Научная статья на тему 'КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липс Надежда Ивановна

В данной статье предложен анализ проблем среднего профессионального образования, связанных с реализацией современных инновационных подходов к организации образовательного процесса. Поднимается вопрос об изменении характера учебной деятельности студентов по содержанию и технологии обучения. Основное внимание автор акцентирует на механизме управления учебной деятельностью студентов по технологии «коучинг». Раскрывает сущность, особенности коучинга как одного из ресурсных аспектов в педагогической деятельности, позволяющего установить взаимоотношения между субъектами образования на новый уровень межличностного взаимодействия в формате «субъект-субъектные отношения равновесного значения». Приходит к выводу, что технология коучинга является одной из эффективных технологий педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного, профессионального развития будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липс Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR MANAGING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

This article presents an analysis of the most significant problems of secondary vocational education related to the implementation of modern innovative approaches to the organization of the educational process. The question of changing the nature of students’ educational activities in terms of the content and technology of training is raised. The author focuses on the mechanism of managing students’ learning activities using the “Coaching” technology. The author reveals the essence, features of coaching, and considers one of the resource aspects in pedagogical activity, which allows to establish relationships between the subjects of education to a new level of interpersonal interaction in the format of subject-subject relations of equilibrium value. The author comes to the conclusion that the coaching technology is one of the most effective technologies of pedagogical support and support of individual, personal, professional development of future specialists.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija [Science vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2011, no. 3 (6), pp. 337-340. (In Russian)

14. Bystrai E. B., Mukhametshina O. V. Refleksivno-ocenochnyj komponent kak sostavnaja chast' sistemy formirovanija kommunikativno-refleksivnoj kompetencii budushhih menedzherov [Reflexive-evaluative component as an integral part of the system of formation of communicative-reflexive competence of future managers], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2013, no. 26, pp. 124-128. (In Russian)

15. Uvarina N. V. Tendencii razvitija, professional'noj dejatel'nosti upravlencheskih kadrov uchrezhdenij obshhego obrazovanija [Tendencies of development, professional activity of administrative personnel of institutions of general education], Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2013, vol. 5, no. 1, pp. 43-48. (In Russian)

Ерофеев Дмитрий Владимирович, аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; преподаватель кафедры самолетовождения ВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"» (филиал, г. Челябинск), Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: erofe_ev@mail.ru

Erofeev Dmitry Vladimirovich, postgraduate student of South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Lecturer of the Department of Aeronautics of Military educational and scientific center of the Air Force «Military educational and scientific center of the Air Force "Air Force Academy named after Professors N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin"» (branch, Chelyabinsk), Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: erofe_ev@mail.ru

Сведения для цитирования: Липс, Н. И. Коучинг как эффективный инструмент управления учебной деятельностью студентов профессионального образования / Н. И. Липс // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 44-49.

УДК 377 ББК 74.57

КОУЧИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. И. Липс

В данной статье предложен анализ проблем среднего профессионального образования, связанных с реализацией современных инновационных подходов к организации образовательного процесса. Поднимается вопрос об изменении характера учебной деятельности студентов по содержанию и технологии обучения. Основное внимание автор акцентирует на механизме управления учебной деятельностью студентов по технологии «коучинг». Раскрывает сущность, особенности коучинга как одного из ресурсных аспектов в педагогической деятельности, позволяющего установить взаимоотношения между субъектами образования на новый уровень межличностного взаимодействия в формате «субъект-субъектные отношения равновесного значения». Приходит к выводу, что технология коучинга является одной из эффективных технологий педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного, профессионального развития будущих специалистов.

Ключевые слова: коучинг, коллаборативная среда, субъектный опыт, взаимодействие субъектов образования.

Время серьезных изменений в развитии всех сфер человеческого бытия повышает роль человеческого индивида как субъекта деятельности, способного к самореализации в условиях острой конкуренции на рынке профессионального труда. В соответствии с заданными критериями выбора профессии будущему специалисту потребуется поддержка со стороны лиц, погружающих его в специфику данного вида труда, которую принято рассматривать как систему мер, направленных на повышение профессионально-личностного роста, а также ведущую к высокому уровню развития профессиональной компетентности.

Для изменения методологических подходов к организации профессионального образования необходимо переосмысление теоретических основ образовательного содержания, совершенствование понятийно-категориального аппарата, поиск новых средств анализа и представления педагогической реальности.

Обучение студентов предполагает не только их профессиональную подготовку через овладение педагогическими компетенциями, но и профессиональное развитие как будущих субъектов деятельности. Формы процесса обучения закреплены и конкретизированы в образовательном стандарте, при этом групповые формы преобладают над индивидуальными. Сами понятия «обучение» и «развитие» не разводятся: предполагается, что развитие происходит во время обучения. Профессиональное развитие студента — процесс, возможный через индивидуальное сопровождение, когда закрепленный преподаватель мог бы вести студента на протяжении всего периода обучения. Наряду с этим будущий специалист должен проявить наивысшую познавательную активность и овладеть способностью к самостоятельному обретению знаний, умений и навыков, использованию информационных технологий, которые будут обеспечивать его конкурентоспособность на рынке труда [1]. Выход на многоуровневую систему образования, требование профессиональной мобильности студентов на рынке труда обуславливают актуальность проблемы подготовки профессионалов. Новые государственные и педагогические концепции образования ориентируют современного педагога на переход от организатора фронтальной деятельности студентов к применению личностно ориентированного подхода в профессиональном образовании и реализацию компетентности педагогического сопровождения и поддержки (наставника, тьютора, коуча) как разновидности инновационной

образовательной практики, повышающей самообразование студентов. Обучение будущих специалистов в условиях личностно ориентированного образовательного поля требует овладения педагогами инновационными технологиями, что обеспечит педагогическую поддержку при обучающем сопровождении студентов [2].

В последние годы в педагогической реальности особое место занимает технология коучинга, выступающая одной из эффективных технологий педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного профессионального развития будущих специалистов. Коучинг в образовании — это одна из форм актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата, это стратегия проактивности человека. Как форма организации учебной деятельности технология «коучинг» обеспечивает повышение активизации познавательного интереса у студентов, развитие каждой личности из числа участников образовательного процесса, а также достижение максимальных результатов в их профессиональной деятельности. В этом и раскрывается миссия коучинга в образовании [3].

Образовательные составляющие современного коучинга (основа личностной парадигмы образования) сопоставимы с идеями, которые были заложены еще К. Роджерсом в гуманистической педагогике. По его мнению, личностно ориентированное образование определяется тем, когда устанавливается взаимодействие субъектов образования, где педагог всегда может быть для обучающихся источником разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи, но при этом обязательно должны быть созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самоорганизации [4].

Идеи К. Роджерса находят отражение во взглядах ряда ученых в российской педагогике (И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, И. Б. Котова, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Так, Э. Ф. Зеер выделяет основные признаки лич-ностно ориентированного обучения, на основе которых разработан механизм управления учебной деятельностью студентов профессионального образования по технологии «коучинг» [4].

В технологическом аспекте коучинг как форма организации обучения представляет образовательное пространство, в котором изменяется

характер учебной деятельности студентов, а также взаимоотношения и взаимосвязи всех субъектов образования, основу которых составит уровень педагогических взаимодействий равновесного значения S1 ^ О ^ S2, где S1 и S2 — это субъекты образовательного процесса, а О — предмет преобразования. Единицей измерения гуманистических ориентаций при формировании образовательного пространства в условиях учебно-воспитательного процесса (на основе технологии «коучинг») выступает ряд специфических черт, характеризующих:

- организацию субъект-субъектного взаимодействия, при котором оно всегда будет привносить субъектность равновесного значения

^ ^ О ^ S2), будет достигнуто единство осознания цели совместной деятельности;

- включение собственно личностных функций субъектов образовательного процесса или востребование субъектного опыта;

- детерминированность образовательной ситуации;

- постоянную коррекцию педагогических взаимодействий с учетом ответных реакций субъектов образовательного процесса;

- становление образовательного пространства как тренажера в развитии способов коллективных взаимоотношений (т. е. утверждение позиции сотрудничества в системе образовательного коллектива), развивающих потребность к созидательным действиям, творчеству.

Рис. 1. Механизм управления учебной деятельностью студентов профессионального образования по технологии «коучинг»

В содержательно-операциональном контексте технология «коучинг» подводит к выполнению следующих профессионально-педагогических функциональных операций:

- психолого-педагогическое сопровождение студентов, обусловленное достижением результата, цели в условиях партнерского взаимодействия;

- обеспечение профессиональной активности студентов методами проективного и интерактивного социального взаимодействия;

- постепенное осознание и развитие педагогических компетенций будущими специалистами;

- погружение студентов в процесс изучения материала путем создания приемов столкновения личностно значимых смыслов в понимании профессионального содержания, выводящих на уровень решения проблемных педагогических ситуаций при поддержке профессионально-

педагогических инициатив будущих специалистов и непосредственно коуча;

- обеспечение при изучении студентами учебного материала постижения ими личностно и социально значимых ценностей, педагогических явлений, которые повышают предельный уровень развития профессионального самосознания.

Все перечисленные функционально-профессиональные операции возможно структурировать в комплексно-целостную модель организации учебной деятельности студентов посредством алгоритмизированных проблемно-профессиональных заданий-ситуаций при непосредственном диалоговом общении студентов и педагога-коуча (игротехник), элементами которой будут выступать следующие условно обозначенные этапы.

I этап: мотивационное побуждение и постановка цели.

II этап: планирование и выбор действий для достижения цели.

Ш этап: процессуально-операциональные действия (осуществление запланированных действий и реализация плана).

IV этап: заключительный (рефлексия) [5].

В настоящей работе будет показано, что при надлежащем выборе технологии обучения вместо общепринятой традиционной модели обучения «вопрос ко всей группе студенческой аудитории» может быть использована иная технология, представляющая конфигурацию упорядоченного состава функциональных элементов, определяющая их место и оптимальное сочетание в русле единства целей управляющей и управляемой подсистем, где происходит развитие каждого участника образовательной деятельности через развитие коллектива, преобразующего образовательное пространство.

Поэлементная структура учебной деятельности студентов в технологической модели «коучинг» предопределяет интерактивность форм поддержки профессионально-педагогических инициатив будущих специалистов и непосредственно педагогом-коучем-игротехником. В свою очередь, студенты получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда обучаемые по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс. Цель предлагаемого методолого-технологического подхода заключается в раскрытии положительной стороны данной технологии в противовес общеизвестной (традиционной), которая находит отражение: в положительной взаимозависимости; прямом общении между субъектами образования, вошедшими в объединенную группу; освоении навыков совместной учебной деятельности; наличии продукта учебной деятельности в виде выполненного проекта и рефлексии по поводу полученных результатов учебного труда. В этом процессе обучающийся выступает субъектом, творящим и влияющим на участников совместного проекта, поскольку между ними складываются определенные нормы поведения: личная и групповая ответственность, выполнение заданных ролей. Учитывая механизм управления учебной деятельностью студентов по технологии «коучинг», мы выстроили пошаговый процесс учебного труда. Первым шагом выступает процедура установления контактов между субъектами образования, которая представлена следующим образом: студенты получают консультацию по формированию групп взаимодействия согласно заданным ролям в достижении продукта учеб-

ной деятельности (проекта). Далее педагог-коуч дает им инструкцию по способу решения учебной задачи в алгоритмизированном порядке с учетом соотнесения контактов между участниками образовательной деятельности. Вторым шагом является центральный этап работы: обучаемые взаимодействуют в целях достижения результата, в то время как педагог-коуч содействует выбору способов общения, бесконфликтному принятию решений, расширяет действие образовательного поля. По ходу решения учебной задачи педагог-коуч каждой группе обучаемых предлагает предъявить знак готовности к защите выполненного проекта по заданной теме профессиональной направленности, исходя из педагогической реальности, требующей нахождения путей ее преобразования. На следующем, заключительном этапе образовательной деятельности студентам предлагают занять позицию исследователя как исполнителя проекта и представить его к защите. На этом этапе студенты публично защищают свои проекты, группа экспертов из числа преподавателей и отличившихся студентов по результатам проект-но-исследовательской деятельности проводит анализ выполненных работ. Пошаговая процес-суальность в учебной деятельности субъектов образования не могла исключить следующий шаг — рефлексию. На этом этапе проводилась оценка учебных достижений обучаемых.

Материалы контрольных срезов позволили сопоставить результаты учебной деятельности обучаемых, полученные при фронтальном способе обучения и в условиях технологии «коу-чинг», и установить между ними различия по продуктивности и эффективности учебного труда, исходя из следующих показателей: осознанность участия в учебном процессе субъектов образования, проявленность учебных инициатив, готовность войти в процесс учебной деятельности, удовлетворенность процессом и результатом учебного труда. Они продемонстрировали ярко выраженную динамику изменений в проявлении отношения к учебному процессу: у обучаемых появился более устойчивый интерес к обучению как необходимому процессу, обеспечивающему продуктивность их учебного труда, расширилась профессионально-интеллектуальная инициатива.

Результаты по итогу апробации технологии «коучинг» в процессе учебных занятий показали, что ее эффективность и высокие педагогические возможности могут быть обусловлены предложенным сочетанием структурных элементов в целостном механизме управления

учебной деятельностью студентов, измененных в соответствии с поставленными дидактическими целями.

Таким образом, данная технология, в отличие от традиционных способов организации учебной деятельности студентов, не заставляет идти за педагогом, перенимать его знания и опыт, а, напротив, помогает обучающимся и самим педагогам раскрывать внутренние ре-

сурсы для развития собственной личности, воспитывает готовность к изменениям. Миссией педагога-коуча должно стать выявление и развитие у обучаемых личностных качеств, которые смогут помочь им стать успешными в профессиональной деятельности, и сформировать у студентов чувство ответственности за выполнение и решение профессиональных и личностных задач [1].

Библиографический список

1. Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика : сб. докладов, статей, текстов выступлений участников Научно-практической онлайн-конференции Ассоциации русскоязычных коучей ; отв. за выпуск Л. М. Валиуллина, Н. В. Вострухина (г. Москва, 14 ноября 2020 г.). — Москва : Изд-во «Знание-М», 2020. — 146 с.

2. Лобанова, Е. С. Технология «коучинг» как метод повышения эффективности процесса обучения иностранному языку студентов вузов / Е. С. Лобанова // Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, литературоведения, лексикографии, теории и практики обучения иностранным языкам (к юбилею Дж. Р. Р. Толкина) : сб. материалов международ. науч. конф. (г. Москва, 20 апр. 2017 г.). — Москва : ИИУ МГОУ, 2017. — С. 173-175.

3. Голви, У. Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра / У. Т. Голви. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-9614-0630-6

4. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 2006. — 125 с.

5. Цветкова, И. В. Использование технологии «коучинг» в высшем профессиональном образовании / И. В. Цветкова // Современный специалист и профессиональные компетенции: методологический аспект подготовки : материалы VII Международ. науч.-практ. конференции. — Краснодар : КСЭИ, 2018. — С. 128-132.

6. Панкратова, И. А. Формирование эмоциональной компетентности студентов по технологии коучинга / И. А. Панкратова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 103-110.

For citation: Lips, N. I. Coaching as an effective tool for managing the educational activities of students of professional education / N. I. Lips // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 44-49.

COACHING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR MANAGING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

N. I. Lips

This article presents an analysis of the most significant problems of secondary vocational education related to the implementation of modern innovative approaches to the organization of the educational process.

The question of changing the nature of students' educational activities in terms of the content and technology of training is raised. The author focuses on the mechanism of managing students' learning activities using the "Coaching" technology.

The author reveals the essence, features of coaching, and considers one of the resource aspects in pedagogical activity, which allows to establish relationships between the subjects of education to a new level of interpersonal interaction in the format of subject-subject relations of equilibrium value. The author comes to the conclusion that the coaching technology is one of the most effective technologies of pedagogical support and support of individual, personal, professional development of future specialists.

Key words: coaching, collaborative environment, subject experience, interaction of educational subjects.

References

1. Valiullina L. M., Vostruhina N. V. (ed.) Sb. dokladov, statej, tekstov vystuplenij uchast-nikov Nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii Associacii russkojazychnyh kouchej "Kouching: metodologija, nauchnye osnovy i professional'naja jetika" (g. Moskva, 14 nojabrja 2020 g.) [Materials of Scientific-practical online conference of the Association of Russian-speaking coaches "Coaching: Methodology, Scientific Foundations and Professional Ethics", (Moscow, November 14, 2020)], Moscow, Znanie-M, 2020, 146 p. (In Russian)

2. Lobanova E. S. Tehnologija "couching" kak metod povyshenija jeffektivnosti processa obuchenija inostrannomu jazyku studentov vuzov [Technology coaching as a method of increasing the efficiency of the process of learning a foreign language University students], Sb materialov mezhdunarod. nauch. konf. "Aktual'nye problemy lingvistiki, perevodovedenija, literaturovedenija, leksikografii, teorii i praktiki obuchenija inostrannym jazykam" (k jubileju Dzh. R. R. Tolkina) (g. Moskva, 20 apr. 2017 g.). [Digest of materials international. scientific. conf. "Actual problems of linguistics, translation studies, literary studies, lexicography, theory and practice of teaching foreign languages" (to the anniversary of J. R. R. Tolkien) (Moscow, April 20, 2017)], Moscow, IIU MGOU, 2017, pp. 173-175. (In Russian)

3. Golvi U. T. Maksimal'naja samorealizacija. Rabota kak vnutrennjaja igra [Maximum self-realization. Work as an internal game]. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2010, 264 p., ISBN 978-5-9614-0630-6 (In Russian)

4. Zeer Je. F. Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie [Personality-oriented professional education]. Ekaterinburg, Izd-vo UGPPU, 2006, 125 p. (In Russian)

5. Cvetkova I. V. Ispol'zovanie tehnologii «kouching» v vysshem professionalem obrazovanii [The use of Coaching technology in higher professional education], Materialy VII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konferencii "Sovremennyj specialist i professional'nye kompetencii: metodologicheskij aspektpodgo-tovki" [Materials of VII International Scientific and Practical Conference "Modern specialist and professional competencies Methodological aspect of the preparation"]. Krasnodar, KSJeI, 2018, 128 p. (In Russian)

6. Pankratova I. A. Formirovanie jemocional'noj kompetentnosti studentov po tehnologii kouchinga [Formation of emotional competence of students on coaching technology], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2017, no. 3 (27), pp. 103-110 (In Russian)

Липс Надежда Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: Lips.n@yandex.ru

Lips Nadezhda Ivanovna, Teacher of the Chelyabinsk Pedagogical College No. 2, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: Lips.n@yandex.ru

Сведения для цитирования: Митрофанова, Т. В. О применении метода ИТ-стартапов в обучении будущих ИТ-специалистов / Т. В. Митрофанова, Т. Н. Смирнова, Т. Н. Копышева, Е. А. Деревянных, А. Н. Максимов, С. В. Ковалев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 49-57.

УДК 372.016:004 ББК 74.202

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ИТ-СТАРТАПОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. В. Митрофанова, Т. Н. Смирнова, Т. Н. Копышева, Е. А. Деревянных, А. Н. Максимов, С. В. Ковалев

Разработка программного обеспечения включает в себя множество различных задач и предъявляет высокие требования к эффективности и качеству работ как на индивидуальном, так и на командном уровне, которые зависят от компетенций сотрудников. Однако есть определенный недостаток в традиционном обучении студентов-разработчиков относительно практического применения концепций и методов, необходимых для разработки и развития программного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.