УДК 327:614.8
Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа Безопасности» — основа подготовки и воспитания подрастающего поколения
© Технологии гражданской безопасности, 2009
Э.Н. Аюбов Т.А. Веденеева Р.А. Дурнев Ю.А. Жуков
Аннотация
Даны основные направления деятельности Всероссийского детско-юношеского движения «Школа Безопасности». Определены основные задачи и функции экспериментального учебного городка МЧС России «Школа Безопасности». Представлены примерная план-схема и структура экспериментального учебного городка «Школа Безопасности».
Ключевые слова: подготовка подрастающего поколения, курс «Основы безопасности жизнедеятельности», Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа Безопасности», Экспериментальный учебный городок «Школа Безопасности».
Experimental Educational Town "School of Safety" of MChS of Russia for Training of Children and Youth
© Civil Security Technology, 2009
E. Ayubov T. Vedeneeva R. Durnev Y. Zhukov
Abstract
The authors describe the key areas of activities of the All-Russian Children and Youth Movement "School of Safety" and define the primary objectives and functions of the experimental educational town "School of Safety". A schematic plan and the organizational structure of the experimental educational town "School of Safety" are presented.
Key words: training of children and youth, Life Safety Fundamentals training course, All-Russian Social Movement of Children and Youth "School of Safety", experimental educational town "School of Safety".
Природа удивительной красоты и тысячелетняя история, которыми можно гордиться, достались России. Величественные горы, широкие реки, зеленые леса и солнечные поля — весь этот прекрасный мир окружает нас, но сколько в этом мире таится опасностей, сколько трудностей поджидает нас на жизненном пути! Крупнейшие природные и техногенные катастрофы, унесшие многие человеческие жизни, со всей отчетливостью дают понять, что никто из живущих на земле не застрахован от беды, а значит, каждый должен уметь противостоять ей.
Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества и масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера. Перед прогрессивным человечеством все более остро встает вопрос — что будет дальше? Как создать новые, эффективные системы и технологии противодействия опасностям?
Все очевиднее становится тот факт, что решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий [1].
Для реализации задач в области безопасной жизнедеятельности и более качественной подготовки всех категорий населения необходимо более эффективно формировать физическую и психологическую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов ЧС и окружающей среды.
Подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и пожаров, совершенствование обучения подрастающего поколения, патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности спасателей и пожарных является одним из приоритетов деятельности МЧС России [2].
Особое внимание при этом уделяется детям, которые, как показывает мировая статистика и практика, всегда являются самой уязвимой частью общества. Для повышения уровня их подготовки в области безопасной жизнедеятельности специалистами МЧС России и Миноб-рнауки России проводится обширный комплекс мероприятий. Так, в 1994 году была создана детско-юношеская ассоциация «Школа безопасности», которая в дальнейшем была преобразована во Все-
российское детско-юношеское общественное движение, которое объединяет филиалы «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», координирующие подготовку детей в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на воде.
Ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях проводятся профильные полевые лагеря и соревнования «Школа безопасности», в которых принимает участие около 2 млн. детей (рис. 1).
Рис. 1. Участники соревнований «Школа Безопасности»
Опыт проведения полевых лагерей и соревнований показывает, что для большинства детей и подростков деятельность, сопряженная с определенным риском, требующая точности, ловкости, проявления воли и мужества является крайне притягательной и интересной (рис. 2).
Комплексный подход к обучению, включающий как учебные занятия с максимально насыщенной практической частью, так и творческие конкурсы, обучающие игры и проведение соревнований являются залогом успешной подготовки молодежи по
Рис. 2. «Юные спасатели»
действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, острой остается проблема создания соответствующей материальной базы, как для совершенствования подготовки и обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности, так и для подготовки и проведения всероссийских и международных соревнований с участием юношеских команд, в том числе в рамках деятельности Международной ассоциации молодежных организаций пожарных-спасателей [2].
В связи с этим на Коллегии МЧС России от 04 марта 2009 г. № было принято решение о создании экспериментального учебного городка МЧС России «Школа безопасности» (далее — ЭУГ МЧС России). Целью его создания является совершенствование подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических актов.
Размещение ЭУГ МЧС России планируется в Республике Мордовия на базе детского оздоровительного лагеря в качестве Мордовского филиала ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Данный лагерь расположен в 60 км от г. Саранска в живописной лесной зоне на берегу реки Сура вблизи с. Б. Березники (рис. 3). Его территория распо-
Рис. 3. Река Сура в районе размещения ЭУГ МЧС России
лагает лесной зоной площадью в 7,3 га, что позволит совершенствовать практические навыки подрастающего поколения в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях природной среды и проводить соревнования с использованием специализированных полос препятствий, в том числе на воде.
Основными задачами ЭУГ МЧС России являются: повышение эффективности работы и пропаганда деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и его филиалов «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник» в том числе на международном уровне;
апробация новых методов обучения подрастающего поколения и повышение методического мастерства преподавателей в области безопасной жизнедеятельности;
популяризация профессии спасателя и пожарного, в том числе в рамках деятельности Международ-
ной ассоциации молодежных организаций пожарных-спасателей;
повышение качества преподавания, проведение конкурсов и олимпиад в области безопасной жизнедеятельности.
Для выполнения основных задач на ЭУГ МЧС России возложены следующие функции:
проведение муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований «Школа безопасности»;
подготовка юношеской сборной команды «Школа безопасности» к участию в международных соревнованиях в рамках Международной ассоциации молодежных организаций пожарных-спасателей;
проведение полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник»;
проведение заседаний организационных комитетов Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», а так же Международной ассоциации молодежных организаций пожарных-спасателей;
повышение квалификации организаторов и судейского состава полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник» по основам организации занятий, игр, конкурсов, соревнований в ходе обучения подрастающего поколения;
разработка и экспериментальное апробирование новых форм (правил) проведения соревнований в рамках деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»;
совершенствование практических навыков подрастающего поколения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов, оказания первой медицинской помощи;
проведение научных экспериментов по совершенствованию организации обучения населения в области безопасной жизнедеятельности;
апробация новых информационных и методических материалов на печатных, аудио-, видео-, компьютерных носителях по безопасной жизнедеятельности учащихся;
проведение олимпиад по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», конкурсов «Учитель года по безопасности жизнедеятельности»;
проведение конференций, фестивалей, методических семинаров, мастер-классов, выставок пожарной техники, аварийно-спасательного инструмента и снаряжения.
Безусловно, что для преобразования бывшего детского оздоровительного лагеря под ЭУГ МЧС России необходимо выполнить ряд организационных, технических и других мероприятий, основными из которых являются:
разработка Положения и иных нормативных, правовых и руководящих документов по организации деятельности ЭУГ МЧС России;
оформление установленным порядком и передача в федеральную собственность находящихся в собственности Республики Мордовия недвижимого имущества и земельного участка, предназначенных для создания ЭУГ МЧС России;
разработка проектно-сметной документации и подготовка предложений по финансированию работ по созданию ЭУГ МЧС России;
обустройство территории и капитальный ремонт пригодных для эксплуатации сооружений и строительство новых объектов в соответствии с предполагаемой структурой и составом материально-технической базы ЭУГ МЧС России.
Для всестороннего обеспечения деятельности ЭУГ МЧС России и проведения указанных мероприятий необходимо обоснованно рассчитать рациональные структуру и состав городка.
Исходя из основных видов деятельности, организационно-штатная структура ЭУГ МЧС России должна быть следующей (рис. 4).
пожарно-тактическая полоса с учебной башней для проведения «Комбинированной пожарной эстафеты»;
площадка для отработки практических действий по оказанию первой медицинской помощи, изготовлению транспортировочных средств и транспортировке пострадавших;
маршрут выживания протяженностью не менее 15 км;
площадка для проведения спасательных работ на воде и оказанию первой медицинской помощи утопающим;
площадка для отработки приемов и способов оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а так же тестирования знаний участников по правилам дорожного движения пешеходов и велосипедистов;
площадка для отработки действий по поиску и извлечению пострадавших из-под завалов, разрушенных зданий и сооружений;
площадка для отработки действий в районе аварии
Рис. 4. Примерная организационно-штатная структура экспериментального учебного городка МЧС России
«Школа безопасности»
Состав материально-технической базы ЭУГ МЧС России должен обеспечивать деятельность в соответствии с предназначением и основными задачами, возложенными на ЭУГ МЧС России. В состав должны входить: административные здания, учебные и хозяйственные помещения, специализированные сооружения для проведения соревнований, стадион и спортивные площадки, территория для развертывания полевого лагеря, оборудованное место для купания, специализированные площадки для качественной организации занятий и практической подготовки подрастающего поколения и др.
Наибольший интерес представляет перечень спортивных сооружений и специализированных полос препятствий (рис. 5).
Так, для организации спортивных массовых мероприятий, командных игр на территории ЭУГ МЧС России необходимо строительство следующих специализированных полос препятствий и площадок:
с утечкой (выбросом, проливом) аварийно химически опасных веществ;
место, оборудованное для купания.
Такой перечень специальных тренировочных сооружений позволит проводить подготовку подрастающего поколения по различным направлениям спасательной и пожарной деятельности.
Таким образом, создание ЭУГ МЧС России «Школа безопасности» будет важной составляющей дальнейшего развития Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», повышения его статуса на международном уровне среди юных пожарных-спасателей. Учебно-тренировочная база городка, представленная широким перечнем тренировочных площадок и полос препятствий, станет уникальной в Российской Федерации, так как будет ориентирована исключительно на подрастающее поколение и позволит отрабатывать действия по многим направлениям спасательной и пожарной деятельности.
Рис. 5. Предполагаемая схема расположения площадок и спортивных сооружений ЭУГ МЧС России
Литература
Материалы XIII МНПК по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Актуальные проблемы формирования культуры безопасной жизнедеятельности». Сборник статей. М., ИПП «КУНА», 2008. 309 с.
Решение Коллегии МЧС России от 04 марта 2009 г. № 1/У. О создании экспериментального учебного городка МЧС России «Школа безопасности».
Сведения об авторах
Аюбов Эдуард Нажмудинович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник центра, 121352, Москва, ул. Давыдковская, д.7, тел. (495) 735-28-84.
Веденеева Таисия Александровна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) , научный сотрудник, 121352, Москва, ул. Давыдковская, д.7, тел. (495) 445-45-07.
Дурнев Роман Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, заместитель начальника института, 121352, Москва, ул. Давыдковская, д.7, тел. (495) 443-30-64.
Жуков Юрий Александрович: Департамент гражданской защиты МЧС России, заместитель начальника отдела, 121352, Москва, ул. Ватутина, д.1, тел. (495) 449-96-30.