Научная статья на тему 'Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника "валяние из шерсти" на занятиях дополнительного образования)'

Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника "валяние из шерсти" на занятиях дополнительного образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTS AND CRAFTS / WOOL FELTING / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косс Галина Ильинична

В статье рассказывается о популярном сегодня виде декоративно-прикладного искусства валянии из шерсти. Автор знакомит с различными способами работы с шерстью, инструментами для работы, простотой выполнения изделий. Основная мысль статьи важность приобщения детей к творчеству, возможность и доступность быть художниками своей жизни. В статье использована фотография изделия из архива автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the need for schoolchildren in creativity through manual labor (technique “felting from wool” in the classroom of additional education)

The article tells about the now popular form of decorative and applied art wool felting. The author introduces a variety of ways to work with wool, tools for work, ease of execution of products. The main idea of the article is the importance of familiarizing children with creativity, the possibility and accessibility of being artists of their life. The article used photos of students and their products from the archive of the author.

Текст научной работы на тему «Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника "валяние из шерсти" на занятиях дополнительного образования)»

УДК 371.321.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Косс Г. И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования)// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 98-101. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo314/

Косс Галина Ильинична | gikoss77@gmail.com

Учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования МАОУ г. Калининграда СОШ № 24

Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования)

Аннотация. В статье рассказывается о популярном сегодня виде декоративно-прикладного искусства — валянии из шерсти. Автор знакомит с различными способами работы с шерстью, инструментами для работы, простотой выполнения изделий. Основная мысль статьи — важность приобщения детей к творчеству, возможность и доступность быть художниками своей жизни. В статье использована фотография изделия из архива автора.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, валяние из шерсти, дополнительное образование.

Одной из значимых проблем современного образования является снижение доли ручного труда школьников. В условиях цифровизации образования эта тенденция нарастает. Понимая необходимость внедрения инновационных подходов, важно оценивать и риски отказа от традиции.

Ручной труд («ремесло» или ранее «рукомесло») представляет собой особый вид деятельности, в рамках которой развивается т. н. «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Понимание этого обстоятельства приводит педагога к идее вовлечения школьников в творческий ручной труд — при создании чего-то руками, через сенсорное восприятие, эксперименты, формируется творческое мышление ребенка.

На фоне общей цифровизации художественные традиции по-прежнему окружают человека в повседневной жизни. Знакомство ребенка с истоками художественных промыслов воспитывает понимание исторических связей прошлого и настоящего. Поэтому особое значение приобретает посещение музеев, выставок и ярмарок, где представлены авторские изделия современных последователей прикладного искусства.

УДК 371.321.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Косс Г. И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования)// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 98-101. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo314/

Мы рассмотрим очень популярный в наши дни промысел — войлоковаляние (валяние из шерсти) — это и шали, и шапки, и варежки. Самое что ни на есть декоративно-прикладное искусство!

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника [1, с. 212].

Конечно, техника валяния из шерсти требует мастерства. Изделие должно выглядеть привлекательно и профессионально. Но и на занятиях дополнительного образования с детьми можно освоить эту технику, получить огромное удовольствие как от самого процесса войлоковаляния, так и от результата работы.

Итак, что это такое — валяние из шерсти? Какое оно бывает? Как применить эту технику на занятиях с детьми?

Валяние из шерсти — это рукоделие, в процессе которого создаются одежда, игрушки и другие декоративные предметы из непряденой шерсти. Валяние шерсти бывает сухим и мокрым.

Техника сухого валяния применяется для создания объемных игрушек. Кроме шерсти требуется специальная игла с насечками. Работа с этой иглой бывает травматичной даже для опытных мастериц. Поэтому педагоги редко и с осторожностью пользуются этим инструментом и, соответственно, техникой на своих занятиях. Но удовольствие от работы с шерстью и прекрасный результат можно получить, занимаясь «живописью» из шерсти. На бархатную бумагу или натянутую ткань в соответствии с задуманным рисунком выкладываются разноцветные части шерсти, варьируются оттенки — получается пушистая живописная картина (рисунок 1).

Рисунок 1 — Выкладывание сухой шерсти

Чтобы закрепить получившейся эффект «живого» рисунка, картина накрывается стеклом. Техника шерстяной «живописи» помогает рисующим ребятам почувствовать глубину оттенков.

Если говорить о мокром валянии, то процедура работы с шерстью осуществляется при помощи мыльного раствора. На пупырчатой пленке (продается в строительных

УДК 371.321.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Косс Г. И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 98-101. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo314/

магазинах) шерстью выкладывается рисунок. Эта композиция сбрызгивается мыльным раствором, укрывается еще одним слоем пупырчатой пленки и сваливается руками. Мастер производит движения, похожие на массаж. Подобные «процедуры» очень веселят детей — азартно и с удовольствием они выполняют предложенную работу.

Что же происходит под пленкой? Волоски шерсти сплетаются между собой, и получается целое полотно. Однако следует учитывать тот факт, что под воздействием мыльного раствора изделие становится меньше.

Шерсть — натуральный материал. Она не вызывает аллергии и прочих неприятных ощущений. Сильнее всего детей удивляет то, что изделие может быть выполнено не из покупного материала, а из вычесанной шерсти своего пса или кота! Это способствует особому расположению ребенка к творческой работе.

Для занятия валянием из шерсти с детьми нужно иметь:

- гребенную ленту (прямая шерсть в виде ленты, которая продается в магазинах рукоделия);

- пупырчатую пленку из магазина строительных материалов;

- жидкое мыло для получения мыльного раствора.

Стоит отметить, что даже те изделия, которые не получились по задуманному образцу, всегда можно «обыграть», используя различную фурнитуру для рукоделия: бусины, тесьму, кружево.

Обычно педагогический «эксперимент» с валянием из шерсти не ограничивается одним занятием. Дети с удовольствием учатся и выполняют предложенные задания, а позже сами становятся авторами своих изделий.

Техника валяния из шерсти несложна, очень увлекательна и подкреплена стопроцентным положительным результатом

- изделием. Занятия декоративно-прикладной направленности очень важны для творческого отношения детей к жизни.

Список литературы

1. Популярная художественная энциклопедия / под ред. В. М. Полевого.

— М.: Советская энциклопедия, 1986

— 476 с.

УДК 371.321.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Косс Г. И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 98-101. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo314/

Galina I. Koss

MAOU school № 24 of Kaliningrad

Development of the need for schoolchildren in creativity through manual labor (technique "felting from wool" in the classroom of additional education)

Abstract. The article tells about the now popular form of decorative and applied

art — wool felting. The author introduces a variety of ways to work with wool, tools for work, ease of execution of products. The main idea of the article is the importance of familiarizing children with creativity, the possibility and accessibility of being artists of their life. The article used photos of students and their products from the archive of the author.

Keywords: arts and crafts, wool felting, additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.