Научная статья на тему 'Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR)'

Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЧЕМПИОНАТ / КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL SKILLS / COMPETENCE / CHAMPIONSHIP / COACHING APPROACH / MOTIVATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алсынбаева Людмила Георгиевна

В статье рассматриваются способы повышения эффективности программ подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства «Молодые профессионалы» путем использования коучингового подхода в работе со студентами. Кратко изложены основные понятия коучинга и коучинговые техники, которые способствуют повышению мотивации студентов к освоению профессионального мастерства, помогают выдерживать повышенные физические и эмоциональные нагрузки, связанные с обстановкой соревновательности на Чемпионате WSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaching support of students in Worldskills Russia (WSR) Championship preparation

The article discusses ways to improve the effectiveness of programs for preparing students for professional skills contests "Young Professionals" using the coaching approach in working with students. The basic concepts of coaching and coaching techniques which contribute to increasing students' motivation to master professional skills, help withstand the increased physical and emotional stress associated with the competitive environment at the WSR Championship are briefly described.

Текст научной работы на тему «Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR)»

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Алсынбаева Людмила Георгиевна | [email protected]

Кандидат физико-математических наук, доцент Доцент

АНО ДПО «Институт консалтинга и управления»

Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату Worldskills Russia (WSR)

Аннотация. В статье рассматриваются способы повышения эффективности программ подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства «Молодые профессионалы» путем использования коучингового подхода в работе со студентами. Кратко изложены основные понятия коучинга и коучинговые техники, которые способствуют повышению мотивации студентов к освоению профессионального мастерства, помогают выдерживать повышенные физические и эмоциональные нагрузки, связанные с обстановкой соревновательности на Чемпионате WSR.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, компетенция, чемпионат, коучинговый подход, мотивация, обучение.

Конкурсы профессионального мастерства WorldSkiUs между студентами колледжей и техникумов (в возрасте до 22 лет) в настоящее время являются одним из самых эффективных инструментов подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных

производств, а также средством популяризации рабочих профессий и повышения их престижа.

Победители региональных первенств ежегодно соревнуются на Национальном финале чемпионата по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia — WSR). Лучшие из лучших принимают участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition в расширенном составе национальной сборной. С 2017 года появилась отдельная возрастная линейка — юниоры WorldSkills (16 лет и младше) [3].

Наличие победителей из числа студентов, подготовка сертифицированных экспертов и оборудование специализированных центров компетенций являются главными показателями успешности образовательных учреждений СПО.

В данной статье рассматриваются способы повышения эффективности программ подготовки к конкурсам профессионального мастерства путем внедрения коучингового подхода в работе со студентами.

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Рассмотрим традиционный подход (основные этапы) в подготовке участников к Чемпионату «Молодые профессионалы» («Worldskills Russia») в рамках образовательной организации (близкое к нижеизложенному приводится в [2]).

1. Первичный отбор участников.

На данном этапе в образовательном учреждении формируются списки кандидатов для подготовки к конкурсу. Как правило, отбор идет на основе данных академической успеваемости студентов и рекомендаций педагогического персонала (кураторов учебных групп, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения).

2. Знакомство со стандартами WSR и технической документацией.

Тренер (лицо, ответственное за подготовку студентов к конкурсу) знакомит студентов со стандартами WSR, в которых расписано, что участник должен знать, понимать и быть в состоянии делать, а также с технической документацией, которая состоит из технического описания, конкурсного задания, критериев оценки и инфраструктурного листа.

3. Тренировочный этап участников чемпионата, как правило, разделяется на несколько ступеней:

- входное тестирование, определение уровня подготовки;

- составление плана подготовки кандидатов;

- тренировочные мероприятия;

- контроль результатов;

- отбор кандидата для участия в предстоящем чемпионате более высокого уровня.

4. Этап отработки выполнения конкурсного задания.

На данном этапе тренер отрабатывает со студентом все составляющие конкурсного задания в соответствии с технической документацией и аспектами критериев оценки.

Заметим, что олимпиады, конкурсы, чемпионаты — это мероприятия соревновательного характера. По своей сущности они схожи со спортивными состязаниями и имеют цель — выявление лучших среди некоторого множества соревнующихся людей — претендентов на звание Победителя. Группа конкурсантов — это люди, обладающие определенными качествами, которые можно оценить на основе заданных критериев и затем, сравнив значение показателей, выбрать конкурсанта-победителя.

Идея состязательности, заложенная в основу Чемпионата, наводит на мысль о целесообразности использования в процессе подготовки студентов к конкурсу «Молодые профессионалы» («Worldskills Russia») коучинговых технологий, которые берут свое начало в области спорта.

Истоками коучинга принято считать открытие Тимоти Гэлвея (профессора Гарвардского университета, спортсмена), который определил коучинг как технологию раскрытия потенциала человека с целью повышения его эффективности.

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Т. Гэлвей предположил, а затем практически подтвердил, что значительным фактором успеха спортсмена является его душевное состояние. То есть то, на что человек направляет свое внимание и что он считает для себя возможным, а что — нет. В настоящее время коучинг применяют не только в спорте, но и в развитии личностных качеств человека, бизнесе, экономике, политике и других сферах деятельности.

В 2010 году коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Большой вклад в развитие коучингового подхода в образовании, в подготовку педагогов-коучей вносит бизнес-тренер Наталья Гульчевская, сертифицированный коуч АСС ICF, основатель портала «Коучинг в Образовании РФ». В настоящее время сфера образования рассматривается как отдельная сфера применения коучинга. Педагоги-коучи помогают обучающимся активно развиваться: раскрывать и использовать свой потенциал, сознательно приобретать знания, осваивать навыки, достигать желаемых результатов.

Определения коучинга. Ниже приводятся характеристики коучинга, которые наиболее близки и функциональны для работы с учащимися и студентами:

- Коучинг — это система развития личности, когда при сотрудничестве, в партнерстве человек достигает целей в своей жизни быстрее и качественнее (1СР).

- Коучинг — это современный метод обучения, который учит эффективно

мыслить и достигать целей в разных ситуациях.

- Коучинг — это движение чемпиона к своей цели через собственное развитие при поддержке коуча.

- Коучинг — это про то, как из ситуации «сегодня», точки А, попасть в точку Б, где чемпион хочет оказаться завтра, исследуя различные пути движения к этой цели и выбирая с помощью коуча наиболее экономичный, ресурсосберегающий и экологичный путь.

- Коучинг — это про достижение целей.

В коучинговых отношениях «Коуч (наставник, тренер, педагог) — Чемпион (студент, спортсмен, клиент)» определяющими являются состояния «доверия» и «партнерства». Коуч рассматривает Чемпиона, как зрелую, осознанную, самодостаточную личность, которая берет на себя ответственность за свои решения и результаты своей деятельности.

Коучинговые отношения базируются на принципах Милтона Эриксона:

1. Принцип все «ОК»: с людьми все в порядке!

2. Люди уже обладают всеми внутренними ресурсами, которые им нужны.

3. Люди всегда делают наилучший выбор, который могут в данный момент.

4. Каждое поведение имеет положительное намерение.

5. Изменение неизбежно.

Базовый инструмент работы коуча — коучинговые вопросы. Работа может быть организована в форме специальной

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

беседы — индивидуальной или групповой коуч-сессии. Далее будем рассматривать, как можно использовать коучинг для подготовки студентов-чемпионов конкурсов профессионального мастерства WSR.

Коучинговые вопросы. Подготовка к конкурсу будет эффективной только в том случае, если с помощью тренера-коуча студент определяет свою цель и принимает на себя ответственность за свои результаты [1]. Поэтому на этапе постановки цели и разработки плана ее достижения студент должен ответить на вопросы:

1. Чего я хочу достигнуть?

2. Насколько сильно это желание?

3. Зачем мне это нужно?

4. Как я узнаю, что достиг желаемого?

Отвечая на вопросы, студент показывает свою приверженность цели и ценность достижения этой цели именно для него. (Могут быть ситуации, когда цель «навязана» влиянием внешней среды.) Ответы на эти вопросы повышают мотивацию студента к достижению цели, у студента открывается дополнительный ресурс энергии и желания работать над ее достижением.

Следующий блок вопросов служит для разработки плана достижения цели. Тре-нер-коуч помогает студенту проверить реалистичность и экологичность поставленной цели, выявить возможные препятствия и пути их преодоления.

1. Когда я готов начать этот процесс?

2. Когда этот процесс завершится?

3. Какие ресурсы мне потребуются?

4. Кто может помочь мне в достижении цели?

5. Какие препятствия возможны на моем пути? Как их преодолеть?

6. Что будет меня мотивировать, если я почувствую усталость, разочарование?

7. Не будет ли моя цель вредить моему окружению?

8. И др.

Работа над созданием плана, как правило, происходит в рамках коуч-сессий с коучем-тренером.

Визуализация. Еще один мощный коу-чинговый инструмент повышения мотивации и воли к победе на Чемпионате — визуализация успешной профессиональной деятельности. Коуч-тре-нер предлагает студенту представлять себя выполняющим профессиональную деятельность успешно и безошибочно. Студент, используя силу воображения, представляет себе, что он мысленно переместился во времени в день соревнования. Студент мысленным взором «видит», как он успешно и безошибочно выполняет конкурсное задание, при этом добивается максимальной эффективности. Через все репрезентативные каналы он воспринимает то, что происходит на конкурсной площадке: то, что видит, слышит, чувствует.

Основные внутренние качества успеха. Джон Уитмор в своей книге «Человек выигрывающий» (The Winning Man; 1987) приводит список так называемых

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

«основных внутренних качеств»: ответственность (приятие личной ответственности за успехи и неудачи), понимание (фокусирование внимания на том, что происходит вокруг), концентрация (концентрация на задаче), расслабление (сведение к минимуму внутреннего диалога), отстраненность (умение абстрагироваться от деятельности и наблюдать за своими действиями), обязательность (воля к победе). Эти качества также могут быть отработаны на коуч-сессиях.

Кроме этого, Джон Уитмор советует конкурсанту искать свои личные стимулы, которые создают позитивный настрой перед выполнением деятельности. Например, это может быть прослушивание музыки или посещение спортивного зала.

Качественная обратная связь. Еще одно, очень важное направление работы коуча-тренера — обеспечение чемпиону-студенту качественной обратной связи. Качественная обратная связь должна быть честной и справедливой. Хвалить можно только за реальные достижения, слабые стороны также должны быть отмечены. Однако важно сбалансировать количество сильных и слабых сторон. Затем необходимо проработать слабые стороны таким образом,

чтобы извлечь из них новый ресурс для развития.

В процессе коучингового сопровождения студентов во время подготовки к Чемпионату WSR может использоваться ряд других моделей и техник, не затронутых в данной короткой статье. Это модель GROW, SMART, техника шкалирования, линия времени, колесо компетенций, техника декартовых координат и другие полезные инструменты.

Использование коучинга и коучингового подхода в процессе подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства выводит всех участников процесса на новый уровень осознания сущности образовательной деятельности. Образовательный процесс становится процессом творческого всестороннего развития личностей как студентов, так и педагогического персонала. При этом традиционный подход к планированию и организации процесса подготовки студентов к конкурсу трансформируется в коучингово-целевой подход, раскрывающий потенциал студента и работающий на осознанное движение к цели.

Приведем сравнение основных моментов традиционного и коучиногового подхода (таблица 1).

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Таблица 1 — Сравнение традиционного и коучингово-целевого подходов

Традиционный подход Коучингово-целевой подход

Советы, рекомендации, объяснения, правильные ответы, контроль Личная ответственность, возможности и ресурсы, создание личного опыта, обратная связь

Иерархия взаимоотношений: учитель — ученик Партнерские взаимоотношения, доверительность

Формирование группы претендентов на участие в конкурсе осуществляется на основе показателей академической успеваемости и прилежности студентов, рекомендациях кураторов, преподавателей и мастеров производственного обучения Студент включается в состав группы на основе осознанного желания достичь цели — освоить выбранную профессию на уровне мировых требований и стандартов, показать наивысшие результаты на конкурсе профессионального мастерства

Программа подготовки группы претендентов разработана на основе результатов входного тестирования и стандартов Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практики Вместо единой программы подготовки группы к конкурсу разрабатывается индивидуальный план движения отдельного студента к цели. Основная форма работы тренера-коуча со студентом — коуч-сессии. Теоретические и практические занятия по приобретению необходимых знаний и навыков планируются исходя из индивидуальной потребности студента

Контроль успешности подготовки студентов осуществляется в соответствии с контрольнымиточками программы. На основе результатов контроля студент выполняет «работу над ошибками» Студент получает обратную связь тренера-коуча на каждой индивидуальной коуч-сессии. Выявляя слабые стороны студента, тренер-коуч рассматривает их как зоны развития, которые студент включает в свой индивидуальный план

Проведение отборочного тура конкурса выявляет студентов, показавших наиболее высокие результаты. В итоге студенты, не попавшие в число победителей, начинают чувствовать себя аутсайдерами, страдает их самооценка, возникает чувство неуверенности, а может быть, злости и досады. Возникает страх повторения неудачного опыта Коучинговый подход в подготовке студентов к конкурсу профессионального мастерства помогает им принять результаты конкурса как ценный опыт. Работа со студентами на коуч-сессиях на логическом уровне «ценности» дает возможность понять, какой потенциал был ими получен на пути к высшей планке профессионального мастерства. Коучинговый инструмент «шкалирование» помогает студенту дать субъективную, внутреннюю оценку своим результатам и сохранить состояние «внутреннего согласия» с собой

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Традиционный подход

Студент, прошедший внутренний отбор учебного заведения и заявленный для участия в более высоком уровне конкурса испытывает стресс по поводу «случайности» своего успеха, так как не прошел осознанный путь от претендента на победу до Чемпиона. Если на этапе отбора его психологической поддержкой и стимулом был дух соревнования в отборочной группе, то на финальном отрезке подготовки к конкурсным испытаниям более высокого уровня он может полагаться только на своего тренера. Решающим минусом для конкурсанта является отсутствие натренированной внутренней экспертности, которая служит компасом для дальнейшего оттачивания профессионального мастерства, требуется для сохранения устойчивой уверенности в себе на Чемпионате

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Коучингово-целевой подход

Использование коучингового подхода при подготовке студентов к участию в конкурсе обеспечивает готовность победителя внутреннего конкурса к устойчивому осознанному движению к победе на конкурсе более высокого уровня. Студент подготовлен не только профессионально, но и психологически. Кроме этого, студент владеет навыками постановки цели и разработки плана ее достижения. На пути к реализации цели студент доказывает свою приверженность цели и руководствуется ценностями, которые ведут его к высокому уровню профессионального мастерства. Студент, прошедший коучинговую

программу подготовки к конкурсу, освоит навыки внутренней экспертности. Он может адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и использовать их как зоны развития и движения к успеху

Как видно из таблицы, традиционные формы работы со студентами могут быть успешно трансформированы в коучинго-во-целевую парадигму, в которой студент при помощи педагога-коуча эффективно достигает своих целей путем раскрытия своего потенциала.

Автор статьи имеет опыт успешной работы с мастерами производственного обучения, экспертами и студентами, которые показали высокие результаты на конкурсах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).

В 2016-2017 гг. с участием автора статьи (в качестве заместителя директора и исполняющего обязанности директора ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства», г. Калининград) были подготовлены победители Регионального и Всероссийского этапов конкурса по компетенциям «Веб-дизайн»

и «Сухое строительство». Студент колледжа Артем Томаль был неоднократным победителем и призером соревнований Worldskills в Северо-Западном федеральном округе. В 2017 году Артем занял второе место в компетенции «Веб-дизайн» на V Национальном чемпионате «Молодые профессионалы (Worldskills Russia) — 2017». Тренером Артема выступал Василий Савеленко, эксперт WSR, преподаватель и научный сотрудник, с которым автор сотрудничает с 2010 года, сначала в качестве руководителя дипломного проекта, а затем — как научный руководитель аспиранта и руководитель научной лаборатории. Совместно с Василием Савеленко формулировались и внедрялись в обучение информатике элементы коучингового подхода и проектной деятельности.

В 2018-2019 гг. проводилась работа на коуч-сессиях с мастером производственного обучения и тренером по компетенции

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

«Поварское дело». В дальнейшем тренер, владеющий коучинговым подходом в работе со студентами-конкурсантами, показала высокие результаты по данной компетенции на Региональном этапе конкурса.

Еще один пример эффективного использования коучинговых технологий при подготовке студентов к Чемпионату «Worldskills Russia» и «Абилимпикс» — работа Коротаевой Натальи Юрьевны, преподавателя БПОУ «Омский педагогический колледж». В 2018 году на региональном этапе Чемпионата по компетенции «Дошкольное воспитание» ее студентка заняла первое место. Использование коучинговых техник при постановке целей и постоянной эффективной обратной связи помогли сохранить мотивационную и эмоциональную стабильность студентки. В работе с кон-курсанткой Чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» Наталья Юрьевна сделала упор на снятие тревожности и повышение уровня уверенности в своих силах. По результатам выступления кон-курсантки было отмечено повышение уверенности и работоспособности, а также стабильно оптимистичный настрой по сравнению с предыдущим годом.

Как было рассмотрено выше, для эффективной подготовки студентов к конкурсу

профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) с использованием коучингового подхода необходимо обучить экспертов, тренеров, мастеров производственного обучения владению моделями и техниками коучинга. Для этого требуется пройти курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку. В России к настоящему времени имеются учебные заведения, которые на высоком уровне реализуют программы обучения коучингу и имеют соответствующую лицензию министерства РФ.

Список литературы

1. Аткинсон, М. Достижение целей: Пошаговая система / М. Аткинсон, при участии Р. Т. Чойс; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 281 с.

2. Мороз, В. В. Формирование психологической готовности участников чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Хабаровского края по педагогическим компетенциям / В. В. Мороз // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1. — С. 29-33.

3. Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"» [Сайт]. — URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 27.08.2019).

УДК 377.37.04

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Алсынбаева Л. Г. Коучинговое сопровождение студентов при подготовке к Чемпионату WorldSkills Russia (WSR) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 4-12. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo301/

Ludmila G. Alsynbaeva

Autonomous non-profit educational organization for extended professional education ''Consulting and Management Institute''

Coaching support of students in Worldskills Russia (WSR) Championship preparation

contests "Young Professionals" using the coaching approach in working with students. The basic concepts of coaching and coaching techniques which contribute to increasing students' motivation to master professional skills, help withstand the increased physical and emotional stress associated with the competitive environment at the WSR Championship are briefly described.

Abstract. The article discusses ways to Keywords: professional skills, competence, improve the effectiveness of programs for championship, coaching approach, moti-preparing students for professional skills vation, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.