Научная статья на тему 'ФАСИЛИТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

ФАСИЛИТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фасилитативная функция / преподаватель / коллективная исследовательская деятельность / будущие бакалавры / тренинг / командная работа / facilitative function / teacher / collective research activity / future bachelors / training / teamwork

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.И. Осмаева

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью совершенствования педагогических функций преподавателей высшей школы. Обосновывается необходимость повышения фасилитации учебного процесса и исследовательской деятельности. Демонстрируется эффективность коллективной исследовательской деятельности студентов. Ставится цель исследования, связанная с описанием содержания фасилитативной функции преподавателя и определением средств ее развития для повышения продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров, уточняются входящие в нее задачи. Проводится обзор научных исследований, направленных на раскрытие возможностей фасилитации в высшем образовании. Делается вывод о важности фасилитативной функции преподавателя в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров. Научная новизна выражена в описании содержания данной функции, требуемых для ее осуществления знаний и умений. Обосновывается необходимость развития готовности преподавателей к ее реализации (в знаниевом, мотивационном, реализационном компонентах). Теоретическую ценность представляет описанное содержание и структура тренинга для преподавателей, направленного на решение указанной задачи. Показаны особенности реализации тренинга в повышении квалификации преподавателей университета. Продемонстрированы положительные изменения в профессионализме педагогов, что указывает на практическую ценность предложенного решения. Определены перспективы дальнейшей работы, выраженные в разработке второго модуля тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.И. Осмаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FASILITATIVE FUNCTION OF THE TEACHER IN INCREASING THE PRODUCTIVITY OF THE COLLECTIVE RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS

The article discusses a topical issue related to the need to improve the pedagogical functions of higher education teachers. The necessity of increasing the facilitation of the educational process and research activities is substantiated. The effectiveness of collective research activity of students is demonstrated. The aim of the study is to describe the content of the facilitative function of a teacher and determine the means of its development to increase the productivity of the collective research activity of future bachelors; the tasks included in it are specified. A review of scientific research aimed at uncovering the possibilities of facilitation in higher education is carried out. The conclusion is made about the importance of the facilitative function of the teacher in increasing the productivity of the collective research activity of future bachelors. Scientific novelty is expressed in the description of the content of this function, knowledge and skills required for its implementation. The necessity of development of teachers’ readiness for its implementation (in knowledge, motivational, implementation components) is substantiated. The described content and structure of training for teachers aimed at solving this problem is of theoretical value. Features of the implementation of training in the advanced training of university teachers are shown. The research demonstrates positive changes in the professionalism of teachers, what indicates the practical value of the proposed solution. The prospects for further work have been identified, expressed in the development of the second training module.

Текст научной работы на тему «ФАСИЛИТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

УДК 378.046.4

Osmaeva E.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru

FASILITATIVE FUNCTION OF THE TEACHER IN INCREASING THE PRODUCTIVITY OF THE COLLECTIVE RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS. The article discusses a topical issue related to the need to improve the pedagogical functions of higher education teachers. The necessity of increasing the facilitation of the educational process and research activities is substantiated. The effectiveness of collective research activity of students is demonstrated. The aim of the study is to describe the content of the facilitative function of a teacher and determine the means of its development to increase the productivity of the collective research activity of future bachelors; the tasks included in it are specified. A review of scientific research aimed at uncovering the possibilities of facilitation in higher education is carried out. The conclusion is made about the importance of the facilitative function of the teacher in increasing the productivity of the collective research activity of future bachelors. Scientific novelty is expressed in the description of the content of this function, knowledge and skills required for its implementation. The necessity of development of teachers' readiness for its implementation (in knowledge, motivational, implementation components) is substantiated. The described content and structure of training for teachers aimed at solving this problem is of theoretical value. Features of the implementation of training in the advanced training of university teachers are shown. The research demonstrates positive changes in the professionalism of teachers, what indicates the practical value of the proposed solution. The prospects for further work have been identified, expressed in the development of the second training module.

Key words: facilitative function, teacher, collective research activity, future bachelors, training, teamwork.

Э.И. Осмаееа. ст. преп., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Е-mail: s-rakhmat@list.ru

ФАСИЛИТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью совершенствования педагогических функций преподавателей высшей школы. Обосновывается необходимость повышения фасилитации учебного процесса и исследовательской деятельности. Демонстрируется эффективность коллективной исследовательской деятельности студентов. Ставится цель исследования, связанная с описанием содержания фасилитативной функции преподавателя и определением средств ее развития для повышения продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров, уточняются входящие в нее задачи.

Проводится обзор научных исследований, направленных на раскрытие возможностей фасилитации в высшем образовании. Делается вывод о важности фасилитативной функции преподавателя в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров. Научная новизна выражена в описании содержания данной функции, требуемых для ее осуществления знаний и умений. Обосновывается необходимость развития готовности преподавателей к ее реализации (в знаниевом, мотивационном, реализационном компонентах). Теоретическую ценность представляет описанное содержание и структура тренинга для преподавателей, направленного на решение указанной задачи. Показаны особенности реализации тренинга в повышении квалификации преподавателей университета. Продемонстрированы положительные изменения в профессионализме педагогов, что указывает на практическую ценность предложенного решения. Определены перспективы дальнейшей работы, выраженные в разработке второго модуля тренинга.

Ключевые слова: фасилитативная функция, преподаватель, коллективная исследовательская деятельность, будущие бакалавры, тренинг, командная работа.

Современный процесс обучения в вузе значительно трансформировался: активно стали применяться цифровые технологии, акцент делается на формировании универсальных компетенций студентов при их профессиональной подготовке, повышаются требования к исследовательским продуктам студентов и преподавателей. Все это приводит к необходимости пересмотра функций преподавателя в образовательном процессе. Использование цифровых средств обучения, связанных с актуальностью дистанционного обучения в условиях пандемии, ставит преподавателя перед новыми вызовами. Ему необходимо не только качественно вести лекции в онлайн-формате, но и добиваться их посещаемости студентами, отслеживать выполнение практической работы при дистанционном взаимодействии, обеспечивать сдачу зачетов и экзаменов, защиту курсовых и выпускных работ Эти аспекты определяют актуальность исследования.

Установка ФГОС ВО на формирование универсальных компетенций у будущих бакалавров требует при этом обеспечения всестороннего развития личности студента: его системного мышления, экономической культуры, умений работать в команде и пр. Это важное изменение детерминирует целесообразность в использовании новых подходов к педагогической коммуникации преподавателя, обогащении его профессиональных средств действенными решениями, необходимыми функциями. Также повышаются требования к исследовательским продуктам студентов и преподавателей. Это выражено в совершенствовании программ оценки оригинальности текстов публикаций, установки общества на социальную значимость, решение глобальных проблем в исследовательских работах молодых и опытных исследователей. Все вышеуказанное дает преподавателю вуза новую роль не транслятора знаний, а фасилитатора учебного процесса. Это утверждение, прежде всего, актуально для организации исследовательской деятельности будущих бакалавров.

Соответственно, цель исследования заключается в описании содержания фасилитативной функции преподавателя и определении средств ее развития для повышения продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров. В качестве задач стоит указать такие, как: а) утонение понятия «фасилитативная функция»; б) описание тренинга по развитию данной функции; в) оценка эффективности предложенных средств.

Исследовательская деятельность сегодня играет немаловажную роль в профессиональной подготовке студентов. Она развивает системное и критическое мышление, способности к преодолению трудностей, культуру работы в команде. Последнее утверждение относится в первую очередь к коллективной

исследовательской деятельности. По словам Г Г Левкина, коллективные формы исследований наиболее эффективны. В такие коллективы могут входить преподаватели и студенты, выстраивающие партнерские формы взаимоотношений. Уместно создавать неформальные научные малые группы, состав которых может меняться [1]. М.В. Антонова и Т.И. Шукшина с коллегами пишут о научных кафедральных объединениях университета, в которых студенты совместно с преподавателями осуществляют коллективные исследования. Подчеркивается роль кейс-технологий в организации исследований, их важность для развития аналитических умений студентов, успешности участия в научных конкурсах [2]. Н.Н. Погребняк говорит о важности подготовки современного исследователя, способного самостоятельно решать различные проблемы. Автор утверждает об эффективности внеучебных форм коллективной исследовательской деятельности, таких как «научные школы, коллективы молодых исследователей, студенческие рационализаторские и конструкторские бюро, производственно-экономические бюро» [3, с. 94]. Стоит подчеркнуть, что научные школы разрабатывают стратегии, направленные на объединение науки и практики, популяризацию научных знаний с целью совершенствования образовательных процессов [4]. Итак, вполне очевидно, что в XXI веке исследования переходят на новый формат, создаются коллективы единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов) и опытных ученых (преподавателей), разрабатываются совместные исследовательские проекты, организуется взаимовыгодное сотрудничество в научной деятельности, повышающее качество исследовательских работ, совершенствующее множество компетенций студентов и преподавателей.

Как ранее отмечалось, функции преподавателя сегодня расширяются, уточняются и становятся более многогранными, психологичными. Это необходимо для решения сложных исследовательских задач, повышения качества коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров. Наша авторская позиция заключается в том, что необходимо целесообразно выделять фасилита-тивную функцию преподавателя, которая предполагает выстраивание партнерских отношений со студентами, способствует росту их мотивации к исследовательской деятельности, совершенствованию коммуникации в исследовательских коллективах.

Об эффектах фасилитации в высшей школе сегодня ученые говорят все чаще. С.Я. Ромашина, А.А. Майер пишут о новом направлении - фасилитатив-ной педагогике в высшем образовании. Исследователи утверждают, что преподаватель в такой роли выступает как «антропотехник, работающий с сознанием

другого» [5, с. 46]. Указываются функции преподавателя-фасилитатора: обеспечение психологического настроя, стимулирование учебной мотивации, развитие у студентов самостоятельности при непрерывном саморазвитии преподавателя [5]. Н.И. Дунаева, Н.Е. Серебровская говорят об использовании адаптивных моделей в обучении студентов как условий повышения эффективности университетского образования. Они рассматривают фасилитативный подход, в котором преподаватель обеспечивает создание ситуации безопасности и комфорта. Среди его преимуществ называются следующие: учебная деятельность протекает естественно в таком формате взаимоотношений, повышается уровень доверия и открытости, инициируется творческая составляющая обучения, повышается успех и достижения студентов [6]. Т.А. Филь исследует в этой связи развитие готовности преподавателя высшей школы к реализации функции фасилитации. Такая готовность обеспечивается интеграцией различных сторон личности преподавателя, включает в себя рефлексию, эмпатию, сензитивность, креативность, гибкость, активность, лидерские качества и пр. [7, с. 103]. Исходя из выводов ученых, стоит согласиться с высокой эффективностью фасилитации в повышении уровня комфорта и доверия в группе, что важно для организации коллективной исследовательской деятельности.

Методологическую основу исследования составляют положения педагогической теории А.С. Макаренко, согласно которой большую роль в развитии личности играет коллективная работа [8]. Именно в коллективах за счет педагогически корректируемого общения (гуманного, поддерживающего) наиболее успешно происходит совершенствование всех сторон личности, в том числе ценностной, влияющей на отношение к исследовательской деятельности и саморазвитие.

Мы соглашаемся с мнениями авторов статей о многомерности фасилита-тивной функций преподавателя. Для того чтобы она не номинально, а реально способствовала повышению продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров, важно выделить в ней ряд умений и знаний преподавателя, а также описать само содержание понятия.

Фасилитативная функция преподавателя понимается нами как деятельность по созданию благоприятной среды, инициирующая конструктивные отношения в коллективе и способствующая повышению интеллектуальной активности студентов, командной работы, творческой деятельности и успешности научных исследований. Она содержит в себе определенные знания, а также умения.

Знания внутри данной функции включают в себя знания психологических основ коммуникации, способов создания позитивного настроя, возрастных особенностей юношеского возраста, принципов работы в команде, технологий развития креативного мышления, приемов повышения учебной и исследовательской мотивации студентов, способов активизации самостоятельной деятельности обучающихся.

Умения включают в себя способность создать благоприятный климат в группе, обеспечить комфортную, но при этом развивающую среду, конструктивно критиковать, использовать разные тактики педагогической поддержки, адекватно реагировать на ошибки, способствовать студентам в выборе наиболее предпочтительных для себя ролей в исследовательской команде, применять технологии повышения интеллектуальной продуктивности, в том числе креативности, инициировать процессы самоорганизации и саморазвития студентов.

Соответственно данная функция должна предполагать определенную готовность преподавателя к ее реализации. Такая готовность помимо указанных выше знаний и умений включает в себя и мотивационный компонент. Мотивация должна проявляться в следующих стремлениях, желаниях, потребностях преподавателя вуза. Во-первых, это стремление к непрерывному всестороннему саморазвитию личности преподавателя, которая включает не только обновле-

ние знаний в рамках читаемых дисциплин, но и освоение новых цифровых инструментов, психологических знаний, педагогических технологий. Во-вторых, это потребность в осуществлении обмена знаниями c в различных формах, в том числе и дистанционных [9]. Такая мотивация предполагает обмен знаниями с коллегами, учеными, студентами, работодателями, чтобы быть в курсе актуальных событий, новых запросов к профессиональным компетенциям будущих бакалавров, создающихся исследовательских коллективов, научных мероприятий (конференций, конкурсов, выставок и пр.). В-третьих, это мотивация на сохранение профессионального здоровья. Вполне очевидно, что фасилитативная функция требует особых эмоциональных затрат, активного преобразования образовательной среды в инновационную, развивающую, креативную. Также фасилитативная функция предполагает определенное погружение во внутренний мир личности студентов, который может быть неоднозначным и противоречивым. Соответственно преподавателю важно быть мотивированным на применение различных способов сохранения своего психосоматического здоровья [10].

Итак, готовность преподавателя к фасилитативной функции включает в себя знаниевый, мотивационной и реализационный компоненты. При высоком или среднем уровне ее развития он (компонент) может способствовать повышению продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров.

Для развития данной функции у преподавателей вузов мы считаем необходимым включить в программу повышения их квалификации тренинг Данный тренинг уместно реализовать через серию из трех занятий, содержащих освоение особенностей процесса фасилитации и использования совершенствования профессионального мастерства преподавателей. Тренинг включает в себя изучение содержания процесса фасилитации, особенностей его применения на лекционных и практических занятий при руководстве исследовательской деятельностью, учебной и внеучебной работой студентов. В него входят темы по освоению способов успешной коммуникации и организации командной работы, цифровых средств исследовательской работы.

Каждое занятие имеет определенную структуру: приветствие, ритуал настройки на работу, основные вопросы и заключение (рефлексия, домашние задания, ритуал прощания). Частота проведения такого тренинга может варьироваться от одного раза в неделю до одного раза в месяц (не реже). Продолжительность занятия - от трех до пяти академических часов (в зависимости от количества слушателей). Домашнее задание предполагает отработку полученных навыков в работе со студентами, заполнение дневника наблюдений за активностью студентов, их эмоциональным состоянием, мотивацией к исследовательской работе, готовностью работать в коллективе. Содержание занятий представлено в табл. 1.

При необходимости каждое занятие может быть разделено на несколько занятий (меньших по продолжительности, но больших по количеству). Соответственно, частота их проведения и срок общей реализации будут варьироваться. В его проведении должны участвовать преподаватели с высшим психологическим образованием, имеющие опыт проведения тренингов и профессиональной подготовки студентов.

Данный тренинг был реализован в ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» в повышении квалификации преподавателей вуза. В обучении приняли участие 26 преподавателей, читающих различные учебные дисциплины. Первоначально была проведена стартовая диагностика уровня готовности к реализации фасилитационной функции. У 7,7% преподавателей был выявлен уровень ниже среднего, у 69,2% - средний уровень и у 23,1% -высокий уровень готовности к реализации данной функции. После прохождения тренинга ситуация изменилась. У 61,5% преподавателей был выявлен средний уровень, у 38,5% - высокий уровень готовности к реализации фасилитационной

Таблица 1

Содержание тренинга по развитию готовности к реализации фасилитативной функции при работе с будущими бакалаврами

Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3

Основы фасилитации (понятие, характеристика, принципы). Целесообразность развития данной функции в соответствии с ФГОС ВО 3+ Психологический портрет современного студента (клиповость мышления, независимость суждений, эгоцентричность и пр.) Управление конфликтами: особенности профилактики урегулирования конфликтных ситуаций в исследовательских командах

Риски и возможности фасилитации в работе со студентами (SWOT-анализ по изучению сильных и слабых сторон реализации такой функции, ее возможностей и угроз) Приемы успешной коммуникации (вербальное и невербальное общение, особенности активного слушания), приемы убедительной коммуникации, успешного публичного выступления Дистанционный характер взаимодействия со студентами. Способы удержания активного внимания и повышения интереса к исследовательской работе. Особенности обмена знаниями в онлайн- и офлайн-коммуникации

Правила формирования исследовательской команды (стадии развития команды, распределение ролей ее членов, управление деятельностью на разных этапах) Способы педагогической поддержки, варианты конструктивной и деструктивной критики. Комплимент как средство формирования уверенного поведения студентов Цифровая среда как источник информации для исследований. Особенности научных сообществ, электронное сотрудничество, цифровой этикет

Технология тимбилдинга (различные технологии сплочения исследовательской команды) Методы стимулирования исследовательского процесса (мозговой штурм, ромашка Блюма, шесть шляп Э. Боно и пр.). Методы сохранения профессионального здоровья преподавателя (когнитивные, эмоциональные, де-ятельностные)

функции. Тренинговые занятия проводились с частотой один раз в неделю с обязательным выполнением и обсуждением домашних заданий.

В тренинг входили мини-лекции, психогимнастические упражнения, психологические разминки, упражнения на сплочение, обсуждение педагогических ситуаций, методы развития креативного мышления, дискуссии, игры. В начале и конце каждого занятия осуществилась самооценка эмоционального состояния участников тренинга, ритуалы настройки на работу и выхода из тренинга, а также обсуждение домашних заданий. Каждый преподаватель вел дневник, в котором ему необходимо было ежедневно отмечать собственное эмоциональное состояние, особенности учебной мотивации студентов, их готовность работать в исследовательской команде, свои достижения и неудачи в применении фасили-тативной функции.

По окончании тренинга были высказаны предложения по его корректировке, а также даны рекомендации каждому преподавателю по дальнейшему саморазвитию в данном направлении. В целом были получены положительные отзывы от преподавателей, прошедших обучение, и выдвинуты запросы на разработку второго модуля подобного тренинга. Таким образом, его эффективность подтверждена, что является основанием для использования представленного варианта в повышении квалификации других преподавателей вузов.

На современном этапе развития системы высшего образования преподавателям важно сохранять свои позиции компетентного специалиста, способного осуществлять профессиональную подготовку будущих бакалавров в цифровой среде в соответствии с требованиям ФГОС ВО версии 3+. В этой связи ему важно

Библиографический список

меняться вместе с трансформирующимся обществом, студентами, окружающей их средой. Образование сегодня более динамично, неформально и личностно ориентированно, оно нацелено на инициацию новых исследований, позволяющих улучшить жизнь людей. Для того чтобы более продуктивно управлять коллективной исследовательской детальностью будущих бакалавров, преподавателям целесообразно расширять свои функции. Обзор научных работ позволил выявить большую продуктивность коллективной исследовательской деятельности и возможности применения фасилитативного подхода в высшей школе, чтобы преподаватель освоил фасилитативную функцию, которая обладает значительным потенциалом в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности. Научная новизна исследования заключается в описании содержания данной функции, требуемых для ее осуществления знаний и умений. С целью ее развития предложен тренинг, описана его структура и содержание. Теоретическая значимость исследования выражена в расширении подходов к совершенствованию педагогического процесса в высшей школе. Практическая значимость результатов исследования определяется описанным тренингом, который прошел апробацию в ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» и показал свою эффективность. Это является основанием для его практического применения в повышении квалификации преподавателей высшей школы. Перспективой дальнейших исследований может стать разработка второго модуля тренинга по совершенствованию фасилитативной функции преподавателя и расширению области ее применения в различных видах внеучебной деятельности.

1. Левкин ГГ. Организация научно-исследовательской работы в образовательной организации. Проблемы современной науки и образования. 201У; № 2 (84): 50 - 52.

2. Aнтонова М.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В., Демяшкина IO.A. Кейс-технология в организации исследовательской деятельности студентов факультета физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2021; № 2: 105 - 10У.

3. Погребняк Н.Н. Перспективы использования европейского опыта в модернизации системы научно-исследовательской деятельности студентов. Современное педагогическое образование. 2019; № 10: 92 - 95.

4. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография. Челябинск: Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2019.

5. Ромашина С.Я., Майер A.A. Фасилитативная педагогика в высшем образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; № б: 45 - 49.

6. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е. Использование адаптивных моделей в обучении студентов как условие повышения эффективности университетского образования. Современная высшая школа: инновационный аспект. 201У; Т. 9, № 4 (38): 133 - 138.

У. Филь TA. Фасилитация в системе высшего образования. Международный научно-исследовательский журнал. 201У; № У-2 (б1): 102 - 104.

8. Макаренко A.O. Педагогическая поэма. Составитель, вступительная статья, примечания, пояснения С. Невская. Москва: иТрК. 2003.

9. Селиванова E.A. Развитие мотивации педагогов к обмену знаниями в дистанционных формах повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 4 (45): б0 - б8.

10. Clérico J.B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine. 2019; № 19 (3): 5У - б5.

References

1. Levkin G.G. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty v obrazovatel'noj organizacii. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 201У; № 2 (84): 50 - 52.

2. Antonova M.V., Shukshina T.I., Zamkin P.V., Demyashkina Yu.A. Kejs-tehnologiya v organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2021; № 2: 105 - 10У.

3. Pogrebnyak N.N. Perspektivy ispol'zovaniya evropejskogo opyta v modernizacii sistemy nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 10: 92 - 95.

4. Il'yasov D.F. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo: Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. 2019.

5. Romashina S.Ya., Majer A.A. Fasilitativnaya pedagogika v vysshem obrazovanii. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2012; № б: 45 - 49.

6. Dunaeva N.I., Serebrovskaya N.E. Ispol'zovanie adaptivnyh modelej v obuchenii studentov kak uslovie povysheniya 'effektivnosti universitetskogo obrazovaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 201У; T. 9, № 4 (38): 133 - 138.

У. Fil' T.A. Fasilitaciya v sisteme vysshego obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 201У; № У-2 (б1): 102 - 104.

8. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Sostavitel', vstupitel'naya stat'ya, primechaniya, poyasneniya S. Nevskaya. Moskva: ITRK. 2003.

9. Selivanova E.A. Razvitie motivacii pedagogov k obmenu znaniyami v distancionnyh formah povysheniya kvalifikacii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 4 (45): б0 - б8.

10. Clérico J.B., Ilyasov D.F., Cherepov E.A. et al. Methods of mental health maintenance in teachers experiencing emotional stress. Human. Sport. Medicine. 2019; № 19 (3): 5У - б5.

Статья поступила в редакцию 14.11.21

УДК 378

Abdulkhalimova R.O., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Salamova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Ramazanova P.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages, Dagestan State Medical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

INCREASING THE MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS TO STUDY LATIN. The article searches for the most effective ways to increase motivation of medical students to study Latin at the current development stage of the Russian higher education system. Before talking about these ways, the role and place of this academic discipline in the structure of training future doctors are considered. The importance of the Latin language is proved from the viewpoint of the specialist's characterized by high competitiveness in the modern labor market professional and personal competence formation. In addition, the meaning of the term "motivation" and its role in achieving the development of the educational program by future doctors, especially the study of the Latin language, results is revealed. The inextricable connection between this and other academic disciplines studied in a modern medical university is demonstrated. Ways to increase the future doctors' motivation to master the Latin language are considered based on the analysis of special literature and the authors' pedagogical experience.

Key words: motivation, Latin language in non-linguistic university, medical university, student, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.