УДК 378
Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University
(Makhachkab, Russia), E-mail: [email protected]
Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin languages, Dagestan State Medical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING MEDICAL STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article says that the content of the foreign language course of medical students assumes professionally oriented training and is aimed at forming all components of foreign language communicative competence. The use of innovative technologies is aimed at activating the educational and cognitive activities of medical students; increasing the motivation of medical students to learn a foreign language and use it in their future professional activities; implementation of interactivity of training in the following parameters; increasing the efficiency of foreign language acquisition by medical students; encouraging creative activity by preparing presentations using computer programs; attracting medical students to participate in various video conferences, work with foreign students, etc.
Key words: Students are medics; foreign language Innovative technologists; mobile learning technologies; Internet technology.
З.М. Саламоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: [email protected]
П.М. Рамазаноеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: [email protected]
А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет», E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье говорится о том, что содержание курса иностранного языка для студентов-медиков предполагает профессионально-ориентированное обучение и направлено на формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Применение инновационных технологий нацелено на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов-медиков; повышение их мотивации к освоению иностранного языка и использование его в будущей профессиональной деятельности; реализацию интерактивности обучения; повышение эффективности усвоения студентами-медиками иностранного языка; побуждение к творческой деятельности путем подготовки презентаций с использованием компьютерных программ; привлечение студентов-медиков к участию в различных видеоконференциях, работе с зарубежными студентами и т.д.
Ключевые слова: студенты-медики, иностранный язык, инновационные технологии; технологии мобильного обучения, Интернет-технологии.
С учётом современных сложившихся тенденций можно отметить, что современный медик должен владеть передовыми отечественными и зарубежными медицинскими технологиями, а также оперативно извлекать необходимую профессионально-ориентированную информацию, причём не только на родном, но и на иностранном языке. Тем самым перед медицинскими вузами стоит проблема обучения студентов умению добывать и понимать профессионально-ориентированную информацию, в том числе на иностранном языке. При этом необходимо формировать у студентов-медиков навыки личного (например, на международных конференциях, семинарах, научных стажировках) и виртуального общения (через Skype, WhatsApp, электронную почту) с зарубежными коллегами, с пациентами-иностранцами, находящимися на лечении в российских клиниках. Также необходимо сформировать навыки чтения и понимания научных статей из различных международных научных медицинских журналов, умение работать с англоязычными медицинскими сайтами и т.д. Тем самым актуальность формировать этот спектр умений и компетенций современных специалистов детерминирует необходимость предъявления высоких требований к уровню иноязычной подготовки студентов-медиков как части профессиональной подготовки [1 - 11].
Многие учёные-исследователи [1 - 3] отмечают, что, несмотря актуальность повышения качества иноязычной подготовки студентов-медиков, уровень подготовки в большинстве вузов всё ещё не соответствует современным требованиям и не является в полном объеме профессионально значимым компонентом подготовки будущего медика.
Среди недостатков подготовки студентов-медиков в области иностранного языка учёные выделяют следующие:
- невысокий уровень языковой компетенции ряда абитуриентов;
- дефицит времени, отводимого на иностранный язык;
- отсутствие эффективной и общедоступной методики обучения иностранному языку, учитывающей специфику подготовки именно студентов-медиков и др.
Между тем иностранный язык для студентов-медиков должен быть инструментом приобретения знаний, а также осуществлять воспитательную функцию, направленную на привитие любви к своей профессии, формирование уважительного отношения к другим культурам, духовным и нравственным ценностям разных народов, формирование интеллектуального потенциала личности и профессиональной компетентности будущего специалиста [2]. Обучение иностранному языку содействует реализации современной цели образования - воспитанию специалиста-профессионала, способного к оперативному решению профессиональных задач с использованием потенциала всемирного информационного пространства. В этом случае особую значимость приобретает процесс формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов медицинских вузов на основе инновационных технологий. Как показал анализ, в наибольшей степени сейчас востребованы информационные, мобильные, Интернет-технологии - те, которые позволяют осуществлять эффективное международное взаи-
модействие, получать необходимую профессионально-ориентированную информацию со всего мира.
Как отмечает И.А. Попова, с чьим мнением мы солидарны [1], повышение эффективности обучения студентов-медиков иностранному языку во многом возможно благодаря формированию междисциплинарных знаний.
Методика формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов-медиков включает следующие компоненты:
- профессионально-ориентированные тексты,
- социокультурные знания, навыки и умения,
- невербальные средства общения,
- языковой и речевой материал по общей медицинской терминологии,
- темы и ситуации профессионального общения в сфере медицины.
Как отмечает Т. А. Баева [2], формирование профессиональной иноязычной компетентности студентов медицинского вуза будет протекать с большим результатом, если основой ее является специально организованная учебная деятельность в информационно-образовательной среде с применением средств информационных и коммуникационных технологий.
В системе подготовки студентов-медиков могут эффективно использоваться различные виды медиаобразовательных технологий:
- цифровые (компьютер, Интернет);
- массмедиа (телевидение, кинематограф).
- печатные (книгопечатание, фотографии, литографии);
- электрические (различные гаджеты, аудиозаписи) и др. [9].
Также хорошие результаты показало использование технологий иноязычной виртуальной коммуникации:
- вебинаров;
- видеоконференций в формате виртуального семинара или интервью,
- электронной почты (E-mail),
- телеконференций (UseNet),
- обучения чтению медицинской литературы, работы со словарями и справочными пособиями в онлайн-режиме,
- технологии обучения с помощью базы данных,
- работы в виртуальной библиотеке,
- работы с аутентичными аудиоресурсами, видеоматериалами, сервисом YouTube, образовательными Интернет-ресурсами, мультимедийными обучающими программами и др. [2].
Использование медиаобразовательных технологий на занятиях по обучению иностранному языку студентов-медиков осуществляется на основе личност-но-деятельностного подхода в обучении [5].
По мнению К.В. Капранчиковой [3], А.А. Капиной [4], хорошо себя зарекомендовали мобильные технологии в обучении иностранному языку.
Например, достаточно интересна и эффективна блог-технология. Блог - это личная страничка пользователя в сети Интернет в виде дневника или журнала.
Исследователи выделяет следующие дидактические свойства блог-технологии:
- мулътимедийностъ (возможность использования при создании контента блога материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, ау-диоматериала);
- доступность (блоги доступы всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга);
- авторство и модерация (блогам присуще единоличное авторство, моде-рация блога осуществляется его автором) [4].
Вики-технология - это одна из современных Интернет-технологий, позволяющая одному человеку или группе людей, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга, работать над созданием общего письменного (мультимедийного) документа. П.В. Сысоев и другие исследователи к дидактическим функциям вики-технологии при обучении иностранному языку относят:
- возможность размещения текстовой и графической информации, аудио-, видеоматериалов;
- возможность группе студентов работать над созданием единого контента;
- создание условий для развития познавательной деятельности студентов;
- развитие умений обучения в сотрудничестве;
- возможность коллективно работать над профессионально-ориентированным иноязычным материалом.
Таким образом, содержание курса обучения иностранному языку студентов-медиков предполагает профессионально-ориентированное обучение и на-
Библиографический список
правлено на формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Применение инновационных технологий направлено, прежде всего, на:
- активизацию учебно-познавательной деятельности студентов-медиков;
- повышение мотивации студентов-медиков к освоению иностранного языка и применения его в будущей профессиональной деятельности;
- реализация интерактивности обучения, а именно по параметрам студент - компьютерная техника, Интернет-технологии - преподаватель;
- повышение эффективности усвоения студентами-медиками иностранного языка;
- побуждение к творческой деятельности путем подготовки презентаций с использованием компьютерных программ;
- привлечение студентов-медиков к участию в различных видеоконференциях, работе с зарубежными студентами и т.д.
Тем самым для эффективной языковой подготовки студентов-медиков необходимо применять инновационные технологии, прежде всего информационные, Интернет-технологии, мобильные технологии [5 - 11]. Однако при этом требуется также существенный пересмотр содержания подготовки и переподготовки будущих преподавателей иностранного языка медицинских вузов, создание условий для написания профессионально-ориентированных методических и наглядных пособий, рекомендаций и указаний по иностранному языку. Также каждому преподавателю необходимо постоянно пополнять дидактические материалы для занятий - языковые кейсы с профессионально-ориентированными ситуациями; соответствующие аудио-, видео-, и мультимедийные материалы и т.д.
1. Попова И.А. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению студентов-медиков (На материале английского языка). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2005.
2. Баева Т. А. Методика формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов медицинских вузов в условиях информационно-образовательной среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.
3. Капранчикова К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностранному языку Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014; № 1 (129): 49 - 56.
4. Капина А.А. Возможности мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 287 - 289.
5. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
6. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии ТЮНИНГА при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.
7. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.
8. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.
9. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
10. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.
11. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018; Т. 2018: 375.
References
1. Popova I.A. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu chteniyu studentov-medikov (Na materiale anglijskogo yazyka). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2005.
2. Baeva T.A. Metodika formirovaniya professional'nojinoyazychnojkompetenciistudentov medicinskih vuzov v usloviyah informacionno-obrazovatel'nojsredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.
3. Kapranchikova K.V. Didakticheskie svojstva i metodicheskie funkcii mobil'nyh tehnologij v obuchenii inostrannomu yazyku. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014; № 1 (129): 49 - 56.
4. Kapina A.A. Vozmozhnosti mobil'nyh prilozhenij v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 287 - 289.
5. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.
6. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii TYuNINGA pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.
7. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.
8. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.
9. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.
10. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.
11. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018; T. 2018: 375.
Статья поступила в редакцию 16.02.20