УДК 378
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia)
Gadjibeyova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia)
PEDAGOGICAL COACHING AS A MEANS OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals current possibilities of pedagogical coaching as a means of increasing students' motivation to learn a foreign language. Immediately before talking about the main problem of the study, various approaches to the interpretation of the term "coaching" are considered, the applicability of this technique in the pedagogical science and practice various branches is proved. The researchers study the main possibilities of coaching, which allow both to develop the future specialists' self-presentation and to help them in creating their own professional methodology. The article considers the use of coaching both within the framework of the educational process as a whole, and for solving specific educational problems that arise in the process of teaching students a foreign language. In addition, the requirements that the participants of the educational process must comply with for the successful implementation of this methodology are investigated.
Key words: higher education, pedagogical coaching, teaching foreign language at university, student, teacher.
ПД. Абдурахманоеа, д-р филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала
П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
З.Г. Гаджибекова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В настоящей статье раскрываются существующие на сегодняшний день возможности педагогического коучинга как средства повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Непосредственно перед разговором об основной проблеме исследования рассматриваются различные подходы к толкованию термина «коучинг», доказывается применимость данной методики в различных отраслях педагогической науки и практики. Далее изучаются основные возможности коучинга, позволяющие как развить самопрезентацию будущих специалистов, так и помочь им в создании собственной методики осуществления будущей профессиональной деятельности. Рассматривается применение коучинга как в рамках образовательного процесса в целом, так и для решения конкретных образовательных проблем, возникающих в процессе обучения студентов иностранному языку. Исследуются, кроме того, требования, соблюдение которых участниками образовательного процесса необходимо для успешной реализации данной методики.
Ключевые слова: высшее образование, педагогический коучинг, преподавание иностранного языка в вузе, студент, преподаватель.
Дефиниция «коучинг» в настоящее время зачастую ассоциируется со сферами психологии и бизнеса [1 - 8]. Однако данная методика может широко применяться и в сфере высшего образования, в частности при обучении студентов иностранному языку [2; 3; 5; 9; 10; 11]. Коучинг (от англ. to coach - тренировать) представляет собой педагогическую методику, направленную на раскрытие потенциала обучающегосядлядостижения им максимальногорезультата. Использование этой методики ясноваао, скорее, напомощи индвнияр всамообтзении, замоли н а оьучениикзо. to уч (ао а нгл.еоае^ т°ен ер« ныттупоесв рул и ьз°аго -га-фасиеотатора,мотивирсющига стулесаза наяруидтиосмапыходзадиаельных яьшоний [1;0;0].
Таким образом, методика коучинга даёт студентам возможность не только освкнтьнодыни самоя^зентациа, ноис больпиой ьерооттн ортадбдаяотпоед^ нивозсти выраОоткс иоо стботвенеогостиляосещеятуеноо Оудущоспрофеь-ьаяваывноИ ьным аспектом коучинга в контексте данного
ьадлодоваиияадовютсев заиеоотно шения между преподавателем и студентами. При ттоии пеоисоу нбo0аoбB1дщaгбУмео1аяеффа1еьннoоpгаднваиaтьпсoLгатc таиаданrблобод1 и лучших решенаИсвоихзадач и воплощання ранапрактрке, о талодстул уои^ватучбучающасса ктoиышаиоо ряoкня1апеyр1гатиунсгo ркн-
Рис.1.СтруктурноесодержаниемоделиличностногоростаGROW
Далее отметим, что одним из наиболее важных моментов с точки зрения достижения положительных образовательных результатов на учебных занятиях по иностранному языку является развитие у студентов личной заинтересованности в приобретении соответствующих знаний, умений и навыков. В свою очередь, для достижения указанной цели необходимо постоянно мотивировать обучающихся. В силу указанных обстоятельств курс дисциплины «Иностранный язык» в образовательном пространстве современного вуза следует организовать так, чтобы в рамках учебных занятий сочетались специально организованная деятельность и обычное межличностное общение [11, с. 358]. Таким образом достигается видение студентом «возможности успеха» через предоставление ему шанса проявить себя и оценить собственные достижения [6; 7; 8].
В настоящее время в образовательной практике наиболее активно применяется модель личностного роста GROW [6, с. 183]. Процесс реализации данной модели на занятиях по иностранному языку в вузе включает четыре стадии (рис. 1).
Теперь рассмотрим этапы применения GROW при работе со студентами на учебных занятиях по иностранному языку (табл. 1).
Таблица 1
Этапы применения GROW на занятиях по иностранному языку
№ этапа Содержание деятельности студентов на данном этапе
1. Студенты ставят цель, например, желание владеть изучаемым языком на уровне В2 по шкале Европейских компетенций или сдать международный экзамен на определенный уровень владения иностранным языком
2. Обучающиеся предпринимают попытку оценки собственного уровня знаний, базируясь на результатах уже сданных тестов, контрольных работ, анализа собственной работы на занятиях. Анализируется уровень владения языком, по результатам которого студенты осознают свои сильные и слабые стороны, а также анализируют иные обстоятельства, могущие помешать достижению поставленной цели
3. Может представлять собой проведение учебного занятия в формате Brainstorming session (англ. - мозговой штурм), в рамках которого студенты могут представлять свои идеи относительно того, как достичь поставленной цели
Студент составляет индивидуальный план достижения поставленной цели, включающий шаги и методы, соотнесенные с определенными временными рамками и этапами контроля. В случае работы с учебной группой преподаватель и студенты создают совместный план работы 4. для конкретной группы в рамках школьной программы или программы иностранного языка, но с учетом особенностей каждого конкретного студента, с созданием так называемого «индивидуального трека», учитывающего необходимость акцентирования внимания на развитии тех или иных навыков или умений, выполнения дополнительных заданий [6 - 7]
Охарактеризованная выше модель может применяться как в рамках обычного образовательного процесса, так и для решения конкретных образовательных задач, например, подготовки к сдаче международного экзамена на знание языка, участию в олимпиадах или конференциях, выступлению с докладами и презентациями на иностранном языке [7, с. 69 - 70].
Приблизиться к сфере интересов современных студентов и тем самым разнообразить процесс преподавания, способствуя развитию у студентов учебной мотивации и навыков саморепрезентации, может помочь использование следующих современных методов обучения:
• метод создания ситуации познавательного спора;
• метод проектов;
• работа в команде;
• анализ «кейсов».
На учебных занятиях по иностранному языку в образовательном пространстве современного российского вуза наиболее эффективным, на наш взгляд, является метод проектов. Последний может применяться в следующих вариантах:
• выполнение студентами индивидуальных проектных заданий;
• выполнение студентами групповых проектов [11, с. 359].
При этом в случае выполнения группового проекта необходимо, чтобы каждый студент внёс личный вклад в общую работу, чтобы затем увидеть и оценить результаты собственной деятельности [12, с. 55].
При использовании метода учебных проектов в ходе преподавания иностранного языка в вузе необходимо заранее к каждой теме разрабатывать названия проектов, которые студенты должны будут выполнить к семинарским занятиям. При этом целесообразным, на наш взгляд, выглядит разделение студентов на микрогруппы, в которых они будут выполняться. Темы при этом следует освещать заранее. Результаты проектной деятельности обучающихся могут быть оформлены в виде мультимедийной презентации с последующей публичной защитой на семинарском занятии [12, с. 56 - 57]. Педагогическая теория и практика наглядно демонстрируют, что подобный подход к изучению иностранных языков в узе позволяет существенно поднять мотивацию студентов [9; 10].
Вышеизложенное даёт нам право с определённой долей уверенности утверждать, что в ходе изучения иностранного языка в образовательном пространстве современного российского вуза педагогический коучинг и реализованные в процессе его применения педагогические технологии позволяют преодолеть барьер к изучению иностранных языков у студентов.
При этом, однако, необходимо отметить, что педагогический коучинг предъявляет к участникам образовательного процесса определённые требования.
Библиографический список
Успешная реализация рассматриваемой методики возможна в случае, если студенты:
• осознают существование различия между тем, кто они есть и тем, кем хотели бы стать;
• готовы думать новым, непривычным для них способом;
• готовы к совершению необходимых изменений и предпринимают соответствующие действия;
• понимают, что за результаты несут ответственность они, а не коуч-пре-подаватель [1, с. 113].
С другой стороны, преподаватель, при реализации педагогического коучин-га, должен руководствоваться следующими принципами:
• люди (в том числе студенты) обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в повседневной жизни;
• принятие, открытость и доверие являются ключами к успешному взаимодействию между участниками образовательного процесса;
• люди всегда делают наилучший выбор в сложившейся ситуации;
• при осуществлении работы со студентами в рамках учебных занятий по иностранному языку фокус необходимо смещать на их сильные стороны;
• при проведении учебных занятий по иностранному языку необходимо ориентироваться на решение, результат и активные действия [1, с. 113 - 114];
• использовать разнообразные средства контроля, которые позволяли бы студентам отслеживать свои результаты и мониторить своё продвижение по пути освоения иностранного языка [10; 11].
Для реализации профессиональной деятельности в соответствии с вышеперечисленными принципами преподаватель-коуч должен в достаточной степени обладать следующими качествами:
• высокий уровень профессиональной компетентности;
• абсолютное принятие человека таким, какой он есть;
• чувство эмпатии;
• способность к активному и глубинному слушанию;
• конгруэнтность как подлинность собственных ощущений и честность по отношению к своим чувствам;
• позиция, свободная от предпочтений, осуждений, мнений, советов [4, с. 75].
На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что педагогический коучинг можно рассматривать как мощный ресурсный аспект педагогической деятельности.
Данная методика предполагает выведение взаимоотношений между преподавателем и студентом на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты коммуникативного развития каждого студента.
Основной целью преподавателя-коуча в процессе преподавания иностранного языка в вузе является не обучение, а стимулирование у студентов желания обучаться, осваивать иностранный язык и в этом его принципиальное отличие от традиционных подходов к обучению.
Коучинг, таким образом, представляет собой не методику обучения, а, скорее, инструмент повышения его эффективности.
1. Рыбина О.С. Образовательный коучинг для личной эффективности и профессиональной компетентности студентов. Актуальные вопросы современной педагогики. материалы Международной научной конференции. Уфа: Лето, 2011: 112 - 114.
2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва: Деловая карьера, 2021.
3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва: Деловая карьера, 2021.
4. Долина Н.В., Андреев А.А. Преподаватель как коуч. Высшее образование в России. 2011; № 8-9: 73 - 78.
5. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. Санкт-Питербург: Питер, 2003.
6. Шрамко Л.И. Особенности использования метода коучинга grow при преподавании иностранных языков. Символ науки: международный научный журнал. 2015; № 11-2: 182 - 185.
7. Шрамко Л.И. Повышение мотивации учащихся путем использования методов коучинга. На путях к новой школе. 2015; № 4: 68 - 70.
8. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку. Ульяновск: УлГТУ, 2007.
9. Ростовцева П.П., Гусева Н.В., Соболева О.С. Оптимизация профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Педагогика и психология образования. 2016; № 4: 78 - 83.
10. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
11. Соболева О.С., Гусева Н.В. Тестирование как средство контроля и оценки знаний студентов неязыкового вуза. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014; № 1: 71 - 75.
12. Жолдасбекова А.С., Хабиева Т.Х., Сактапов А.К., Аманжолова У.Ш. Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий. Вестник КазНМУ. 2016; № 4: 357 - 360.
13. Рахманова Ю.К., Каргопольцева С.И. Метод учебного проекта в профессиональном образовании. Наука без границ. 2018; № 3 (20): 54 - 59.
References
1. Rybina O.S. Obrazovatel'nyj kouching dlya lichnoj 'effektivnosti i professional'noj kompetentnosti studentov. Aktual'nye voprosysovremennojpedagogiki: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa: Leto, 2011: 112 - 114.
2. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
3. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
4. Dolina N.V., Andreev A.A. Prepodavatel' kak kouch. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 8-9: 73 - 78.
5. Parslou 'E., R'ej M. Kouching vobuchenii. Prakticheskiemetody i tehniki. Sankt-Piterburg: Piter, 2003.
6. Shramko L.I. Osobennosti ispol'zovaniya metoda kouchinga grow pri prepodavanii inostrannyh yazykov. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 11-2: 182 - 185.
7. Shramko L.I. Povyshenie motivacii uchaschihsya putem ispol'zovaniya metodov kouchinga. Naputyah knovojshkole. 2015; № 4: 68 - 70.
8. Cybina E.A. Kouching v obuchenii studentov starshih kursov anglijskomu yazyku. Ul'yanovsk: UIGTU, 2007.
9. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; № 4: 78 - 83.
10. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
11. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2014; № 1: 71 - 75.
12. Zholdasbekova A.S., Habieva T.H., Saktapov A.K., Amanzholova U.Sh. Formirovanie motivacij k obucheniyu professionalem kompetenciyam u magistrantov s ispol'zovaniem sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik KazNMU. 2016; № 4: 357 - 360.
13. Rahmanova Yu.K., Kargopol'ceva S.I. Metod uchebnogo proekta v professionalem obrazovanii. Nauka bez granic. 2018; № 3 (20): 54 - 59.
Статья поступила в редакцию 23.07.21
УДК 378
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Culture of Health, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Kondratyeva A.V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING "SOFT SKILLS" IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS AS A MODERN INNOVATION OF HIGHER EDUCATION. The article describes a topical problem of organization of personal development of future teachers in the process of professional training at the stages of bachelor's-master's-post-graduate studies. In the specification of this problem, the development of the so-called "soft skills" is taken. This definition originated in American management almost a decade ago and is now widely used throughout the educational world. These skills denote those universal and supra-subject formations that allow young professionals to better adapt to the modern realities of the labor market. The authors conclude that by creating conditions for the formation of soft skills in students, it is possible to provide them with a significant expansion of the range of variability of ways of life self-realization in a dynamically changing world. For future teachers, this is of particular importance, since it is they who will transfer these skills in the process of future professional pedagogical work.
Key words: "soft skills", students, future teachers, higher education teachers, personal development, professional training.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва; проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] А.В. Кондратьева, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье освещается актуальная проблема организации личностного развития будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки на этапах бакалавриата - магистратуры - аспирантуры. В качестве конкретизации данной проблемы берётся развитие так называемых «мягких навыков», или soft skills. Это определение возникло в американском менеджменте почти десять лет назад, и в настоящее время получило широкое распространение во всём образовательном мире. Данные навыки обозначают те универсальные и надпредметные образования, которые позволяют молодым специалистам лучше адаптироваться в современных реалиях рынка труда. Авторы делают вывод о том, что, создавая условия для формирования у студентов soft skills, можно обеспечить у них существенное расширение спектра вариативности способов жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире. Для будущих педагогов это имеет особое значение, так как именно они будут транслировать эти навыки в процессе будущей профессиональной педагогической деятельности и способствовать их формированию у учеников.
Ключевые слова: «мягкие навыки», студенты, будущие педагоги, преподаватели, личностное развитие, профессиональная подготовка.
«Мягкие навыки», или soft skills в настоящее время считаются навыками XXI века. Этот термин появился в 2013 году, когда американская компания Millennial Branding провела опрос менеджеров ведущих американских фирм. Опрос был направлен на выявление личностных качеств, компетенций, которые имеют ведущее значение в процессе профессионального становления менеджеров [1 - 15]. После обработки данных опроса менеджеров ведущих американских фирм были получены данные, что решающее значение в карьере менеджеров имеют такие навыки, как коммуникабельность, позитивное мышление, гибкость и умение работать в команде. Данные личностные образования получили название «мягкие навыки» (soft skills), и с тех пор активно используются по всему миру. Если первоначально они были признаны ведущими, прежде всего, для управленцев, то в настоящий момент они активно используются и применяются ко всем специалистам, относящимся к сфере «человек - человек» [6, с. 194].
Исследованием проблем «гибких» навыков (soft skills) в разное время занимались В. Давидова, М.И. Беркович. Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер, И.И. Черкасова, В. Шипилов, Т.А. Яркова и др. Однако на сегодняшний день в науке отсутствует однозначное определение термина «soft skills».
В Кембриджском словаре понятие «soft skills» в переводе с английского языка трактуется следующим образом: «способности людей общаться друг с другом и хорошо работать вместе» [14].
Исследователь В.А. Давидова рассматривает soft skills («мягкие навыки») как приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт, и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности [6].
О.В. Сосницкая под soft skills понимает коммуникативные и управленческие таланты. К ним, с позиции исследователя, относятся умения убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство, в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, которые присущи людям определенной профессии [11].
Ученые E. Гайдученко и А. Марушев определяют soft skills как навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие soft skills, с точки зрения исследователей, связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой [3].
Исследователь С. Мамаева под soft skills понимает личностные качества, которые обеспечивают самостоятельность принятия решений и управление [7].
Данные навыки помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие soft skills, с точки зрения исследователей, связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой. Согласно последним исследованиям работодатели ставят на первое место «мягкие навыки», а профессиональные навыки отходят на второй план. «Мягкие навыки» необходимы в любом виде деятельности, поэтому так важно начинать формировать их уже на этапе обучения в общеобразовательной школе и продолжать активно развивать в вузовской образовательной практике.
Как показал анализ исследований последних лет Гизатуллиной А.В., Шату-новой О.В. Ярковой Т.А., Черкасовой И.И., и др. [5; 15], применительно к педагогической деятельности выделяют следующие основные soft skills: