/28 Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 3 (25)
УДК 614.8
Роль и место МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности государства
Э.Н. Аюбов, И.В. Жданенко, А.В. Верескун, А.В. Силкин
Аннотация
В статье обоснованы внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России, определены основные системы по обеспечению безопасности личности, общества и государства и установлена их иерархия и на основании этого определено место МЧС России в общей системе обеспечения безопасности государства. Определены основные задачи МЧС России при проведении мероприятий противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, безопасность, угроза безопасности, система национальной безопасности, силы обеспечения национальной безопасности.
Role and Place of Emercom of Russia in the Maintenance System of the National State Safety
E. Ayubov, I. Jdanenko, A. Vereskyn, A. Silkin
Abstract
External and internal threats of national safety of Russia are proved in this article, the basic systems of person, society and state safety maintenance are defined here. Also there are established their hierarchy and the place of EMERCOM of Russia in the general system of the state safety is defined on the basis of it. There are defined the primary goals of EMERCOM of Russia when actions of counteraction to terrorism are carrying out.
Key words: terrorism, safety, safety threat, system of national safety, maintenance of national safety forces.
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся:
— личность — ее права и свободы;
— общество — его материальные и духовные ценности;
— государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и международных отношений создают широкий спектр
внутренних и внешних угроз национальной безопасности любого государства.
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Для обеспечения безопасности государства необходимо в совокупности использовать различные мероприятия экономического, социального, политического, законодательного и нормативно-правового характера. Реализация данных мероприятий должна быть направлена на наращивание потенциала национальной безопасности. Эффективное решение данной проблемы возможно только при совместном решении вопросов комплексной безопасности личности, общества и государства.
Система национальной безопасности, специально созданная в стране, и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов.
Основными функциями системы безопасности являются:
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при возможных чрезвычайных ситуациях;
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
Силы обеспечения национальной безопасности, государственные организации и службы, составляющие их формирования, части и подразделения, а также общественные объединения, специально предназначенные для предупреждения и противодействия угрозам личности, обществу и государству.
При организации и проведении мероприятий, направленных на обеспечение национальной безопасности, особое внимание уделяется организации взаимодействия между силами, привлекаемыми к решению задач по обеспечению национальной безопасности.
Для определения роли и места МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности, необходимо определить угрозы национальной безопасности, установить основные элементы и силы системы, а также основные задачи, выполняемые в области обеспечения национальной безопасности.
Угрозы национальной безопасности — совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов, а также создающих опасность национальному образу жизни. По источнику возникновения и характеру воздействия выделяют угрозы внешние и внутренние.
К числу внешних угроз национальной безопасности государства прежде всего относятся:
— политика и усилия определенных международных сил и некоторых государств, посягающих на суверенитет России;
— ущемление экономических и других интересов России, осуществляемое в различных формах, политическое и информационное давление и подрывные действия;
— сохраняющаяся угроза применения ядерного оружия против России;
— определенная вероятность возникновения вооруженных конфликтов, а при определенных обстоятельствах и крупномасштабной войны;
— наличие вблизи государственной границы Российской Федерации группировок вооруженных сил ряда государств, нарушающих военный баланс сил, расширение сферы деятельности НАТО;
— стремление ведущих держав сделать качественный рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства над Россией;
— социально-политические, экономические, территориальные, религиозные, национальные и другие противоречия между различными регионами и государствами.
Внутренними угрозами национальной безопасности являются:
— проявление терроризма и сепаратизма;
— недостаточный уровень инвестиций в российскую экономику;
— значительный удельный вес населения, живущий за чертой бедности, расслоение населения на богатых и бедных, что является источником социальной напряженности;
— угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;
— неразвитость законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокая ресурсоемкость;
— высокий риск катастроф техногенного характера во всех сферах деятельности;
— этноэгоизм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований и способствующие усилению национального сепаратизма.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся: Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, силы МЧС России, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации и другие государственные
органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
С учетом основных функций системы безопасности и сил обеспечения безопасности определены общегосударственные мероприятия по обеспечению национальной безопасности (рис. 1).
В соответствии с положениями и требованиями нормативных правовых актов, анализом задач, решаемых силами обеспечения национальной безопасности, определены основные системы по обеспечению безопасности личности, общества и государства и установлена их иерархия в системе государства. На основании
Внешние угрозы
- политика и усилия определенных международных сил и некоторых государств, посягающих на суверенитет Российской Федерации
политическое и информационное давление и подрывные действия
вероятность возникновения вооруженных конфликтов, а при определенных обстоятельствах, и войны сохраняющаяся угроза применения ядерного оружия наличие на подступах к России группировок вооруженных сил ряда стран
Внутренние угрозы
— проявления терроризма и сепаратизма
— недостаточный уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику
— большое количество населения, живущего за чертой бедности
— угроза истощения природных ресурсов
— высокий риск катастроф техногенного характера во всех сферах деятельности
— этноэгоизм и шовинизм, способствующие усилению национального сепаратизма
Система национальной безопасности
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности
— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации
— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами
РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ
Силы обеспечения безопасности
вооруженные силы РФ — федеральные органы безопасности
органы внутренних дел — внешняя разведка
пограничные войска — налоговые службы
МЧС России — внутренние войска
органы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц
органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве
службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства
Мероприятия противодействия
— совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти
— реализация Национального плана противодействия коррупции
— развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм
— создание механизма предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов
— формирование долгосрочной концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб
— совершенствование научно-технической поддержки правоохранительной деятельности
— принятие на вооружение перспективных специальных средств и техники
— развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности
— укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны
— повышение социальной ответственности органов обеспечения государственной и общественной безопасности
— защита и охрана государственной границы
Рис. 1. Влияние угроз на национальную безопасность и мероприятия противодействия
этого определено место МЧС России в общей системе обеспечения безопасности государства (рис. 2).
На данном рисунке видно, что МЧС России, включая территориальные органы управления, силы и средства, является частью общей системы национальной безопасности.
В соответствии с положениями нормативных правовых актов в области противодействия терроризму, проявление терроризма является одной из составляющих внутренней угрозы национальной безопасности России, поэтому борьба с терроризмом должна рассматриваться как одно из направлений в рамках общей борьбы с преступностью, криминогенной опасностью и обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом.
Для установления роли МЧС России необходимо определить цели ее функционирования в системе национальной безопасности. Для этого было построено соответствующее древо целей, фрагмент которого представлен на рис. 3.
Целевые задачи Ц2.2.2.2.1, Ц2.2.2.2.2 — Ц2.2.2.2.6 и т. д. являются составляющими Ц2.2.2.2. (уровень 4), которая входит в основные этапы системы противодействия терроризму на 3-м уровне. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основными задачами МЧС России при проведении мероприятий противодействия терроризму являются:
— минимизация (или) ликвидация последствий проявления терроризма;
разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему условий, в том числе по обеспечению защищенности потенциально опасных объектов от террористических посягательств;
повышение эффективности систем мониторинга состояния окружающей среды и опасных производственных объектов и сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами и локальными системами оповещения;
поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами, и (или) минимизации их последствий;
проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов чрезвычайных ситуаций;
совершенствование систем информирования и оповещения населения с использованием современных информационных телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы подготовки специалистов и обучения населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами;
Внешние угрозы национальной безопасности
Система государства
---------------------------------Г------------1-------------------
Система национальной безопасности ! Внутренние угрозы
ц
*
н у
■ее ы н
ш
о н
с
о
ч Система обеспеченны безопасности личности, общества, государства
Ч-1Ч Система- сил и средств государственной безопасности
чМЧСРрссии (ГО, РСЧС)
■ — ------>.----------------
Сист,емачу.праеления МЧС России
_______>_____N_________
Силы и средства МЧС России
Рис. 2. Место МЧС России в общей системе обеспечения безопасности государства
Уровень 0 Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Уровень 4
Уровень 5
Совершенствование системы защиты
и охраны государственной границы — Ц1.1
Защита целостности и суверенитета России — Ц1.2
Совершенствование системы законодательных основ и их исполнение — Ц2.1
Совершенствование системы противодействия терроризму — Ц2.2
Совершенствование
системы борьбы с преступностью —
Совершенствование системы предупреждения
терроризма (профилактика терроризма) — Ц2.2.1
Совершенствование системы минимизации и (или)ликвидации последствий проявлений терроризма — Ц2.2.2
Совершенствование системы по выявлению, предупреждению и пресечению террористического
акта (борьба с терроризмом) — Ц2.2.3
Поддержание в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности —
Ц2.2.2.1
Совершенствование нормативного, социального, финансового обеспечения мероприятии противодействия терроризму — Ц2.2.2.4
Совершенствование системы гражданской защиты — Ц2.2.2.2
Совершенствование системы противодействия политическому, национальному и религиозному экстремизму —
Ц2.2.2.3
Совершенствование системы мониторинга окружающей обстановки —
Ц2.2.2.2.1
Повышение эффективности действий сил и средств МЧС России — Ц2.2.2.2.2
Совершенствование системы подготовки населения кдействиям в условиях ЧС, вызванных террористическими актами, — Ц2.2.2.2.3
Совершенствование систем информирования и оповещения населения —
Ц2.2.2.2.4
Повышение эффективности функционирования системы управления МЧС России — Ц2.2.2.2.5
Повышение эффективности комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия опасных факторов — Ц2.2.2.2.6
Рис. 3. Фрагмент древа целей по совершенствованию защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности
— совершенствование методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических актов;
— развитие системы жизнеобеспечения населения. Проведенные исследования показали, что реализация указанных задач возможна только при комплексном использовании современных высокоэффективных технологий. В МЧС России такие технологии реализованы при создании центров управления в кризисных ситуациях, являющихся органами повседневного управления РСЧС, и в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), целью создания которой является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, своевременное оповещение и оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.
В целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами
(минимизации последствий проявлений терроризма), в МЧС России необходимо осуществление следующих мероприятий:
— уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее подверженных воздействию террористических угроз;
— совершенствование системы защиты потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения;
— декларирование опасных производственных объектов и прогнозирование возможных ЧС в случаях совершения на них террористических актов;
— внедрение системы обязательного страхования объектов и производств от аварий, вызванных возможными террористическими актами;
— подготовка специалистов и проведение специальных мероприятий, направленных на обнаружение и идентификацию опасных веществ, применяемых террористическими группами.
Решение проблем, связанных с защитой населения и территорий от терроризма, должно решаться комплексно с учетом совокупности мероприятий экономического, социального, политического, законодательного и нормативно-правового характера. Реализация этих мероприятий должна быть организована
с учетом задач, выполняемых силами силовыми структурами в соответствии с этапами противодействия терроризму. На сегодняшний день ни одно ведомство не способно самостоятельно решить вышеназванную проблему, поэтому назрела острая необходимость проведения межведомственных мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом.
В условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества, любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т. д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС. Практика свидетельствует о том, что организация четкого взаимодействия и проведение межведомственных мероприятий являются немаловажными факторами при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Организация межведомственных мероприятий по противодействию терроризму обеспечит:
— оперативность реагирования органов управления системы национальной безопасности на всех этапах противодействия терроризму;
— эффективность действий сил по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
— своевременное выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);
— минимизацию и (или) ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами;
— эффективность действия населения в условиях ЧС, снижение потерь среди населения и материального ущерба.
Литература
1. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
3. Федеральный закон от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности».
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537.
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
6. Безопасность Евразии 2003: Энциклопедический словарь-ежегодник. М.: Книга и бизнес, 2004. 624 с.
7. Даниленко Н.Н. О проблеме терроризма в Российской Федерации. Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: Международные отношения, 2002.
8. Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: Международные отношения, 2002.
9. Лукашев А.Н. Некоторые новые взгляды на системный подход к борьбе с терроризмом. Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.: Международные отношения, 2002.
10. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М.: Международные отношения, 1991.
11. Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция, 2003. № 1.
12. Устинов В. Экстремизм и терроризм: проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция, 2002. № 5.
Сведения об авторах:
Аюбов Эдуард Нажмудинович, к.т.н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра, 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел. (495) 735-28-84.
Жданенко Ирина Васильевна, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с., 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел. (495) 449-90-76.
Верескун Алексей Викторович, к.т.н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н.с. научно-исследовательского центра, 121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел. (495) 445-44-62.
Силкин Андрей Владимирович, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника научно-исследовательского центра, 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел. (495) 445-44-62.