Научная статья на тему 'Безопасность туризма. Правовой аспект'

Безопасность туризма. Правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1962
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИЗМЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорина Елена Андреевна

В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения безопасности туризма, проведен анализ действующего законодательства в сфере туризма, проанализированы изменения, внесенные в нормативные правовые акты в области туризма, с точки зрения повышения его безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of tourism safety are considered in the article. The analysis of the current legislation in the sphere of tourism is conducted. Changes introduced into the normative legal acts in the sphere of tourism from the point of view of its safety are analysed.

Текст научной работы на тему «Безопасность туризма. Правовой аспект»

Е. А. Зорина БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Работа представлена кафедрой государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Научный руководитель — кандидат юридических наук П. А. Чебоксаров

В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения безопасности туризма, проведен анализ действующего законодательства в сфере туризма, проанализированы изменения, внесенные в нормативные правовые акты в области туризма, с точки зрения повышения его безопасности.

Ключевые слова: правовые аспекты безопасности в туризме, правовое регулирование в сфере туризма, чрезвычайные ситуации в области туризма.

E. Zorina SAFETY OF TOURISM. LEGAL ASPECT

Legal aspects of tourism safety are considered in the article. The analysis of the current legislation in the sphere of tourism is conducted. Changes introduced into the normative legal acts in the sphere of tourism from the point of view of its safety are analysed.

Key words: legal aspects ofsafety in tourism, legal regulation in the sphere of tourism, extreme situations in the sphere of tourism.

Туризм в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в международной торговле услугами. Практически все страны входят в мировой туристский рынок, но распределение туристских потоков происходит неравномерно в связи с разным уровнем социально-экономического развития стран и, как следствие этого, различным уровнем безопасности туризма. Развитию туризма способствуют различные факторы. К ним можно отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, политическую и социальную обстановку в стране, а также в целом повышение уровня безопасности. Туристические организации не в состоянии решить все вопросы безопасности, касающиеся их деятельности самостоятельно, без государственной поддержки. Очевидно, что мероприятия по повышению безопасности туризма в нашей стране должны идти в двух направлениях: во-первых, обеспечения комплексных вопросов безопасности, а во-вто-

рых, обеспечения непосредственно безопасности туристов.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. При этом приоритетом обладают вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Основным нормативным актом в области туризма является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. 05.02.2007) «Об основах туристской деятельности в Российс-

кой Федерации». В соответствии с изменениями, внесенными в него, механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993—2006 гг., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности — внесение туроператора в единый федеральный реестр туроператоров. Одним из оснований для внесения в реестр является наличие финансового обеспечения деятельности туроператора. В качестве обеспечения может выступать договор страхования гражданской ответственности, банковская гарантия или иные способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные гражданским законодательством.

С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения не может быть менее 10 млн руб., а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, — 500 тыс. руб. Данный механизм позволяет повысить материальные гарантии выполнения туроператором своих обязательств перед туристами, в том числе и по обеспечению их безопасности.

Увеличению потока туристов способствует проведение в стране спортивных и культурных событий мирового масштаба. Так, проведение XXII Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом. В то же время проведение этих событий требует особых мер для обеспечения безопасности и туристов, и иных лиц. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] Президентом Российской Федерации на период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр могут быть введены усиленные меры безопасности.

Правовое регулирование туристской деятельности относится к совместному ведению

Федерации и субъектов РФ. В соответствии с этим законодательство о туристской деятельности активно развивается и в субъектах. В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма» и т. д.). Наряду с законами в трех субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма.

Отношения по обеспечению безопасности туризма регулируются и на подзаконном уровне. Так, в январе 2008 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, ту-рагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания [3]. Информация об угрозе безопасности доводится до сведения заинтересованных лиц в устной или письменной форме. Информирование в устной форме осуществляется на личном приеме в Ростуризме. Для получения информации об угрозе безопасности в письменной форме заинтересованное лицо направляет в адрес Ростуризма письменный запрос. Установлен порядок оформления такого запроса. На письменный запрос дается ответ не позднее 4 рабочих дней со дня его поступления. На период существования угрозы безопасности Ростуризмом организуется горячая линия. Информация о работе горячей линии доводится через СМИ, а также размещается на сайте Ростуризма и на информационных стендах в помещении центрального аппарата Рос-туризма. Установлен порядок взаимодействия Ростуризма и компетентных органов по информированию об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, а также порядок обжалования действий (бездействия) Ростуризма по информированию.

Повышению безопасности туризма способствует также утверждение Ростуризмом нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей [2]. Данные системы классификации призваны повысить уровень безопасности туристов и включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности.

Приказ Минтранса России № 82 от 28 июня 2007 г. утвердил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Эти правила являются основным документом в сфере регулирования туристских авиационных перевозок и существенно повышают гарантии защиты прав и законных интересов пассажиров (туристов), обеспечивают качество и безопасность оказываемых услуг.

Непосредственно деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 г. постановлением Правительства Российской Федерации [1], а также

внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

Нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и иными вопросами государственной миграционной политики. В связи с этим принятие государством решений в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов развития туризма, а также интересов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Таким образом, в области туризма действует значительное количество нормативных правовых актов. В последнее время были внесены изменения в ранее действовавшее законодательство в данной сфере. Но, учитывая сложность рассматриваемых отношений, их постоянную динамику, следует сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования в области туризма и его безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3942.

2. Приказ Ростуризма от 05.09.2006 № 119 «Об утверждении системы классификации пляжей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 44.

3. Приказ Федерального агентства по туризму от 19 декабря 2007 г. № 141 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» (зарегистрирован в Минюсте России 21.01.2008. № 10915) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 19.

4. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.