Научная статья на тему 'Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания и профессиональной компетентности студентов'

Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания и профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COACHING / PERSON IN ACTIVITY / PROFESSIONAL IDENTITY / INNOVATIVE FORMS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Ирина Владимировна

В статье рассматривается возможность использования технологий коучинга в профессиональном образовании, способствующая развитию самосознания студентов педагогов-психологов. Ее потенциал проявляется в формировании внутреннего образа личности профессионала при выполнении образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL COACHING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY AND COMPETENCE OF STUDENTS

The article considers a possibility of introduction of the coaching techniques in vocational education for the purpose of identity and competence development of the future educational psychologists. It involves formation of the internal representation of the professional performing educational tasks.

Текст научной работы на тему «Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания и профессиональной компетентности студентов»

УДК 378

Цветкова Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОУЧИНГ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Tsvetkova Irina Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Education Science and Psychology Department, Krasnodar State University of Culture and Arts

EDUCATIONAL COACHING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY AND COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается возможность использования технологий коучинга в профессиональном образовании, способствующая развитию самосознания студентов педагогов-психологов. Ее потенциал проявляется в формировании внутреннего образа личности профессионала при выполнении образовательных задач.

Ключевые слова:

коучинг, субъект деятельности, профессиональное самосознание, инновационные формы, педагогические технологии.

Summary:

The article considers a possibility of introduction of the coaching techniques in vocational education for the purpose of identity and competence development of the future educational psychologists. It involves formation of the internal representation of the professional performing educational tasks.

Keywords:

coaching, person in activity, professional identity, innovative forms, educational technology.

В настоящее время, когда экономическое положение страны нестабильно, значительную роль приобретает фактор человеческого потенциала как субъекта деятельности, способного к самореализации в жестких условиях рыночной конкуренции на рынке профессионального труда.

Сегодня преподаватели высшей школы, используя инновационные формы педагогических технологий, стремятся создать условия для повышения уровня профессионального обучения, который позволит подготовить будущего специалиста, применить сформированные компетенции в процессе обучения в реальных условиях профессиональной деятельности.

В профессиональном становлении личности важную роль играет развитие самосознания будущего специалиста, которое начинается с момента выбора профессии и выражается в идентификации себя с ней. Определение своего жизненного профессионального пути - это сложный многомерный процесс, включающий в себя интегративный психологический феномен, который может обеспечить человеку целостность, определенность и тождественность в профессиональной деятельности.

Использование методов активного обучение, наличие квалифицированных педагогов, технической оснащенности и компьютеризации - все эти составляющие компоненты, входящие в систему модернизации образования, не в полной мере соответствуют сути происходящих изменений и не могут решить проблему развития профессионального самосознания студентов. Возникает необходимость в использовании конкретных технологий, с помощью которых происходит профессиональное становление личности за счет формирования идентичности с профессией, предполагающей постоянную работу субъекта, направленную на формирование и детализацию внутреннего образа профессиональной деятельности.

Вопросам профессионального самоопределения посвящено много работ, как отечественных, так и зарубежных психологов (Т.М. Буякас, Э.Ф. Зеер, М.В. Клищевская, Pascarella, Terentini, Ritzer и других).

Динамическое развитие личности имеет большое значение в профессиональном становлении. Знания, полученные студентами в процессе обучения, лишь тогда приобретают ценностно-смысловое значение, когда происходит осмысление своей роли в профессии, приводящее к изменениям в структуре личности за счет технологий педагогического взаимодействия.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, запросами практики, требующей дальнейшего совершенствования системы профессионального образования, а с другой - потребностью в поиске конкретных технологий педагогического взаимодействия с учащимися, которые помогут будущему специалисту в развитии профессионально-личностных качеств и самосознания.

Несмотря на применение инновационных, личностно-ориентированных технологий, позиция педагога по отношению к учащимся остается доминирующей в образовательном процессе. В таком взаимодействии поиск студентами лучших решений своих профессиональных задач и воплощения их в жизнь малоэффективен. Раскрытие профессионального самосознания, стимулирование и повышение уровня коммуникативного развития возможно в результате партнерского сотрудничества педагога и учащихся. Какие же инновационные процессы могут повысить качество профессионального образования и вовлечь студентов в активное развитие самосовершенствования и самосознания уровня своей специализации?

Одной из таких форм взаимодействия, создающей условия для формирования субъекта деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей, может выступать такое явление, как «коучинг».

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - это философия, включающая тренинговые технологии, обучающие новым способам мышления, поведения, которые могут быть успешны в процессе взаимодействия с людьми и способствовать эффективному профессиональному самосознанию и становлению личности [1, с. 1].

«Коучинг» сегодня - это новое направление в образовательной сфере. Ранее такое явление отождествлялось с понятиями «бизнес», «психотерапия», «психоанализ» или «психология», а ведь использование коучинговых техник открывает огромные перспективы в подготовке будущих специалистов и способствует развитию профессионального самосознание учащихся. Раскрытие внутреннего потенциала, который мобилизируется при активном и созидательном коучинговом процессе, позволяет максимально быстро помогать ставить и достигать цели путем освоения передовых стратегий в получении результата [2].

Коучинг может научить умению активизировать профессиональные способности и возможности, ведь самосознание в профессии - это уже первый шаг к профессиональному становлению. Важным фактором в образовательном коучинге, который выстраивает схему взаимодействия педагога с учащимися по принципу «здесь» и «сейчас», является взаимоотношение между преподавателем и студентами, организованные таким образом, чтобы учащиеся включились в поиск лучших решений своих образовательных задач с полным погружением в проблему и осознанием своей роли в ней. При решении и реализации образовательных задач происходит стимуляция и активизация мышления, побуждающая к самосовершенствованию.

Идеи современного коучинга были заложены еще в гуманистической педагогике К. Роджерсом. Он выделил важные подходы в образовании, которые создают условия для личностноориентированного обучения:

- содержание обучения должно быть наполнено проблемами, в которых заинтересованы обучающиеся;

- позиция принятия педагогом учащегося таким, какой он есть, и создание атмосферы теплого взаимодействия;

- недирективная, диалогичная позиция педагога к источникам и способам получения знаний;

- необходимость педагога ориентироваться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

О сходстве роли педагога в образовательном процессе с идеями К. Роджерса подчеркивают в российской педагогике И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бонда-ревская, И.Б. Котова, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие.

Чтобы объяснить противоречия, возникающие в понимании термина «коучинг», необходимо совершить экскурс в прошлое, что позволит точнее разобраться в данном феномене. Специалисты расходятся во мнении. Одни отождествляют коучинг с тренингом, а мнение других сводится к личности тренера, который является наставником и помогает в личностном и профессиональном развитии; многие сравнивают коучинг с психотерапией. Все прочтения имеют право на существование.

Слово «коуч» имеет венгерское происхождение и первоначальное его значение связывали с каретой, повозкой. Какая же здесь аналогия? «Транспортное средство помогающее двигаться в пути и быстро достигать цели».

Основатель бизнес-направления и менеджмента в коучинге Джон Уитмор считает, что для достижения успеха в профессиональном и личностном планах необходимо сместить акценты с прошлых негативных моментов в сторону будущих возможностей. Субъекты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые тренером [3].

При этом важно, чтобы педагог смог определить различия в позициях тьютора, наставника и коучера, не противопоставляя их друг другу, так как схожие образовательные ситуации

предполагают использование педагогом различных форм в соответствии с целями обучения и ориентацией на развитие навыков и профессионального самосознания и компетенций.

При развитии навыков, которые важны как в профессиональной, так и в коммуникативной деятельности и постановке жизненных целей позиция коучера поможет студентам.

В образовательном процессе коучинг представлен в следующих направлениях:

- психолого-педагогическое сопровождение студентов, направленное на достижение результата, цели в процессе партнерского взаимодействия;

- формирование и поддержка активности студентов методами проективного и интерактивного социального взаимодействия;

- постепенное увеличение осознания и развитие способностей личности.

Все направления в образовательном процессе технологично проявляются посредством:

- погружения совместно с педагогом в ситуацию, которая проигрывается в воображении или сценически, вызывая эмоции, проявляющие индивидуальные ценности, в результате открывается новое понимание своих способностей;

- студенты оценивают наличие установок в контексте изучаемого материала и объясняют свои эмоциональные переживания, которые могут возникать в результате столкновения личност-но значимых смыслов с теми, которые выводятся на уровень решения проблемных ситуаций;

- выявление и постижение личностно и социально значимых ценностей при изучении учебного материала, которые могут повлиять на развитие профессионального самосознания.

Все перечисленные технологии возможно реализовать средствами диалогического общения, которое разделено на 4 этапа:

1. Мотивационный этап или этап постановки цели.

2. Этап планирования и выбор действий для достижения цели.

3. Этап осуществления запланированных действий и реализация плана.

4. Этап заключительный (рефлексия).

Компетентный преподаватель-коуч при правильно поставленных вопросах способствует профессиональному росту и личностному раскрытию студентов. В результате такой работы происходит погружение учащегося в проблему и при анализе образовательных ситуаций, имеющих отношение к профессии, возникает решение.

Использование педагогом психологических техник: эмпатическое слушание; присоединения; глубинное слушание - позволяет достичь доверительных отношений и создать условия для развития успешного личностного роста студента, который поможет в профессиональном становлении.

Преподаватель-коуч при коуч-сессии применяет специальный инструментарий (Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и другое), а также техники визуализации, которые позволяют определить и понять значимость своей роли и испытать удовлетворенность от достижения и осуществления своих профессиональных проектов, что оказывает существенное влияние на развитие самосознания.

Важной задачей преподавателя-коучера является выявление лучших личностных качеств, которые могут помочь стать успешными в профессиональной деятельности и сформировать чувство ответственности у студентов за выполнение и решение профессиональных и личностных задач.

Студент несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», - это потребность в изменениях [4].

Развитие профессионального самосознания при коуч-сессии возможно лишь при понимании учащимся разницы между тем, какой он сейчас и каким бы хотел стать, и готовности думать иным, непривычным для него способом.

Это способствует развитию и совершенствованию профессиональных действий и осознанию ответственности за результат. Иными словами, используя коучинг, студенты достигают своих целей «гораздо быстрее наиболее эффективным путем и просто получают удовольствие от процесса» [5].

Важность действий преподавателя-коучера при взаимодействии со студентами заключается в создании атмосферы, способствующей модификации системы обучения и адаптации к образовательной и профессиональной деятельности самостоятельно.

Ссылки:

1. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб., 2004.

2. Там же. С. 5.

3. Цыбина Е.А. Коучинг в обучении студентов старших курсов английскому языку. Ульяновск, 2007.

4. Там же. С. 10.

5. Максимов В.Е. Указ. соч. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.