о влиянии физической культуры на здоровье человека, определённые знания, умения и навыки можно так же развивать через систематические занятия физической культурой и спортом. Даже некоторые профессиональные компетенции можно успешно формировать через занятия физической культурой. Коммуникативные навыки развиваются в процессе общения и осуществляются в совместной деятельности, это с успехом можно реализовывать, например, через совместную физкультурно-спортивную деятельность, а именно через совместное участие в спортивных играх. Таким образом формировать высококлассного выпускника возможно и через регулярные занятия физическим воспитанием.
Поиск нового в сфере физической культуры. Для повышения интереса к занятиям физической культурой, для повышения качества процесса физического воспитания предлагается использовать широкий спектр физической активности. Это могут быть классические средства: спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.), лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, плавание. Могут быть и нетрадиционные для нашего образования средства: йога, пилатес, фитнесс, занятия в тренажёрном зале, софтбол, теннис, спортивная стрельба, различные виды единоборств и др. Так же наблюдается расширение доступности занятий физической культурой для учащихся и студентов с ограничениями по состоянию здоровья. Развивается ЛФК, создаются специальные медицинские группы (СМГ), бурно развивается адаптивный спорт. Широко используются средства спортивной тренировки: используются учебно-тренировочная форма организации занятий, которая включат в себя большой спектр средств и методов физической культуры. В процессе занятий со специальными медицинскими группами и группами ЛФК используются методы оздоровительной тренировки, что способствует развитию компенсаторных механизмов в зависимости от заболеваний, а также общему укреплению здоровья через тренировки кардио-респираторной системы, укреплению мышечного «корсета» тела, повышению уровня неспецифической адаптации. Это позволяет выйти на потребности конкретной личности в сфере физической культуры и спорта и успешно их решать.
Раскрытие потенциала физической культуры в развитии личности. Развитие личности процесс многофакторный и многоплановый, и включает в себя огромное множество сопутствующих элементов. Личность развивается с помощью различных педагогических средств и методов. Однако, потенциал физической культуры не раскрыт должным образом. Это связано прежде всего с устаревшими представлениями о физической культуре. Для многих физическая культура унитарное средство способное влиять на развитие физических качеств и физического развития и большего от данного предмета получить невозможно. Однако, как показывают исследования при выполнении двигательного акта, в головном мозге очаги возбуждения возникают не только в двигательной зоне, но и в ассоциативной. Таким образом двигательный акт воздействует на восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Через это влияние можно воздействовать на личность человека, участвуя в его психическом и как следствие в социальном развитии. Так же занятия физической культурой могут влиять на интеллектуальной развитие человека, через использование образовательного потенциала физической культуры. Это требует конечно же изменений в методике преподавания данной дисциплины, а также в пересмотре результатов обучения по данной дисциплине.
Выводы. Определения понятия личностно-ориентированное обучение весьма различны, это и ориентация на потребности личности, и её возможности, и её желания, и на необходимость. Все эти определения правильны, они дополняют друг друга и могут учитываться при организации учебного процесса.
Физическая культура, составная часть общечеловеческой культуры, позволяющей обществу эволюционировать.
Физическое воспитание, как часть физической культуры призвано решать широкий спектр задач, однако потенциал физической культуры гораздо шире чем просто обучение двигательным умениям и навыкам, и развитию двигательных качеств. Для раскрытия потенциала физической культуры необходимо в процессе физического воспитания внести личностно значимый смысл, т.е. сделать процесс занятий физической культурой личностно-ориентированным. Предпосылки этого существуют и в скором будущем возможно в обществе сформируется социальный заказ на личностно-ориентированную физическую культуру.
Педагогика
УДК -37: 159.923
доктор педагогических наук, профессор Зеленко Наталия Васильевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Зеленко Григорий Николаевич
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический» (г. Армавир)
КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ
Аннотация. В статье рассмотрена сущность понятия «коучинг»; раскрыт алгоритм деятельности коучинговых моделей «Grow» и «Valor; выявлены предпосылки и основные направления использования коучинг-технологий в образовании; определена значимость идей коучинга для реализации проблем самообразования и саморазвития в общем и профессиональном образовании; выявлены методические основы использования коучинг-технологий в подготовке будущих педагогов; обобщен опыт реализации коучинг-технологий в подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова: коучинг, коучинговые модели, инновационная технология, подготовка педагога. Annotation. In the article there were examined the essence of the concept "coaching"; opened up the algorithm of the activity of coaching models "Grow" and "Valor; revealed the prerequisites and main directions of the use of coaching technologies in education; determined the importance of ideas of coaching for realization of problems of self-education and self-development in general and professional education; revealed the methodical bases of using coaching technologies in the preparation of future teachers; generalized the experience of implementation of coaching technologies in the preparation of future teachers.
Keywords: coaching, coaching models, innovative technology, preparation of a teacher.
Введение. На современном этапе реформирования системы высшего образования есть потребность поиска новых современных технологий управления обучением и воспитанием будущих педагогов. Высшая школа предъявляет высокие требования не только к специальной подготовке выпускника педагогического вуза (знанию предмета и методики преподавания), но и оценке его личностных качеств и достижений. На первое место выходят готовность к саморазвитию, освоению нового оборудования, технологий, методов работы. В этом плане одним из перспективных направлений индивидуализации высшего педагогического образования, в основе которого лежит раскрытие личностного потенциала и способностей студента, является коучинг.
Изложение основного материала статьи. Существует несколько определений коучинга и каждое из них отражает одну из его граней. Выделим основные из них:
Коучинг - это метод раскрытия потенциала человека, с целью максимизировать свою работу (Джон Уитмор) [5].
Коучинг - это системный процесс, направленный на ориентированный результат, при котором человек способствует изменениям средствами самообучения (Энтони Грант) [1].
Коучинг - это искусство, которое оказывает содействие в повышении эффективности обучения и развития другого человека (Майлз Дауни) [3].
В последние годы коучингом принято называть технологию раскрытия внутренних ресурсов человека [1, 5, 10]. Главной целью коучинга отмечают повышение результативности в личностной и профессиональной сферах деятельности. Для более полного раскрытия понятия коучинг, рассмотрим основные коучинговые модели: «Grow» и «Valor».
Модель «Grow» - это метод постановки и достижения целей, а так же решения проблем. Разработкой модели занимались многие специалисты, но наибольший вклад внесли: А. Грэм, А. Файн и Д. Уитмор [3, 7, 8].
В переводе с английского « Grow» обозначает «Рост», осмысляя при этом рост себя как личности. Аббревиатура коучинг модели условно состоит из стимулирующих слов: goals, reality, options, will (цель, реальность, возможность, намерения).
Коучинг модель «Grow» состоит из четырех этапов раскрытия внутренних резервов человека:
Этап 1 - «Goals» (цель)
На этом этапе предлагается модель прогнозируемого результата деятельности и способов его достижения. При постановке цели рекомендуется использовать базовые инструменты коучинга, а именно три вопроса планирования, которые помогают раскрыть внутреннюю мотивацию.
1. Что Вы ожидаете?
2. Что для Вас важно в данный момент?
3. Как Вы планируете обеспечить достижение результата?
Этап 2 - «Reality» (реальность)
На этом этапе идет осознание того, как достичь желаемого результата, и выстраивается путь, по которому необходимо двигаться к намеченной цели. Для более глубокого осмысления рекомендуется исследовать текущую ситуацию с помощью следующих вопросов:
1. Какова моя нынешняя ситуация?
2. Какие препятствия мне мешают начать действовать?
3. Какие ресурсы я могу использовать для решения задачи?
Этап 3 - «Options» ( возможность)
Этот этап характеризуется определением стратегии дальнейших действий в устранении препятствия. Для ее разработки коуч (тренер, преподаватель) рекомендует использовать следующие вопросы:
• Что я могу сделать для решения поставленной задачи?
• Какие варианты я могу рассматривать?
• Кто поможет мне в решении данной задачи?
• Какой у меня жизненный опыт успешного решения подобных ситуаций? Какой план тогда был разработан?
• Возможно мой товарищ уже решил подобную ситуацию?
• На каком из вариантов решений стоит остановиться?
Этап 4 - «Will» (намерения)
На заключительном этапе отрабатываем варианты решений, создавая план действий по достижению цели, отвечая на следующие вопросы:
4. Какой шаг мне сделать самым первым?
5. За какой временной отрезок я его пройду?
6. Какие препятствия меня ожидают, и смогу ли я предусмотреть их и устранить?
7. Кто из окружающих людей может оказать мне помощь и поддержку?
Последовательность действий в модели «Grow» циклична и развивается по спирали, это связанно с проблемой конкретизации цели. Доработка цели допускается до тех пор, пока подробно не будет обследована текущая ситуация (этап реальность). Завершив это действие, необходимо вернуться к первому этапу и более точно поставить цель. Иногда бывают такие ситуации, когда на первый взгляд, правильно поставленная начальная цель, может оказаться невыполнимой и неподходящей после анализа ситуации (этап реальность). При рассмотрении списка возможностей и намерения важно еще раз проверить, насколько они соответствуют поставленной цели [5, С. 56].
Рик Пэддок в книге «Твой навигатор по жизни» представил свое видение коучинговой модели и назвал ее - «Valor». Слово «Valor» в переводе означает - «отвага» или «мужество», а расшифровка аббревиатуры выглядит следующим образом:
V - vision ( видение);
A - awareness (осознание);
L - love ( любовь);
O - obstacle ( препятствие);
R - result (результат).
Подробно разберем каждый из шагов:
«Видение»
В основе видения лежат два компонента. Первый образует концептуальную основу действий и выступает путеводителем. Второй компонент - это эмоциональная составляющая, в которой заложен мотивационный стимул. Таким образом, видение заключается в том, что бы основываясь на осмыслении ключевой идеи, представлять перспективы и своевременно устранять возникающие сложности (проблемы).
«Осознание»
Данный шаг направлен на готовность подбирать, анализировать и усваивать информацию, определяя ее ценность и значимость в соответствии с видением проблемы. Осознание является главным компонентом в коучинге, оно обеспечивает концентрацию внимания и чёткость результатов.
«Любовь»
Автор методики системных расстановок Берт Хеллингер считает, что в мире все делается из любви. На этом этапе идет разъяснение вопросов связанных с отношением к себе и окружающим [9].
«Препятствия»
Данный шаг призван помочь оценить происходящее и правильно выбрать путь достижения цели. Нередко люди «носят в себе» внутренние психологические проблемы, которые мешают им сделать правильный выбор. Автор выделяет два ведущих фактора, которые влияют на принятие решения: «рамки нашего окружения» и «ложные авторитеты». В решении проблемы устранения препятствий, автор рекомендует основываться на своих личных предпочтениях и использовать подход: реализуюсь в том, что мне ближе.
«Результат»
Основа этого шага заключается в готовности оценить ситуацию сделать правильный выбор [10].
Таким образом, коучинг - это специальная технология индивидуальной работы, которая основывается на предпочтениях личности, её приоритетах и возможностях.
При использовании коучинг-технологии в образовании, меняется роль педагога, его функции теперь заключаются не в передаче знаний, умений и навыков, а стимулировании интереса к обучению. Раскрытие потенциала обучающегося позволяет сделать образовательный процесс более интересным и эффективным.
Коучинговая модель работы может быть использована не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками, студентами. Технологии коучинга позволяют по-новому взглянуть на суть самого процесса обучения и открывают новые возможности для развития педагогического мастерства преподавателей. Коучинг-технология, используемая в учебном процессе, стимулирует поиск ответов и решений, выстраивает логические и причинно-следственные связи, способствует глубокому анализу.
При использовании коучинговых технологий в образовании, главная задача коуча - сформировать у обучающихся адекватную самооценку и уверенность в своих силах. Вера обучающихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг-технология может считаться осуществленной только в том случае, если обучаемый приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «...вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [6].
Осознанность предполагает ответственность за свои решения и действия. Чувство ответственности - это одна из идей коучинга, которая обеспечивает высокоэффективное исполнение. Каждый, кто берет на себя ответственность за все, что он делает, не будет жертвой обстоятельств [7].
Анализ теории и практики показывает, что идеи коучинга могут быть успешно задействованы в подготовке будущих учителей. Они позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для студентов, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.
Будущий учитель еще на студенческой скамье должен научиться ценить в школьнике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность. На всё это в полной мере ориентирована методика коучинга.
Другой, не менее важной проблемой, стоящей перед профессионально-педагогическим образованием, является формирование у будущих учителей готовности к саморазвитию. Определение целей саморазвития, к которым студент должен стремиться - очень серьезная задача. Очень важно, чтобы студент в совместной работе с коуч-преподавателем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность, задуматься о себе в профессии и о том, каких вершин он желает достичь в своей жизни. Разработать план личностного и профессионального становления.
В процессе использования и обучения приемам коучинга, необходима специальная работа со студентами, обеспечивающая формирование у них умений целеполагания, планирования и навыков достижения поставленных целей, т.е. именно того, что умеет профессионально делать современный педагог.
Основные принципы коучинга:
- ориентир на будущее (коучинг основывается на развитие в будущем, выбирая правильное направление в постановке цели).
- самостоятельность (главной задачей коучинга является помощь в саморазвитии и повышения результативности).
- индивидуальность (каждый человек должен самостоятельно формировать цели, опираясь на свой природный потенциал).
- четкое определение конкретных целей (этот принцип основывается на том, что необходимо формулировать материалистическую цель, имеющую определенные временные рамки).
- индивидуальная мотивация (этот принцип помогает найти действенных мотиваторов, которые определяют путь по достижению намеченных целей) [6].
Особое внимание при использовании коучинг-технологии следует уделять постановке частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения (дорожной карты). Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и
оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа.
На этой стадии студент должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В процессе рефлексии будущий педагог должен проанализировать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Обязательным условием эффективности коучинг-технологий является наличие диагностического инструментария. В нашей практике работы хорошо себя зарекомендовали «Колесо развития» и «Линия времени» (Дорожная карта).
Колесо развития - цикловая диаграмма, которая составляется на себя каждым студентом по результатам освоения определенного этапа обучения. Она включает не только освоение учебных предметов, но и сформированность профессионально значимых умений и качеств личности. Десятибалльная шкала достаточно подробно характеризует этапы формирования компетенций, а «Линия времени» (дорожная карта) позволяет разработать траекторию саморазвития будущего педагога. Эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого. Её следует составлять исходя и способностей и возможностей обучающегося самостоятельно или совместно с коучем.
Для будущего педагога важно не только оценить для себя эффективность применения коучинга, но и открыть свои собственные коучинговые способности, и обрести навыки коучинга в процессе педагогической практики. В дальнейшем, перед ним будет стоять задача научить своих учеников ставить цели, оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, проектировать индивидуальную образовательную траекторию.
Коучинг - технология соответствует требованиям ФГОС, вполне подходит в применении на современных уроках т.к. помогает обучающимся стать активными участниками образовательного процесса и моделировать его самостоятельно. К сожалению, практика показывает, что далеко не все преподаватели должное внимание уделяют развитию у обучающихся потребности в саморазвитии, постановке целей и овладению эффективными инструментами для их достижения.
Выводы. Подводя итоги, можно сделать выводы: коучинг - технология, объединяет в себе различные современные методики и техники. Она помогает педагогу мотивировать обучающегося к правильному планированию своего обучения и направляет его на самореализацию и развитие своей личности.
Преимущество коучинг - технологии состоит в том, что она не только способствует обучению, но активизирует и заинтересовывает обучающегося в самообучение и в саморазвитии. С помощью коучинг-технологии у обучающихся формируется нестандартное мышление, которое ведет к индивидуально-личностному развитию и формированию ответственности за свой выбор.
Литература:
1. Баранова О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов - будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 9. - С. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95018.htm
2. Грант Э., Грин Дж. «Коучинг принятия решений» / изд. Питер - 2005 г.
3. Грэм У. Групповой психоаналитический коучинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ma/psyan/reportage/graham
4. Дауни М. Эффективный коучинг. Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Пер. с англ. - Гладкова издв. Добрая книга - 2014 г.
5. Коуч-технология в сфере среднего профессионального образования [Электронный ресурс] -https://cyberlenmka.m/.../kouch-tehnologiya-v-sfere-srednego-professionalnogo-obra...
6. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
7. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. / Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
8. Файн А. Модель Grow. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0_GR0W
9. Хеллингер Б.И. В середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым. Перев. с нем. И. Д. Беляковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 204 с.
10. Эмирали Г. Коучинг модель Valor. [Электронный ресурс]. URL: https://proselfcoaching.com/blog/coaching-model-valor.html
Педагогика
УДК 378.016:74/76
доктор педагогических наук, профессор Зинченко Василий Павлович
Ростовская государственная академия архитектуры и искусства «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и графики института культуры и искусств Зинченко Наталья Васильевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и графики института культуры и искусств Филиппова Людмила Сергеевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития творческих способностей у студентов. Творческие способности, как закономерность в комплексе человеческих способностей получают свое развитие во время специальной деятельности, а именно - творческой. Развитие творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства является важной и актуальной задачей, которая определяет содержание вузовской педагогики на современном этапе ее развития.
Ключевые слова: творчество, изобразительное искусство, студент, образ, педагогика, методика, творческий опыт, рисунок, живопись.
Annotation. The article deals with the questions of development of students creative abilities. Creative abilities as a vital component in the combination of the humans abilities develop themselves during a special vocation, which means- creative vocation. The development of creative abilities of the intending teacher of visual Art can be determined as a vital and modern objective, which denotes the components of the university pedagogics at the modern stage of its development.
Keywords: visual art, art, a student, image, pedagogy, methodology, creative experience, a drawing, a painting.
Введение.
Учебный процесс и творчество.
1. 1 Теоретическая сторона вопроса.
Творчество, как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [4, с. 330], в популярном представлении обычно связывается с понятием «искусство». Будем все же иметь в виду, что творчество в равной степени может быть присуще любому виду человеческой деятельности, а художники (живописцы, писатели, музыканты и т. д.), хотя и создают многое «никогда ранее не бывшее», но далеко не всегда (и даже очень редко) — «нечто качественно новое» с точки зрения исторического опыта искусств. Поэтому за основу понимания творчества возьмем из того же определения мысль, что творчество — «это проявление продуктивной активности человеческого сознания», которое связано с необходимостью познания и преобразования окружающего мира или его отдельных явлений.
Если учебный процесс понимать как вид или род познания (что вряд ли подлежит сомнению), то нераздельность учебы и творчества представляется не только очевидной, но, более того, неизбежной. «Развитие культуры и искусств обязательно влияет на образование в том смысле, что образование является не только средством достижения материальных благ, но прежде духовных». [10] То, что в ходе учебного процесса студенты должны усвоить излагаемые преподавателем (учителем), как правило, давно установленные и даже и в известной степени тривиальные, истины или аксиомы, дела не меняет. Что учебный процесс — это обоюдная работа сознания учителя и ученика — известное положение педагогики. То, что для учителя не представляет откровения, не вызывает «возникновения противоречий» и не требует «разрешения их», ученик не может осознать без некоторых интеллектуальных усилий, без соотношения аксиомы с собственным практическим опытом, без создания собственной теоретической, пусть элементарной, но все же модели поставленной задачи. Модели, которая не обязательно совпадает с таковой в сознании педагога (т. к. сознание индивидуально), но в той или иной степени соответствует объективному состоянию вещей. Весь вопрос в уровне реального опыта и, следовательно, уровне творчества. В процессе познания ширится интеллектуальный опыт, то, что вначале было творчеством, перестает им быть по мере усвоения правил деятельности мышления до автоматических или моторных навыков. Таким образом, «поле творчества» (как это ни парадоксально) с накоплением опыта и профессионализма сужается, но зато усиливается его качественная сторона. Это в равной степени свойственно и для развития общества, и для развития личности.
У психологов есть основания считать, что «ближе всего к акту творчества стоит понимание...» [7, с. 177]. Ибо на пути к пониманию в полную силу работает фантазия, в данном случае — мысленное создание предметной ситуации), этот непременный спутник творчества. Критерии творческого мышления ученика и зрелого (самостоятельного) художника различны. Только в искусстве процесс и восторг открытия находят образное воплощение, вызывая ответные эмоции восприятия. «Таблица умножения» от искусства в интерпретации профессионала восторга не вызывает, потому что его нет и в самой работе. В работе же любителя или детском рисунке она подчас решается с такой серьезностью или неожиданной находкой «своего» решения, что вызывает соответствующее отношение.
«Творчество начинается в тот момент, когда соответствующие логические методы решения задач оказываются недостаточными: либо решение натолкнулось на препятствие, либо результат не удовлетворил поставленным изначально требованиям, либо возникла новая задача, для которой недостаточно существующих средств, либо просто появляется перспектива нового решения, которое лучше прежнего» [7, с. 177]. Это утверждение особенно наглядно наблюдается в учебном акте изобразительного искусства. Если, скажем, в музыке постижение начальных навыков (гаммы, арпеджио и прочие моторные упражнения) не исключает механического усвоения (как и таблица умножения), то в изобразительном деле ученик сразу становится перед необходимостью преодолеть (разрешить) противоречие. Противоречие живого или