Научная статья на тему 'Правовые знания в подготовке студентов в сфере туризма и гостеприимства'

Правовые знания в подготовке студентов в сфере туризма и гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
820
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТУРИСТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТУРИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / LEGAL KNOWLEDGE / EDUCATIONAL PROGRAM / TOURIST SERVICES / TOURISM LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волошин Н. И.

Определена значимость правовой подготовки будущих специалистов в сфере туризма. Рассмотрены общие и специальные правовые акты и нормы, а также законы, кодексы и государственные стандарты, на которых базируется туристская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student legal knowledge training in tourism and hospitality industry

Importance of tourism law training for future specialists is identified. The general and specific legal acts and regulations as well as laws, codes and national standards in tourism are considered.

Текст научной работы на тему «Правовые знания в подготовке студентов в сфере туризма и гостеприимства»

6. Муздыбаев К. Психология ответствен- 8. Философский словарь. URL:

пости. J1., 1983. http://www.philosophydic.ru

7. Социологический словарь. URL: http:/www. soclexicon. ru

H. И. ВОЛОШИН

ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 378:001.891

Определена значимость правовой подготовки будущих специалистов в сфере туризма. Рассмотрены общие и снецитьные правовые акты и нормы, а также законы, кодексы и государственные стандарты, на которых базируется туристская деятельность.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, правовые знания, образовательные программы, туристское обслуживание, туристское законодательство.

Importance of tourism law training for future specialists is identified. The general and specific legal acts end regulations as well as linn, codes and national standards in tourism are considered

Key words: tourism, professional education, legal knowledge, educational program, tourist services, tourism law.

Объем правовых знаний у студентов, начавших обучаться по программам высшего профессионального образования в сфере туристского и гостиничного обслуживания, невелик и ограничен в ос-

новном жизненными наблюдениями и некоторым опытом реализации своих прав и выполнения обязанностей. Правовые знания формируются в процессе обучения по юридическим дисциплинам, пре-

дусмотренным государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по ряду специальностей в области менеджмента, утвержденными Минобрнауки России.

Так. в Российской международной академии туризма студенты всех факультетов. осваивая на младших курсах учебную дисциплину федерального компонента «Правоведение», приобретают систематические знания по основным отраслям права: конституционного, гражданского. предпринимательского, административного, трудового, семейного, уголовного, экологического, о защите прав потребителей. В итоге данный курс позволяет оценить влияние правовых норм на жизнь человека, выработать умение понимать законы и иные нормативные правовые акты и грамотно использовать их в своей трудовой деятельности.

С введением в действие с 1 января

1995 г. части первой и с 1 марта 1996 г. части второй нового Гражданского кодекса РФ туристское обслуживание приобрело статус объекта гражданских прав. В ст. 128 Кодекса, наряду с имуществом и имущественными правами, работами, интеллектуальной собственностью, нематериальными благами, к объектам гражданских прав отнесены также услуги. А в ст. 779. именуемой «Договор возмездного оказания услуг», где приведен незакрытый перечень возмездных услуг, названо туристское обслуживание.

Деятельность практически всех звеньев туристской индустрии, определенных в ст. 1 Федератьного закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (датее - Закон о туризме), является предпринимательской. Основную роль в формировании у студентов развернутых правовых знаний о предпринимательстве как сердцевине рыноч-

ных отношений выполняют учебные дисциплины «Хозяйственное (предпринимательское) право», «Правовое регулирование в туризме», изучаемые также всеми студентами.

Преподавание учебного материала по названным дисциплинам основывается на конкретных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе в сфере оказания туристских и гостиничных услуг. Здесь основным законодательным актом является Гражданский кодекс РФ. в котором приводится понятие предпринимательской деятельности, определяется правовое положение субъектов предпринимательства, виды объектов гражданских прав, правовой режим имущества предпринимателя, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, государственный контроль в этой сфере, гражданско-правовая ответственность предпринимателя за нару шение своих обязательств и т. д.

В структуре предпринимательского права значительное место отводится гражданско-правовому договору как основному средству, регулирующему отношения сторон. Применительно к сфере туризма и гостеприимства этот раздел учебной дисциплины особенно важный, поскольку выезд из страны, въезд в страну. размещение, перевозка питание туристов. дру гие услуги, оказываемые в зависимости от целей путешествия, осуществляются на основании договоров.

Основные субъекты на предпринимательском поле названных услуг - это юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, создаваемые преимущественно в формах обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Действуют также индивидуальные предприниматели без

образования юридического лица. Именно этим субъектам предпринимательства, оказывающим туристские и гостиничные услуги, отводится немало времени в процессе правового обучения студентов.

Туристское законодательство как правовая база туристской индустрии - комплексная отрасль законодательства. Она состоит, во-первых, из правовых актов и норм различных отраслей права (государственного, гражданского, предпринимательского, административного, таможенного, о защите прав потребителей и др.), относящихся к неопределенному кругу юридических и физических лиц и оказывающих общее регулирующее воздействие на сферу туризма (общие правовые акты и нормы): во-вторых, из правовых актов и норм, непосредственно регулирующих деятельность объектов ту ристской индустрии (специальные правовые акты и нормы). В данный комплекс актов также входят: международные договоры Российской Федерации в области туризма, документы Всемирной туристской организации и других международных организаций и сообществ в области туризма.

Назовем основные законодательные акты, регулирующие деятельность объектов туристской индустрии:

Федеральный закон от 24 ноября

1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 5 февраля 2007 г.).

Законы о туризме субъектов Федерации.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г. с последними изменениями от 25 ноября 2006 г.).

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с последними из-

менениями от 18 декабря 2006 г.). В этом законе, наряду с промышленно-производственными и технико-внедренческими особыми экономическими зонами, предусмотрено создание туристско-рекреаци-онных особых экономических зон. Резидентом такой зоны может быть туристская организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования. в границах которого расположена зона. Туристско-рекреационные особые экономические зоны созданы и обустраиваются в семи субъектах Российской Федерации.

Федератьный закон от 15 августа 1995 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с последними изменениями от

10 января 2007 г.). Закон определил основные положения об осуществлении туристских форматьностей, т. е. проверки соблюдения туристами условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. установил состав земель рекреационного назначения, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (глава XVII).

Федератьный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » (с последними изменениями от 23 июля 2008 г.). Согласно названному Закону субъектами малого и среднего предпринимательства могут стать в заявительном порядке, с соблюдением установленных условий, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность (в том числе турагенты - индивидуальные предприниматели), гостини-

цы и иные средства размещения, объекты общественного питания и другие объекты и организации, указанные в понятии «туристская индустрия» (ст. 1. Закона о туризме). Формы поддержки малого и среднего предпринимательства - финансовая. имущественная, информационная. консультационная и другие формы.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с последними изменениями от 22 декабря 2008 г.).

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» (с последними изменениями от 30 декабря 2008 г.).

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последними изменениями от 27 октября 2008 г.).

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (с последними изменениями от 1 мая 2007 г.). С принятием этого Закона возросла роль национальных стандартов в оказании туристских, гостиничных услуг, усилилась ответственность руководителей туристских организаций за своевременную сертификацию туристского продукта. Названный закон является базовым федеральным законодательным актом, определившим принципы стандартизации (один из принципов - добровольное применение стандартов), документы в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов, а также цели и принципы подтверждения соответствия (сертификации). К сожалению, в обновленном Зако-

не о туризме, в отсылочной статье 5, говорится лишь о стандартизации и классификации объектов туристской индустрии и не ясно, почему не упоминается сертификация. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» применительно к работам и услугам подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (ст. 20. 21). При добровольной сертификации туристских и гостиничных услуг следует руководствоваться Правилами функционирования системы добровольной сертификации услуг ГОСТ Р. утвержденными 27 мая 2005 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. При этом используются соответствующие национальные стандарты для сертификации туроператорских услуг, турагентских услуг, экскурсионных услуг, услуг средств размещения (наименование этих стандартов приведены ниже).

Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие деятельность объектов туристской индустрии:

• Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.

• Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа

1997 г.

• Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов».

• Постановление Правительства РФ от

11 декабря 1998 г. «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации,

и российских граждан при выезде из Российской Федерации».

• Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. Утверждены постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г.

• Положение о ведении Единого федерального реестра туроператоров. Утверждено приказом Федерального агентства по туризму от 10 мая 2007 г.

• Система классификации гостиниц и других средств размещения. Утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г.

• Стратегия развития туризма в Рос-

сийской Федерации на период до 2015 года. Утверждена приказом Ростуризма от 6 мая 2008 г. Данный правовой акт является продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г.. которая выполнила свои задачи. Положения Стратегии, как указывается в документе, «должны стать основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех у ровней, а также определить направления и уровень государственной поддержки туристской инду стрии». План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма предусматривает разделы: нормативная правовая деятельность: развитие туристской инфраструктуры: продвижение России как туристского направления на международном и вну треннем туристских рынках: повышение

качества туристских и сопутству ющих услут; совершенствование статистики в сфере туризма: развитие между народного сотрудничества.

• Правила фу нкционирования Системы добровольной сертификации услуг ГОСТ

Р. Утверждены Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 27 мая 2005 г.

В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристских услуг, услуг гостиниц и объектов общественного питания. К ним относятся:

ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере ту ристско-экскурсионного обслуживания. Дата введения 1 апреля 1991 г.

ГОСТ Р 50644-94 Ту ристско-экску рсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Дата введения 1 июля 1994 г.

ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. Дата введения 1 января 1995 г.

ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. Дата введения 9 июля 1998 г.

ГОСТ Р 50690-2000 Ту ристские услуги. Общие требования. Дата введения I июля 2001 г. Этот стандарт восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, каких нет в Законе о туризме. Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной ту ристской организации и перевозчика, для договоров между ту роператором и ту раген-том в части ответственности дру г перед другом, определил содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента).

ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования. Дата введения 1 июля 1995 г.

ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему' персоналу. Дата введения 1 января 1997 г.

Включение конкретных нормативных правовых актов в обучение способству ет усвоению студентами основных правовых установлений, образующих законодательство о туризме и гостеприимстве.

Конечно, основную нагрузку в формировании у студентов правовых знаний несут названные выше юридические дисциплины. Однако другие учебные курсы, особенно в сфере менеджмента во многих случаях связаны с отраслями законодательства: гражданского, предпринимательского, трудового, административного, о защите прав потребителей и др. Их программы, учебники и учебные пособия обращаются к законам, актам федеральных органов исполнительной власти.

Повышению значимости туризма способствуют программы и инициативы Всемирной туристской организации (ЮНВТО). Российская Федерация является членом ЮНВТО. как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в этой организации с момента ее образования (1975 г.). При активном у частии ЮНВТО. а также дру гих между народных организаций и обществ были проведены крупные между народные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие су щественное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Назовем основные из этих актов:

Конференция ООН по международному туризму и путешествиям. Развитие туризма (1963 г.). Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и тур-агентами (1979 г.), Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.). Документ Акапу лько (1982 г.). Хартия туризма и ее раздел Кодекс туризма

(1985 г.). Гаагская декларация по ту ризму (1989 г.). Франкфуртская таблица по снижению цен за поездки (1992 г.). Директива Совета Европейского экономического сообщества (1990 г.). Декларация Всемирной конференции по туризму (1994 г.). Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (1995 г.). Документы Между народной конференции по безопасности ту ризма и уменьшению рисков при путешествиях (1995 г.). Монреальская декларация (1996 г.), Глобальный этический кодекс ту ризма (1999 г.). Материалы мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (2000 г.). Сеульская декларация «Мир и туризм» (2001 г.). Осакская декларация Тысячелетия (2001 г.).

Отметим некоторые рекомендации и идеи о совершенствовании правового обеспечения деятельности объектов ту ристской инду стрии, высказанные в последние два-три года специалистами в ряде источников.

В настоящее время вся рекреационная сфера регулируется фактически одним правовым актом - Законом о туризме, который, признав туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики страны, не у вязал эту норму с другими блоками хозяйствования и управления, могущими участвовать в развитии сферы туризма. Предлагается разработать пакет правовых актов, регулирующих взаимодействие объектов туристской индустрии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями подготовки кадров для организаций, оказывающих туристские услуги и услуги гостеприимства. учреждениями науки и культуры. При этом следует учитывать, что ту-

ризм - сфера предпринимательства, требующая от работников знаний правовых механизмов достижения коммерческих и социальных целей.

Поскольку туристская деятельность признана одной из приоритетных отраслей экономики России, в Законе о туризме было бы целесообразным назвать (обозначить) систему этой отрасли, поместив информацию: об органах исполнительной власти в сфере туризма всех уровней: о видах туристских организаций: об организациях материального, научно-методического, рекламно-информационного и иного обеспечения деятельности туристских организаций: об образовательных учреждениях профессионального образования в сфере туризма; об организациях, использующих туристские ресурсы как объекты производства туристского продукта; иные сведения об органах и организациях, являющихся звеньями туристской деятельности.

Признано, что услуги внутреннего и социального туризма должны быть доступными для всех слоев населения. Только при этом появится серьезный стимул для расширения рынка потребителей этих услуг. Предлагается включить в Закон о туризме либо в региональные законы о туризме норму о государственной поддержке развития внутреннего и социального ту ризма, в которой предусматривались бы для слабо защищенных граждан льготы при приобретении ими туристских путевок, а для туристских организаций - меры, побу ждающие формировать и продвигать туристский про-

дукт для у частников внутреннего и социального туризма.

Закон о туризме не содержит описания основных и сопутствующих туристских услуг. Предлагается дополнить Закон разделом с характеристикой основных и сопутствующих услуг, оказываемых коллективными и индивидуальными средствами размещения, во время транспортных путешествий, при проведении туров: оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных, при самодеятельном ту ризме и др

Каждый гражданин имеет право на отдых - провозгласила Конституция РФ. Физическому и духовному оздоровлению работников трудовых коллективов может способствовать подготовленный специалистами законопроект «Об отпускных чеках».

Такой документ (чек) является платежным средством для приобретения ту ристской путевки по условиям коллективного договора между работниками и работодателем.

Сфера туризма - многокомпонентная, где требуется межотраслевой орган управления, решающий не только стратегические, но и оперативные задачи: согласование транспортных, гостиничных и иных тарифов в кризисных ситуациях: взаимодействие субъектов Федерации в реализации госу дарственной политики в сфере туризма в подготовке кадров и др. Таким органом мог бы быть Координационный совет по туризму при Президенте РФ

Мариса Чиварди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.