/44 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 1 (27)
УДК 614.8.084
Обзор зарубежного и российского опыта в области сервиса безопасности
Т.Л. Ляховец, М.Н. Рузманова, А.С. Котосонов, Д.В. Маркин
Аннотация
В статье дано определение понятия сервиса безопасности, на основе анализа зарубежного и российского опыта перечислены коммерческие услуги по основным направлениям сервиса безопасности, включая пожарную безопасность, охрану труда, промышленную, медицинскую и дорожную безопасность; вкратце перечислены основные статьи расходов и источники финансирования негосударственных коммерческих компаний, оказывающих такие услуги. Даны предложения по функциям МЧС России в плане дальнейшего развития сервиса безопасности в нашей стране.
Сделан вывод о необходимости расширять спектр негосударственных коммерческих услуг в области обеспечения безопасности, совершенствовать регулирование системы лицензирования и аккредитации, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.
Ключевые слова: сервис безопасности, охрана труда, пожарная безопасность, промышленная безопасность, медицинская безопасность, дорожная безопасность.
An Overview of Foreign and Domestic Experience in the Field of Safety Services
T. Lyakhovets, M. Ruzmanova, A. Kotosonov, D. Markin
Abstract
The article gives a definition of the notion of safety services, provides an overview of foreign and domestic experience in important sectors of safety services such as fire safety, occupational, industrial, medical and road safety. The authors briefly describe the key expenditure items and funding sources of private companies that provide safety services. Proposals on the functions of EMERCOM of Russia for further development of safety services in our country are given.
It is concluded that it is essential to expand the range of non-government commercial services in the field of safety, improve the regulation, licensing and accreditation systems, and make use of advanced domestic and foreign experience.
Key words: safety service, occupational safety, fire safety, industrial safety, medical safety, road safety.
Член Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Экспертного совета МЧС России Ю.Л. Воробьев в своей статье [1] определил сервис безопасности как «набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, которые, в дополнение к государственной защите, предоставляет рынок».
Главной целью развития сервиса безопасности в Российской Федерации является подъем уровня безо-
пасности на основе рыночных механизмов. В связи с этим представляется полезным изучение зарубежного опыта в данной области.
Анализ зарубежного опыта показывает, что во многих странах успешно работает разветвленный сервис безопасности, выполняющий важные функции в сфере обеспечения безопасности. Государственные органы занимаются в основном стратегическими задачами безопасности и регулированием
сервиса безопасности и практически не вмешиваются в повседневную деятельность компаний, предоставляющих услуги в сфере безопасности. В то же время эти компании обязаны руководствоваться в своей деятельности требованиями федерального и регионального законодательства, международных соглашений, требований отраслевых стандартов и норм, регламентирующих деятельность в области обеспечения безопасности
В статье рассматривается только негосударственный коммерческий сектор услуг в области обеспечения безопасности, хотя нельзя забывать и об огромном вкладе в обеспечение безопасности, который вносят добровольные и благотворительные организации.
Субъектами сервиса безопасности за рубежом являются как мелкие и средние частные и акционерные коммерческие компании, так и крупные корпорации. Статьи расходов и источники финансирования несколько отличаются в разных секторах сервиса безопасности, поэтому отметим лишь некоторые.
К основным статьям расходов компаний, оказывающих услуги в области сервиса безопасности, относятся заработная плата работников, подготовка и переподготовка кадров, покупка необходимой техники, транспортных средств и средств коммуникации, спасательного и личного снаряжения работников, обслуживание техники и страхование персонала.
Основными источниками поступления финансовых ресурсов коммерческих предприятий сервиса безопасности являются выручка от продажи услуг населению и бюджетное финансирование социально-значимых услуг (например, частные компании могут заключать договора на оказание услуг с муниципалитетами), страховые возмещения, привлеченные средства от продажи акций, заемные средства в виде банковских и коммерческих кредитов; подарки (например, техники) и пожертвования.
Сервис безопасности реализует товары и услуги в таких сферах деятельности, как охрана труда, охрана окружающей среды, промышленная безопасность, пожарная безопасность, радиационная безопасность, электробезопасность, строительная безопасность, обращение с опасными отходами, связь и оповещение, а также в оказании первой помощи пострадавшим, в аварийно-спасательной и поисково-спасательной деятельности. Поскольку эти области во многом пересекаются, одни и те же предприятия часто оказывают услуги в нескольких смежных областях.
Сервис пожарной безопасности
Частные компании, специализирующиеся в области обеспечения пожарной безопасности, оказывают весь спектр услуг, начиная с первичной оценки риска и вплоть до разработки и реализации индивидуальных решений (средства пожаротушения, системы
пожарной сигнализации, аварийное освещение, пассивная защита, пожарный водопровод и т. д.). Их услуги включают также пропаганду и обучение пожарной безопасности; продажу, поверку, дозаправку, установку, обслуживание и ремонт пожарной техники и пожарно-спасательных устройств и др.
Кроме того, частные коммерческие пожарные службы также предоставляют услуги по предупреждению и тушению пожаров. Роль частных коммерческих пожарных служб в разных странах неодинакова.
К примеру, в Англии частные пожарные команды обслуживают авиашоу, регаты, концерты и другие массовые мероприятия на открытом воздухе, обеспечивая пожарную безопасность. Иногда в этих командах работают (в свое свободное время) пожарные и сотрудники экстренных служб. Как правило, обслуживание массового мероприятия заключаются в дежурстве одного-двух пожарных автомобилей.
Частные коммерческие пожарные компании существуют в нескольких штатах США (Аризона, Тен-неси, Орегон, Джорджия), а также в некоторых европейских странах, например, в Дании. Предприниматели все чаще и чаще учреждают частные пожарные компании в связи с неспособностью государственных пожарных служб обеспечить высокий уровень сервиса.
В Дании, где частные пожарные компании обслуживают половину населения, их услуги обходятся в три раза дешевле, чем услуги государственной пожарной охраны. Частные пожарные компании работают по контрактам с администрациями городов или заключают прямые договоры с владельцами недвижимости. Как и везде, абонентская плата стимулирует меры по предупреждению возгораний [2].
Все известные исследования коммерческих служб пожарной охраны демонстрируют, что уровень сервиса у них как минимум не ниже, чем у соответствующей государственной службы [2]. Частные пожарные бригады используют штатных работников и сотрудников-резервистов. Кроме того, они тренируют пожарных в качестве охранников и парамедиков, а также предоставляют соответствующие услуги по чрезвычайному реагированию. Коммерческие службы активнее внедряют новшества по сравнению с государственными службами.
Приватизация в сфере пожаротушения может принимать разные формы. В одних случаях государство или местные власти нанимают частных подрядчиков для борьбы с пожарами. В США, например, созданная в 1991 г. Национальная ассоциация борьбы с лесными пожарами (NWSA) представляет свыше 150 частных фирм, которые нанимают пожарных и закупают или арендуют оборудование для оказания помощи в тушении пожаров в своей местности.
Совсем иная форма частной противопожарной защиты финансируется крупными страховыми компа-
ниями США. Так, страховая компания Chubb Corp. предоставляет своим клиентам услуги пожарных, если стоимость страхового возмещения составляет не менее миллиона долларов [3]. Страховая компания Fireman's Fund нанимает частные пожарные компании. American International Group, Inc. (AIG) — один из мировых лидеров в сфере страхования и перестрахования — нанимает частные фирмы для разбрызгивания пламеостанавливающей пены на дорогостоящие дома в случае появления угрозы стихийного пожара.
Некоторые компании предлагают услуги по коммерческому пожаротушению непосредственно владельцам недвижимости в районах, уже обслуживаемых муниципальными отделениями пожарной охраны. Например, за единовременную выплату в 30 тысяч долларов компания Golden Valley Fire Suppression (Калифорния, США) берется обеспечивать пожарную защиту дома до тех пор, пока заказчик является владельцем этого дома. Компания обязуется разместить свои собственные пожарные машины в тщательно выбранных «кластерах» вблизи домовладений своих клиентов, чтобы гарантировать приезд пожарных в течение не более 5 минут.
Что касается частной пожарной охраны в России, то здесь частных пожарных служб пока мало, хотя сейчас они начинают активно создаваться. Например, в Курске с июля 2007 года работает частная пожарная компания «Бранд-майор» [4]. В ее парке три хорошо оснащенных отечественных автомобиля, в штате 38 профессиональных пожарных. Как и в обычной пожарной части, в расчете круглосуточно дежурят по шесть человек. Зарплата такая же, как и в городских пожарных частях. «Бранд-майоровских» пожарных МЧС России привлекает лишь в случае крупных пожаров. Тушение пожаров производится бесплатно [5]. Сами куряне «частников» себе вызвать не могут — при пожаре нужно звонить только «01». Компания «Бранд-майор» зарабатывает установкой и проверкой пожарной сигнализации, лестниц, гидрантов и прочего оборудования на предприятиях, в школах и детских садах.
Частные коммерческие пожарные организации вносят существенный вклад в реализацию программ пропаганды пожарной безопасности, и сами выступают с важными инициативами. Например, в 2007 году частными коммерческими пожарными организациями США была предложена идея разработки обучающих программ по пропаганде мер пожарной безопасности для школьников и студентов. Была создана группа для разработки этого проекта, в которую вошли специалисты по пожарной безопасности, представители страховых компаний, представители университетов и пожарных ассоциаций. В рамках проекта, в частности, был создан веб-сайт, пропагандирующий пожарную безопасность (http://www. iGot2Kno.org) [6].
Охрана труда
Сервис безопасности в сфере охраны труда хорошо развит за рубежом. Спектр услуг частных компаний весьма широк и включает:
проведение обследования предприятия и составление перечня рабочих мест с указанием вредных и опасных факторов рабочей среды и времени их воздействия;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
проведение сертификации системы организации работ по охране труда;
разработка системы управления охраной труда; организационно-методическая помощь в разработке и реализации программ по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
обучение по охране труда, в т. ч. оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
издание нормативно-правовой литературы по охране труда, справочников и пособий, инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, наглядно-иллюстративной продукции, плакатов, знаков безопасности, мультимедийных обучающих компьютерных программ;
производство и продажа специальной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты;
аутсорсинг охраны труда, т. е. осуществление функций службы охраны труда в организациях-заказчиках;
консультации по всем вопросам охраны труда. В России рынок негосударственных услуг по охране труда динамично развивается. В качестве примера можно привести группу компаний «Региональный стандарт», которая успешно работает с 1999 года и предлагает полный комплекс услуг по аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда, обучение по охране труда руководителей организаций, специалистов и руководителей служб охраны труда [7]. Среди клиентов этой группы 900 крупнейших предприятий России. Весь спектр деятельности группы компаний «Региональный стандарт» осуществляется на основании государственных аккредитаций и необходимых лицензий.
Вместе с тем следует отметить, что одним из серьезных препятствий на пути его развития являются недостатки существующей системы аккредитации, предусматривающей длительную процедуру, необоснованно завышенные требования к организациям, оказывающим эти услуги, что делает создание аккредитованных организаций, особенно в регионах, практически невозможным. Соответственно, стоит задача модернизации системы аккредитации по мере развития рынка услуг в области охраны труда, обобщения практики аккредитации, усиления роли саморегулирования в сфере услуг по охране труда [8].
Промышленная безопасность
В соответствии с законодательством Российской Федерации, промышленная безопасность — это защита общества и каждой личности от аварий и техногенных катастроф, а также от их последствий [9]. Промышленная безопасность — это важнейшее, приоритетное направление успешной инженерно-технической деятельности предприятия. Безусловно, абсолютно гарантированной промышленной безопасности не существует, но достижение ее высокого уровня возможно. Основная цель промышленной безопасности — предотвращение и минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. За рубежом и в России негосударственные предприятия сервиса безопасности способствуют достижению этой цели, предоставляя, в частности, следующие услуги:
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
обучение проведению спасательных работ в опасных и труднодоступных местах, работе с опасными веществами и материалами, оказанию первой помощи, спасению на водах, управлению при ЧС и др.;
аутсорсинг: предоставление обученных и экипированных аварийно-спасательных команд, предоставление персонала для временной работы, в частности, на стадии строительства объекта в качестве дежурных пожарных, персонала, обслуживающего замкнутые пространства, инспекторов по технике безопасности;
консалтинговые услуги по следующим вопросам: анализ риска, идентификация и регистрация опасных производственных объектов, экспертиза промышленной безопасности, разработка и экспертиза деклараций промышленной безопасности и паспортов безопасности, разработка планов эвакуации и спасения персонала при ЧС для конкретных объектов (определяются возможные сценарии и обеспечивается готовность к ним).
Из российских компаний, успешно работающих в области промышленной безопасности, отметим группу компаний «Промышленная безопасность» [10]. Кадровый потенциал группы компаний «Промышленная безопасность» составляет коллектив научных работников и высококвалифицированных специалистов в области промышленной безопасности. Интересно, что костяк коллектива сложился еще во ФГУП «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», приватизация которого в конечном итоге и привела к образованию этой группы компаний. Компании, входящие в группу, участвуют в разработке законопроектов, проектов нормативных документов, стандартов предприятий и систем управления промышленной безопасностью, разрабатывают специальные технические условия (СТУ) в области добычи и транспортировки нефти и газа, проводят экспертизу промышленной безопасности, зани-
маются декларированием промышленной и пожарной безопасности, проводят анализ опасности и оценку риска, декларирование пожарной безопасности, расчет пожарного риска на производственных объектах, а также работают по многим другим направлениям в области промышленной безопасности. Среди клиентов группы — ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», АК «Транснефть», ОАО «Концерн Энергоатом» и целый ряд других крупнейших промышленных компаний.
Сервис медицинской безопасности В области сервиса медицинской безопасности частные компании могут оказывать и оказывают следующие услуги:
подготовка инструкторов по оказанию первой медицинской помощи и проведению сердечно-легочной реанимации;
обучение сотрудников организаций приемам оказания первой доврачебной помощи;
продажа учебных пособий, манекенов, аптечек первой помощи, масок для искусственного дыхания, автоматических внешних дефибрилляторов, спасательных пакетов и других средств спасения; медицинское сопровождение мероприятий; оказание первой медицинской помощи. Услуги по оказанию скорой помощи могут предоставлять государственные, добровольные, частные коммерческие и общественные организации. Их доли в оказании услуг могут сильно отличаться в разных странах и даже в пределах одной страны. Частные службы скорой помощи — это обычные коммерческие предприятия с наемными работниками; они часто работают по контракту с местными властями или национальным правительством. Частные компании в основном предоставляют услуги по транспортировке больных (т. е. без оказания неотложной помощи), но в некоторых местах с ними заключаются контракты и на оказание неотложной помощи. Частным службам нередко полностью передаются все транспортные функции в сфере скорой помощи, а государственные учреждения этим не занимаются. Примером могут служить крупные компании Falck и American Medical Response, которые предоставляют такие услуги. Во многих районах именно частные фирмы обеспечивают первый уровень реагирования (оказание неотложной помощи и, при необходимости, транспортировку в больницу) на экстренные вызовы. Кроме того, эти организации могут оказывать услуги по медицинскому сопровождению на промышленных объектах или на специальных мероприятиях.
Во Франции ассоциация частных врачей и клиник неотложной помощи SOS Medicins является второй по объему оказываемых услуг службой скорой и неотложной помощи после государственной скорой помощи SAMU75. Служба SOS Medicins является основной в небольших городах. Кроме того, существует также добровольные службы — машины ско-
ШН SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No.
1 (27)
рой помощи, принадлежащие Красному кресту, а также медицинские спасательные бригады в составе пожарных команд [11].
В Великобритании основную долю услуг скорой помощи оказывает государственный сектор. Однако в последнее время частные компании все чаще привлекаются к выполнению ряда услуг; в частности, они обеспечивают медицинское сопровождение (дежурство скорой помощи) массовых мероприятий вместе с добровольными организациями или самостоятельно. Некоторые организаторы мероприятий отдают предпочтение частной скорой помощи из-за ее больших возможностей [11]. Самым распространенным видом услуг, оказываемых частной скорой помощью, является транспортировка больных: многие трастовые компании и больницы предпочитают нанимать для этого частную компанию, а не пользоваться услугами Национальной службы здравоохранения (НСЗ). С некоторыми компаниями заключаются контракты на предоставление бригад скорой помощи в дополнение к бригадам НСЗ, при этом четверть британских трастовых компанийУ скорой помощи заключает договора на оказание медицинских услуг первого уровня с частными компаниями.
В США в конце 1970-х-начале 1980-х гг. более 200 частных компаний скорой помощи постепенно слились в крупные региональные компании, некоторые из которых работают до сих пор. Тенденция к укрупнению сохраняется, вследствие чего сегодня на этом рынке услуг осталось несколько частных компаний, незначительное число региональных и две крупные международные компании, которые сейчас доминируют в отрасли. Эти коммерческие службы предоставляют платные услуги пациентам либо заключают договора с местными муниципалитетами. Муниципалитеты берут на себя полную или частичную оплату услуг коммерческих служб, а те, в свою очередь, гарантируют соответствующее кадровое обеспечение, определенный уровень квалификации персонала, наличие ресурсов и время прибытия по вызову [12].
В России платная скорая помощь — активно развивающийся сектор услуг. Она отличается стабильно высоким качеством предоставляемых услуг и значительной скоростью реагирования. В России, в отличие от большинства стран, в состав бригады скорой помощи обязательно входит врач.
Обеспечение дорожной безопасности
С теоретической точки зрения, контроль за соблюдением правил дорожного движения представляет собой производственный цикл со следующими этапами: наблюдение, обнаружение, идентификация, установление истины, определение наказания, приведение его в исполнение (чаще всего штраф). Уже сейчас в США и во многих европейских странах заметна тенденция на передачу тех или иных частей этого «производственного процесса» в руки частных
компаний. Пока частным компаниям достаются только технические задания — установка автоматических камер наблюдения, поддержание их в рабочем состоянии, сбор снимков и т. д. [13].
Сегодня в мире существует уже несколько успешных проектов по передаче в руки частных компаний права надзора за соблюдением условий сертификации транспортных средств.
Как показывает опыт, это вполне осуществимо, причем частные компании справляются с работой ничуть не хуже, а во многих случаях намного лучше государственных органов. Это в равной степени относится и к качеству инспекционных услуг, и к ценам на них.
Наиболее последовательно программа приватизации в сфере оказания услуг по сертификации транспортных средств проводится в Финляндии. Вплоть до 1992 года периодические проверки технического состояния автомобилей в Финляндии производились государственным бюро «Центральная автомобильная регистратура». С начала 1993 года Регистратура прекратила работу в качестве государственного органа, и ее статус был изменен на государственную коммерческую компанию. В 1996 году она была перерегистрирована как обычная акционерная компания. Приватизация параллельно шла и другим путем: часть функций компании постепенно передавалась существующим на рынке частным компаниям. С начала 1994 года в стране существует легальная возможность открыть частный инспекционный центр, получив разрешение от Министерства транспорта и телекоммуникаций. Таким образом, был образован конкурентный рынок.
Кроме того, часть ежегодных обязательных проверок было позволено осуществлять частным гаражам, которые должны просто уведомить власти о своем намерении предоставлять такую услугу. К таким проверкам относятся измерение уровня вредных выхлопов, проверка тормозов у автобусов и грузовиков. В том случае, если проверка была произведена частным гаражом, она исключается из числа прочих обязательных ежегодных проверок, проводимых в компании, авторизованной Министерством транспорта и телекоммуникаций.
В 2000-м году частные компании в Финляндии контролировали около 30 % рынка экспертизы и сертификации автомобилей; сейчас эта цифра еще выше. Как показывает опыт, приватизация приводит к систематическим улучшениям в области технического состояния автомашин, экологической безопасности, защиты прав потребителя, качества обслуживания, не говоря уже о сокращении государственных расходов [2].
Точно так же частные компании могут привлекаться к любым работам, связанным с лицензированием водителей (пилотов) транспортных средств, а роль государства может быть сведена к надзору за
частными компаниями на предмет соответствия процесса выдачи лицензий установленным критериям.
В России рассматривается возможность передачи частным компаниям права свидетельствовать техническую исправность автомобиля. Сейчас выдавать талон может только ГИБДД. В случае принятия нового закона это право будет передано частным центрам техосмотра — членам саморегулируемых организаций (СРО) или специально аккредитованным правительством организациям.
Успешный опыт диверсифицированного сервиса безопасности на примере международной компании Falck
В 1906 году основатель компании Софус Фалк ^орИш Ба1ск) создал первую спасательную службу в Дании. В 1922 году Ба1ск становится предприятием по оказанию противопожарных услуг, в 1930 году начинает обслуживание первых частных клиентов. Уже в 1956 году деятельность Ба1ск охватывает всю Данию, работают 100 филиалов компании. В 1988 году семья Фалк продает Ба1ск датской страховой компании. Сегодня это крупная скандинавская частная акционерная компания, действующая практически по всей Европе, с представительствами на четырех континентах. Во всех странах Ба1ск располагает приблизительно 15 тыс. сотрудниками [14].
В последнее время Ба1ск переживает быстрый рост, и четыре направления ее деятельности — скорая помощь, помощь и спасение в экстремальных ситуациях, обучение спасательным работам и технике безопасности, медицинское обслуживание — завоевывают свою долю рынка в разных странах.
Ба1ск является самой большой организацией скорой помощи в Европе и единственной компанией со службами неотложной скорой помощи в семи странах: Швеции, Дании, Польше, Бельгии, Словакии, Финляндии и Норвегии. Всего у компании Ба1ск порядка 900 машин скорой помощи. Ежегодно они выезжают на миллион вызовов от больных людей, рожениц и жертв несчастных случаев.
Компания Ба1ск активно использует такие новейшие технологии, как телемедицина, а в 2000 году Ба1ск одной из первых в мире ввела спутниковое наблюдение за машинами скорой помощи.
Работа компании в разных странах позволяет обменивать ноу-хау на международном уровне: сравнивать и выбирать наилучшие методы различных систем оказания добольничной медицинской помощи и, таким образом, повышать уровень работы европейских спасательных служб.
Ба1ск также владеет крупнейшей в мире частной службой пожаротушения, которая предоставляет услуги пожаротушения в 68 из 98 муниципалитетов Дании. Ежегодно пожарные Ба1ск совершают около 12 тыс. выездов.
Большинство потребителей услуг по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях — местные вла-
сти; поэтому граждане, которые их используют, не платят за скорую помощь, тушение пожаров или транспортировку в больницу — их оплачивают местные власти.
Ба1ск является мировым лидером в области тренинга по спасательным работам и безопасности, особенно для работников объектов шельфовой добычи углеводородов и морского транспорта. Ба1ск ежегодно проводит курсы по технике безопасности для работников судоходных компаний, воинских частей, авиационной и нефтяной промышленности. Кроме того, компания проводит анализ безопасности, разрабатывает планы предупреждения чрезвычайных обстоятельств и антикризисного управления, особенно для сектора шельфовой добычи и для атомных электростанций.
Опыт компании Ба1ск может служить примером эффективной и успешной работы в ряде областей сервиса безопасности.
Выводы и возможные функции МЧС России в развитии сервиса безопасности
Изучение зарубежного и российского опыта в области сервиса безопасности показывает, что в России уже сформировались и реально существуют все основные элементы системы негосударственного обеспечения безопасности жизнедеятельности. Однако действующее законодательство не в полной мере согласуется с происходящими в обществе и государстве социально-экономическими преобразованиями и зачастую сдерживает дальнейшее развитие.
Чтобы обеспечить условия для дальнейшего расширения спектра и повышения качества негосударственных коммерческих услуг в области обеспечения безопасности, необходимо совершенствовать законодательство в области сервиса безопасности, развивать системы лицензирования и аккредитации, определить четкие показатели качества услуг в сфере сервиса безопасности, активно изучать и внедрять передовой отечественный и зарубежный опыт.
Функции МЧС России в области развития сервиса безопасности могли бы заключаться в следующем:
совершенствование законодательства в области сервиса безопасности;
осуществление государственной политики по обеспечению снижения рисков ЧС природного и техногенного характера;
оказание услуг по обеспечению безопасности населения и территорий в периоды угрозы и ликвидации масштабных ЧС, предоставление услуг по предупреждению ЧС, спасению людей и защите территорий, когда штатных ресурсов сервиса безопасности недостаточно;
поддержание постоянного контакта с руководителями межрегиональных объединений (партнерство) в различных сферах приложения сервиса безопасности;
ведение реестра межрегиональных и региональных объединений в различных сферах приложения сервиса безопасности;
проведение регистрации аварийно-спасательных служб и формирований, аттестация и страхование спасателей, обучение персонала;
аттестация организаций в области сервиса безопасности;
создание базы данных по сервису безопасности; сопряжение отдельных элементов сервиса безопасности с государственными системами защиты населения и территорий (РСЧС, ГО, ГПС и др.), их органами управления (НЦУКС, ЕДДС), информационными системами (АИУС РСЧС, ОКСИОН и др.).
В настоящее время в МЧС России ведется работа по развитию сервиса обеспечения безопасности туристской деятельности. В частности, ВНИИ ГОЧС сейчас работает над созданием в областях РФ пяти пилотных зон по развитию сервиса обеспечения безопасности туристской деятельности.
Литература
1. Воробьев Ю.Л. Сервис безопасности — возрастающий фактор самоорганизации общества // Основы безопасности жизнедеятельности. 2009. № 1.
2. http://prompolit.ru/114833
3. http://www.chubb.com
4. http://kp.ru/daily/24413/586901
5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 22
6. http://www.iGot2Kno.org
7. http://www.regstandart.ru
8. http://www.ohranatruda.ru/infoblok/articles
9. http://www.ruspromexpert.ru
10. http://www.safety.ru
11. http://www.wikipedia.org
12. http://wap.viewfromthetop.forum24.ru/71-5-0-00000009-000-0-0
13. http://www.dorogajizni.ru/old/5/obsch_bezop.htm].
14. http://www.falck.com
Сведения об авторах
Ляховец Татьяна Лаврентьевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: tatiana.l@mail.ru
Рузманова Марина Николаевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: mnruzmanova@yandex.ru
Котосонов Александр Сергеевич: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.
21352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: buxas@mail.ru
Маркин Дмитрий Владимирович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: dima_m8@mail.ru
XV
Международная
научно-практическая
конференция
International Scientific and Practical Conference
йшжаш шщщн кшшшж! ишмшжй
Материалы конференции
УДК 355.58 + 614.8.084 ББК 68.9 М76
Научные редакторы: В.П. Молчанов,
д.т.н., начальник НТУ МЧС России; В.А. Акимов,
д.т.н., начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. XV международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. 18—20 мая 2010 года, Москва, Россия; МЧС России. - М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 512 с.: ил.
ISBN 978-5-93970-041-2
Конференция была подготовлена и проведена Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российской академией наук, Российским научным обществом анализа риска в соответствии с комплексным планом основных
мероприятий МЧС России на 2010 год, утвержденным приказом МЧС России от 22 декабря 2008 г. № 800.
Конференция была проведена в рамках Международного салона «Комплексная безопасность 2010».
В ходе конференции прошло три пленарных заседания. Первое на тему: «Система управления в кризисных ситуациях в Российской Федерации: пути создания и развития». Второе на тему: «Реализация государственной политики в области обеспечения комплексной безопасности в рамках федеральных целевых программ». Третье на тему: «Перспективы развития методов и принципов обеспечения сейсмобезопасности в Российской Федерации».
Также в соответствии с Деловой программой Международного салона «Комплексная безопасность 2010» был проведен Научно-практический межведомственный семинар по вопросам обеспечения безопасности арктических территорий.
Материалы конференции рассчитаны на специалистов в области проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области проблем антикризисного управления, а также на широкий круг читателей.
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=15549529