Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИГРА / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова М.Е.

В данной статье представлен обзор понятия «дидактическая игра». Рассмотрены характерные особенности дидактических игр, представлены их функции, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88)

УДК 378

М.Е. Воронова

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье представлен обзор понятия «дидактическая игра». Рассмотрены характерные особенности дидактических игр, представлены их функции, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, мотивация, обучение, воспитание.

Начальная ступень образования - это самый важный период для младшего школьника, которому предстоит освоить не только умение учиться, но и учебный материал по основным учебным предметам.

В ФГОС НОО четко прописано: основная задача учителя - это формирование у младших школьников мотивации к учебной деятельности. Так как возраст, когда ребенок проходит первый этап школьного образования - это младший школьный возраст, то важная черта этого периода постепенная смена игровой деятельности на систематическое, социально организованное учение. Этот процесс может занимать у каждого ребенка свое определенное время. И поэтому игровая деятельность для младших школьников, во всех ее разновидностях, остается важной для их психического развития.

В начале учебной деятельности детям очень тяжело совладать с учебной нагрузкой, этому сопутствует усталость, хроническое утомление, отсутствие мотивации. И именно здесь интерес ребенка к учебной деятельности будет зависеть от учителя, от методов и приемов преподавания школьных предметов. В этом случае нам стоит отдать должное дидактическим играм.

Особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий.

По мнению А.П.Усовой обучение в форме дидактической игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка - на его стремление входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Оперируя вложенными в игру знаниями, он учится непроизвольно, непреднамеренно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями [5].

По мнению Б.П. Никитина дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [4].

Л.С. Выготский писал, что у школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем ходе развития школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). В игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е. между ситуацией в мысли и реальной ситуацией [1].

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого. Однако, педагог отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.

© Воронова М.Е., 2019.

Научный руководитель: Савельева Екатерина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88)

ISSN 2223-4047

Деятельность А. Макаренко является ярким примером игровой позиции учителя. Он определял игру как важный метод, считая, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли, есть такая же ответственность, как и в работе (труде)[6].

По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности, а Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения [6].

Роль дидактической игры в педагогическом процессе двусмысленна, она является: методом обучения, а также самостоятельной игровой деятельностью.

В первом случае, дидактические игры обширно используются на занятиях для того, чтобы познакомить детей с тем, что их окружает, с живой природой, с элементарными математическими представлениями, с речью и т.д. Стоит отметить, что содержание игры и её правила тщательно должны вписываться в воспитательно-образовательные задачи, выдвигаемые конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае учителю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеурочное время.

Дидактическая игра имеет три функции, а именно: развивающую, воспитывающую, образовательную. Эти функции способствуют умственному развитию ребенка. В тот момент, когда учитель включает разные игровые ситуации в урок, весь учебный процесс становится интересным, творческим, занимательным. Правильно проведенная дидактическая игра на уроке учителем способствует созданию бодрого рабочего настроения у младших школьников, а созданная учителем проблемная ситуация - это основа дидактической игры, которую дети стараются решить, активизируя при всём этом свою мыслительную деятельность [2].

Также необходимо подчеркнуть то, что внедрение всевозможных дидактических игр в обучении и воспитании способствует снятию напряжения, развивает активность школьников, познавательную деятельность, корректирует внимание, позитивно влияет на формирование универсальных учебных действий.

Подводя итоги, следует отметить, что дидактическая игра - это средство обучения, поэтому она может применяться на каждом без исключения занятии в начальной школе, а особенно ее применение полезно при закреплении учебного материала. Дидактическая игра формирует в младшем школьнике возможность действовать самостоятельно без помощи взрослого, таким образом, получая собственный опыт в учебной деятельности. Игра помогает учебному процессу в повторении изученного, при этом сохраняя эмоционально положительный настрой ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения предмета является эффективным средством активизации учебной деятельности детей, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Поэтому, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников [3].

Библиографический список

1.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2004.

2.Кругликов В.Н., Олейникова М.В. Интерактивные образовательные технологии. - М., 2018.

3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

4.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

5.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.

б.Чен Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии: методическая копилка. / Н. В. Чен: Пилотный выпуск. - М., 2011.

ВОРОНОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.