Научная статья на тему 'Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования'

Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ФАСИЛИТАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / HUMANIZATION OF EDUCATION / HUMANISTIC APPROACH / HUMANISTIC PARADIGM OF EDUCATION / PEDAGOGICAL FACILITATION / FACILITATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER / HUMANISTIC VALUES / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Статья посвящена теоретическим аспектам подготовки будущих педагогов к реализации педагогической фасилитации. В работе обоснована сущность понятий «фасилитация», «педагогическая фасилитация», «фасилитативное общение», «фасилитативная компетентность». В исследовании рассмотрены основные подходы к определению структуры фасилитативной компетентности педагога, на основе которых определены основные компоненты структуры анализируемой компетентности и умения, характеризующие высокий уровень сформированности готовности будущего учителя к реализации педагогической фасилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATING THE FORMATION OF COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS AS A CONDITION OF A HUMANISTIC PARADIGM OF EDUCATION

The article is devoted to the theoretical aspects of training future teachers to implement pedagogical facilitation. The paper substantiates the essence of the concepts of "facilitation", "pedagogical facilitation", "facilitation communication", "facilitation competence". The study describes the main approaches to determining the structure of the teacher's facilitative competence, on the basis of which the main components of the structure of the analyzed competence and skills characterizing the high level of formation of the future teacher's readiness for the implementation of pedagogical facilitation are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ФАСИЛИТАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам подготовки будущих педагогов к реализации педагогической фасилитации. В работе обоснована сущность понятий «фасилитация», «педагогическая фасилитация», «фасилитативное общение», «фасилитативная компетентность». В исследовании рассмотрены основные подходы к определению структуры фасилитативной компетентности педагога, на основе которых определены основные компоненты структуры анализируемой компетентности и умения, характеризующие высокий уровень сформированности готовности будущего учителя к реализации педагогической фасилитации.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, гуманистическая парадигма образования, педагогическая фасилитация, фасилитативная компетентность педагога, гуманистические ценности, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the theoretical aspects of training future teachers to implement pedagogical facilitation. The paper substantiates the essence of the concepts of "facilitation", "pedagogical facilitation", "facilitation communication", "facilitation competence". The study describes the main approaches to determining the structure of the teacher's facilitative competence, on the basis of which the main components of the structure of the analyzed competence and skills characterizing the high level of formation of the future teacher's readiness for the implementation of pedagogical facilitation are determined.

Keywords: humanization of education, humanistic approach, humanistic paradigm of education, pedagogical facilitation, facilitative competence of the teacher, humanistic values, professional training of future teachers.

Введение. Процессы гуманизации образования порождают сегодня социальный заказ на гуманистически ориентированного педагога, конкурентоспособного в современном обществе. Эти тенденции и социальные потребности вызывают в настоящее время значительный научный интерес к изучению процессов гуманизации образования, актуальных проблем профессиональной деятельности и личности педагога, методологических и методических аспектов профессиональной подготовки педагогических кадров. Актуальность изучения особенностей профессиональной подготовки будущих педагогов в контексте гуманизации образования, по нашему мнению, можно обосновать существующим противоречием между декларируемой общественной потребностью в педагогах гуманистической направленности и отсутствием ее полноценного удовлетворения со стороны профессиональных образовательных учреждений.

Одним из компонентов профессионализма педагога гуманистической направленности, согласно концепции гуманизации образования, является его способность организовывать с обучающимися своеобразный вид межличностных взаимоотношений, обеспечивающих создание оптимальных условий для саморазвития и самореализации воспитанников, побуждению их к личностно-духовной перестройке, выявлению активных усилий для раскрытия собственных внутренних потенций, осознания своей самоценности. Исходя из вышеизложенного, одной из задач реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе является формирование способности выпускника к осуществлению педагогической фасилитации; иными словами - формирование фасилитативной компетентности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов формирования фасилитативной компетентности будущих педагогов в процессе их профессионального обучения в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Становления тенденции гуманизации образования вызывает изменения в системе требований к личности педагога, а также к его функциональным профессиональным задачам. Реформирование отечественной системы образования на гуманистических началах требует перехода к личностно-ориентированному образованию, приоритетной целью которого является развитие внутренних возможностей обучающихся, их потребностей, интересов, эмоций и чувств. Гуманистические подходы к обучению предполагают приоритетность адаптационной и организационно-консультативной функций педагога. Так, одной из существенных характеристик гуманистического личностно-ориентированного образования является его реализация как субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса, в котором педагог выступает, прежде всего, в роли фасилитатора личностного роста воспитанников.

На основе вышеизложенного уточним, что указанные новые требования к спектру функциональности профессионального труда педагога подразумевают реализацию им педагогической фасилитации. Данное утверждение обосновывает потребность специальной подготовки будущих педагогов в процессе их профессионального образования в высшей школе к указанному виду педагогической деятельности. Для изучения аспектов подготовки к реализации педагогической фасилитации в образовательном процессе современных образовательных учреждений необходимо уточнение сущности указанного термина.

В широком смысле в отечественной науке педагогическая фасилитация рассматривается как взаимодействие между педагогом и обучающимся, основывающееся на принципах гуманизма, полисубъектности, толерантности, позволяющее установить связь между общечеловеческими ценностными идеалами отечественной и зарубежной педагогической мысли и современным состоянием педагогической науки и практики, предполагающее поиск способов и средств гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Ученые В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов считают, что «в современном педагогическом процессе фасилитация - это изменение эффективности деятельности ученика во взаимодействии с учителем или другими учениками. Даже пассивное присутствие педагога в классе активизирует учащихся, направляет

их деятельность в необходимое русло, стабилизирует ее без явных целенаправленных действий педагога» [5, с. 24 - 25].

Важным условием реализации педагогической фасилитации является осуществление фасилитирующего общения. По мнению Е.Г. Врублевской, «способность педагога к фасилитирующему общению как имманентное качество личности учителя, которое развивается и позволяет осуществлять педагогическое взаимодействие как такую, что вдохновляет и побуждает воспитанника к интенсивной, сознательного самоизменения в соответствии с личностно приоритетных смыслов жизнедеятельности, тем самым актуализируя процесс его направленного и продуктивного саморазвития» [2, с. 8].

Подготовка будущего педагога к реализации педагогической фасилитации предусматривает формирование его фасилитативной компетентности в системе реализации его профессионального образования в высшей школе. В современной психолого-педагогической науке фасилитативную компетентность педагога рассматривают как интегративное личностное образование педагога, отражающее уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала учащихся как субъектов когнитивной деятельности за счет особого стиля их взаимодействия.

Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе предусматривает знание и учет ее структурных компонентов. Анализ теоретической психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии различных научных подходов к определению компонентов структуры фасилитативной компетентности педагога.

Ряд исследователей, рассматривая фасилитативную компетентность как интегративное личностное образование, представляющее собой одну из составляющих профессионально-педагогической компетентности, определяет следующие компоненты ее структуры:

- мотивационный;

- когнитивный;

- операционно-деятельностный;

- рефлексивный [4; 7].

Мотивационный компонент анализируемой в данном исследовании компетентности заключается в осознании педагогом необходимости диверсификации образования на основе изменения его ролевой позиции: от транслятора знаний к фасилитатору обучения с последующим изменением подходов в организации деятельности как собственной, так и ученической с ориентацией на долгосрочные эффекты обучения, саморазвития и самореализации; с положительной направленностью на осуществление фасилитирующей педагогической деятельности.

Когнитивный компонент фасилитативной компетентности педагога предполагает наличие комплекса знаний о сущности фасилитации, основных принципах фасилитативного взаимодействия, основах технологии фасилитативного обучения, эффективных способах и приемах организации образовательного процесса.

Операционально-деятельностный компонент подразумевает овладение со стороны педагога навыками и умениями использования технологии фасилитативного обучения, строящегося на принципах осознания образовательных потребностей субъектов обучения, стимулирования субъектного опыта обучающегося путем применения синергетических организационных форм и методов обучения, повышающих уровень активности познавательной деятельности.

Рефлексивный компонент фасилитативной компетентности предусматривает формирование способности педагога к анализу собственной деятельности, связанной с осуществлением фасилитирующего обучения. Такой анализ включает сознательный контроль за результатами своих профессиональных действий, самооценку личностной позиции в образовательном процессе, осмысление своих действий, их целей, содержания, методов, результатов и причин, творческое осмысление и коррекцию [4; 7].

Другие исследователи (И.В. Авдеева, Л.И Тимонина, Е.Г. Врублевская) в структуре фасилитативной компетентности выделяют такие компоненты, как когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты жизнедеятельности индивида.

Когнитивный компонент составляет комплекс знаний о содержании педагогической фасилитации, эффективном осуществлении фасилитативных воздействий. К основным качествам указанного компонента исследователи относят рефлексию, креативность, интуицию, стремление к самоактуализации.

Аффективный компонент предполагает соответствующий эмоционально-позитивный настрой педагога на фасилитативное взаимодействие с обучающимися. К основным качествам данного компонента относятся склонность к эмпатии и сенситивность.

Поведенческий компонент предусматривает наличие умений и навыков организации, прогнозирования и развития фасилитации, умения выстраивать продуктивные взаимоотношения с обучающимися. К ведущим качествам поведенческого компонента относятся активность, инициативность, флексибильность, толерантность, ответственность, коммуникативные, организационные и лидерские качества [1; 2; 6].

На основе теоретических трудов И.Н. Авдеевой, Е.Г. Врублевской, И.В. Жижиной, С.С. Савельевой, О.Н. Шахматовой, нами были определены следующие компоненты фасилитативной компетентности педагога:

коммуникативные и организационные способности;

- эмпатия;

- способность к самоуправлению;

- стремление к личностному развитию;

- автономность;

- уверенность в себе;

- тенденции к сотрудничеству;

- самоэффективность;

- осмысленность жизни и психологическое благополучие;

- фрустрационная толерантность;

- способность к коммуникативному контролю [1; 2, 3; 4; 7].

Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов предполагает развитие ряда качеств и умений, необходимых для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности педагогической фасилитации. На основе анализа теоретических источников к перечню данных умений отнесем следующие:

- налаживать доступную и плодотворную коммуникацию среди субъектов образовательного процесса;

- внимательно слушать, наблюдать и запоминать как ход событий, так и стиль поведения обучающихся;

- анализировать и корректировать действия воспитанников;

- диагностировать и поощрять эффективное поведение и корректировать неэффективное поведение обучающихся;

- способствовать созданию модели эффективного поведения воспитанников;

- обеспечивать обратную связь между субъектами образовательного процесса;

- разрабатывать и активизировать конструктивные модели поведения в контексте внутригруппового взаимодействия;

- активизировать данные модели в групповой работе воспитанников;

- вызвать доверие воспитанников;

-проявлять терпение к поведенческим поведениям обучающихся;

- демонстрировать справедливость;

- выбирать нейтральную позицию при оценке деятельности и успехов обучающихся [3].

Выводы. На современном этапе одним из ведущих подходов реализации образовательной деятельности выступает гуманистический. В гуманистической парадигме образования трансформируется позиция педагога (субъект-субъектные отношения), а также расширяется спектр его функциональных обязанностей. Современный педагог гуманистической направленности - это не транслятор знаний, а фасилитатор личностного роста обучающихся. Учет современных требований к деятельности педагога обосновывает потребность реализации систематической подготовки будущих специалистов в высшей школе к реализации педагогической фасилитации. То есть одной из задач современного профессионального педагогического образования является формирование фасилитативной компетентности будущих специалистов образовательной сферы. Формирование фасилитативной компетентности предполагает учет ее структурных компонентов, а также умений, характеризующих высокий уровень ее сформированности, представленных в нашем исследовании.

Литература:

1. Авдеева И.Н. Психологическая характеристика фасилитативных педагогических технологий. Часть 1: Субъектная направленность // Горизонты образования. - №2 (35). - 2012. - С. 37-43.

2. Врублевська Е.Г. Педагогические условия развития способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей): дис. канд. пед. наук:. - Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический университет, 1999. - 226 с.

3. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 «Педагогическая психология» / И.В. Жижина. - Екатеринбург, 2000. - 153 с.

4. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск: Коломна, 2012. - 218 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пос. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Тимонина Л.И. Социально-педагогическая фасилитация учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков: дис. на соискание науч. степени канд. психол. наук: 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». - Кострома, 2002. - 212 с.

7. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития / О.Н. Шахматова // Научные исследования в образовании. - 2006. - № 3. - С. 118-125.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности педагогической эмпатии как одного из условий реализации гуманистического подхода в образовании. В работе анализируется сущность понятий «эмпатия», «педагогическая эмпатия», «эмпатийная культура педагога». В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты педагогической эмпатии, очерчены ее преимущества, обоснована необходимость ее формирования у будущих педагогов, а также изучены основные этапы формирования эмпатийной культуры будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, гуманистическая направленность педагога, эмпатия, педагогическая эмпатия, эмпатийная культура педагога, профессиональная подготовка будущих педагогов.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of pedagogical empathy as one of the conditions for the implementation of the humanistic approach in education. The paper analyzes the essence of the concepts of "empathy", "pedagogical empathy", "empathic culture of the teacher". The study deals with the main theoretical aspects of pedagogical empathy, outlines its advantages, the necessity of its formation in future teachers, as well as the main stages of the formation of empathic culture of future teachers in the process of their professional training in higher education.

Keywords: humanization of education, humanistic approach, humanistic orientation of the teacher, empathy, pedagogical empathy, empathic culture of the teacher, professional training of future teachers.

Введение. Современное развитие мирового сообщества, которое характеризуется возникновением глобальных проблем, по-новому ставит вопрос о месте и роли образования в жизни человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.