ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Э.Р. Сиразетдинов, студент
Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11046
Аннотация. В данной статье рассматривается введение безопасности и эффективности на промышленных объектах. Описываются законодательные нормы для минимизации рисков при осуществлении производственной деятельности на опасных объектах. Анализируется состояние безопасности в России на данный момент. Дается оценка законодательно-правовой деятельности в сфере промышленной безопасности. Оценивается опыт обеспечения безопасности на промышленных объектах в зарубежных странах.
Ключевые слова: безопасность, риски, промышленное производство, законодательство, опыт зарубежных стран.
Обеспечение безопасности промышленных объектов - это одно из основных условий успешного функционирования и развития любой отрасли. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности промышленных объектов, реализуемых государственными надзорными органами, зависит от множества факторов. Среди многообразия аспектов, влияющих на общее состояние дел, следует отметить организацию взаимодействия государственных надзорных органов и подконтрольных предприятий. Так же необходимо помнить, что в мировой практике существует несколько алгоритмов взаимоотношений надзорных органов и компаний.
Минимизация рисков в процессе производственной деятельности на опасных объектах промышленности обеспечивается строгим соблюдением требований законодательства [1]. Законодательные нормы для таких объектов разделяются на следующие группы:
1) Общие правила промышленной безопасности, которые утверждены законами федерального уровня. В первую очередь это 116-ФЗ и 69-ФЗ;
2) Нормы и правила промышленной безопасности производственных объектов с учетом специфики их технологических процессов и отрасли деятельности. В таких документах четко определяется круг организаций, на которые распространяется его
действие, и приводятся критерии принадлежности к этому перечню;
3) Специальные нормативные документы, устанавливающие требования к особым типам объектов - например, оборудованию атомной промышленности.
Правила промышленной безопасности на опасных объектах для отдельных отраслей утверждаются специальным приказом Ростехнадзора. К примеру, для химически опасных производственных объектов действует документ, утвержденный приказом № 559 от 21 ноября 2013 года.
В приказе Ростехнадзора фиксируется дата вступления в действие конкретных федеральных норм и правил. Обычно она откладывается на период от трех до шести месяцев с момента публикации приказа. Это делается для того, чтобы предприятия, которые подпадают под его действие, имели возможность скачать текст документа и ознакомиться с ним. Кроме того, им потребуется время на организацию производственных процессов согласно правилам, утвержденным ведомством. По истечении срока, указанного в документе, соблюдение его требований становится обязательным для всех компаний, которые работают в данной области.
Обеспечения безопасности на промышленных объектах является важной задачей для государства. Вопросы об обеспечении безопасности технологически связаны с деятельностью предприятий и оказывают
решающее значение на конечный результат их работы, а, следовательно, и на экономические темпы развития страны в целом [2]. Российская промышленность имеет тенденцию к укрупнению, которая проявляется в создании все большего количества структур вертикально-интегрированного типа. Они, как правило, большое значение к внедрению на своих предприятиях, особенно относящихся к опасным производственным объектам, эффективных систем по управлению промышленной безопасности.
Главной целью обеспечения промышленной безопасности является подъём уровня безопасности основе рыночного механизма. В связи с этим будет полезно изучить опыт зарубежных стран в данной области.
Если проанализировать зарубежный опыт, то видно, что во многих странах успешно работает разветвленный сервис безопасности. Он выполняет важные функции в сфере обеспечения безопасности. Государственные органы занимаются в основном стратегическими задачами безопасности и регулированием сервиса безопасности, они практически не вмешиваются в повседневную деятельность предприятий, которые занимаются обеспечением безопасности. Субъектами сервиса безопасности за рубежом являются как мелкие акционерные коммерческие компании, так и крупные корпорации.
В США регулирование в области обращения и использования опасных веществ регламентируется федеральным законодательством и законодательством штата. Департаментами окружающей среды и природных ресурсов осуществляется выдача разрешений на несколько десятков видов производств и операций, в том числе: наземных резервуаров веществ с температурой вспышки менее 200 градусов по Фаренгейту, эксплуатация пунктов сбора нефти, резервуары природного газа. Так же осуществляется выдача разрешений на нефтяное и газовое бурение, вторичную переработку и хранение углеводородов. Для персонала предусматривается обязательная сертификация операторов подземных хранилищ опасных веществ, а так же
персонала производств наносящих вред окружающей среде [2].
Исследование использованных материалов изучений Организации контроля безопасности на рабочих местах (HWSA), Организации защиты труда (SWA), а кроме того Австралийского бюро статистики (АБС) демонстрирует, что загрязнение находящейся вокруг сферы в рабочих зонах неблагоприятно влияет на состоянии здоровья персонала и увеличивает опасность развития профессиональных болезней, которые в собственную очередь значительно уменьшают эффективность работы. Несомненно, австралийские правительства принимают во внимание, что подобные отрицательные перемены в долгосрочной перспективе неминуемо сделают общественный и экономический вред [4].
В Канаде осуществляется лицензирование и выдача разрешений на газовое и нефтяное бурение и производство. Так же выдаются разрешения на перевозку и выбросы опасных веществ. В Австралии функционирует система лицензирования опасных производств.
В Европе действует система разрешений на бурение и размещение новых опасных производств. Так же там очень хорошо развита система декларирования безопасности производств, предоставление специального документа - Safety Report.
Рассмотрим очень успешный опыт диверсифицированного сервиса безопасности на примере международной компании Falck. В 1906 году основатель компании Sophus Falck создал первую спасательную службу в Дании. В 1922 году Falck становится предприятием по оказанию противопожарных услуг. В 1930 году начинает обслуживание первых частных клиентов. И уже в 1956 году компания охватывает всю Данию, работают более 10 компаний. Сегодня это крупная частная акционерная компания, работающая практически во всей Европе, с представительствами на 4 континентах. На данный момент Falck переживает быстрый рост. Активно развиваются четыре направления ее деятельности: скорая помощь, медицинское обслуживание, помощь и спасение в экстре-
мальных ситуациях, обучение спасательным работам и технике безопасности.
Falck является самой большой организацией скорой помощи в Европе и единственной компанией неотложной помощи в семи странах. Компания использует новейшие технологии. Так как они успешно работают в разных странах, это позволяет им обмениваться «ноу-хау» на международном уровне. Так же это позволяет им первыми узнавать о новых передовых технологиях.
Falck владеет крупнейшей в мире службой пожаротушения, которая предоставляет услуги в 68 из 98 муниципалитетов Дании. Ежегодно пожарные совершают около 12 тысяч вызовов [5].
Falck - это мировой лидер в области тренинга по спасательным работам и безопасности, особенно для работников объектов шельфовой добычи углеводородов и морского транспорта. Так же данная компания ежегодно проводит курсы по технике безопасности для работников судоходных компаний, воинских частей, авиационной и нефтяной промышленности. Кроме того, компания проводит анализ, разрабатывает планы предупреждения чрезвычайных обстоятельств и антикризисного управления, особенно для сектора шель-фовой добычи и для автономных электростанций.
Библиографический список
1. Правила промышленной безопасности на опасных объектах [Электронный ресурс] // Онлайн журнал Attek experts. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.centrattek.ru/info/promyshlennaja-bezopasnost-opasnyh-obektov/
2. Храпов В.Е., Турчанинова Т.В. Инновационные преобразования на судоремонтных предприятиях как потребность устойчивого обеспечения морской деятельности // Экономическая библиотека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://economy-lib.com/ekonomicheskoe-razvitie-remonta-korabley-i-sudov-v-sisteme-morskogo-hozyaystva-arkticheskogo-regiona
3. Аналитическая записка к вопросу о состоянии дел по законодательному и нормативно-правовому регулированию обеспечения промышленной безопасности URL: https://www.safety.ru
4. Макаров Е. П. Исследование стратегии безопасности труда и здоровья в Австралии // Безопасность труда в промышленности. 2016. № 6. С. 21-25.
5. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://www.falck.com/en/
Опыт компании Falck наглядно служит нам примером эффективной и успешной работы в ряде областей сферы безопасности.
Изучение зарубежного опыта в сфере безопасности показывают, что зарубежные страны активно следят за безопасностью в сфере промышленности. Активно следят за нововведениями и технологиями. В России, что бы обеспечить условия для дальнейшего расширения спектра и повышения качества услуг в области обеспечения безопасности, необходимо совершенствовать законодательство в области безопасности, развивать системы лицензирования и аккредитации, активно изучать и внедрять зарубежный опыт.
Говоря об оценке законодательно-правовой деятельности в области промышленной безопасности, нельзя не согласиться с мнениями ведущих российских ученых о том, что сегодняшнее законодательство России и других стран в области промышленной безопасности продолжает базироваться на концепции «абсолютная безопасность». Отдельные нормативные документы устанавливают взаимоисключающие, дублирующие или избыточные требования в области обеспечения промышленной безопасности.
ENSURING SAFETY IN INDUSTRIAL OBJECTS: INTERNATIONAL EXPERIENCE
E.R. Sirazetdinov, student Samara state technical university (Russia, Samara)
Abstract. This article discusses the introduction of safety and efficiency in industrial facilities. Legislative norms are described to minimize the risks in carrying out production activities at hazardous facilities. Analyzed the state of security in Russia at the moment. An assessment of legislative and legal activities in the field of industrial safety is given. Safety experience at industrial sites in foreign countries is assessed.
Keywords: safety, risks, industrial production, legislation, experience of foreign countries.