого на изучение иностранного языка

Рис.2.0сновные объективныенедостаткиорганизации языковогообучения в медицинских вузах РФ

Анализ специальной литературы наглядно демонстрирует, что при органи-зaцинптафecчиoнтлвюoтpотн-гиpoвзнсогo ебоченио Юyдyщиxоeдюl<oвaнmтЗ-скому языку необходимым также является решение преподавателем высшей шкнчы ряде Зclъоч.BсжчочшчбPиения янунуоси:

- рззвняет з 6омущих 1еедикеи мотевтцне к .экернеи прао^нтиозн^на ориентированного английского языка;

и зв|эедетеяи е конкретных целей и задач изучения профессионально гитивти^ веpнpгoтюo сббениаго я зм^^;

- учёт наиболее значимых психологических особенностей обучающихся;

- онздинаои реалааация педагогических условий, необходимых для осу-

эффе^е^тно прцфесииоиальноаииентиpивстнoго обyченитста-дентов-медиков английскому языку;

Наименование проблемы

реддстаточное количество учебного материала

Разноуровневое знассе сзыса абитуриентами и ытодестами медицинских вузов

Краткая характеристика

Испельы^мый маотридс занастую на приспособлен к условиям обучения студентов медицинских специальностей либо ориен-оироеанноапючидсльнон а специфическую терминологию, что слабо соответствует тре-бовлаыамзодр емениогаоДще ства в ыпециы-та^ м та коготарфеля

иол ееподготовленныестуденты ^^^/^утчув-Вторыми В

развитииязыкоеыхуевыков, аменеетоуго-тoвлчнныeБocтавaтьcвдeпутввиосвa нны-оч в peвyльвaтe,ноьеoтив, н бзкк^oуao^ я подготовки [7, с. 260]

Охарактеризованные выше аспекты были учтены при осуществлении авторами настоящей статьи работы по обучению студентов медицинских специаль-еостей профессионально ориентированному иностранному языку. Последняя проводилась нами на базе Дагестанского государственного медицинского университета.

На первом этапе мы изучили реализуемые в этой организации учебные ир ограммы профилирующих дисциплин, изучаемых на первом и втором курсах (т абл. 3).

Как уже говорилось, была проведена коррекция, заключавшаяся в инте-гр ации профессиональных знаний в учебный материал текстов, тестов и задач с последующим использованием их в профессионально ориентированном обучении иностранному языку. Такая координация изучения тем на специальных б исциплинах с программой обучения профессионально ориентированному иностранному языку позволила реализовать условие, при котором специальная медицинская терминология и медицинские знания, полученные на профилирующих б исциплинах, ориентируют студентов на изучение материала, связанного с их будущей профессией [10; 13].

чам

Таблица 3

Специальности и учебные дисциплины, программы которых были скорректированы в связи с введением обучения профессионально ориентированному английскому языку

На основе вышеизложенного можно сделать выводы о том, что актуализация профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, фиксирующаяся с началом 1980-х гг., была тесно связана с глобализационными процессами.

Главной отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения студентов-медиков английскому языку является максимальный учет специфики профессиональной сферы.

Следовательно, основную задачу профессионально ориентированного обучения иностранному языку можно определить, как приближение содержания и методов его преподавания к практическим потребностям обучаемых.

Научная новизна статьи определяется выявлением специфики процесса преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам современных медицинских вузов.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о процессе преподавания профессионально ориентированного английского языка студентам современных медицинских вузов.

Практическая значимость состоит в определении направления работы преподавательского состава медицинских вузов по обучению студентов профессионально ориентированному английскому языку.

Специальности Дисциплины

«Педиатрия» «Лечебное дело» «Фармация» «Анатомия человека» «Первая доврачебная помощь» «Биология» «Фармацевтическая пропедевтическая практика» «Физиология» «Уход за больными терапевтического профиля» «Микробиология лекарственных средств» «Биохимия»

Библиографический список

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

2. Набока А. Предпосылки развития профессионально-ориентированного образования: философский аспект. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248

3. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования. Высшее образование сегодня. 2007; № 12: 27 - 31.

4. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. Иностранные языки в школе. 2004; № 2: 18.

5. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации. Информатика и образование. 2008; № 5: 3 - 17.

6. Гальскова Н.Д. Новые технологии в контексте в современной концепции образования в области иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2009; № 7: 16 - 20

7. Лебедев А.В. Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Педагогический журнал. 2017; Т. 7, № 3А: 257 - 265.

8. Левченко В.В., Кашина Е.Г Критерии отбора содержания обучения иностранным языкам студентов в вузе на основе интеграции. Вестник Самарского государственного университета. 2012; № 5 (96): 48 - 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дмитриенко Т. А. Профессионально ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Москва: Прометей, 2009.

10. Юхненко Л.В. Технология интенсивно-коммуникативного профориентированного обучения чтению и говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2000.

11. Китайгородская ГА. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва: Высшая школа, 1986.

12. Попова И.А. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов-медиков (На материале английского языка). Диссертация... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.

13. Юрчук Г.В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2014.

References

1. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

2. Naboka A. Predposylki razvitiya professional'no-orientirovannogo obrazovaniya: filosofskij aspekt. Available at: http: //www. info-library. com. ua/libs/stattya/1248

3. Verbickij A.A., Tenischeva V.F. Inoyazychnye kompetencii kak komponent obschej professional'noj kompetencii inzhenera: problemy formirovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; № 12: 27 - 31.

4. Vajsburd M.L., Kuz'mina E.V. Rol' individual'nyh osobennostej uchaschihsya pri obuchenii inostrannomu obscheniyu. Inostrannye yazyki v shkole. 2004; № 2: 18.

5. Robert I.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya informatizacii obrazovaniya v sovremennyh usloviyah informacionnogo obschestva massovoj global'noj kommunikacii. Informatika i obrazovanie. 2008; № 5: 3 - 17.

6. Gal'skova N.D. Novye tehnologii v kontekste v sovremennoj koncepcii obrazovaniya v oblasti inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2009; № 7: 16 - 20

7. Lebedev A.V. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Pedagogicheskij zhurnal. 2017; T. 7, № 3A: 257 - 265.

8. Levchenko V.V., Kashina E.G. Kriterii otbora soderzhaniya obucheniya inostrannym yazykam studentov v vuze na osnove integracii. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 5 (96): 48 - 50.

9. Dmitrienko T. A. Professional'no orientirovannye tehnologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prometej, 2009.

10. Yuhnenko L.V. Tehnologiya intensivno-kommunikativnogo proforientirovannogo obucheniya chteniyu i govoreniyu na inostrannom yazyke studentov neyazykovyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2000.

11. Kitajgorodskaya G.A. Metodika intensivnogo obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Vysshaya shkola, 1986.

12. Popova I.A. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu chteniyu studentov-medikov (Na materiale anglijskogo yazyka). Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.

13. Yurchuk G.V. Formirovanie professional'no orientirovannoj yazykovoj kompetencii studentov medicinskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2014.

Статья поступила в редакцию 14.11.21

УДК 378.147

Alexeeva S.N., CМаand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sardana_a@mail.ru

Antipina U.D., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: uldanti@mail.ru

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

EXPERIENCE OF THE USE OF THE APPLICATION "ARHemo" ON THE PLATFORM .NET. TO TEACH PATHOPHYSIOLOGY. The article presents an а^а! problem of creаting pedаgogical softwаre. Insufficient provision of the educational process in medical universities with modern software pedagogical tools makes it possible to turn to the creation of an application for solving hemograms. Correct interpretation of the hemogram is an important part of the work of any doctor. The hemogram makes it possible to correctly assess the patient's condition, judge the dynamics of the process, and influence the course of treatment. Experience of the Department of Normal and Pathological Physiology shows that students experience serious difficulties in teaching how to solve hemograms: an insufficient number of hours on the topic of blood pathophysiology, the impossibility of individual work due to the workload of teachers. In these circumstances building an application might

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.