УДК 338.48:34(075.8)
Нормативная правовая база в области обеспечения безопасности туристской деятельности в Российской Федерации
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
Л.В. Корнейчук, Т.Л. Ляховец
Аннотация
В статье дан обзор основных международных документов и нормативных правовых актов федерального уровня и уровня субъектов РФ в области обеспечения безопасности туристской деятельности. Рассмотрены задачи МЧС России в этой области правового регулирования.
Ключевые слова: правовое регулирование; обеспечение безопасности; туристская деятельность.
Legal Framework for Tourist Security in the Russian Federation
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
L. Korneichuk, T. Lyakhovets
Abstract
The article discusses the basic international documents and home legal acts, of the RF federal and regional levels, in the area of safety and security in tourism, as well as the related tasks of EMERCOM of Russia.
Key words: legal regulation; tourism; safety and security.
Введение
Нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности туристской деятельности является одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности туризма и осуществляется путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Безопасность туризма — комплексное, емкое, многогранное понятие. Оно включает в себя ряд важных аспектов. Законодательно под безопасностью туризма понимается не только безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий, но и ненанесение ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства [1, 2].
Система безопасности туризма является составной частью системы туризма, а также частью общей системы безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Правовые нормы в области обеспечения безопасности туристской деятельности закреплены в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН.
Международное законодательство в области обеспечения безопасности туристской деятельности
Международно-правовое регулирование туризма и туристских услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций. Международный опыт по разработке мер безопасности и охраны, включая охрану здоровья, в туризме исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией ООН [3] (с 2005 г. — ЮНВТО). ЮНВТО является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма. В частности, ЮНВТО разрабатывает международные документы (акты) в области туризма и следит за их исполнением.
К основным международным актам, касающимся вопросов туристской безопасности, относятся [4]:
Манильская декларация по мировому туризму (10 октября 1980 г.);
Хартия туризма и Кодекс туриста (26 сентября 1985 г.);
Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (10—14 апреля 1989 г., г. Гаага);
Резолюция девятой Генеральной ассамблеи ВТО об упрощении поездок, а также безопасности и защите туристов (г. Буэнос-Айрес, 4 октября 1991 г.);
Резолюция одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО о предотвращении организованного секс-туризма (г. Каир, 22 октября 1995 г.);
Сеульская декларация «Мир и туризм» и Осакская декларация тысячелетия (принятые XIV Генеральной ассамблеи ВТО, г. Сеул, Южная Корея, г. Осака, Япония);
Инициатива «Группы восьми» по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (SAFTI, о. Си-Айленд, США, 11 июня 2004 г.);
Стратегия Всемирной туристской организации в области усиления безопасности и дальнейшего упрощения формальностей A. F. E., 2004 г.).
Манильская декларация по мировому туризму принята Всемирной конференцией по туризму (г. Манила, Филиппины, 1980 г.). Декларация обращается с призывом к государствам принимать все необходимые меры, чтобы гарантировать свободу передвижения и безопасность индивидуумов, и настоятельно рекомендует ВТО рассмотреть возможность установления практики в отношении медицинской помощи и правовой защиты экономических интересов иностранных туристов [5].
Хартия туризма и ее приложение Кодекс туриста приняты резолюцией VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.
Хартия туризма призывает государства обеспечивать безопасность посетителей и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты, для чего: предоставлять насколько возможно лучшие условия гигиены и доступа к службам здравоохранения, а также предупреждения инфекционных заболеваний и несчастных случаев; предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции; усиливать в целях защиты туристов и местного населения меры по предупреждению нелегального использования наркотиков; обеспечивать туристам возможность быстрого доступа к административным и юридическим службам, а также представителям консульств и предоставлять в их распоряжение внутренние и внешние общественные средства связи; содействовать информированию туристов с целью создания условий для понимания обычаев местного населения в местах транзита и временного пребывания.
В статье XIII Кодекса туриста, целиком посвященной вопросам безопасности, конкретизированы правила и нормы предоставления туристам безопасных услуг и их поведения во время туристских поездок.
На Межпарламентской конференции по туризму (г. Гаага, Нидерланды, 1989 г.) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и ЮНВТО была принята Гаагская декларация по туризму, в которой закрепле-
ны десять принципов международного туризма, причем 7-й и 8-й принципы непосредственно касаются безопасности туристов.
Резолюция IX сессии Генеральной ассамблеи ВТО (г. Буэнос-Айрес, Аргентина, 4 октября 1991 г.) касается упрощения поездок, а также обеспечения безопасности и защиты туристов. Отталкиваясь от нескольких предыдущих заявлений по туризму 1980 г., Генеральная ассамблея ВТО приняла «Рекомендуемые меры по безопасности туризма» и предложила государствам осуществлять их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положениями [6]. Во избежание искусственного разграничения и для обеспечения комплексного подхода «Рекомендуемые меры по безопасности туризма» охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требования в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды).
По итогам I Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению риска при путешествиях (г. Эстерсунд, Швеция, 1995 г.) принята Эстерсундская декларация по безопасности туризма и уменьшению риска при путешествиях, в соответствии с которой к вопросам обеспечения безопасности туризма должны быть отнесены проблемы несчастных случаев, заболеваний, инфекционных болезней и эпидемий, терроризма, военных осложнений и конфликтов, пиратства, криминогенной обстановки и преступности, распространения наркотиков, радиоактивного и иного заражения местности, проституции, вандализма и любых форм насилия, комплексного рассмотрения всевозможных рисков, относящихся к туристам, местным жителям, турфирмам и индустрии туризма в целом. В декларации также указано, что «обязанности по обеспечению безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях возлагаются прежде всего на государственные органы и национальные туристские администрации, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координации работы со всеми участниками туристского процесса».
На XI сессии Генеральной ассамблеи ВТО (г. Каир, 1995 г.) была принята Резолюция о предотвращении организованного секс-туризма. В развитие положений данной резолюции принята Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 года по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях [7].
В 1998 г. Всемирная туристская организация совместно с Всемирной метеорологической организацией выпустила «Руководство по снижению природных рисков в туристских зонах» [8]. В нем рассматриваются такие природные бедствия, как тропические циклоны и связанные с ними приливные волны,
наводнения (в прибрежных зонах и дельтах рек), землетрясения, горные лавины, а также подготовка к чрезвычайным ситуациям и возобновление работы после катастрофы. В руководство также включены инструктивные материалы для администраций курортов, индивидуальных туристов и членов их семей, а также директивные указания по организации маркетинга и связей со СМИ в период возобновления работы после катастрофы.
На XIII сессии Генеральной ассамблеи ВТО (г. Сантьяго, Чили, 1999 г.), принят Глобальный этический кодекс туризма [9], в котором провозглашается, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; уделять особое внимание безопасности иностранных туристов, учитывая их особую потенциальную уязвимость; содействовать принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям; строго осуждать и подавлять в соответствии со своим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов.
Со своей стороны, туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством.
На XIV сессии Генеральной ассамблеи ВТО (гг. Сеул и Осака, 2001 г.) были приняты Сеульская декларация «Мир и туризм» и Осакская декларация тысячелетия [10]. В Сеульской декларации сформулированы принципы для обеспечения мира во всем мире на основе туризма. Осакская декларация подтверждает, что обязательными условиями успешного развития туризма являются мир и безопасность, и выражает согласие с тем, что продолжение роста туризма в большой степени зависит от состояния безопасности и защиты туристов. Правительства и профессионалы туризма должны принимать все меры для обеспечения безопасной обстановки для туристов и предоставлять им точные сведения о состоянии безопасности в туристских центрах.
В Инициативе «Группы восьми»* по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (SAFTI, о. Си-Айленд, США, 11 июня 2004 г.) участники «восьмерки» поддержали повышение стандартов, модернизацию процедур и обмен информацией с целью предотвращения угроз, сокращения затрат и содействия обеспечению безопасного и надежного передвижения людей и грузов, что способствует развитию международной торговли и туризма при одновременном повышении безопасности [11].
Среди документов ВТО в области безопасности туризма также следует отметить Стратегию в области усиления безопасности и дальнейшего упрощения формальностей (S.A. F. E., 2004 г.) [12], в которой рассматриваются вопросы авиационной безопасности и безопасности туризма.
Стратегия S. A. F. E. входит в пакет документов, направленных на повышение эффективности мер в области безопасности туризма с одновременным упрощением туристских формальностей.
В настоящее время пожалуй одной из самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций.
Наряду с ЮНВТО вопросами обеспечения безопасности в туризме занимаются и другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом, в частности Международное бюро социального туризма (МБСТ), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная организация гражданской авиации (ICAO) и другие.
Нормативная правовая база в области обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации
Правовое регулирование туристкой деятельности относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство в сфере туризма состоит из нормативных правовых актов федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Важное место в правовом регулировании туризма занимают вопросы обеспечения безопасности туристской деятельности.
Базовым законодательным актом в области туристской деятельности является Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В законе закреплены правовые нормы в области обеспечения безопасности туризма.
Безопасность и защита туристов, уважение их достоинства, а также охрана окружающей среды явля-
ются важным условием развития туризма, требуют комплексного подхода, поэтому законодательство в сфере безопасности туризма должно всегда разрабатываться и применяться в сочетании с другими законодательными актами в сфере борьбы с преступностью, охраны окружающей среды и сохранении памятников истории и культуры.
В целом система по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) состоит из комплекса мероприятий, включающих в себя:
страхование при осуществлении туристской деятельности;
профилактику несчастных случаев в сфере туризма; создание информационного банка данных по обеспечению безопасности туризма;
оценку опыта организаторов и участников туристских мероприятий, проверку качества снаряжения;
реабилитацию пострадавших (лечение, доставку потерпевших и др.);
материально-техническое обеспечение туристской деятельности;
организацию оказания помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения безопасности туризма законом возлагаются определенные обязанности на субъекты туристской деятельности: федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, туроператоров, турагентов и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, а также на туристов.
В обязанности Федерального агентства по туризму входит информирование туроператоров, тураген-тов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Туроператоры и турагенты обязаны представлять туристу и (или) иному заказчику информацию об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия. Такими опасностями могут быть санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране (месте) временного пребывания, политические, военные, религиозные конфликты, а также криминогенная обстановка в стране (месте) временного пребывания.
Медицинские и санитарно-эпидемиологические правила включают в себя информацию о необходимости прохождении медицинской профилактики, об особенностях поведения в стране (месте) временного пребывания, в том числе в случае появления заболеваний и травм.
Безопасность туризма обеспечивается закреплением в законе правовой нормы, в соответствии с которой туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны
* Неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС.
с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов). Законом признается, что повышенной опасностью для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) отличаются туристские маршруты, проходящие по горной и труднопроходимой местности, через спелеологические и водные объекты.
Кроме того, туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать Федеральное агентство по туризму, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. В связи с тем, что на территориях иностранных государств оказание медицинской помощи оказывается на возмездной основе, реализация указанного права может осуществляться путем страхования туристов на случай внезапного заболевания.
Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется практически всеми основными отраслями законодательства, причем специфика правового регулирования отношений в сфере туризма и обеспечения его безопасности состоит в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует не непосредственно, а через нормы иных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного права и т. д.).
Так, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регулируются вопросы обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусмотрены отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при введении особого правового режима чрезвычайного положения. Его действие распространяется и на субъекты туристской деятельности.
Правовое регулирование обеспечения безопасности туризма осуществляется Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», определяющим требования в области безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также безопасность процесса выполнения услуги, где потребителем услуги выступает турист, а исполнителем услуги — субъекты туристской деятельности: туроператоры и турагенты. Названные выше субъекты вступают в правоотношения, регулируемые Гражданским кодексом РФ, в части заключения договора возмездного оказания услуг.
Защита туристов от ЧС осуществляется в соответствии с правовыми нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Приведенные выше законы — далеко не исчерпывающий перечень законов, регулирующих отдельные общественные отношения в сфере обеспечения безопасности туристской деятельности.
Среди мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрена обязанность Правительства РФ определять специализированные службы, которые должны оказывать помощь туристам, терпящим бедствие на территории России. Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» указанная обязанность возложена на специализированные службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящие в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих служб утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». В соответствии с Правилами услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания потребителей угрозы безопасности их жизни и здоровью, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребитель и (или) исполнитель вправе потребовать в судебном порядке
расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» определяются полномочия различных министерств и ведомств в процессе реализации мер по эвакуации российских граждан из стран, в которых возникли чрезвычайные ситуации. Его действие распространяется и на туристов и туристские группы.
На федеральном уровне в виде государственных стандартов также устанавливаются общие требования к туристским услугам и требования к их безопасности. Требования к обеспечению безопасности туризма устанавливаются в следующих документах:
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»;
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
В соответствии со стандартами к субъектам, обеспечивающим безопасность туристов, отнесены Правительство Российской Федерации, МИД Российской Федерации, Ростуризм, МЧС России, туроператоры, авиаперевозчики, страховые компании и другие организации исполнительной власти в пределах своей компетенции.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к вопросам, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать законы и региональные программы, отнесены вопросы создания благоприятных условий для развития туризма (отметим, что эта правовая норма включена только в ноябре 2010 г.), что способствовало активизации законотворчества в области туристской деятельности на уровне субъектов РФ. По данным Федерального агентства по туризму Российской Федерации на 01.04.2011, более чем в 50 субъектах существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма, в 65 субъектах России реализовываются региональные целевые программы развития туризма, утвержденные постановлениями глав субъектов России. В пяти субъектах приняты Концепции развития туризма, утвержденные законами субъектов России, в шести субъектах Концепции утверждены постановлениями правительств субъектов.
Следует отметить, что в 12 субъектах правительствами субъектов приняты постановления о безопасности туристской деятельности.
Эти законодательные и нормативные правовые акты содержат правовые нормы и предписания в области обеспечения безопасности туризма, хотя, к сожалению, не всегда в полной мере отвечают актуальным проблемам обеспечения безопасности регионального туризма с учетом особенностей субъекта. Часто в региональных законах разделы, посвященные вопросам безопасности туризма, пишутся по кальке с Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем следует понимать, что федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют несколько различные цели и задачи в сфере обеспечения безопасности. Первый призван заложить единые подходы к государственному регулированию в сфере обеспечения безопасности туризма, в том числе выездного, а вторые — «настроить» данные подходы применительно к конкретной специфике субъектов Российской Федерации с учетом их уникальных природных, культурно-исторических, социально-экономических ресурсов.
Положительным примером нормотворческой деятельности является принятие Закона Краснодарского края от 9 июня 2010 г. № 1976-КЗ «Об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом на территории Краснодарского края», который призван обеспечить безопасность туристов и экскурсантов, совершающих поездки к туристским ресурсам, предупреждение травматизма и несчастных случаев, а также ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий в субъекте.
Принятые в субъектах РФ региональные целевые программы и концепции развития туризма содержат мероприятия в области обеспечения безопасности индивидуального (субъектового) характера.
На уровне муниципальных образований могут приниматься муниципальные правовые акты — решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятые населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Муниципальные правовые акты в сфере туристской деятельности и обеспечения ее безопасности принимаются в соответствии с возложенными на органы местного самоуправления полномочиями.
В 2008 г. в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части закрепления права органов местного самоуправления муници-
пальных образований на создание условий для развития туризма (ст.ст. 14.1—16.1), что позволило органам местного самоуправления более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма, обеспечению его безопасности, для чего создавать органы муниципального управления сферой туризма.
Безопасность туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций
В структуре безопасности туризма выделяется самостоятельное направление — безопасность туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций [13].
Особая роль в деле обеспечения безопасности туризма принадлежит МЧС России, которое оказывает помощь туристам, путешествующим по всей территории Российской Федерации. В этой области большое значение имеет Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по туризму и МЧС России по вопросам организации и проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристской деятельности, заключенное 28 сентября 2007 года. Главной целью данного соглашения является повышение уровня защищенности туристов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение информирования туроператоров, турагентов и туристов об угрозе возникновения аварий или катастроф. МЧС России и Федеральное агентство по туризму согласовывают свои позиции и участие представителей в международных проектах и мероприятиях, затрагивающих вопросы информационного обеспечения работ по прогнозированию, предупреждению и ликвидации стихийных бедствий и их последствий и техногенных аварий.
Ростуризмом совместно с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России разработан и утвержден 26 ноября 2010 года «Регламент организации информационного обмена между Федеральным государственным бюджетным учреждением и Федеральным агентством по туризму (Ростуризм)».
Одним из направлений деятельности МЧС России, способствующим обеспечению безопасности в сфере туризма, является руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к задействованию систем оповещения, включая Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), а также локальные системы оповещения, обеспечивающих оперативное оповещение и информирование о чрезвычайных ситуациях.
Большую роль в обеспечении безопасности и деле спасения туристов играют такие подведомствен-
ные МЧС России учреждения и подразделения, как Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, поисково-спасательная служба МЧС России, аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения, Государственная противопожарная служба, которые способствуют поддержанию необходимого уровня безопасности на водных объектах, в зданиях, сооружениях, что положительным образом сказывается на обеспечении безопасности пребывания туристов в данных местах.
В сфере туризма к полномочиям МЧС России относятся также вопросы обеспечения информирования и безопасности туристов на спортивных маршрутах и спасение туристов при ликвидации последствий техногенных и природных катастроф.
В статье проведен анализ ключевых нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности туризма, однако с учетом сегодняшних реалий: значительный приток туристов в связи с проведением зимней олимпиады в Сочи в 2014 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г. и иных крупных международных мероприятий, — возникает необходимость в разработке новых нормативных правовых актов и внесении изменений в действующее в обозначенной области правового регулирования.
Литература
1. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. 144 с.
2. Писаревский Е. Л. Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект // Туризм: право и экономика. М.: Юрист, 2007, № 3. С. 8-15.
3. Международно-правовое регулирование туристических услуг: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru, 2006.
4. Писаревский Е.Л. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма // Туризм: право и экономика. М.: Юрист, 2006, № 3. С. 7-16.
5. Манильская декларация по мировому туризму (10 октября 1980 г).
6. Резолюция IX сессии Генеральной ассамблеи ВТО об упрощении поездок, а также безопасности и защите туристов (Буэнос-Айрес, 4 октября 1991 г).
7. Стокгольмская декларация по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях (28 августа 1996 г).
8. Handbook on natural risk reduction in tourist areas (WMO, UNWTO, 1998).
9. Глобальный этический кодекс туризма.
10. Сеульская декларация «Мир и туризм» (XIV сессия Генеральной ассамблеи ВТО, 27 сентября 2001 г., г. Сеул, Южная Корея).
11. Инициатива «Группы восьми» по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (SAFTI, о. Си-Айленд, США, 11 июня 2004 г.).
12. Стратегия Всемирной туристской организации в области усиления безопасности и дальнейшего упрощения формальностей (S. A. F. E., 2004 г.).
13. Зорина Е. А. Автореферат. Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, 2009. www.referun.com
Сведения об авторах
Корнейчук Лариса Вадимовна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.
Ляховец Татьяна Лаврентьевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
с. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
УДК 62-022.53 ББК 30
Соколов Ю. И. Риски высоких технологий/МЧС России. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. — 312 с.: ил.
ISBN 978-5-93970-039-2
В книге дана характеристика техногенного общества как общества риска и его связи с появлением принципиально новых технологий, получивших название высокие технологии.
Отдельная глава книги посвящена воздействию высоких технологий на эволюцию человека, их роли в ускорении темпов научно-технического прогресса, биологической и общественной эволюции.
Отдельные направления высоких технологий, к которым отнесены информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, генная инженерия, искусственный интеллект, нанотехнологии, а также возможное их использование в военных целях, рассмотрены в отдельных главах.
Книга может быть полезна широкому кругу лиц, интересующихся влиянием высоких технологий на развитие человеческого общества, а также учащимся образовательных учреждений, изучающим вопросы риска в современном обществе.
© Ю. И. Соколов, 2009
© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009
ГЛАВА 2. Высокие технологии и эволюция человека
2.1. Воздействие высоких технологий на человека
2.2. Высокие технологии и антропная материя
2.3. Проблема антропогенной сингулярности
2.4. Проблемы выживания человечества
2.5. Вопросы моральной ответственности за будущее
2.6. Роль науки и технологии в современном мире
2.7. Ускорение темпов научно-технологического прогресса
2.7. Ускорение темпов биологической и общественной эволюции
ГЛАВА 3. Информационно-коммуникационные технологии
3.1. Информационные технологии
3.2. Развитие информационного общества в Российской Федерации
3.3. Роль и значение Интернета
3.4. Военное применение информационно-коммуникационных технологий
3.5. «Большой Брат смотрит на тебя»
3.6. Киберпреступность и кибертерроризм
ГЛАВА 4. Биотехнологии
4.1. Основные понятия биотехнологии
4.2. Общая схема биотехнологического производства
4.3. Возможности и направления биотехнологии
ГЛАВА 5. Генная инженерия
5.1. Структурная организация генного вещества
5.2. Наследственная информация
5.3. Проект «Геном человека»
5.4. Стволовые клетки
5.5. Проект «Протеом человека»
ГЛАВА 6. Искусственный интеллект
6.1. Понятие искусственный интеллект
6.2. Решения проблемы искусственного интеллекта
6.3. Искусственные нейронные сети
6.4. Философские аспекты искусственного интеллекта
6.5. Робототехника
ГЛАВА 7. Нанотехнологии
7.1. Введение в нанотехнологии
7.2. Техника нанонауки и нанотехнологий
7.3. Наноматериалы
7.4. Философия нанообщества
ГЛАВА 8. Использование высоких технологий в военных целях
8.1. Использование биотехнологий
8.2. Генетическое оружие
8.3. Международные усилия по контролю за биотехнологиями
8.4. Военные роботы
8.5. Военное использование нанотехнологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=15017749
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Техногенная цивилизация
1.1. Типы цивилизаций
1.2. Постиндустриальное общество
1.3. Общество риска
1.4. Высокие технологии постиндустриального общества